Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика одобрена лыжной комиссией Туристско-спортивного союза России




Методика категорирования лыжных маршрутов

 

Методика предназначена для оценки категории сложности лыж­ных маршрутов и может применяться при подготовке к походу, при выпуске МКК группы на маршрут, составлении отчета о совершен­ном походе и его зачете, при уточнении «Перечня...», судействе чемпионатов по туризму и т.п. Распространяется на лыжные марш­руты проводимые только на территории материков и островов.

Суть методики заключается в оценке категории сложности марш­рута адекватной величине, названной эквивалентной протяженно­стью (ЭП), определяемой по совокупности трех параметров:

протяженности маршрута - П (км); общего перепада высот - В (км) и работы - Т, затраченной на преодоление категорированных препятствий (КП) и оцениваемой в баллах, пропорциональных ки­лометражу (1 балл = 1 км).

Объединим параметры В и Т в один и назовем его условно «техни­ческой суммой» (ТС). Следовательно ТС = В + Т - величина, соответ­ствующая пути, который можно было бы пройти, использовав на ли­нейное перемещение работу, фактически затраченную во время по­

хода на преодоление перепадов высот и категорированных препят­ствий.

Величина эквивалентной протяженности (ЭП) конкретного мар­шрута определяется по формуле:

ЭП = П + 5хТС = П + 5х(В + Т)(1)

При этом необходимо учитывать требования и ограничения к маршрутам различных категорий сложности, которые приведены в табл. 1 и 2. Оценка категории сложности маршрута проводится в следующей последовательности:

1. Определяется протяженность маршрута П = кД, где: к - коэф­фициент, зависящий от рельефа местности и масштаба карты (для карт масштаба 1 см = 1 км, величина к=1,2); Д - длина маршрута по карте.

2. В соответствии с величинами протяженности (П) и продолжи­тельности (t) категорируемого маршрута (см. пп. 1 и 2, табл. 1) ори­ентировочно определяется его категория сложности. 3. Используя высотный график маршрута, определяется суммарный перепад высот (В) на маршруте, включающий подъемы и спуски, при этом перепады высот менее 100 м не учитываются. Величину (В) не­обходимо подсчитывать для каждого дня пути, учитывая коэффици­ент т - средний за день, а затем суммировать: В = miBi. Для высот ни­же 2000 м - m = 1; от 2000 до 3500 м - m = 1,1; выше 3500 м - m =1,2.

4. Составляется перечень всех категорированных препятствий, преодолеваемых на маршруте и проверяется соответствие их коли­чества и трудности заявленному маршруту (см. пп. 3 и 4, табл. 1). Эти ограничения введены по соображениям безопасности.

5. С помощью табл. 2 определяется количество баллов за совер­шенную работу (Т) по преодолению зачетных КП на маршруте. При этом необходимо соблюдать следующие требования:

5.1. В зачет идет только то количество и те виды препятствий, ко­торые даны в табл. 1 и 2, в соответствии с определенной ориентиро­вочно категорией сложности маршрута (см. п.2).

5.2. Категория трудности связки перевалов или перевала с одно­сторонним прохождением оценивается по совокупности участков подъема и спуска, при этом участок траверса (если он есть) оцени­вается отдельно.

5.3. Если траверс хребта или прохождение связки перевалов включает восхождение на вершину, то при категорировании марш­рута в зачет идет только одно из двух препятствий;

5.4. Если было совершено первопрохождение КП, то за каждое та­кое первопрохождение добавляется премиальный балл.

5.5. Подсчитывается суммарная величина работы, затраченной на преодоление зачетных КП:

Т=ΣTi.

6. Проводится подсчет величины «технической суммы»: ТС = В + Т, которая сравнивается с минимальным значением ТС (п.5, табл.1) для заявленной категории сложности маршрута.

7. Определяется величина эквивалентной протяженности марш­рута (по формуле 1). В этой формуле эмпирический коэффициент <5> компенсирует «потерю» 5 км линейного перемещения при пре­одолении каждого километра перепада высот (вверх или вниз) или прохождения различных КП. Например: по табл.2, препятствие, име­ющее трудность 2А, оценивается в 3 балла, следовательно прохожде­ние этого КП соответствует: 5х3 = 15 км линейного перемещения.

8. Сравнивается полученная величина эквивалентной протяжен­ности маршрута с ЭП min, соответствующей заявленной категории сложности (п.б. табл.1) и определяется его фактическая категория сложности. При этом могут возникнуть следующие ситуации:

8.1. Полученные значения параметров маршрута соответствуют предъявляемым требованиям, и маршруту присваивается соответст­вующая категория сложности.

8.2. Параметр ТС набрал меньшее количество баллов, чем это тре­буется для ориентировочно выбранной категории сложности марш­рута. В этом случае маршруту присваивается категория, соответст­вующая баллам набранной ТС. Исключение составляют районы, где отсутствуют КП и перепады высот более 100 м (ТС-0). В этом случае протяженность маршрута должна быть не менее величины ЭП ппп (п.6-6. табл.1), определенной по произведению числа ходовых дней на среднюю протяженность дневного перехода. Для походов раз­личной категории сложности принимались следующие значения: I-Шк.с. - 20 км/день; IV к.с. - 24 км/день; V к.с. - 26 км/день; VI к.с. - 28 км/день.

8.3. Маршрут не удовлетворяет одновременно требованиям пп.1, 2,3 и 6 (табл. 1). При этом он классифицируется как маршрут мень­шей категории сложности, с элементами маршрута более высокой категории сложности, если они имеются.

 

Таблица 1

Сводная таблица параметров маршрута

 

Параметр маршрута   Категория сложности маршрута  
I   II   III   IV   V   VI  
1. Миним. Продолжит. -1 (дни) (с одной дневкой)              
2. Мияим. Протяж. - П (км)              
3. Зачетное к-во П (min/max)     0-2   3-5   4-8   6-12   10-16  
4. Зачетное к-во наиболее сложных П (допускаемое)     2-1А   1-1Б   1-2А   2-2Б   2-ЗА  
5. Миним. Техн. сумма - ТС (балл)              
6. Минимальная эквивалентная протяженность:                          
6-а. ЭП nun при ТС>0              
6- б. ЭП min при ТС - 0            

8.4. Баллы, полученные за параметр ТС, оказались в диапазоне значений, соответствующих более высокой категории сложности, а протяженность активной части маршрута (П) соответствует требо­ванию: П >0,75*Пн, где Пн - нормативная протяженность маршрута следующей более высокой категории сложности и соответствующая баллам, полученным за параметр маршрута ТС. В этом случае МКК, может присвоить маршруту более высокую категорию сложности как исключение.

 

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.