Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория интеллекта Жана Пиаже




Теория мышления Гальперина

Теория мышления Рубинштейна

Гештальтпсихология

Когнитивная психология

Мышление - процессы обработки информации, решение задач;

Активность связана с приобретением, организацией и использованием знаний;

Проводится исследование аналогий мозг человека <-> ЭВМ, моделирование мышления на ЭВМ.

Исследуется связь мышления с познавательными (когнитивными) процессами.

 

Мышление - реструктурирование ситуации.

Внедрение системного подхода в психологические исследования ("гештальт" переводится как образ, система).

Экспериментальный анализ процессов восприятия, анализ продуктивного мышления и адекватных мыслительных операций. Объект рассматривается как целостный, динамичный, трансформируемый чувственный образ.

Важные моменты во взглядах на решение задач: поле восприятия обретает новую структуру, адекватную проблемной ситуации, безразличные до этого предметы приобретают функциональную ценность средств решения задачи.

Важные моменты:

● фигура и фон (картинка с вазой, типа одно воспринимается как главное, остальное - как фон)

● воспринимается динамичное целое, а не соединение отдельных сенсорных элементов

● ошибочно признается изоморфизм гештальтов трех уровней (физического, физиологического и психического)

● проводится анализ инсайта.

Мышление - деятельность, в основе которой лежит взаимодействие субъекта и объекта. Это процесс, использующий механизмы анализа, синтеза, обобщения, абстракции.

Применение знаний зависит от хода мыслительного процесса.

Анализ через синтез: "Из объекта как бы вычерпывается все новое содержание ". Это один из главных механизмов продуктивного мышления: объект в процессе мышления включается в новые системы отношений (синтез), выступает в новых качествах, что дает возможность узнать его новые свойства, фиксируемые в новых понятиях (анализ).

Задача обучения – формирование продуктивного мышления.

 

Мышление – система (и процесс ее функционирования) интериоризованных операций.

Идея интериоризации: "предметное действие переносится во внутренний, умственный план, а затем … во внутреннюю речь".

Умственная деятельность – последовательное, поэтапное отражение во все более сокращенном виде материальной деятельности человека.

 

Интеллект – форма познавательного аспекта поведения, функциональное назначение которого – структурирование отношений между человеком и средой. Интеллект обладает адаптивной природой.

Адаптация включает в себя

● ассимиляцию - усвоение данного материала существующими схемами поведения

● аккомодацию - приспособление этих схем к новым ситуациям.

Познание объекта заключается в воздействии на него, его динамическом воспроизведении.

 

Интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта; ее элементы – интериоризованные действия. Они являются операциями – координируются между собой, образуя обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные целостные структуры.

 

Учение о Стадиальном развитии интеллекта: -- это все тоже пиаже

1. Сенсо-моторный период (ребенок в возрасте 0-2 года): действия еще не перенесены во внутренний план, начинают формироваться представления о константности предмета.

 

2. Дооперациональный период (2-7 лет): появляются язык (> возможность интериоризации действия в мысли), осознание прошлого, способность мысленного разделения объекта на части и т.п.; отсутствует представление о законах сохранения (эксперименты с переливанием жидкости).

 

3. Период конкретных операций (7-11 лет): появляются формальные операции (классификация: орел < птица < животное и др.); операции еще не объединены в единое целое; формируются представления о законах сохранения: вещества (7-8 лет), массы (8-9 лет), объема (9-11 лет) – эксперименты с глиняной колбаской.

 

4. Период формальных операций (11-15 лет) гипотетико-дедуктивные рассуждения (могут выдвинуть гипотезу, обосновать ее), формальные рассуждения (тест Белларда), операции начинают объединяться в целостные структуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.