Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные задачи. Характеристика возрастных возможностей




Характеристика возрастных возможностей

Художественно-эстетическое развитие

В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отноше­ния к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: му­зыкальной, изобразительной, художественно-речевой.

Богатство и красота мира постепенно открываются ребенку, если он при­слушивается к звукам природы, всматривается в ее постоянно меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красо­ту, которая повсюду: и в многоцветий осенних листьев, и в одежде людей и кукол, и в предметах быта, украшенных народными мастерами.

 

Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народ­ных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и крас­ками орнаментов на игрушках и предметах интерьера.

Отличительная особенность художественной деятельности детей — ее син-кретичность и импровизационность: дети легко объединяют различные виды искусства — рисуют или импровизируют на музыкальных инструментах, одно­временно сочиняя несложный сюжет или напевая. В художественной деятель­ности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсор­ные, связанные с восприятием искусства.

В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, художественное слово, яркие произ­ведения изобразительного и театрального искусства. Чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо, используя возрастные осо­бенности, приобщать их к этому миру как можно раньше.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

 

Второй год жизни:

— развивать способность слушать художественный текст и активно (эмо­ционально) реагировать на его содержание;

— знакомить с произведениями, в которых отражены явления природы, уз­наваемые ребенком эпизоды, игровые и бытовые ситуации;

— учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;

— помогать узнавать литературные произведения и их героев при много­кратном чтении и рассказывании;

— побуждать самостоятельно рассматривать книги, специально изданные для детей раннего возраста, соотносить предметы, живые объекты с ри­сунками и иллюстрациями, отвечая на элементарные вопросы («Кто это?», «Где у зайки ушки?» и пр.).

Третий год жизни:

развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним;

— вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, ког­да воспитатель читает или рассказывает;

— стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из сти­хов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами;

— учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потеш­ках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него;

— побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литера­турных произведений и их действия при многократном чтении, расска­зывании, рассматривании иллюстраций;

 

— активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «Где мышка?-», «А это что?»).

 

Содержание психолого-педагогической работы

Задача воспитателя — создавать условия, в которых дети испытывают удо­вольствие от общения со взрослым по поводу литературных произведений, читать и рассказывать систематически, повторять многократно одно и то же произве­дение: воспитатель читает «Репку» по книжке с картинками, которая затем остается на столе в группе, рассказывает без книги, разыгрывает с игрушками, снова рассматривает с детьми картинки в книге, приносит в группу новое из­дание сказки с иллюстрациями другого художника, читает и рассматривает его с детьми (2,5—3 года).

Воспитатель знакомит детей с произведениями, отражающими явления при­роды, известные ребенку эпизоды, игровые и бытовые ситуации. Читает и рас­сказывает наизусть детям несложные произведения фольклора (потешки, при­баутки, побасенки, стихи и др.), в которых принимают участие знакомые персо­нажи (птички, собачка, кошечка, петушок и т.д.), описывающие понятные детям ситуации, отражающие доступные пониманию ребенка действия.

Важнейшее условие педагогической работы с детьми — эмоциональная вклю­ченность самого воспитателя в процесс чтения или рассказывания художествен­ного произведения, как если бы он сам был зрителем или участником событий.

Воспитатель использует яркие художественные образы для развития пони­мания речи. Чтение стихов, коротких рассказов, сказок без опоры на наглядно представленную ситуацию — необходимое условие развития контекстной речи.

В коротких играх-драматизациях и инсценировках с игрушками по мотивам потешек, стихов воспитатель побуждает детей вступать в элементарное игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. При этом у детей формируется уме­ние выражать мысль в словесной форме (фразовая речь), вести ролевой диалог.

Воспитатель постоянно включает художественное слово в повседневную жизнь ребенка («Спи, младенец мой прекрасный...»). Использует собственное имя ребенка в народной песенке, подходящей к тому или иному игровому или бытовому момен­ту («Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, мою Машу не пугай», «Киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись. Наша Катенька пойдет, через киску упадет»).

Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации в знакомых и не­знакомых им книгах. Он побуждает детей узнавать героев известных произве­дений в иллюстрациях и игрушках, называть героя и его действия, воспроизво­дить отдельные выразительные отрывки из художественного текста («Петушок, петушок — золотой гребешок...», «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...»).

Особое значение имеет чтение и рассматривание книг с подгруппой из 4— 5 детей, а также создание условий для свободного доступа каждого ребенка к отобранным и хранящимся в группе книгам.

Не нужно стремиться объяснять детям значение всех незнакомых слов, в частности образных описаний, или пересказывать своими словами мораль той или иной сказки.

Число литературных произведений, доступных малышам, невелико. Они дол­жны звучать постоянно, многократно повторяясь, включаясь в каждодневную жизнь ребенка, развивая в нем первоосновы чувства художественного слова.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.