КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные задачи. Характеристика возрастных возможностей
Характеристика возрастных возможностей Художественно-эстетическое развитие В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему и элементарные виды художественной деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой. Богатство и красота мира постепенно открываются ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее постоянно меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту, которая повсюду: и в многоцветий осенних листьев, и в одежде людей и кукол, и в предметах быта, украшенных народными мастерами.
Приобщение детей к искусству начинается с их знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; любуется формами и красками орнаментов на игрушках и предметах интерьера. Отличительная особенность художественной деятельности детей — ее син-кретичность и импровизационность: дети легко объединяют различные виды искусства — рисуют или импровизируют на музыкальных инструментах, одновременно сочиняя несложный сюжет или напевая. В художественной деятельности формируются художественные способности детей, прежде всего сенсорные, связанные с восприятием искусства. В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, художественное слово, яркие произведения изобразительного и театрального искусства. Чтобы дети не выросли равнодушными к миру прекрасного, необходимо, используя возрастные особенности, приобщать их к этому миру как можно раньше. Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Второй год жизни: — развивать способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание; — знакомить с произведениями, в которых отражены явления природы, узнаваемые ребенком эпизоды, игровые и бытовые ситуации; — учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок; — помогать узнавать литературные произведения и их героев при многократном чтении и рассказывании; — побуждать самостоятельно рассматривать книги, специально изданные для детей раннего возраста, соотносить предметы, живые объекты с рисунками и иллюстрациями, отвечая на элементарные вопросы («Кто это?», «Где у зайки ушки?» и пр.). Третий год жизни: — развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к ним; — вырабатывать умение слушать чтение вместе с группой сверстников, когда воспитатель читает или рассказывает; — стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок, испытывать радость от игр со звуками, словами, рифмами; — учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), а затем без него; — побуждать самостоятельно рассматривать книги, узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении, рассказывании, рассматривании иллюстраций;
— активно выражать свои впечатления, отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций («Кто это?», «Где у зайки ушки?», «Что он делает?», «Где мышка?-», «А это что?»).
Содержание психолого-педагогической работы Задача воспитателя — создавать условия, в которых дети испытывают удовольствие от общения со взрослым по поводу литературных произведений, читать и рассказывать систематически, повторять многократно одно и то же произведение: воспитатель читает «Репку» по книжке с картинками, которая затем остается на столе в группе, рассказывает без книги, разыгрывает с игрушками, снова рассматривает с детьми картинки в книге, приносит в группу новое издание сказки с иллюстрациями другого художника, читает и рассматривает его с детьми (2,5—3 года). Воспитатель знакомит детей с произведениями, отражающими явления природы, известные ребенку эпизоды, игровые и бытовые ситуации. Читает и рассказывает наизусть детям несложные произведения фольклора (потешки, прибаутки, побасенки, стихи и др.), в которых принимают участие знакомые персонажи (птички, собачка, кошечка, петушок и т.д.), описывающие понятные детям ситуации, отражающие доступные пониманию ребенка действия. Важнейшее условие педагогической работы с детьми — эмоциональная включенность самого воспитателя в процесс чтения или рассказывания художественного произведения, как если бы он сам был зрителем или участником событий. Воспитатель использует яркие художественные образы для развития понимания речи. Чтение стихов, коротких рассказов, сказок без опоры на наглядно представленную ситуацию — необходимое условие развития контекстной речи. В коротких играх-драматизациях и инсценировках с игрушками по мотивам потешек, стихов воспитатель побуждает детей вступать в элементарное игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. При этом у детей формируется умение выражать мысль в словесной форме (фразовая речь), вести ролевой диалог. Воспитатель постоянно включает художественное слово в повседневную жизнь ребенка («Спи, младенец мой прекрасный...»). Использует собственное имя ребенка в народной песенке, подходящей к тому или иному игровому или бытовому моменту («Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, мою Машу не пугай», «Киска, киска, киска, брысь, на дорожку не садись. Наша Катенька пойдет, через киску упадет»). Воспитатель рассматривает вместе с детьми иллюстрации в знакомых и незнакомых им книгах. Он побуждает детей узнавать героев известных произведений в иллюстрациях и игрушках, называть героя и его действия, воспроизводить отдельные выразительные отрывки из художественного текста («Петушок, петушок — золотой гребешок...», «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...»). Особое значение имеет чтение и рассматривание книг с подгруппой из 4— 5 детей, а также создание условий для свободного доступа каждого ребенка к отобранным и хранящимся в группе книгам. Не нужно стремиться объяснять детям значение всех незнакомых слов, в частности образных описаний, или пересказывать своими словами мораль той или иной сказки. Число литературных произведений, доступных малышам, невелико. Они должны звучать постоянно, многократно повторяясь, включаясь в каждодневную жизнь ребенка, развивая в нем первоосновы чувства художественного слова.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |