КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Базисные характеристики личности
Речь
Пассивная (импрессивная): — по инструкции взрослого узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображение и реальный предмет; — выполняет инструкции взрослого («Подойди к столу», «Возьми мишку»); — проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» и др.); — эмоционально реагирует на песенки и потешки («Петушок, петушок», «Пошел котик на торжок» и др.). Активная (экспрессивная): — имеет достаточный активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина — у машины колеса и руль, она едет, она красная)); — владеет грамматическими категориями разговорного языка, составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам; — способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа).
Действия с предметами как основа познавательного развития:
— действия руки контролирует зрением; — овладевает приемами раскатывания (колбаски), сплющивания (тарелочки, блины), круговыми движениями (яблочки, шарики, конфеты), используя глину, пластилин; — вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски Сегена, «стаканчики», «волшебный сундучок» и др.); — группирует предметы по цвету (основные), величине (контрастной), форме (шар, куб, призма, цилиндр); — умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения (большой — поменьше — маленький);
— выполняет несложное конструирование из кубиков (строит башенку, поезд, скамеечку, кроватку, диванчик и т.д.) и включает их в игру. Эмоциональные проявления: — эмоционально отзывчив, чувствителен к отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке («Молодец», «Ты очень хороший мальчик», «Умница» и т.д.); — проявляет любовь и нежность к близким людям; — реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и слушает простые произведения; — появляется представление об опасности (не подходит близко к глубокой яме, осторожно приближается к собаке, держится за перила или стенку, спускаясь с лестницы).
К базисным характеристикам личности трехлетнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность. Компетентность. К 3 годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые способы общения. Осознает свою половую принадлежность. Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает. Овладевает родным языком, пользуясь основными грамматическими категориями и словарем разговорной речи. В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Инициативность. Проявляется во всех сферах жизнедеятельности: общении в практической предметной деятельности, самодеятельных сюжетно-отобрази-тельных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству). Самостоятельность. Фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.д.). Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Дошкольное детство — период, включающий младший дошкольный (3—5 лет) и старший дошкольный (5—7 лет) возраст. При переходе от раннего к дошкольному возрасту изменяется социальная ситуация развития ребенка: он выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает отношения с широким миром взрослых людей. Ребенок начинает воспринимать их как носителей общественных функций в системе отношений с другими людьми. Взрослый — это шофер, доктор, учитель и т.д. Ребенок очень хочет быть как взрослый, участвовать на равных в обшей с ним деятельности. Но это невозможно, ибо велик разрыв между уровнем развития ребенка и тем, к чему он стремится. Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностями составляет генетическую задачу дошкольного возраста. Единственное, что позволяет ребенку разрешить это противоречие, — самодеятельная сю-жетно-ролевая игра. Именно поэтому она является ведущей деятельностью дошкольника. В ней ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, ориентируется в смыслах серьезной человеческой деятельности. Только игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления, связанного с жизненным опытом ребенка — его реальными переживаниями и впечатлениями. Игра не единственная деятельность в дошкольном детстве. Большое значение в психическом развитии ребенка имеют различные виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка), конструирование, элементарный труд. Так, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет ребенку более глубоко осмыслить интересующие его сюжеты и выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. В рисунке можно сразу увидеть, что является главным для ребенка. В формах элементарного труда (уборка помещения, дежурство по столовой, уход за растениями и т.д.) между ребенком и взрослым, между ровесниками устанавливаются отношения взаимопомощи, координация действий, распределение обязанностей. Ребенок начинает осознавать, как его действия влияют на другого человека, и стремится к достижению заданного результата. Все
это составляет основу кооперации, необходимой для будущей трудовой деятельности. Учение не сразу выделяется как самостоятельный вид деятельности, хотя обучение в раннем возрасте вплетено во все виды активной жизни ребенка. Без обучения нет развития. Однако в этом возрасте необходимо отказаться от ранней интеллектуализации и перегрузки ребенка информацией. Все виды детской деятельности имеют свои специфические черты в каждой фазе дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте деятельность детей носит ситуативный, непреднамеренный характер. В старшем дошкольном возрасте, благодаря возникновению важнейшего психического качества — произвольности — детская деятельность становится преднамеренной. Развивается умение строить замыслы и планировать свои действия для их реализации. Предпочтительными становятся игры с правилами.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |