Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании




Вопросы обеспечения качества образования, актуализации со­держания и технологий обучения в настоящее время поставлены в ряд актуальных в образовательной политике нашей страны. Одним из ме­ханизмов успешного решения обозначенных задач является реализа­ция в системе довузовского профессионального образования образова­тельных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Содержательный анализ исследований отечественных и зару­бежных ученых по теории и практике компетентностно-ориентированного и модульного подходов в образовании, позволяет провести интеграцию концептуальных оснований и ввести понятие модульно-компетентностного подхода.

Для компетентностной модели образования характерно:

• определение образовательного результата через категорию
«готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации»
(феномен готовности человека к деятельности включает в себя спо­
собность осуществлять эту деятельность и мотив, стремление к ее реа­
лизации);

• смысл организации образовательного процесса в компетент-
ностно-ориентированном образовании заключается в создание таких
условий, при которых новая информации будет не просто формально
усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающегося, т.е. про­
ектируется механизм овладения способами деятельности в процессе
освоения разнообразных типов и видов практик;

• оценка учебных достижений обучающихся базируется на за­
ранее заданном стандарте качества при однозначных критериях.

Характеристика модульного подхода в образовании может быть сведена к следующим слагаемым:

1) основной единицей содержания обучения является модуль,
обладающий целостностью, определенной внутренней структурой,
направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

2) организация учебного процесса на основе модульного подхо­
да требует создания условий по освоению методов деятельности и
способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может
осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации,

а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной дея­тельности;

3) в модульном обучении фиксируется возможность гибко реа­
гировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения: про­
ектировать индивидуальные образовательные траектории обучающим­
ся, своевременно корректировать процесс обучения;

4) использование модульного подхода на практике значительно
упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе,
становится очевидным использование различных активных методов
обучения, перераспределение активности от педагога к обучающемуся.

Итак, модульно-компетентностный подход в профессио­нальном образовании представляет собой модель организации учеб­ного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает сово­купность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содер­жания профессионального обучения.

Под профессиональной компетенцией понимается готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресур­сов.

Формирование компетенций связано с процессом овладения че­ловеком способами деятельности в процессе освоения разнообразных типов и видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя (интегрируя) различные результаты образова­ния (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мо­билизовать ресурсы извне. Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчиков образования, что позволяет обучающемуся оказы­ваться адекватным типичным социально-профессиональным ситуаци­ям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями.

В профессиональных компетенциях различаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и клю­чевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессио­нальной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных за-дач. Ключевые компетенции инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотруд­ничать, работать с информацией и т.д.

Подтвержденная в установленном порядке совокупность специ­альных и ключевых компетенций, необходимая для выполнения опре­деленного круга профессиональных (должностных) обязанностей, со­ставляет квалификацию работника (рис.1, где СК - специальная ком­петенция, КК - ключевая компетенция).

Рис. 1. Состав квалификации работника

Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе является профессиональная компетенция (специальная или ключевая), которая формируется в рамках изучения одного или нескольких моду­лей (рис. 2). Модульное построение образовательных программ позво­ляет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации.

 

Модульная образовательная программа
| Модуль 1 | Модуль 2 | | Модуль 3 |... | Модуль N  
t ^^ 1
| Компетенция 1 | | Компетенция 2 |... | Компетенция N  
     

Рис. 2. Состав модульной образовательной программы

Под образовательной программой, основанной на модульно-компетентностном подходе (модульная образовательная програм­ма), понимается совокугшость документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку резуль­татов профессионального обучения и состоящая из модулей, направ­ленных на овладение определенными профессиональными компетен­циями, необходимыми для присвоения квалификации.

Разработка модульных образовательных программ основывается на следующих принципах:

• ориентация на потребности рынка труда;

• гибкость структуры образовательной программы по отноше­
нию к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий
организации процесса обучения;

• обеспечение «прозрачности» результатов обучения для обу­
чающихся, педагогов, руководителей учебных заведений, работодате­
лей, общественности, представителей органов управления образовани­
ем и административных структур;

• необходимость организации субъект-субъектного взаимодей­
ствия участников педагогического процесса.

Модульная образовательная программа включает систему орга­низации управления процессом обучения, которая призвана обеспе­чить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «про­дукта» (выпускника).

Сравнение двух подходов к обучению, представленное в табли­це 1, позволяет более точно раскрыть концептуальные положения мо-дульно-компетентностного подхода.

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.