КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании
Вопросы обеспечения качества образования, актуализации содержания и технологий обучения в настоящее время поставлены в ряд актуальных в образовательной политике нашей страны. Одним из механизмов успешного решения обозначенных задач является реализация в системе довузовского профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Содержательный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по теории и практике компетентностно-ориентированного и модульного подходов в образовании, позволяет провести интеграцию концептуальных оснований и ввести понятие модульно-компетентностного подхода. Для компетентностной модели образования характерно: • определение образовательного результата через категорию • смысл организации образовательного процесса в компетент- • оценка учебных достижений обучающихся базируется на за Характеристика модульного подхода в образовании может быть сведена к следующим слагаемым: 1) основной единицей содержания обучения является модуль, 2) организация учебного процесса на основе модульного подхо а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной деятельности; 3) в модульном обучении фиксируется возможность гибко реа 4) использование модульного подхода на практике значительно Итак, модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании представляет собой модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения. Под профессиональной компетенцией понимается готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов. Формирование компетенций связано с процессом овладения человеком способами деятельности в процессе освоения разнообразных типов и видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей деятельностью, используя (интегрируя) различные результаты образования (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то деятельности внутренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мобилизовать ресурсы извне. Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчиков образования, что позволяет обучающемуся оказываться адекватным типичным социально-профессиональным ситуациям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями. В профессиональных компетенциях различаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и ключевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных за-дач. Ключевые компетенции инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д. Подтвержденная в установленном порядке совокупность специальных и ключевых компетенций, необходимая для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей, составляет квалификацию работника (рис.1, где СК - специальная компетенция, КК - ключевая компетенция). Рис. 1. Состав квалификации работника Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе является профессиональная компетенция (специальная или ключевая), которая формируется в рамках изучения одного или нескольких модулей (рис. 2). Модульное построение образовательных программ позволяет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации.
Рис. 2. Состав модульной образовательной программы Под образовательной программой, основанной на модульно-компетентностном подходе (модульная образовательная программа), понимается совокугшость документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов профессионального обучения и состоящая из модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации. Разработка модульных образовательных программ основывается на следующих принципах: • ориентация на потребности рынка труда; • гибкость структуры образовательной программы по отноше • обеспечение «прозрачности» результатов обучения для обу • необходимость организации субъект-субъектного взаимодей Модульная образовательная программа включает систему организации управления процессом обучения, которая призвана обеспечить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «продукта» (выпускника). Сравнение двух подходов к обучению, представленное в таблице 1, позволяет более точно раскрыть концептуальные положения мо-дульно-компетентностного подхода. Таблица 1
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |