КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Области
Самарская область представляет собой высоко урбанизированный, индустриально развитый регион с достаточно сильными экономическими позициями и многонациональным составом населения. По экономическому потенциалу область лидирует в Приволжском федеральном округе: на ее долю приходится 17,0 % окружного валового регионального продукта и лишь 10,3% населения округа. Для нашей губернии характерен высокий темп инвестиций, что свидетельствует об активной экономической среде - важнейшей предпосылке эффективности экономики. Так, по расчетам Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, среднегодовое опережение динамики общероссийского инвестиционного процесса в Самарской области составляет 106%. Область продолжаетудерживать высокие позиции в рейтинге инвестиционного потенциала, занимая 6 место в РФ и 1 место в Приволжском федеральном округе. Этот показатель в значительной мере достигнут благодаря усилиям Правительства области по созданию принципиально нового инвестиционного законодательства, привлечению иностранных инвестиций. Общий объем поступивших в 2003 г. в Самарскую область иностранных инвестиций составил 414,3 млн.долларов США, что на 35,9% больше, чем в 2002 г. В результате преобразований отношений собственности в губернии сформирован крупный негосударственный сектор: в промышленности его доля составляет 97,8% от общего количества предприятий, в сельском хозяйстве - 95,6%, строительстве - 97,9%, торговле -98,9%, на транспорте - 90,5%. Характерно, что среди всех форм собственности в целом в экономике области преобладает частная (80,3%). На негосударственных предприятиях трудятся 92% занятых в промышленности области, они производят 98,5% общего объема промышленной продукции. В отраслевом разрезе сегодня основную долю в структуре промышленного производства Самарской области занимает машиностроение - 56%, 9-13% - пищевая промышленность, химическая и нефтехимическая, 7% и менее - электроэнергетика, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, цветная, легкая и прочие отрасли. В целом, для области характерна «Би-отраслевая» модель экономического развития, поскольку отчетливо выделяются две отрасли специализации: • машиностроение (автомобиле- и авиастроение); • нефтяная и нефтехимическая промышленность. В последние годы происходили интенсивные изменения и в структуре трудовых ресурсов области, что выразилось в снижении численности экономически активного населения за 2003 год (на 59 тыс.чел.), численности занятого населения (на 38 тыс.чел.) и численности безработных (с 94 до 74 тыс.чел.). Удельный вес безработной молодежи в общей численности безработных граждан в течение последних лет стабильно составляет около одной трети (в 2003 г. -29,3%). Краткий обзор основных тенденций социально-экономического развития Самарской области свидетельствует о том, что динамика изменений, связанных с формированием фундамента рыночной экономики, в нашей губернии достаточно высока. По сути дела, в экономике региона создана конкурентная среда как фактор экономического роста. Кроме того, важно отметить снижение уровня государственного регулирования в большинстве сфер экономической жизни губернии. Очевидно, что такой модели социально-экономического развития территории будет соответствовать адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы динамичного рынка труда, стимулирующая экономический рост, производящая рабочих и специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. Сегодня в мире произошла принципиальная смена значимости факторов производства. На первый план выходят гуманитарные (связанные с человеческим капиталом) факторы, обгоняя факторы материальные. В то же время, результаты мониторинга трудового потенциала на промышленных предприятиях области, проводимого специалистами Главного управления труда Самарской области в 2002-2004 гг., выявили тенденции ухудшения его отдельных характеристик. Одной из них является «старение» персонала. В области - менее четверти предприятий, где работающая молодежь составляет 30% и более; появились предприятия, на которых свыше четверти работников - люди пенсионного возраста. Так, на предприятиях машиностроения доля работающих в возрасте до 30 лет не превышает 20,2%. Затраты на обучение персонала и его переподготовку в организациях Самарской области в 2003 г. составили от 0,01 до 1,2% от затрат на производство (для поддержания простого воспроизводства кадрового потенциала необходимы затраты не менее 1,5%). Как показывают исследования, регионы с конкурентоспособной экономикой, наряду с мобильностью капитала, характеризуются высокой профессиональной динамикой, под которой понимаются явления разного порядка и качества. Это «доучивание» (повышение квалификации); смена информационного или психологического базиса профессии; смена специализации в рамках одной профессии; выбор новой профессии. Основы профессиональной мобильности трудовых ресурсов как фактора повышения конкурентоспособности региона формируются в системе профессионального образования. Профессиональная мобильность должна иметь серьезную информационную поддержку, а значит, опираться на информационную мобильность. Очевидно, что эффективная система профессионального образования является решающим фактором социально-экономического развития региона. Но для этого она должна быть ориентирована на потребности территории, создавать кадровое обеспечение конкретных инвестиционных проектов, воспроизводить профессиональнокадровую структуру, востребованную логикой социально-экономического развития региона. Для Самарской области сегодня характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения. Существует определенный дисбаланс между спросом предприятий регионов на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимыми знаниями и навыками в конкретной области деятельности и предложениями учебных заведений, особенно среднего и высшего профессионального образования. Назрела настоятельная необходимость в регионализации системы профессионального образования, тем более, что территориальная мобильность населения России достаточно низка из-за слабой развитости рынка жилья, информационной и транспортной инфраструктуры и определенных социокультурных традиций. Проблемы кадрового обеспечения предприятий и организаций области включают в себя не только количественные, но и качественные показатели профессиональной подготовки. Современный работодатель, особенно в негосударственном секторе, в сфере малого и среднего бизнеса (а в Самарской области - это самый значительный сегмент рынка), предъявляет особые, неартикулированные ранее требования к специалистам. Результаты мониторинга, проведенного в рамках областной целевой программы «Управление кадровым потенциалом Самарской области» в 2004 г., свидетельствуют о том, что сформировался и нарастает спрос на такие качества профессионала как мобильность, гибкость, способность к смене видов профессиональной деятельности, готовность к непрерьгеному образованию (самообразованию). Опросы работодателей губернии показывают, что в их «заказе» на качество профессионального образования можно выделить общие для любых профессий и специальностей требования, которые относятся не к зна-ниевой составляющей профподготовки, а к компетентностной (умения, навыки, способности). Эти требования к качеству специалистов, в соответствии с терминологией Совета Европы, можно обозначить как ключевые профессиональные компетенции. В Самарской области, одном из первых субъектов РФ, постановлением Правительства № 24 от 19.05.2004 г. введены следующие ключевые компетенции учащихся как результат образования: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Очевидно, что ключевые компетенции начинают формироваться в общеобразовательной школе, в системе же профессионального образования их дальнейшее развитие происходит в рамках профессионализации учащихся, студентов. Кроме ключевых, т.е. базовых, общих для любого профессионального труда, специалист должен обладать специальными компетенциями, обеспечивающими выполнение конкретных профессиональных функций, связанных со спецификой определенного рабочего места и видами деятельности, необходимыми для выполнения должностных обязанностей. Специальные профессиональные компетенции работодатели связывают с современными профессиональными технологиями, которые используются на предприятиях, фирмах, в организациях и учреждениях губернии, и современными организационно-технологическими условиями труда. Таким образом, региональный компонент ГОС профессионального образования как фактор регионализации образования служит целям достижения качества образования, которое задается работодателями региона. Формирование регионального компонента государственного стандарта профессионального образования Анализ государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования свидетельствует о том, что в федеральном компоненте ГОС требования к качеству образования, рассмотренные выше, учитываются совершенно недостаточно. В содержание профессионального образования, как правило, не включены соответствующие навыки и умения. Кроме того, известно, что в рамках одного и того же содержания образования, в зависимости от образовательных технологий и организационных форм, усвоение может происходить или на уровне знаний, или на уровне практических умений учащихся и студентов. Так, в ГОС высшего профессионального образования за последние 10 лет произошло снижение объема практик в среднем на 20-30%. Если в ГОС первого поколения педагогические вузы имели объем практик, превышающий университетский, то в стандартах второго поколения существенно снизились объемы практической подготовки будущих учителей. По направлениям «Металлургия» и «Электроснабжение» практика сократилась с 24 до 20 недель. Снизились объемы практических, лабораторных занятий, курсовых работ и т.д. В ГОС среднего и высшего профессионального образования преобладают требования к знаниевому компоненту и слабо выражены требования к умениям и навыкам. Достаточно часто практика проводится только в стенах учебного заведения, без выхода в реальную профессиональную (производственную) деятельность. Таким образом, поскольку федеральный компонент ГОС профессионального образования не учитывает современные требования рынков труда (а тем более - его региональную специфику), соответствующее государственное нормирование образовательного процесса должны производиться через региональный компонент. Региональный компонент ГОС профессионального образования устанавливается совокупностью нормативных документов, разрабатываемых на региональном уровне: • решение Коллегии министерства образования и науки Самар • Приказ министерства образования и науки Самарской области • рабочие учебные планы по профессиям и специальностям на • рабочие учебные программы отдельных дисциплин профес • примерные региональные учебные программы, определяющие • региональные инструктивные документы, нормирующие в В соответствии с вышеизложенным, в Самарской области вводятся следующие региональные составляющие нормы начального и среднего профессионального образования: 1. Дополнительные виды профессиональных (производственных) практик на предприятиях (организациях) Самарской области. 2. Дополнительные модули содержания специального блока 3. Отдельные виды курсового и дипломного проектирования 4. Региональный практикум, ориентированный на развитие клю • «Эффективное поведение на рынке труда» • «Решение проблем» • «Социально-коммуникативная деятельность» • «Работа с информацией» • «Основы предпринимательства». Установление регионального компонента предполагает введение процедур оценки дополнительных образовательных результатов на уровне образовательных учреждений и учащихся (студентов) и потребует внесения соответствующих изменений в процедуры итоговой аттестации обучаемых, аттестации образовательных учреждений, руководителей, педагогов и мастеров производственного обучения системы начального и среднего профессионального образования Самарской области. Приложение 2
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |