Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Руси XIV – XV вв




 

Освобождение от власти Золотой Орды и образование централизованного государства определили подъем культуры XIV – XV вв.

Тема борьбы с татарами нашла отражение в цикле историко-литературных произведений. Куликовский цикл включает Сказание о Мамаевой побоище, Задонщину и Житие Сергия Радонежского.

Теме борьбы с татарами посвящена также «Повесть о разорении Рязани Батыем». Образ одного из героев Повести – Евпатия Коловрата воплотил тему героической борьбы русского народа за свободу своей страны.

Традиционным жанром литературы этого времени оставалось летописание. Летописные своды: Лаврентьевский XIV в. и Ипатьевский XV в. начинались Повестью временных лет. В составе этих летописных сводов сохранились, таким образом, древнейшие редакции ПВЛ.

Новым жанром литературы стало Хождение, то есть описание путешествия. «Хождение за три моря» посвящено описанию путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию (1468 - 1474).

Подъем культуры XIV – XV вв. выразился также в каменном строительстве. При Иване Калите в Москве были построены первые после Батыева нашествия каменные храмы: Успенский, Архангельский, Спаса на Бору и Иоанна Лествичника. При Дмитрии Донском Кремль был обнесен стенами из белого камня (1365 г).

При Иване III для перестройки кремлевских соборов были приглашены итальянские зодчие. Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор. Он научил русских мастеров делать более крепкий раствор, который застывал за один день. Другой итальянский мастер Бон Фрязин построил рядом с церковью Иоанна Лествичника колокольню, получившую название Ивана Великого. Итальянец Марко Фрязин построил Грановитую палату, названную так из-за облицовки ее граненым камнем. Она стала главной парадной палатой Московского государства. Ее величественной свод палаты покоится на мощном столбе в центре залы площадью 500 кв. м. Мастер Пьетро Антонио Соляри руководил строительством новых стен Кремля из красного кирпича. Уже при Василии III итальянец Алевиз Новый завершил строительство нового Архангельского собора, усыпальницы московских государей. В закомарах этого храма зодчий поместил раковины, что было характерно для архитектуры итальянского Возрождения.

Выдающимся памятником московского зодчества был также Спасский собор московского Андроникова монастыря XIV в., у стен которого был похоронен великий иконописец Андрей Рублев.

В творчестве мастеров Феофана Грека и Андрея Рублева выразился взлет русского иконописания. Феофан был родом из Византии. Он работал в Новгороде, где расписал более сорока церквей. Сохранились его фрески в церкви Спаса на Ильине улице. Для Феофана характерно экспрессивное письмо и грозные библейские образы. Троица Феофана как бы говорит: «Не мир вам принес, но меч».

Иной была живописная манера его младшего современника Андрея Рублева. Его «Троица» проникнута тонким лиризмом.[1] Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор во Владимире. Сцена Страшного суда Успенского собора внушает не страх, а надежду на спасение. Высокий гуманизм творчества Андрея Рублева ставит его в ряд выдающихся мастеров мира.

На рубеже XV – XVI в. творил еще один великий иконописец – Дионисий. В отличие от Феофана и Андрея он был мирянином. Наиболее полно его творчество сохранилось во фресках Ферапонтова монастыря в Вологодской земле.

Выдающиеся памятники культуры Руси конца XIV – начала XVI века, творчество гениальных мастеров этого времени позволили некоторым исследователям даже оценивать эту эпоху как русское Предвозрождение. Впрочем, эта точка зрения принимается далеко не всеми. Главное отличие от итальянского Возрождения состоит в том, что Средневековой Руси не был свойственен подход к человеку как мере всех вещей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.