Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перемены в культуре в начале XVIII в




XVII век стал переходом от Средневековой культуры к культуре Нового времени. Ведущими тенденциями культуры этого столетия были секуляризация (обмирщение) и иноземное влияние, в основном из Речи Посполитой.

Культура России XVII в.

В стране росло число грамотных: среди посадского населения их было до 40 %, среди купцов - 96 %, среди дворян – 65 %. Большую роль в развитие грамотности сыграли издания московского Печатного двора. Кроме богослужебной литературы здесь были изданы букварь («Азбука») Василия Бурцева, иллюстрированный букварь Кариона Истомина. По инициативе окольничего Ф.М.Ртищева в Андреевском монастыре под Москвой была организована школа, где несколько человек изучали латынь. В 1680 г. при московской Типографии открылась уже настоящая школа с несколькими сотнями учеников. Здесь было два класса: в первом изучали славянскую грамматику, а во втором – греческую. В 1687 г. приезжие греки братья Иоаникий и Софроний Лихуды открыли в Москве Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение России.

Накопление знаний шло в военном деле: «Устав ратных, пушечных и других дел» (1621 г.) содержал сведения по геометрии, механике, физике и химии. В 1627 г. в Разрядном приказе была составлена «Книга большому чертежу» - одна из первых географических карт нашей страны. Географические открытия русских землепроходцев в Сибири подготовили появление в конце века труда С.Ремезова «Чертежная книга Сибири».

Важнейший политической вопрос XVII в. – усиление царской власти нашел отражение как в публицистических произведениях эпохи Смуты («Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Авраамия Палицына), так и в сочинениях второй половины века («Политика» Юрия Крижанича и сочинения Симеона Полоцкого).

Своеобразным литературным памятником является сочинение подьячего Григория Котошихина, бежавшего в Швецию в 1664 г. Там он составил подробное описание московского государственного аппарата и обычаев.

В литературе продолжали развиваться традиционные жанры. Крупнейшим летописным сводом XVII в. был «Новый летописец», заключительная часть которого содержала подробное описание Смуты начала XVII в. В жанре жития наряду с традиционными приемами появляются новшества. Житие протопопа Аввакума сломало житийный канон, поскольку написано самим Аввакумом и к тому же живым разговорным языком.

Новым литературным жанром XVII в. стала бытовая реалистическая повесть: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве». Последняя посвящена авантюрным похождениям бедного дворянина, который соблазнил дочь знатного стольника и получил за ней большое приданное. Повесть не осуждает неблагонравное поведение героя, даже сочувствует его изворотливости. Вместо душеспасительного чтения «Повесть о Фроле Скобееве» дает иной пример – активного человека, добивающегося своей цели: «Буду полковник, либо покойник», - говорит Фрол Скобеев.

Большое распространение, особенно в посадской среде получили сатирические повести. «Калязинская челобитная» обличала нравы монашества, «Повесть о Шемякином суде» - неправедный суд.

Еще одной разновидностью повести XVII в. были переводные произведения, такие как «Повесть о Бове королевиче».

Крупным явлением придворной культуры второй половины века было творчество Симеона Полоцкого, приехавшего в Москву из Белоруссии в 1661 г. Он учил латыни царевича Алексея Алексеевича, писал пьесы для первого придворного театра Алексея Михайловича. Его считают первым профессиональным поэтом России, с его именем связано возникновение силлабического стихосложения. В сборниках его стихов («Ветроград многоцветный» и «Рифмологион») нашел отражение стиль барокко – стихи С.Полоцкого помпезны и нарядны. Традиции С.Полоцкого продолжили его ученики Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

В XVII в. наблюдаем значительное увеличение каменного строительства. Были надстроены шатрами башни Московского кремля. При Михаиле Федоровиче был построен царский Теремной дворец, увенчанный «теремком», где провел детские годы будущий царь Алексей Михайлович.

Не только бояре, но и многие купцы и просто зажиточные люди стали строить себе каменные дома. Типичным посадским храмом XVII в. можно считать московскую церковь Троицы в Никитниках. Ее пятиглавие и увенчанная шатром колокольня стали образцом для сотен храмов по всей стране. Патриарх Никон запретил венчать храмы каменными шатрами, поскольку это считалось светским элементом в церковном зодчестве. Одним из последних образчиков каменной шатровой церкви стала московский храм Рождества в Путинках, увенчанный пятью шатрами.

Никон велел соорудить ряд монументальных построек, в том числе величественный собор Ново-Иерусалимского монастыря, Валдайский Иверский монастырь. На его дворе в Кремле были построены патриаршие палаты с необычно большой по московским понятиям Крестовой палатой.

Расцвету каменного зодчества способствовало увеличение роли посадского населения и в особенности купечества. Только в одном Ярославле в XVII в. было построено более 50 каменных храмов, среди них удивительные по красоте – церкви Ильи Пророка и Иоанна Златоуста в Толчкове.

В конце XVII в. в архитектуре возникает новый архитектурный стиль – нарышкинское или московское барокко. Пожалуй, самым знаменитым храмом этого стиля является изящная церковь Покрова в Филях, украшенная колоннами, капителями, раковинами.

Церковный собор 1666 - 1667 г. строго регламентировал темы и образы московских иконописцев. Тем не менее, выдающиеся русские мастера все больше выходили за рамки традиции. Придворный иконописец Симон Ушаков (1626 – 1686), используя светотень, пытался изобразить «живство» на своих иконах. Таковы, например, его знаменитые иконы «Спас Нерукотворный» и «Троица». Отход от традиции прослеживается и в творчестве ярославского иконописца Федора Зубова. В его фресках церкви Ильи Пророка (Ярославль) весьма реалистично и на первом плане изображена сцена жатвы, тогда как само рождение святого Ильи помещено на краю композиции.

Новым явлением в живописи XVII в. стала парсуна, переходная форма между иконописной манерой и портретом XVIII в. (Парсуна Скопина-Шуйского).

В музыке новшества были связаны с проникновением партесного пения, т.е. многоголосия. Оно было более радостным живым, чем унисонный знаменный распев Московской Руси. Выдающимся мастером партесной музыки рубежа XVII – XVIII вв. был Василий Титов.

Изменения в культуре и быте XVII в. прослеживаются и в одежде. Царица Агафья Симеоновна стала носить шапочки в польском вкусе, а царь Федор Алексеевич отменил старомосковные охабни. Многие дворяне щеголяли в польских коротких кунтушах. Все эти изменения подготавливали более решительные реформы в культуре и быте при Петре.

 

 

После возвращения из Великого посольства Петр стал последовательно проводить европеизацию русской культуры и быта. Он приказал всему дворянству брить бороды. Купцам, не желавшим расставаться с бородой, приходилось ежегодно платить особый штраф; после уплаты денег им выдавали бородовой знак с изображением бороды и усов и надписью: «Деньги взяты». Духовенство и крестьяне могли носить бороду, но крестьяне при въезде в город должны были платить копейку.

В 1699 г. последовал указ о ношении иноземного платья: венгерского и немецкого, а затем и французского. Дворянский камзол не должен был длиннее колен; тех же, кто носил по старинке длиннополую одежду, ставили на колени и ножницами кромсали одежду на установленную длину.

С 1700 г. Петр велел праздновать новый год не с 1 сентября, как в Московской Руси, а с 1 января, как в Европе. Счет лет стал вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Последний год средневекового летоисчисления в России (7209-й от сотворения мира) начался 1 сентября 1699 г., а закончился уже 1 января 1700 г.[2] Можно сказать, что это был самый короткий год отечественной истории.

При Петре был введен новый гражданский алфавит. Из кириллицы были исключены некоторые буквы греческого происхождения: α, ω и др.

В 1702 г. была создана первая постоянная газета в России - Ведомости.

В 1718 г. в Петербурге были учреждены ассамблеи, то есть торжественные приемы в знатных домах с участием женщин. Политес, то есть хорошие манеры, стал обязательным элементом дворянского поведения. Сводом правил благовоспитанного дворянина была книга «Юности честное зерцало». Насаждение европейских обычаев положило начало культурному разрыву между привилегированными слоями общества и большинством народа. Дворянин мог казаться мужику иноземцем, потому что ходил в иноземной одежде, в напудренном парике, читал иностранные книги.

Еще в конце XVII в. Петр направил учиться за границу несколько сотен юношей из дворянских семей. В годы Северной войны в стране были открыты Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия), Артиллерийская и Инженерная школы. Для дворян и чиновников были открыты цифирные школы, где самым знаменитым учебником была Арифметика Леонтия Магницкого. Без окончании хотя бы цифирной школы дворянин не мог жениться.

В 1719 г. был открыт первый музей в России – Кунсткамера, на основе анатомической коллекции, привезенной Петром из Голландии. Чтобы приохотить подданных к музею Петр повелел выдавать посетителям угощение.

В 1724 г. Петр подписал указ о создании Академии, университета и гимназии при ней. Академический университет был открыт в 1726 г. уже при Екатерине I, и его считают первым университетом в России.

Общественно-политическая мысль петровского времени откликалась на злобу дня. Феофан Прокопович написал «Правду воли монаршей» с обоснованием права царя самому назначать себе наследников и «Духовный регламент» для оправдания отмены патриаршества. В сочинении Ивана Посошкова «Книга о скудости и богатстве» автор рассуждает современных ему нравах и государственных порядках.

 

 

Петербург петровского времени.

 

Город, названный в честь небесного покровителя Петра, был основан 16 (27) мая 1703 г. на Заячьем острове. Первоначальный деревянный Петропавловский храм был перестроен в камне (1712 - 1733) швейцарским архитектором Доменико Трезини. Им же в крепости были построены сохранившиеся доныне главные Петровские ворота.

Главной площадью петровского Петербурга была Троицкая, около современной станции метро Горьковская. Здесь находилась Троицкая церковь, первые мазанковые здания Сената и коллегий, Гостиный двор, домик Петра - самое старое сохранившееся здание Петербурга.

С самого начала города в нем было заложено Адмиралтейство, а вокруг него выросла Морская слобода.

После Полтавской победы царская резиденция была перенесена на левый берег Невы. Здесь были построены Зимний дворец (1711 г. в нем Петр и скончался в 1725 г.) и Летний дворец (1710 – 1712, арх. Д.Трезини). Вокруг Летнего дворца был разбит Летний сад.

Своим дворцом на Васильевском острове обзавелся А.Д.Меншиков (1710 – 1727, арх. Д.М.Фонтана, И.Г.Шедель).

В 1712 г. двор переехал из Москвы и Петербург, и с этого года Петербург можно условно считать столицей страны. Для регулярной застройки новой столицы Д.Трезини разработал образцовые проекты домов «для именитых», «для зажиточных» и для «подлых». По плану развития города французского архитектора Ж.Б.Леблона 1716 г. новым центром должна была стать стрелка Васильевского острова. Здесь началось строительство нового здания Двенадцати коллегий (1720 – 1742, арх. Д.Трезини). Линии Васильевского острова должны были превратиться в каналы по образцу Амстердама, однако этот план не был реализован.

Загородная резиденция царя была выстроена на пути в Кронштадт – в Петергофе. Ж.Б.Леблон построил здесь царский дворец, павильоны в Нижнем парке – Монплезир, Марли, Эрмитаж. Загородная резиденция А.Д.Меншикова находилась в Ораниенбауме (арх. арх. Д.М.Фонтана, И.Г.Шедель).

Единственным монастырем в Петербурге была Александро-Невская лавра. Сюда из Владимира были перевезены мощи Александра Невского. Построенная здесь Благовещенская церковь (1717 – 1724, арх. Д.Трезини) сохранилась доныне.

Для первого музея, Кунсткамеры, архитектор Г.И.Маттарнови построил специальное здание на Васильевском острове (1718 - 1725). Здание венчает высокая ступенчатая башня, где предполагалось разместить обсерваторию. Первоначально коллекция музея находилась в Кикиных палатах, сохранившихся доныне.

При Петре главными магистралями города были реки и каналы. На них были ориентированы фасады дворцов. Чтобы приучить подданных к воде, Петр запретил строить мосты в Петербурге. Первый постоянный мост через Неву был построен лишь в середине XIX в.

К концу царствования Петра в Петербурге было 6000 дворов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.