Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура XVI в




Ведущей тенденцией истории России XVI в. было укрепление самодержавной власти.

Начало книгопечатания. В 1564 г. дьякон кремлевской церкви Иван Федоров вместе с помощником Петром Мстиславцем издал первую русскую печатную книгу «Апостол». В ней не было ни одной опечатки, поскольку в священных текстах каждая опечатка граничила с ересью. Противники этого нововведения вынудили Ивана Федорова перебраться в великое княжество Литовское, где во Львове он продолжил книгоиздательскую деятельность.

В XVI в. господствовали традиционные жанры литературы. По инициативе митрополита Макария были составлены Великие Четьи Минеи – собрания житий святых. Это было основное чтение людей русского средневековья. В XVI в. своего расцвета достигает летописание. Были созданы крупнейшие летописные своды – Никоновская летопись и Лицевой свод, украшенный тысячами миниатюр. Иван Грозный собственноручно правил текст летописи, особенно относящийся к событиям его царствования.

В «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков» описана героическая осада Пскова от польско-литовской армии в 1581 г. Выдающимся памятником литературы XVI в. был Домострой, приписываемый царскому духовнику Сильвестру.

Публицистические произведения отразили основные идеи, волновавшие московское общество того времени. Инок Максим Грек был приглашен в Москву Василием III из греческого Афонского монастыря как книжный переводчик. В Московии Максим осуждал стяжание монахов, полагая, что они могут владеть землями, но должны их сами обрабатывать. За осуждение церковных властей Максима дважды ссылали в монастырь, где он и умер. Дворянин Матвей Башкин пытался сам толковать Священное писание. Он полагал, что христианская любовь к ближнему несовместима с порабощением людей и отпустил на волю своих холопов. Такое свободомыслие было осуждено церковным судом, и вольнодумца сожгли в деревянной клетке. Другим вольнодумцем середины XVI в. был холоп Феодосий Косой. Он утверждал, что Христос был не Богом, а человеком, пророком. Поскольку у первых христиан не было ни икон, ни монахов, Феодосий полагал, что и теперь не нужны ни иконы, ни монастырское землевладение. Крест и икона для него были лишь куском дерева. Феодосий был арестован как еретик, но сумел бежать в Литву.

В письмах князю Андрею Курбскому царь Иван сформулировал мысль о неограниченной самодержавной власти: «Своих холопей вольны казнить, вольны и миловать». В челобитных царю дворянин Иван Пересветов просил установить в стране «правду» и ограничить произвол бояр-кормленщиков.

Новшеством в архитектуре XVI в. стали каменные шатры, венчающие храмы. Они воспринимались современниками как символы царской власти, высоко вознесшиеся над подданными. Первым шатровым каменным храмом стала церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного. Ее высота – 60 м. Другим выдающимся памятником шатрового зодчества был собор Покрова на Рву или Василия Блаженного, как называли его в народе. Этот собор построен в честь взятия Казани Иваном Грозным (штурм состоялся на следующий день после Покрова). Собор построен мастерами Бармой и Посником. По указу царя Бориса Годунова была надстроена колокольня Ивана Великого, что должно было символизировать продолжение Годуновыми дела древней династии московских государей. При Годунове же мастер Федор Конь построил каменную крепость в Смоленске.

Высокого уровня достигло литейное дело. Мастер Андрей Чохов в 1586 г. отлил Царь-пушку. Ее вес 40 т.

Крупнейшим иконописцем рубежа XV – начала XVI в. был Дионисий. Сохранились его фрески в Ферапонтове монастыре (1502 – 1503 гг.). В середине XVI в. были расписаны фресками Золотая палата Кремлевского дворца (разобрана в XVIII веке).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.