КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура России второй половины XVIII в
С воцарением Екатерины II на смену культуре барокко приходит классицизм. Европейская культура того времени находилась под влиянием идей Просвещения. В основе мировоззрения эпохи лежала вера в силу человеческого разума, поэтому столь большое значение придавалось образованию и воспитанию. Екатерина поначалу мечтала об освобождении крестьян. Она учредила «Вольное экономическое общество», которое по ее инициативе объявило конкурс на лучший проект решения крестьянского вопроса. Лучшим был признан труд француза Беарде де Лабея, утверждавший, что крестьяне должны быть свободны, но их нужно готовить к этому. Большинство же русских дворян были иного мнения. Писатель А.П.Сумароков сравнивал крепостных крестьян с собакой на цепи: если ее освободить, она будет грызть людей. Выдающуюся роль в развитии образования в России сыграл И.И.Бецкой. Он был убежден, что дети рождаются добрыми от природы, а злонравными их делает внешний мир. Так родилась мысль о закрытых учебных заведениях. По инициативе И.И.Бецкого были открыты Воспитательные дома для незаконнорожденных детей и подкидышей в Москве и Петербурге, Институт благородных девиц в Смольном монастыре). Открытие Смольного института в 1764 г. положило начало женскому образованию в России. Фундаментальную роль в развитии образования сыграла школьная реформа 1780-х годов. В губернских городах были открыты четырехклассные училища, в уездных – двухклассные. Тогда в России впервые появились классно-урочная система, классная доска, урок состоял из объяснения нового материала и опроса. Большую роль в развитии образования сыграла Е.Р.Дашкова (1744 - 1810), президент двух академий – Академии наук и Российской Академии. Под ее началом Российская Академия подготовила грандиозное издание толкового словаря русского языка, включавшего 40 тысяч слов. В Академии наук работали выдающиеся изобретатели: И.И.Ползунов изобрел паровую машину, И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву. Деятели культуры XVIII в. поражают широтой своих интересов. А.Т.Болотов (1738 - 1833) написал тысячи статей для сельскохозяйственных журналов, философские и медицинские труды. Посмертную славу принесли ему его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанная самим им для потомков». Труды А.Т.Болотова могли бы составить 350 томов. Самой крупной фигурой среди русских просветителей был Николай Иванович Новиков (1714 - 1818). Он окончил гимназию при Московском университете, принимал участие в работе Уложенной комиссии при Екатерине II. Эпиграфом к издаваемому им журналу «Трутень» Н.И.Новиков взял слова из притчи А.П.Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». Острая сатира вывела из себя императрницу; «Хрен бы вас всех съел», - выругалась она и закрыла журнал. Н.И.Новиков стал крупнейшим издателем своего времени. Обладая практической хваткой, он за тринадцать лет издал в пяти типографиях более 1000 книг и журналов – треть всей печатной продукции страны. Среди них была «Древняя российская Вивлиофика» - многотомная публикация документов по русской истории, которой историки пользуются и доныне. За увлечение идеями масонства Екатерина посадила Н.И.Новикова в Петропавловскую крепость. Масонство или франкмасоны (т.е. каменщики или вольные каменщики) было порождением века Просвещения. Масонские организации - «ложи» и «ордена» использовали таинственную символику, уходящую корнями в средневековье. Суть масонства состояла в нравственном совершенствовании и самовоспитании: дикая природа человека может быть обуздана подобно тому, как дикий камень можно превратить в идеальный куб. Об этом напоминали предметы масонской символики: лопаточка-мастерок, циркуль, молоток, передник и др. Наиболее радикальным среди русских просветителей был Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). По окончании Пажеского корпуса он продолжил образование в Лейпцигском университете. По возвращении в Россию он дослужился до должности управляющего Петербургской таможни, где прославился неподкупностью. Подвигом А.Н.Радищева стала его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) с обличением крепостного права. А.Н.Радищев признавал право народа на революцию, что особенно испугало Екатерину. Она назвала сочинителя «бунтовщик хуже Пугачева». Суд вынес А.Н.Радищеву смертный приговор, замененный Екатериной ссылкой в Сибирь. Павел I вернул Радищева из ссылки, а Александр I и вовсе помиловал писателя. Но Радищев не надеялся на воплощение в жизнь своих идеалов и принял яд. Вершиной литературы второй половины XVIII в. было творчество Д.И.Фонвизина (1745 - 1792), автора бессмертного «Недоросля» и Г.Р.Державина (1743 - 1816), первого поэта того времени, мастера классической оды. Архитектура. Первым зданием классического стиля стал Гостиный двор на Невском проспекте (арх. Ж.Б.Валлен-Деламот), заложенный еще по проекту Растрелли, который теперь пришелся не ко двору и был уволен. Ж.Б.Валлен-Деламот построил также Малый Эрмитаж, а вместе с А.Ф.Кокориновым - Академию художеств. Одним из лучших произведений классицизма в Петербурге стала решетка Летнего сада (арх. Ю.М.Фельтен). Едва ли впервые в России Антонио Ринальди использовал гранит и мрамор для постройки Мраморного дворца для фаворита Екатерины II А.Орлова. И.Е.Старов построил дворец для другого фаворита императрицы Г.А.Потемкина-Таврического. Таврический дворец (1783 - 1789) был подарком Екатерины своему фавориту за победы в русско-турецкой войне. Иваном Старовым создан также Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Строгостью и безупречным вкусом отличаются творения итальянского архитектора Д.Кваренги: Академия наук (1783 - 1789) и Смольный институт. В Москве выдающиеся памятники классицизма XVIII в. были созданы Василием Ивановичем Баженовым (1737 - 1799) и Федором Матвеевичем Казаковым. Наиболее известным творением В.И.Баженова является дом Пашкова (1784 - 1786) напротив Кремля. По проекту Ф.М.Казакова были построены Сенат в Кремле, старое здание Московского университета, здание Благородного собрания с Колонным залом. Шедевром скульптуры эпохи классицизма стал памятник Петру I (Медный всадник) работы французского скульптора Э.М.Фальконе. Голову Петра ваяла его ученица Анна Мария Колло. Самым крупным мастером скульптурного портрета был Федор Иванович Шубин, сын крестьянина. И.И.Шувалов заметил талант Ф.И.Шубина и отдал его учиться в Академию художеств. Бюсты работы Ф.И.Шубина (Павел I, А.М.Голицын) отличает точность и выразительность характеристики. Современники говорили, что под резцом Ф.И.Шубина мрамор дышит. Живопись. Классицизм в живописи проявился в исторической живописи. Первым русским академиком исторической живописи был А.Т.Лосенко («Владимир и Рогнеда»). Замечательными мастерами портрета второй половины XVIII в. были А.П.Антропов (1716 - 1795), Рокотов (1735 - 1808), Д.Г.Левицкий (1735 - 1822), В.Л.Боровиковский (1757 - 1835). Портреты воспитанниц Смольного института работы Левицкого и портрет М.И.Лопухиной кисти Боровиковского составляют шедевры живописи XVIII в. Культура России XVIII в. стала составной частью европейской и мировой культуры, подготовила «золотой век» культуры следующего столетия.
[1] Ныне «Троица» находится в Третьяковской галерее. [2] Чтобы перевести год от сотворения мира в современное летоисчисление надо отнять от него 5508, поскольку считалось, что Иисус Христос родился в 5508 г. от сотворения мира. Для дат с 1 сентября по 31 декабря следует отнимать 5509, поскольку новый год на Руси начинался уже 1 сентября.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |