Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 9. Займы и кредиты 2 страница




Накопительные документы составляются постепенно в течение определенного временного периода. В них отражаются однородные, часто повторяющиеся хозяйственные операции. Их применение сокращает количество документов и учетных записей, т.к. один накопительный документ заменяет несколько разовых.

Внутренние документы составляются в данной организации.

Внешние документы поступают от других организаций (выписки банка, счета поставщиков и проч.).

Полноценным является документ, составленный по установленной форме, имеющий все обязательные реквизиты и правильно отражающий действительно совершенную и законную хозяйственную операцию.

Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным, он не должен приниматься к учету.

 

1.6. Требования к оформлению документов

 

Закон о бухгалтерском учете содержит требование оформлять все хозяйственные операции первичными документами, составленными по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России и публикуемым в виде альбомов унифицированных форм. Организация вправе дорабатывать унифицированные формы, включать в них дополнительные сведения, изменять их внешний вид. Не разрешается исключать из формы установленные сведения и показатели. Нельзя вносить изменения в кассовые формы. Если у организации отсутствуют какие-либо показатели, приведенные в унифицированной форме, в соответствующих полях (ячейках) ставят прочерки. Порядок применения унифицированных форм установлен Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации".

Организация может разработать формы самостоятельно или использовать ведомственные, типовые, иные формы в случаях, когда необходимой формы нет в альбомах. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

1) форма должна быть утверждена приказом руководителя организации в составе бухгалтерской учетной политики;

2) форма должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- код формы документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц;

- расшифровки подписей должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Лица, составившие и подписавшие первичные документы, несут ответственность за их своевременное и качественное оформление, а также достоверность содержащихся в них данных. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченными ими лицами).

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, которыми оформляются финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры, договоры по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации. В таком случае руководитель несет всю полноту ответственности за последствия их осуществления и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Если документ подписывает лицо, не обладающее соответствующими полномочиями, такой документ считается составленным от имени этого лица, а не от имени организации. Данное лицо будет полностью нести ответственность за последствия по совершенной операции, оформленной этим документом. Однако руководитель организации может одобрить совершенную сделку.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машинок, средств механизации, компьютерным способом, другими средствами, обеспечивающими сохранность записей в течение времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш, поскольку документы хранятся в архиве определенное время и записи в них должны хорошо читаться.

Все строки первичного документа, которые могут быть заполнены, не должны оставаться свободными. Свободные же строки прочеркиваются.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность заполнения документа, заполнения реквизитов) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Внесение исправлений в банковские и кассовые документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими их. Не допускаются подчистки и неоговоренные исправления. Неправильный текст или цифру надо аккуратно зачеркнуть и над зачеркнутым сделать правильную запись. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочитать исправленное. Рядом с исправлением надо написать "Исправлено" и указать дату внесения исправлений. Лица, подписавшие документ, должны снова поставить свои подписи.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования. Это может быть, например, дата записи в учетный регистр и подпись бухгалтера, оттиск штампа "Погашено" и т.п.

На всех документах, приложенных к приходным и расходным кассовым ордерам, на самих ордерах и документах, послуживших основанием для начисления заработной платы, делают надпись от руки или проставляют штамп "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).

 

1.7. Документооборот

 

По окончании отчетного периода (месяца, квартала, года) документы переплетаются в папки и хранятся в архиве организации. Архив организации - это совокупность документов, относящихся к ее деятельности. Движение документов в учетном процессе от момента их составления до сдачи в архив называется документооборотом.

Документооборот в бухгалтерском учете организации включает:

1) все стадии движения первичных документов:

- создание или получение от других организаций первичных документов;

- принятие к учету первичных документов;

- обработку первичных документов;

- передачу в архив принятых к учету и обработанных документов;

2) движение учетных регистров, сформированных по первичным документам: от составления до сдачи в архив;

3) движение форм бухгалтерской отчетности (внутренней и внешней): составление, представление пользователям, сдача в архив;

4) движение форм налоговой отчетности: составление, представление пользователям, сдача в архив;

5) движение форм статистической отчетности, которая формируется по данным бухгалтерского учета: составление, представление пользователям, сдача в архив.

Организация документооборота подразумевает:

- разработку форм первичных документов в случаях, когда нет аналогичных унифицированных форм;

- доработку унифицированных форм (при необходимости);

- разработку учетных регистров и форм внутренней отчетности;

- создание графика документооборота;

- определение механизма принятия документов к учету;

- выбор системы обработки документов;

- порядок хранения и уничтожения документов.

В бухгалтерской учетной политике организации обязательно должен быть график (план) документооборота. Работу по его составлению организует главный бухгалтер. Утверждает график руководитель организации.

Пример графика документооборота в виде перечня работ приведен в Приложении к Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105.

Каждому исполнителю вручают выписку из графика, где перечислены документы, оформленные исполнителем, указаны сроки их составления и представления в другие подразделения организации. Работники организации создают и представляют документы в соответствии с полученным графиком.

 

1.8. Сроки хранения документов

 

Порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов организаций (независимо от форм собственности) и предпринимателей регулируется Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ). Сроки хранения документов, которые образуются в хозяйственной деятельности, устанавливаются Министерством культуры РФ, Законом о бухгалтерском учете и Налоговым кодексом РФ. Если названными документами установлены разные сроки, для хранения документов используется максимальный из них.

Налоговый кодекс РФ устанавливает срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в т.ч. документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов, - четыре года (пп. 8 п. 1 ст. 23). Он является обязательным для налогоплательщиков и налоговых агентов.

Минимальный срок хранения бухгалтерских и финансовых документов для организаций установлен ст. 17 Закона о бухгалтерском учете. Согласно этому Закону документы должны храниться по правилам российского архивного дела, но не менее пяти лет.

Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. Перечень состоит из 12 разделов. Наименование видов документов приводится в перечнях обобщенно.

Сроки хранения документов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности установлены в подразделе 4.1. Например, годовая бухгалтерская отчетность должна храниться в организации постоянно, квартальная - пять лет, месячная - один год. В течение пяти лет должны храниться документы учетной политики, в т.ч. рабочий план счетов, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы с приложениями, документы о взаимных расчетах между организациями (акты, сведения, справки, переписка).

Длительные сроки хранения установлены для документов, касающихся учета труда и заработной платы работников. Так, реестры сведений о доходах физических лиц, лицевые карточки и счета работников, трудовые договоры, заявления работников о согласии на обработку персональных данных, журналы выдачи (учета движения) трудовых книжек и вкладышей к ним и др. надо хранить 75 лет. При ликвидации организации указанные документы сдаются в муниципальный архив.

 

1.9. Формирование архива. Уничтожение документов

 

Единых обязательных правил формирования архивов в организациях в настоящее время нет. Единственным нормативно-методическим документом являются Основные правила работы архивов организаций, одобренные Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее - Основные правила). Организации самостоятельно разрабатывают порядок документооборота. При формировании архивных дел можно взять за основу формы документов, приведенных в Основных правилах.

По истечении установленных сроков хранения документы уничтожаются только при условии проведения за указанный период инвентаризации. Если период, который охватывают документы, не обревизован, уничтожить их нельзя. Началом срока хранения документов считается 1 января года, следующего за годом, в котором они были составлены (или приняты к учету). Например, исчисление срока хранения дел, составленных в 2010 г., начинается с 1 января 2011 г.

Документы уничтожаются в соответствии с актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению. Форма акта есть в Основных правилах. В акт можно включать только дела, по которым срок хранения истек к 1 января года, когда составляется акт. Документы, включенные в акт, подлежат обязательному уничтожению. Их нельзя использовать в хозяйственных целях. Документы можно разорвать, отправить в бумагоуничтожитель, передать в котельную для сжигания, сдать в специализированную организацию по переработке вторсырья. По факту физического уничтожения документов экспертная комиссия составляет еще один акт. Ниже приведена его примерная форма (см. рис. 2).

 

Форма акта об уничтожении документов,

срок хранения которых истек

 

ООО "Лесторг"

Дата: "10" февраля 2011 г. г. Сосновоборск

 

Акт

об уничтожении документов, срок хранения которых истек

 

Экспертная комиссия в составе:

коммерческого директора В.В. Мягкова (председатель комиссии), заместителя главного бухгалтера А.Л. Кольцовой (заместитель председателя комиссии), начальника хозяйственного управления И.В. Сорокина (член комиссии), референта Т.С. Паниной (член комиссии)

составила настоящий Акт о том, что согласно описи, утвержденной Актом от 10.02.2011 N 1, были уничтожены документы, срок хранения которых истек, путем сжигания в котельной ЗАО "Энергетик" в присутствии членов комиссии.

Документы для сжигания переданы по накладной от 10.02.2010 N 48 (прилагается).

Факт сжигания подтверждается Актом об оказанных услугах от 10.02.2010 N 115 (прилагается).

 

Председатель комиссии ___________________ В.В. Мягков

Зам. председателя комиссии ______________ А.Л. Кольцова

Члены комиссии:

_______________ И.В. Сорокин

_______________ Т.С. Панина

 

Рис. 2

 

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей обеспечивать сохранность архивных документов в течение установленных сроков хранения закреплена в ст. 17 Закона N 125-ФЗ. За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов ст. 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

 

1.10. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

 

Ведение бухгалтерского учета в организации должно быть строго регламентировано, т.е. подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, отступление от которых приводит к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п.

Свод правил бухгалтерского учета - это система законодательных и нормативных правовых актов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням (см. табл. 4).

 

Таблица 4

 

Уровни нормативных правовых актов

 

1-й уровень Закон о бухгалтерском учете; Гражданский кодекс РФ; другие законы о бухгалтерском учете; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ
2-й уровень Положения по бухгалтерскому учету (стандарты)
3-й уровень Нормативные документы Минфина России: приказы; методические рекомендации (указания); инструкции, положения, письма и т.п.
4-й уровень Нормативные документы других министерств и ведомств
5-й уровень Приказ по учетной политике организации; другие рабочие документы организации

 

Закон о бухгалтерском учете определяет:

- состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность;

- правовые основы бухгалтерского учета;

- содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета;

- порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ):

- устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов;

- определяют порядок отражения в учете и отчетности определенных хозяйственных операций;

- регламентируют составление бухгалтерской отчетности;

- содержат правила раскрытия информации об объектах учета и хозяйственных операциях в бухгалтерской отчетности организации.

ПБУ конкретизируют Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время разработаны и утверждены следующие ПБУ:

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н);

- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160);

- ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н);

- ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (Приказ Минфина России от 24.10.2008 N 116н);

- ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (Приказ Минфина России от 27.11.2006 N 154н);

- ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н);

- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н);

- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н);

- ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" (Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н);

- ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" (Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 96н);

- ПБУ 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н);

- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н);

- ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" (Приказ Минфина России от 29.04.2008 N 48н);

- ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" (Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н);

- ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (Приказ Минфина России от 16.11.2000 N 92н);

- ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н);

- ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н);

- ПБУ 16.02 "Информация по прекращаемой деятельности" (Приказ Минфина России от 02.07.2002 N 66н);

- ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 115н);

- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н);

- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (Приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н);

- ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" (Приказ Минфина России от 24.11.2003 N 105н);

- ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений" (Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н);

- ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (Приказ Минфина России от 28.06.2010 N 63н).

Методические рекомендации и указания Минфина России конкретизируют статьи законов и отдельные ПБУ. К таким рекомендациям, в частности, относятся:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49);

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н);

- Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н);

- Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15);

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н);

- Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению (Приказ Минфина России от 19.12.2000 N 110н);

- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции и них и ведении отчетности при их производстве, использовании и обращении (Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н);

- Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Важнейшим документом 3-го уровня является Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н, утвердивший План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению. Этот План счетов называют общепринятым, т.к. его применяют в большинстве отраслей национального хозяйства.

Для предприятий агропромышленного комплекса Минсельхоз России Приказом от 13.06.2001 N 654 расширил общепринятый План счетов специфическими для отрасли субсчетами первого уровня. План счетов для страховых организаций утвержден Приказом Минфина России от 04.09.2001 N 69н. Он основан на общепринятом Плане счетов и дополнен "страховыми" счетами. План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях утвержден в Положении Центрального банка РФ от 26.03.2007 N 302-П. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н утвержден План счетов бюджетного учета, а Приказом от 01.12.2010 N 157н - Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Методические рекомендации других министерств и ведомств устанавливают отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета.

Так, порядок ведения бухгалтерского учета в банках и иных кредитных организациях изложен в Положении о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утв. Центральным банком РФ 26.03.2007 N 302-П.

Комитетом РФ по торговле утверждены Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (Письмо от 10.07.1996 N 1-794/32-5).

Минсельхозом России утверждены Методические рекомендации по учету затрат в животноводстве (Приказ от 02.02.2004 N 73), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету займов и кредитов в организациях агропромышленного комплекса (Приказ от 02.02.2004 N 74), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях (Приказ от 02.02.2004 N 75).

Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья утв. Приказом Госстроя России от 14.07.1997 N 17-45.

 

1.11. Простая и двойная системы бухгалтерского учета

 

Простая система бухгалтерского учета не предполагает применение двойной записи. При этой системе хозяйственные операции отражаются на основании документов в учетных регистрах (книгах, карточках, ведомостях) без корреспонденции счетов.

Двойная система бухгалтерского учета основана на двойной записи. Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета, состоящий в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах - по дебету одного и кредиту другого.

Двойная запись обусловлена экономической сущностью хозяйственных операций, вызывающих изменения в объектах бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция вызывает равновеликие изменения не в одном, а в двух объектах учета.

Счета бухгалтерского учета еще называются балансовыми. Балансовый счет состоит из номера и названия. Например, балансовый счет 01 "Основные средства", балансовый счет 41 "Товары", балансовый счет 50 "Касса" и т.д. Каждый счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении определенного актива или обязательства организации. Так, на балансовом счете 41 отражается наличие и движение товарных запасов торговой организации, на балансовом счете 51 - наличие и движение денежных средств на расчетном счете организации, на балансовом счете 60 - наличие и движение кредиторской задолженности перед поставщиками (расчеты с поставщиками) и т.д.

Каждый счет состоит из двух частей. Это связано с тем, что любая хозяйственная операция вызывает изменения в объектах учета, которые могут характеризоваться лишь как увеличение или уменьшение. Поэтому каждый счет делится на две части: одна предназначена для отражения увеличения, а другая - уменьшения объекта учета. Эти части счета называют дебетом и кредитом. Двойная запись, с помощью которой бухгалтер отражает хозяйственные операции, называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки иногда называются счетными формулами, или контировками. Например, организация выдала из кассы заработную плату работникам в размере 100 000 руб. Это означает, что в кассе организации денег стало меньше на эту сумму (запись по кредиту счета 50) и одновременно уменьшилась задолженность организации перед работниками (запись по дебету счета 70). В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т 70 "Расчеты по оплате труда" К-т 50 "Касса" - 100 000 руб. - выдана заработная плата из кассы организации.

 

1.12. Виды счетов бухгалтерского учета

 

Балансовые счета могут быть активными, активно-пассивными и пассивными.

На активных счетах учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные), их наличие, состав и движение. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение - по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе баланса. Например, активными являются балансовые счета 10 "Материалы", 41 "Товары", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета".

На пассивных счетах учитываются источники формирования активов организации (собственные и заемные). В этих счетах увеличение источников записывается по кредиту, а уменьшение - по дебету. Сальдо может быть только кредитовым, оно отражается в пассиве баланса. Например, пассивными являются балансовые счета 66 и 67 по учету кредитов и займов полученных.

Активно-пассивные счета имеют признаки активных и пассивных счетов. В них сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым либо одновременно дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо). Примером активно-пассивного счета является балансовый счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Дебетовое сальдо по этому счету показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовое показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.

В таблице 5 приведены схемы балансовых счетов.

 

Таблица 5

 

Схемы балансовых счетов

 

Активный счет
  Д-т К-т
Начальное сальдо А x
Обороты А1 (увеличение +) Б1 (уменьшение -)
Конечное сальдо А + А1 - Б1 x
Пассивный счет
  Д-т К-т
Начальное сальдо x Б
Обороты А1 (уменьшение -) Б1 (увеличение +)
Конечное сальдо x Б + Б1 - А1

 

1.13. Корреспонденция счетов

 

В бухгалтерском учете существует понятие "корреспонденция счетов" - связь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная экономической сущностью хозяйственных операций. Бухгалтеры используют такое выражение: "Для отражения конкретной операции такой-то счет по дебету (или кредиту) корреспондирует с таким-то счетом". Это означает, что конкретная хозяйственная операция может быть отражена только на двух определенных балансовых счетах. Например, организация оплатила счет поставщика и в тот же день получила от него товар. Оплата товара и его поступление на склад отражаются двумя проводками:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.