КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль мифологии в образовании ЯКМ. Фольклор, религия, философия, художественное творчество и ЯКМ
Свойства ЯКМ Лекция 9 В.А. Маслова относит к свойствам ЯКМ оценочность и антропоцентричность. Последнее свойство проявляется в том, что человек выступает в ЯКМ мерой всех вещей. Например, значение «близко» выражено во фразеологизмах с соматизмами (названиями частей тела): под носом, под рукой, под боком; значение «много» – во фразеологизме полон рот (забот); значение «быстро» – во фразеологизмах в один присест, и глазом не моргнул, сломя голову, ног под собой не чуя; значение «степень» – во фразеологизме влюбиться по уши. Об антропоцентричности ЯКМ свидетельствуют и такие образные номинации, как: горлышко бутылки, ножка стола, нос корабля. Другая черта ЯКМ, по В.А. Масловой, – прагматичность, что проявляется в стремлении объяснить имеющийся опыт (часто «ложно» по сравнению с научным мышлением) и целостно отразить этот опыт в ЯКМ. Например, в русском языке ряд фразеологизмов указывает на эталон физического предела, передаваемый с помощью соматизмов: сыт по горло, ушёл в работу с головой, влюбился по самые уши (уши, горло, голова находятся вверху человеческого тела, и сознание «берёт» этот признак для измерения степени действия). Ещё пример: для выражения удивления также используются соматизмы: раскрыть рот, таращить глаза. Человеческий опыт зафиксировал наибольшее участие этих органов в выражении чувства удивления. А.Т. Хроленко рассматривает такое свойство ЯКМ как врождённость / приобретённость. Большинству людей представляется, что ЯКМ складывается у человека постепенно, когда он с детства усваивает концепты ЯКМ и отношения между ними. Однако Дж. Макинтайра из Европейской лаборатории прикладных нейронаук, исследовавший интуицию, пришёл к выводу, что мозг больше основывается не на наблюдении, а на внутренней модели физического мира. Мифологическая картина мира (МКМ) – самая древняя форма познания мира, совокупность взглядов на происхождение мира, выражающая целостное миропонимание. Представления о мире в МКМ носят иллюзорно-фантастический характер. Рассмотрим мифологические представления русских о Луне (примеры употребления слова Луна в художественных текстах показывают, что мифологические значения продолжают жить в творческом сознании многих авторов). В мифологическом концепте ЛУНА выделяются следующие признаки: 1. Луна – лицо / глаз Бога (этот признак характерен для разных ЯКМ). Луна – символ ночного глаза Божества, а Солнце – дневного: «… навеки притянутая к земле луна остановилась, как испуганный глаз, и светит» (Сергеев-Ценский. «Бабаев»). 2. Луна – символ предзнаменования, небесного знака. Форма и расположение Луны подсказывали славянам добрые и недобрые предвестия. Фазы Луны считались носителями перемен, страдания, упадка. Луна управляет приливами, дождями, наводнениями, временами года: Но не все читали Заревые знаки, Да и зори гасли, И – лицом к луне – Бледна планета, Разрывая мраки, Знала о грядущем Безнадёжном дне. (Блок. «Так было») 3. В славянской мифологии Луна и Солнце отождествлялись с яйцом (птица утром кладёт на край земли золотое яйцо, а вечером – серебряное. Одно катится по небу днём, другое – ночью (Н.В. Павлович. «Язык образов»); хлебом, блином, караваем, колобком, рожком, сайкой, пирогом, оладьей, калачом (Всё так же виснет у дороги Луны пшеничный каравай. Клычков); молоком (Месяц молочный спустился так низко, Словно рукой его можно достать. Кузмин). 4. Распространённой метафорой Луны является серп. Возникновение этой метафоры вызвано народными поверьями, связанными с сельскохозяйственными работами: урожай следует собирать на убывающий месяц, так как ущербный месяц сдерживает рост и не даёт плодиться вредителям. Серп – символ плодородия и изобилия [9]. 5. Рогатость луны имеет метонимическое основание: поведение коровы и быка, так же как и фазы луны, связаны с дождями: перед дождём они подымают голову к небу, бьются рогами и подпрыгивают [9]. 6. Луна – сестра Солнца-брата. У русских пол луны двойственен: луна – она, месяц – он. 7. Луна – символ бессмертия, космической и магической силы. Луна – атрибут гадания, в котором учитывались фазы луны. В.А. Маслова показывает, как переплетаются язык и миф на примере фразеологизмов с компонентом сердце: 1. Сердце располагается в центре человеческого тела и является средоточием эмоций и чувств. Этимология слова также указывает на срединное положение этого органа. В Библии сердце – орган религиозного чувства. Фразеологизмы с компонентом сердце (брать за сердце, сердце болит, с замиранием сердца, сердце кровью обливается, сердце не на месте) и метафоры сердца из художественных текстов (сердце поёт, закипает – Пушкин, рвётся, дрожит, пышет – Фет, отцветает, цепенеет – Грин, пламенеет – Заболоцкий, каменеет, холодеет, смягчается – Шолохов, дрогнуло, упало, покатилось – Куприн) понятны каждому носителю языка, так как в их основе лежат известные архетипы и мифологемы: · Мифологема «чувства – жидкость» взята из Библии. Она порождает образ чаши, из которой пьёт человек, переживая чувства: испить чашу до дна, глубина чувств. Любовь может быть тихая, бурная, спокойная, как океан или море. · Мифологема «любовь – водная стихия» передаёт текучесть, изменчивость, динамику чувств. · В области работает ещё один архетип «верх – низ»: спокойствие – это нулевая координата, положительные эмоции связаны с движением вверх, отрицательные – с движением вниз (прыгать от радости, согнуться от горя). 2. Сердцу приписываются и функции сознания, мышления, воли (Пришло ему на сердце посетить братьев своих – Библия). 3. Это вообще центр физической, психической, духовной жизни человека. Это сокровенный центр личности – нечто таинственное, более сокрытое, чем душа и дух. Это точка соприкосновения с Богом (жить с Богом в сердце) и источник греха (камень вместо сердца, ледяное сердце, в сердцах, сорвать сердце на ком-либо). 4. Сердце – средоточие жизненной силы человека (похитить чьё-то сердце, разбить / пронзить чьё-то сердце). Известна мифологема «поедание сердца». Считалось, что употребление сердца в пищу первобытными людьми носило чародейный характер. Отголоски этого магического обряда обнаруживаются в христианском причастии – приобщении ко Христу через поедание его «тела» и «крови» (хлеба и вина). Тот же мотив встречаем в стихотворении Дм. Кедрина «Сердце». Рассмотрим когнитивные метафоры сердца в других фразеологизмах: 1. Вместилище чувств: всем сердцем, от полноты сердца. 2. Вместилище желаний: по сердцу, сердце не стерпело. 3. Место зарождения чувств и желаний: в сердце вспыхнула надежда. 4. Центр интуиции: сердце подскажет. 5. Центр совести и других моральных качеств: положа руку на сердце, золотое сердце. 6. Источник света и тепла: гореть сердцем. 7. Гарант любовного благополучия: предлагать руку и сердце. 8. Место, где чувства скрыты от посторонних глаз: читать в сердце.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |