Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрагмент синтаксического анализа текста 3 страница




година же бh "ко шеста" Ср. часъ бh hко шест| (Зогр.) (Ср. укр. година «час», словенск. god «удобное время, праздник»).

источьникъ вод| истhка\m#> въ животъ вhчьн|и Ср. в аналогичном контексте да~ть источьникъ вод| тек@m# въ жиzнь вhчьн@\ (Супр.)

5. На основе фрагментарного сравнительного-исторического сопоставления c данными других индоевропейских языков определите значения следующих слов в тексте:

вьсь (ср. совр. русск. города и веси, др.-русск. весь, чеш. ves, словен. vas, польск. wies, готск. weihs «деревня»)

брашно (ср. словенск. brasno, болг. брашно, др.-русск. борошно «зерно», др.-русск. брашненица «амбар», сербохорв. брашно «мука, припасы»).

6. Определите значение подчеркнутого слова жен| самар#н|н" с@m# на основании сопоставления со словами с аналогичным формантом: бог ", раб ", с@сед #, егvпьтhн ".

7. На основании контекста определите значения словосочетаний:

въ оно врhм#

вhдhла даръ бжии (ср. вhдhти «знать»)

т| болии ~си (ср. совр. русск. большой, более)

8. Ознакомьтесь с комментариями к именам собственным и топонимам и в заключение анализа переведите текст.

въ градъ самареискъ нарица~м| соухарь (ср. нарицаем| сvхарь (Мариинск.): Предположительно, самарянский город Сихем. В древнесирийском переводе - Шохарь, что означает «упившийся». «Полагают, что это было укоризненное слово, обращаемое иудеями к самарянскому городу»[4]. Ср. аналогичный ироничный смысл в переводе «Сухарь» (> сухой).

блиzъ вьси \же дасть и"ковъ иосифоу с|ноу сво~моу бh же тоу ст@деньць и"ковль: «Колодец существует и в настоящее время…Он находится к востоку от г. Гаризин, в некотором расстоянии от Наблуса или Сихема, и окружен хлебными полями., вырыт в скале с каменным сводом поверх, имеющим очень узкое отверстие, и в настоящее время почти совершенно обрушившимся. Летом иногда колодезь высыхает, а осенью и зимою имеет в себе достаточный запас чистой воды. ….означенный колодезь обозначает именно тот участок поля, который купил Иаков за сто монет у сынов Эммора и на котором поставил жертвенник Богу Израилеву. Этот участок поля был дан Иосифу и здесь успокоились его кости после многих лет странствования.»[5]

самари", жена самар#н|ни; не прикаса\ть бо с# иоудеи самарhнехъ: «Самаряне.. Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных израильтян от царя Ассирийского… сомнительное происхождение, враждебность к евреям, настойчиво заявляемое ими перед Персидским царем, их отделение от иудеев, вместе и богопочитание и сооружение ими своего известного храма на горе Гаризим делали вражду между Самарянами и иудеями почти ожесточенною, так что самое название самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным словом..» [6]

 

Задания по графическому анализу текста

1. Укажите, какие звуки обозначали буквы ъ, ь, h, @, #. Приведите примеры из текста.

2. Почему имелись разновидности букв: е и ~, @ и \; # и >; а и ". Наблюдается ли определенная закономерность в употреблении этих букв: е и ~ (ст@деньць, шеста", приде, жена, оученици, отъ мене — нарица~м|, сво~моу, ~и, ~го, ~моу, ~си, пи~тъ, въ н~мъ), а и " (въ градъ, дасть, иаковъ, даждь, брашьно, г¨ла — и"ковль, шеста", глагол"и), # и > (врhм#, коуп#ть, самар#н|ни, въж#ждеть с#, с@m# — пи>и, се>, истhка\m#>), @ и \ (отък@доу, гл@бокъ, вод@ жив@, оушьли бhах@, отъ п@ти, ст@деньць - \же, прикаса\ть, си\).

3. Как передавался звук [у] в старославянских памятниках? Почему? Приведите примеры из текста.

4. Установите, каким образом в тексте обозначались слитные звуки (аффрикаты): троуждь с#, даждь, с@m#, отъвhmа, аmе, въж#ждеть с#, истhка\m#>, ни ж#жд@ ни прихожд@.

 

Задания по фонетическому анализу текста

 

1. Разделите на слоги данные ниже слова. Дайте характеристику слогов по составу образующих их звуков и закономерностям их сочетания: врhм#, нарица~м|, с|ноу, сво~моу, ст@деньць, даждь, оученици, оушьли, бhах@, даръ, къто, ~сть, глагол"и, гл@бокъ, отъвhmа, въс"къ, пи>и, вhкъ, аzъ, въ животъ вhчьн|и.

2. Определите, сочетания каких групп согласных возможны в пределах одного слога и почему: приде, въ градъ, влиzъ, и"ковль, троуждь с#, на ст@деньци, шеста", почрhтъ, брашьно, прикаса\ть, скоти, источьникъ.

3. Объясните, по каким фонетическим особенностям в структуре слогов данные слова можно охарактеризовать как слова заимствованные: ¨иiсъ, самареискъ, иаковъ, иосифоу, и"ковль, иоудеи.

4. Установите, какой звук является слогообразующим в корне следующего слова: ни почрьпальника, почьрьпатъ.

5. Выделите в словах мягкие (палатальные) согласные и укажите возможные для них сочетания с гласными: нарица~м|, ст@деньць, и"ковль, троуждь с#, сhдhаше, шеста", жена, даждь, оученици, брашьно, просиши, с@m#, отъвhmа, жив@, имаши, о¨ца нашего, рече, въж#ждати с#, источьникъ, истhка\m#>, въ животъ вhчьн|и, ни ж#жд@, ни прихожд@.

6. Назовите непарные всегда твёрдые согласные, выделите их и определите возможные для них сочетания с гласными звуками: самареискъ, соухарь, иаковъ, година, "ко, въ градъ, коуп#ть, како прикаса\ть, къто, гл@бокъ, отък@доу, скоти ~го, въс"къ, пак|, въ вhкъ, источьникъ, истhка\m#>, самарhнехъ.

7. Укажите, какого качества по твёрдости-мягкости согласные р, л, н, с, z в следующих словах: въ оно врhм#, нарица~м|, соухарь, блиzъ вьси, и"ковль, почрhтъ, брашьно, самар#н|ни, с|, рече, глагол"и, просила, далъ, ~си, с|нове, въс", се>, с#, въ н~мъ, къ н~моу.

8. Укажите старославянские фонетические признаки в словах: въ градъ, троуждь с#, почрhтъ, даждь, с@m#, отъвhmа, аmе, почрьпальника, въж#ждеть, истhка\m#>, ни ж#жд@, ни прихожд@. Каковы их соответствия в общеславянском и древнерусском языке?

9. Объясните, в каких словах гласные h и и дифтонгического происхождения: вьси, на ст@деньци, питии, отъ п@ти, оученици, бhах@, иоудеи, отъвhmа, вhдhла, жив@, пи, скоти, въ вhкъ, истhка\m#>.

10. Укажите сильные и слабые позиции ъ и ь в словах. Правильно ли употребляются редуцированные гласные в этих позициях? Сделайте вывод о самостоятельности ъ и ь в период написания памятника: блиzъ вьси, дасть, ст@деньць, на ст@деньци, оушьли, въ градъ, брашьно коуп#ть, отъвhmа, къто, далъ, почрьпальника, отък@доу, въс"къ аzъ, дамь, не имать, въж#ждати с#, въ вhкъ, источьникъ, въ животъ вhчьн|и, почьрьпатъ.

11. Объясните, соответствует ли употребление букв @ и # носовым звукам в определенных фонетических позициях. Есть ли в тексте случаи смешения этих букв друг с другом? Если есть, то на какую фонетическую особенность они могут указывать? Въ оно врhм#, ст@деньць, отъ п@ти, ст@деньци, оушьли бhах@, коуп#ть, самар#н|н" с@m#, не прикаса\ть, вод@ жив@, стоуденьць гл@бокъ, отък@доу, въж#ждеть с#, б@деть, да ни ж#жд@, ни прихожд@.

12. Выделите смягченные (палатальные) согласные в следующих словах, объясните их образование (под воздействием *j, гласных переднего ряда), использовав для сопоставления однокоренные слова: нарица~м|, ст@деньць, и"ковль, троуждь с#, сhдhаше, ст@деньци, жена, даждь, оученици, оушьли, брашьно, просиши, с@m#, отъвhmа, рече, б¨жии, жив@, ни почрьпальника имаши, въж#ждеть с#, въж#ждати с#, источьникъ, истhка\m#>, въ животъ, вhчьн|и, ни ж#жд@, ни прихожд@, почьрьпатъ.

13. В приведенных примерах найдите корень слова и укажите чередования гласных и согласных звуков в нём, восстановите праславянский вид корня: нарица~м|, оушьли бhах@, питии, просиши, не прикаса\ть с#, рече, даждь, имааши, въж#ждеть с#, источьникъ, истhка\m#>, вhчьн|и, прихожд@, почьрьпатъ.

 

Задания по морфологическому анализу текста

 

1. В данных словосочетаниях найдите существительные, определите их род, число, падеж и к каким древнейшим основам (типам склонения) эти существительные принадлежат. Приведите доказательства правильности вашего ответа. Въ оно врhм#, приде и¨icъ въ градъ самареискъ, блиzъ вьси, дасть с|ноу, отъ п@ти, на ст@деньци, година шеста", почрhтъ вод|, оученици бо ~го оушьли бhах@, въ градъ, да брашьно коуп#ть, отъ жен| просиши, даръ б¨жии, далъ ти б| вод@ жив@, ни почрьпальника имаши, стоуденьць гл@бокъ, и с|нове ~го, и скоти ~го, пи>и отъ вод|, въ вhкъ, источьникъ вод|, въ животъ вhчьн|и.

2. Найдите в примерах из текста полные (местоименные) и краткие (именные) прилагательные, дайте их полную морфологическую характеристику и определите, какую морфологическую функцию они выполняют: въ градъ самареискъ, ст@деньць и"ковль, година шеста", даръ б¨жии, вод@ жив@, стоуденьць гл@бокъ ~сть, еда т| болии ~си о¨ца нашего, въ животъ вhчьн|и.

3. Определите разряд местоимений. Укажите форму именительного падежа единственного числа этих местоимений. Переведите их на современный русский язык. Какие из этих местоимений сохранились в современном русском языке, а какие отсутствуют? Въ оно врhм#, с|ноу сво~моу, бh же тоу ст@деньць, троуждь с# отъ п@ти, гла и̃iсъ, даждь ми питии, оученици ~го, г¨ла ~моу жена, како т| иоудеи с| отъ мене пити просиши, не прикаса\ть бо с#, и къто ~сть глагол"и ти даждь ми питии, просила оу него, и тъ иzъ н~го пи, и с|нове ~го, и скоти ~го, рече ~и,въс"къ пи>и отъ вод| се>, въж#ждеть с# пак|, нъ вода \жеаzъ дамь ~моу, б@деть въ н~мъ источьникъ вод|, г¨ла къ н~моу жена, даждь миси\ вод@.

4. Определите класс глаголов. Укажите признаки, позволяющие отнести тот или иной глагол к определенному классу: прити, нарицати, сhдhти, коупити, прикасати с#, пити, просити, вhдhти, глаголати, дати, имhти, отъвhmати, реmи, б|ти, истhкати, приходити, почрьпати, въж#ждати.

5. Дайте морфологическую характеристику всех глагольных форм в тексте. Укажите, чем отличаются формы аориста от имперфекта по значению. Найдите в тексте форму плюсквамперфекта, объясните его образование, значение и грамматическое отличие от перфекта.

6. Укажите, какого типа сослагательное наклонение представлено в тексте, в каких синтаксических конструкциях оно употреблено.

7. Объясните употребление в тексте форм супина. Укажите, после каких глаголов употребляется супин и что обозначает. Что сближает супин с инфинитивом и как он переводится на русский язык? Приде жена отъ самари" почрhтъ воды; даждь ми си\ вод@ да ни ж#жд@ ни прихожд@ почьрьпатъ.

8. Проанализируйте наречия: блиzъ, тоу, тако, отък@доу, пак|. К какому разряду по значению относятся данные наречия (образа действия, места, времени, цели, причины)? Какие из этих наречий сохранились, а какие утратились в современном русском языке?

9. Определите форму причастий (залог, время, падеж, число), полные они и краткие, от какой глагольной основы образованы? Какими примерами можно подтвердить большую глагольность в древности причастных форм: приде и¨iсъ въ градъ…. нарица~м| соухарь, и¨iсъ же троуждь с# отъ п@ти, како т| иоудеи с|, отъ жен| самар#н|н" с@m# не прикаса\ть бо с# иоудеи самарhнехъ, отъвhmа и¨iсъ и рече, къто ~сть глагол"и ти даждь ми пити, отъвhmа и¨iсъ и рече ~и въс"къ пи>и отъ вод| источьникъ вод| истhка\m#> въ животъ вhчьн|и.

 

Задания по синтаксическому анализу текста

 

1. Найдите в тексте простые предложения и укажите в них главные члены. Определите, какие это предложения: личные, определённо-личные или неполные.

2. Укажите способы выражения подлежащего и сказуемого в следующих предложениях: приде и¨iсъ въ градъ самареискъ; бh же тоу ст@деньць и"ковль; година же бh "ко шеста"; приде жена отъ самари" почрhтъ вод|; како т| иоудеи с| отъ мене пити просиши; къто ~сть глагол"и ти даждь ми питии; ни почрьпальника имаши и стоуденьць гл@бокъ ~сть; еда т| болии ~си о¨ца нашего и"кова иже дасть намъ стоуденьць; нъ вода \же аzъ дамь ~моу б@деть въ н~мъ источьникъ вод|...

3. Определите синтаксическую функцию причастий. Обратите внимание, как причастия сочетаются с другими формами глагола: и¨iсъ же троуждь с# отъ п@ти сhдhаше тако на ст@деньци; отъвhmа и̃iсъ и рече…; въс"къ пи>и отъ вод| се> въж#ждеть с# пак|; нъ вода \же аzъ дамь ~моу б@деть въ н~мъ источьникъ вод| истhка\m#> въ животъ вhчьн|и.

4. Объясните синтаксическое значение родительного и дательного (предложного и беспредложного) падежей в данном тексте: и¨iсъ же троуждь с# отъ п@ти; приде жена отъ самари" почрhтъ вод|; не прикаса\ть бо с# иоудеи самарhнехъ; ни почрьпальника имаши; въс"къ пи>и отъ вод| се>; иже пи~тъ отъ вод| \же аzъ дамь ~моу; гла къ н~моу жена.

5. Охарактеризуйте придаточные предложения с союзами \же, аmе, "ко, иже.

6. Определите, какие конструкции использовались для введения чужой речи. В чём их особенность?

 

В заключение пословного разбора необходимо дать общие выводы по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису текста, сделав общее заключение о времени и территории его написания, подчеркнув наиболее важные с точки зрения истории языка моменты.

Текст VI. Притча «О сеятеле»

(Зографское Евангелие, Матфей, XIII, 1-13)

 

Въ тъжде днь ¿шь|дъ ¨ис ¿z домоу сhдhаше || при мори | ¿ събъраш# с# къ не|моу народи мноzи• ¿ hко въ|лhzъ въ корабь сhде• ¿ всь | народъ на помориi стоhше• | ¿ г¨ла ¿мъ много• притъча|ми г¨л#• се ¿zиде сh>i | да сhетъ• сh\штюмоу | ова оубо падош# при п@ти• | ¿ придош# птиц# н¨бск|>• | ¿ поzобаш# h• дроугаh же | падош# на камениiхъ• | hко не ¿мhш# zемл# мно|г|• ¿ абие проz#бош#• | zа не не ¿мhаше гл@бин| | zемлh слънцю въсиhвъ|шю присв#д@• zа не не ¿мh|х@ корениh ¿ исъхош#• а дроу|гаh падош# въ тръниi• | ¿ вьzиде тръние ¿ пода|ви е• дроугаа же падош# на | zемл’и добрh• ¿ даах@ | плод|• ово съто ово ше|сть дес#тъ• ово ¨ћ• ¿мh|>и оуши сл|шати да сл||шитъ ¿ прист@пьше оуче|ници его рhш# емоу• по чьто | притъчами г¨леши ¿мъ• | онъ же отъвhштавъ рече• | hко вамъ дано естъ раzоу|мhти• та¿наа ц¨рствиh | не¨бскааго• онhмъ же не дано | естъ ¿м@штюмоу бо | дастъ с#• ¿ иzб@детъ е|моу• а ¿же не ¿матъ• | i еже ¿матъ вьzьметъ | с# отъ него•

 

Задания по лексическому анализу текста

1. Отметьте в тексте слова, не требующие перевода.

2. Найдите слова, значения которых легко устанавливаются из словообразовательного анализа. Установите значения следующих однокоренных слов:

iшьдъ, ¿zиде, придош#, вьzиде;

сh>i, сhетъ, сh\штюмоу;

¿мhш#, iмhаше, iмhх@, ¿мh>и, ¿м@штюмоу, ¿матъ, вьzьметъ.

3. Выделите корень в следующих словах, на основании современных аналогий установите их значения: Въ тъжде днь, въсиhвъшю слънцю, падош#, исъхош#, иzб@детъ.

4. Установите значение приставок -въz, -иz в следующих словах: вьzиде и вьzьметъ; иzб@детъ и ¿zиде.

5. Выделите корень следующих слов. На основе фрагментарного сравнительного-исторического сопоставления c данными других славянских языков определите их значения в тексте.

на помори (ср. совр. Поморье, область от норвежской границы до Архангельска, Поморье - др.-русс. название берега Черного моря; также совр. приморье);

притъча (ср. укр. причта «происшествие, особый случай», болг. притча «притча», сербохорв. прича «рассказ, пословица»);

сh>i (ср. имh->и - имеющий)

поzобаш# (ср. др.-русск. зобати «есть», зобь «корм», болг. зоб «корм, фураж», сербохорв. зоб «овес», зобати «есть зерна», чеш. zob «кормовое зерно»)

проz#бош# (ср. др.-русс. з#бн@ти «раздирать», лит. žеmbti «кроить», «резать», žеmbi «начинать прорастать»)

присв#д@ от гл. присв#н@ти (ср. др.-русск. вянути, сербохорв. венути, словен. veniti, чеш. vadnouti, словацк. vädnut’ - увядать, завянуть)

тръние / трьни~ (ср. корень - трhва «трава», «терн» - (устар.) кустарник с колючими длинными иглами; ср. также совр. русск. терновый венец, тернистый путь; ср. нем. dorn «шип, заноза», санскр. tr-na, trnati «пронзать, прокалывать»).

6. Объясните значение следующих выражений:

г¨ла iмъ притъчами: из приведенных значений слова «притча» в Старославянском словаре, выберите то, которое употреблено в данном контексте — 1. поговорка, 2. пример, образец, 3. иносказание, намек. Ср. также притъкъ - ст.сл. «острый».

i вьzиде тръние i подави е: из данного контекста определите значения слов вьzиде и подави, правильно выделив корень (для ср. совр. русск. взойти; подавлять «угнетать, заглушать»).

7. Из контекста установите значения подчеркнутых слов в следующих словосочетаниях:

¿ придош# птиц# н¨бск|>;

не ¿мhш# zемл# мног|;

не ¿мhаше гл@бин| zемлh;

на zемл’и добрh.

8. Найдите в тексте крылатые выражения (2), широко используемые в современном книжном языке.

9. Установите числовое значение буквы под титлом. Определите количественное значение выражения, сравнив его с параллельными фрагментами из других памятников. Можно ли считать эти количественные характеристики близкими по смыслу?

¿ даах@ плод| ово съто ово шесть дес#тъ• ово ¨ћ• (Зогр., Матфей, XIII)

I даhх@ плодъ ово съто ово шесть дес#тъ ово три дес#ти (Мариинск., Матфей, XIII)

и проz#бъ сътвори плодъ съторице\ (Остр., Лука, VIII)

I проz#бъ сътвори плодъ сътократице\ (Мариинск., Лука, VIII)

и проz#бе и сътвори плодъ ¨р крат| (Савв. кн., Лука, VIII).

10. Прочитайте дальнейший лексический комментарий:

абие - сейчас, тотчас
zа не / zане - потому что
ово…ово… - одно …другое; иное…иное…
вамъ дано… онhмъ же не дано - вам дано.., другим не дано

В заключение проведенной работы переведите текст.

 

Задания по графическому анализу текста

 

1. Чем обусловлено употребление буквы h на месте буквы ": hко, стоhше, поzобаш# h, дроугаh, въсиhвъшю, корениh, таiнаа ц¨рствиh.

2. Как называются буквы и и i, какие закономерности их употребления можно установить?

3. Как называются буквы \ и >? Чем объясняется закономерность в употреблении @ и \, # и >?

4. Чем объясняется отсутствие йотации а (h на месте а) и е в абсолютном начале слова и в позиции после гласных: сhдhаше, стоhше, да сhетъ, h, дроугаh, абие, въсиhвъшю, корениh, тр|ние, дроугаа, даах@, дано есть, таiнаа црствиh небскааго, иzб@детъ емоу, еже iматъ.

5. В словах въ тъжде днь, сh\штюмоу, отъвhштавъ, iм@штюмоу писались сочетания букв жд и шт. Объясните, какие звуки передавали указанные сочетания букв в рассмотренных примерах. Как эти слова могли быть написаны по-иному? Напишите их.

 

Задания по фонетическому анализу текста

1. Разделите на слоги данные ниже слова. Какие звуки употреблялись в пределах одного слога с точки зрения места их образования (однородные или неоднородные)? На основании сделанных наблюдений сформулируйте вывод о закономерностях строения слога в старославянском языке: iшьдъ, iz домоу, сhдhаше, събъраша с#, къ немоу, народи, мноzи, вълhzъ, въ корабь, izиде сh>I, сh\штюмоу, падош#, при п@ти, птиц#, поzобаш# h, iмhш# zемл# мног|, слъньцю въсиhвъшю присв#д@, исъхош#, падош#, въ тръниi, въzиде, дроугаа же, iмh>и оуши, прист@пьше.

2. Определите, какие группы согласных были возможны в пределах одного слога и почему: падош#, поzобаш#, дроугаh, не iмhш# гл@бин|, добрh, плод|, сл|шати, есть, црствиh, дасть с#, иzб@детъ емоу.

3. Укажите старославянские фонетические признаки в словах сh\штюмоу, слъньцю въсиhвъшю, въ тръниi, тръниi, отъвhштавъ, iм@штюмоу бо дасть с#. Выясните, в каком виде они были в древнерусском и общеславянском языках.

4. Объясните, к каких словах гласные h и и восходят к дифтонгам: *^oi, *^ai, *^ei: сhдhаше, народи мноzи, izиде сh>i да сhетъ, оученици.

5. Укажите сильные и слабые позиции ъ и ь в словах. Правильно ли употреблены редуцированные гласные в этих позициях, есть ли случаи смешения или пропуска ъ и ь: днь, iшьдъ, събъраша с#, всь народъ, много, мног|, слънцю, въсиhвъшю, исъхош#, въ тръниi, въzиде, тръние, вьzиде, съто, прист@пьше, почьто, притъчами, отъвhштавъ. Сделайте вывод относительно самостоятельности ъ и ь в период написания памятника.

6. Укажите, какие согласные могли быть твёрдыми, полумягкими и мягкими. В какой позиции эти согласные были твёрдыми, в какой полумягкими, в какой мягкими: днь, народи, мноzи, въ корабь, сhде, народъ, стоhше, притъчами, izиде, сh>i, падош#, при п@ти, птиц#, н¨бск|#, hко, не iмhш#, zемл#, мног|, слъньцю, въсиhвъшю, присв#д@, въzиде, съто, оуши, оученици, рhш#, почьто, рече, иzб@детъ, емоу, вьzьметъ с#, отъ него.

7. Выделите в словах мягкие (палатальные) согласные и укажите возможные для них сочетания с гласными звуками: iшьдъ, сhдhаше, при мориi, събъраша с#, мноzи, стоhше, притъчами, сh>i, сh\штюмоу, падош#, придош#, птиц#, не iмhш#, zемл#, исъхош#, на zемли, iмh>и, оуши, сл|шати, да сл|шитъ, i прист@пьше, оученици, рhш#, почьто, отъвhштавъ, рече, iм@штюмоу.

8. На какую фонетическую особенность указывает отсутствие [л'] после губных в одних позициях и наличие [л'] в других: вълhzъ въ корабь, hко не iмhш# zемл# мног|, падош# на zемли, i прист@пьше оученици его.

9. Объясните, почему в старославянских памятниках XI в. встречаются двоякого типа написания таких примеров, как слъньцю и сльньцю, дльгъ и длъгъ, мрьтвъ и мрътвъ, трьниi и тръниi, отврьzи и отвръzи, чрьнъ и чрънъ и др.

10. Укажите, соответствует ли употребление букв # и @ носовым звукам в определенных фонетических позициях: събъраша с#, гл#, сh>i, сh\штюмоу, падош#, при п@ти, i придош#, птиц# н¨бск|#, i поzобаш#, не iмhш#, zемл#, проz#бош#, не iмhш# гл@бин|, присв#д@, не iмhх@, исъхош#, падош#, даах@, шесть дес#тъ, iмh>и, прист@пьше, рhш#, iм@штюмоу, дасть с#, иzб@детъ.

11. Объясните, в каких позициях произносился [j] и в каких отсутствовал и почему: къ немоу, hко, стоhше, izиде, сh>i, да сhетъ, сh\штюмоу, н¨бск|#, дроугаh, не iмhш#, въсиhвъшю, корениh, тръние, дроугаа, даах@, iмh>и, оуши, его, емоу, hко, есть, таiнаа, црствиh.

12. Докажите, что нижеперечисленные группы слов исторически образованы от одного корня. Реконструируйте первоначальный вид корня и объясните фонетические изменения, произошедшие в нём: izиде, придош#, вьzиде; сhдhаше, сhетъ, сh>i, сh\штюмоу, сhде, въсиhвъшю; iмhш#, iмhх@, iматъ, iм@штюмоу, iмh>и, вьzьметъ; дано, дасть, даах@; рече, рhш#.

13. В приведённых примерах найдите корень слова и укажите чередования гласных и согласных звуков в нём: iшьдъ, събъраша с#, мноzи, вълhzъ, корабь, притъчами, падош#, поzобош#, проz#бош#, присв#д@, исъхош#, оуши, сл|шати, оученици, почьто, отъвhштавъ, рече, иzб@детъ, вьzьметъ.

14. Выделите смягчённые (палатальные) согласные в следующих словах, объясните их образование (под воздействием *j или гласных переднего ряда), использовав для сопоставления однокоренные слова: iшьдъ, при мориi, събъраша с#, народи мноzи, притъчами, падош#, птиц#, не iмhш#, zемл# мног|, слъньцю въсиhвъшю, исъхош#, на zемли добрh, оуши, сл|шати, оученици, рhш#, почьто, отъвhштавъ, рече, ц¨рствиh.

15. В приставочных образованиях и предложных сочетаниях установите исходный звуковой состав приставок и предлогов в-, к-, с-: къ немоу, рhш# емоу, вълhzъ въ корабь, вьzиде тръние, въzьметъ с# отъ него, прист@пьше оучениуи его, вънити, сънимати, въноушати.

 

Задания по морфологическому анализу текста

 

1. Определите род, число, падеж и тип склонения существительных в тексте. К каким древнейшим основам (типам склонения) эти существительные принадлежат. Приведите доказательства правильности вашего ответа.

2. Найдите в примерах из текста краткие и полные формы прилагательных, дайте их полную морфологическую характеристику и определите, какую синтаксическую функцию они выполняют: събъраша с# къ немоу народи мноzи; i гла iмъ много притъчами; i придош# птиц# нбсн|#; hко не iмhш# zемл# мног|; дроугаа же падош# на zемли добрh; дано есть раzоумhти таiнаа црствиh небскааго.

3. Определите в тексте разряд местоимений, их грамматическую форму. Укажите форму именительного падежа единственного числа этих местоимений. Переведите их на современный русский язык. Какие из этих местоимений сохранились в современном русском языке, а какие отсутствуют?

4. Определите класс следующих глаголов, укажите признаки, позволяющие отнести тот или иной глагол к определённому классу: сhдhти, събърати, вълhсти, сто"ти, izити, сh"ти, пасти, проz#бати, iмhти, въси"ти, присв#н@ти, исъхн@ти, въzити, подавити, дати, сл|шати, прист@пити, решти, отъвhштати, раzоумhти, иzъб|ти, въz#ти.

5. Дайте морфологическую характеристику всех глагольных форм в тексте. Объясните изменение конечного звука корня в формах аориста. Как переводятся формы аориста и имперфекта на современный русский язык и что их различает?

6. Определите форму следующих причастий (залог, время, падеж, число, полное оно или краткое). От какой глагольной основы они образованы? въ тъжде днь iшьдъ ис iz домоу сhдhаше при мориi; i hко вълhzъ въ корабь сhде; izиде сh>i да сhетъ; сh\штюмоу ова оубо падош# при п@ти; слъньцю въсиhвъшю присв#д@; iмh>и оуши сл|шати да сл|шитъ; i прист@пьше оученици его рhш# емоу; онъ же отъвhштавъ рече; hко вамъ дано есть раzоумhти таiнаа црствиh небскааго; iм@штюмоу бо дасть с# i иzб@детъ емоу.

Задания по синтаксическому анализу текста

 

1. Определите синтаксическую функцию причастий, выделенных в предшествующем упражнении. Обратите внимание, как причастия сочетаются с другими формами глагола.

2. Охарактеризуйте все случаи употребления в тексте родительного и дательного падежей.

3. Найдите в тексте простые предложения и укажите в них главные члены. Определите, какие это предложения: личные, определённо-личные или неполные.

4. Разберите предложения, имеющие в своём составе сочетание частицы «да» с настоящим или будущим простым временем глагола, и определите, для выражения какого значения употребляется это сочетание в старославянском языке (цели, действия, побуждения и др.): се izиде сh>i да сhетъ; iмh>и оуши сл|шати да сл|шитъ.

5. Определите значения придаточных предложений с союзами и союзными словами hко ("ко), zане, почьто, бо, iже.

6. Найдите в тексте конструкцию «дательный самостоятельный». В каждом случае охарактеризуйте состав указанного оборота и его перевод на современный русский язык.

7. Охарактеризуйте в тексте все случаи употребления союза «и».

8. Определите, какие конструкции использовались для введения чужой речи и в чём их особенность.

 

В заключение разбора необходимо дать общие выводы по фонетике, морфологии, лексике и синтаксису текста, сделав общее заключение о времени и территории его написания, подчеркнув наиболее важные с точки зрения истории языка моменты.

 

Тексты для сравнительного анализа (I)

     
²н@ притъч@ прhдъ|ложи ¿мъ г¨л#• оуподоби с# | ц¨рствие н¨бское• ч¨коу сhвъ|шюмоу доброе сhм# на селh | своемь съп#штемъ же | ч¨комъ• приде врагъ его• | ї всh плhвелъ• по срhдh пь||шениц# ¿ отиде• егда же про|z#бе трhва• ¿ плодъ сътво|ри• тъгда ави с# ¿ плhве|лъ• пришедъше раби г¨ноу рh|ш#• ¨ги не добро ли chм# ch|лъ еси на селh твоемь• отъ|к@доу оубо ¿матъ плhвелъ•| онъ же рече ¿мъ врагъ ч¨скъ | се сътвори• раби же рhш# е|моу• хоштеши ли оубо да шь|дъше ¿сплhвемъ >• онъ же | рече ни• еда въстръга\ште | плhвелъ• въстръгнете коу|пъно съ нимь ¿ пьшениц@• | оставите коупъно расти обое | до ж#тв|•   Ре¨ч ¨¨гъ притъч@ си@• подwбно есть | ¨црство н¨бсное• ч¨лвкоу сhhвъшоу | доброе сhм#• на селh своемъ• съп#mемъ же | ч¨лвкомъ• приде врагъ его и въсhh плhвелъ | посрhдh пъшениц# и wтиде• егда же проz#|бе трhва• и плодъ сътвори• тогда и hвис# плh|велъ• пришедъше же раби ¨гна рhш# емоу• ¨ги не | доброе ли сhм# сhhлъ еси на селh своемъ• Отъ|к@доу uбw иматъ плhвелъ• wнъ же рече имъ• варгъ ч¨лвкъ то сътвори• Они же рhш# хоmеши ли | да шедъше иzъберемъ• wнъ же рече ни еда како въстръzа@mе плhвел|• въстръгнете и съ ними | пъшениц@• Оставите коупъно расти до ж#|тв|•  
     
Iн@ | притъч@ прhдложи имъ г¨л# • Оуподо|би с# ц¨рстие небеское• ч¨лвкоу сhвъ|шоу добро сhм# на селh своемь• съп#mе|мъ же ч¨лвкомъ• приде врагъ его• и вь|сh плhвелъ по срhдh пшениц# и отиде•| егда же проz#бе трhва и плодъ сътво|ри• тъгда ави с# и плhвелъ• прише|дъше же раби ¨гина рhш# емоу ¨ги• не добро | ли сhм# сhлъ еси на селh твоемь• отъ | коуд@ оубо иматъ плhвелъ• онъ же ре|че имъ врагъ ч¨лвкъ се сътвори• ра|би же рhш# емоу• хоmеши ли оубо да шедь|ше исплhвемъ >• онъ же рече ни• еда | въстръга\mе плhвелъ• въстръ|гнете коупъно съ нимь и пшениц@• оста|вите е коупьно расти оубо до ж#тв|•|   Рече ¨гь• притъ|ч@ си\ подо|бьно ~сть ц¨рь|стви~ н¨бсьно~• | ч¨лкоу сhавъшоу добро~ chм#• на | селh сво~мь съ|п#mемъ же ч¨лко|мъ приде врагъ | ~го• и въсh" плh|велъ посрhдh пь||шениц# и оти|де ~гда же проz#|бе трhва• и плодъ | сътвори• тъгда | "вис# и плhве|лъ пришьдъ|ше же раби госпо|дина• рhш# ~|моу ¨ги• не добро | ли сhм# сh"лъ | ~си на селh сво~|мь• отък@доу | оубо имать плh|вел| онъ же рече | имъ врагъ ч¨лкъ | то сътвори они | же рhш# хоmе|ши ли да шьдъ|ше въzберемъ ~ | онъ же рече ни• е|да како въстьрь|zаюmе плhвел|•| въстьрьгнете съ | нимь и пьшени|ц@ оставите коу|пьно расти• обо|~ до ж#тв|•

Задания по сопоставительному анализу текстов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.