Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение словаря-справочника




Львов М. Р.

Словарь- справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

ISBN 5-09-000507 9

Словарь-справочник по методике русского языка создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия методики русского языка в средней школе. По всем основным темам названа литератора, изучение которой поможет питателям организовать целенаправленную самостоятельную работу по овладению методикой

Пособие предназначено студентам факультета русского языка и литературы педагогических институтов. В то же время оно может быть полезно учителям средней школы, так как позволит им углубить и систематизировать свои знания

 

 

Методика русского языка, имеющая полуторавековую историю, накопила значительный опыт и сформировалась как самостоятельная отрасль педагогической науки. В ее содержание входит не только разработка практических систем обучения русскому языку, методических рекомендаций, но и научные основы методики.

Немаловажную роль в практическом развитии методики и особенно в ее теоретическом обосновании играет система понятий (понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения) и терминов (термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие).

Как и в любой науке, в методике обучения ее основные понятия служат опорой, фундаментом и в то же время показателем уровня ее развития: ведь познание – это «...процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий...»1. Опираясь на обобщение практики, живого опыта, научное знание формируется в понятиях, в их развертывании, в определении этих понятий по законам логики. Построение научной теории всегда начинается с введения строгих и точных определений.

К сожалению, в педагогических науках в целом, а в методиках преподавания отдельных предметов особенно, пока остро ощущается отсутствие единых, общепринятых подходов как в отборе важнейших понятий, так и в их определении. В наши дни на достигнутом уровне методики русского языка очень трудно представить понятийно терминологический аппарат как систему и определить понятия.

Многие явления и факты, играющие важную роль в процессе обучения русскому языку, еще не стабилизировались, недостаточно обобщены и не имеют постоянных названий. Нет, например, достаточной четкости в классификации методов обучения русскому языку, нет детализованной типологии упражнений. Так, в книге «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т. А. Ладыженской (М., 1980) приведено более 250 различных типов упражнений, но лишь немногие из них имеют собственные названия.

Задача предлагаемого словаря справочника состоит в том, чтобы собрать воедино важнейшие понятия современной методики русского языка в средней школе, насколько возможно, системати-

Ленин В. И. Полн. собр. соч. – Т. 29 – С 164

 

Предисловие

зировать их, определить эти понятия и дать по каждому из них краткую, лаконичную справку.

Словарь-справочник предназначен студентам, изучающим методику русского языка: он должен способствовать формированию четких научных знаний по данной дисциплине учебного плана педагогического института. Такое пособие в методике русского языка подготовлено впервые, тогда как в смежных пауках: в языкознании, в психологии, в педагогике – подобные справочники уже созданы.

Словарь-справочник, призван играть интегрирующую, унифицирующую роль в развитии методики русского языка, способствовать единству в понимании методических терминов, в их употреблении. Это особенно важно в условиях все усиливающейся ее дифференциации на три, в сущности, самостоятельные ветви: методику русского языка как родного, методику русского языка в национальной школе СССР и методику русского языка для иностранцев. В данном словаре-справочнике представлены понятия и термины методики русского языка как родного; он ориентирован на подготовку учителей русского языка. Однако в словарь-справочник вошли основные понятия и термины начальной школы, что необходимо для единства начального и среднего звеньев школы

Специфика обучения русскому языку в начальных классах очень велика: обучение грамоте (элементарному чтению и письму) по букварю, чтение как составная часть предмета «русский язык», формирование практических речевых, орфографических и иных умений при малом объеме теоретических знаний. Однако начальные классы в современной школе не представляют собой замкнутого, самостоятельного цикла в процессе обучения. Следовательно, и методика обучения русскому языку в школе должна быть в своей основе едина с I по Х (ХI) класс, включая ПТУ.

В отборе материала и в составлении статей словаря-справочника автор ориентировался на методическую классику – труды Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, И. И. Срезневского, Л. В. Щербы, А. М. Пешковского и др., а также на современные труды по методике: «Основы методики русского языка в 4 – 8 классах» под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской и Т. А. Ладыженской (М., 1983); «Методика русского языка в средней школе» А. В. Текучева (М., 1980); «Методика изучения грамматики в восьмилетней школе» А. В. Дудникова (М., 1977); «Методика пунктуации в школе» Г. И. Блинова (М., 1978), «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т. А. Ладыженской (М., 1980), на работы В. П. Озерской, М. Т. Баранова, А. И. Власенкова, Т. Г. Рамзаевой, Н. С. Рождественского, Л. П. Федоренко, а также труды психологов, занимавшихся обучением языку, – Н. И. Жинкина, Д. Н. Богоявленского и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.