КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер и его нарушения в детстве
Теперь мы должны обратиться ко второй группе факторов, играющих важную роль в первые годы жизни ребенка и касающихся характера ребенка и его формирования. Классическая педагогика всегда уделяла большое значение воспитанию характера, хотя и не могла объяснить, что такое характер и как его воспитывать. Все, что она могла сказать, — это то, что интеллектуальной и практической сторон образования недостаточно, что существует еще неизвестный фактор, некий «X», обозначаемый словом характер, который тоже должен быть учтен. Тем не менее это свидетельствует о некотором понимании проблемы и означает, что педагоги старались вычленить важные элементы человеческой личности. Во все времена добродетели оценивались высоко: храбрость, стойкость, чувство долга, хорошие нравственные отношения с окружающими людьми, а нравственному воспитанию всегда отводилось важное место. Однако, несмотря на это, ни в одной стране мира нет четкого представления о том, что же такое характер. С древних времен философы и биологи обсуждали этот вопрос, но так и не смогли прийти к точному определению понятия. Многие брались за эту проблему: от Теофраста в Древней Греции до Фрейда и Юнга в наши дни, но, как справедливо пишет Рюмке, «мы всегда находимся на стадии эксперимента».1 Не существует приемлемой для всех окончательной концепции. И все же интуитивно каждый знает важность той суммы качеств, которые присутствуют всегда под этим названием. Самые последние исследования характера обнаруживают в нем физические, моральные и интеллектуальные элементы, силу воли, личность и наследственность. В 1876 г. Бансен2 впервые ввел термин «характерология», и с этого времени стало развиваться изучение характера, практически новая область науки. И главным образом в эту область, достаточно спекулятивную в отличие от точного знания, внесло свою лепту большинство современных исследователей и новаторов. Но что любопытно, все они начинают со взрослых, со взрослого человека либо в общем смысле, либо рассматриваемого как индивидуум. Даже те, кто занимается вопросами образования (независимо от того, стоят ли они на эмпирической или религиозной точке зрения), обычно упускают из виду маленького ребенка, хотя и много говорят о наследственности, то есть о внутриутробном влиянии. В результате происходит скачок от наследственности к взрослому возрасту человека, а тот разрыв, который остался неисследованным, пытались заполнить очень немногие. Однако наши исследования были посвящены именно этому разрыву, и именно непосредственный вклад наших детей указал нам новый подход к этой неразработанной проблеме. Это позволяет нам представить развитие характера в виде естественной последовательности событий, в основе которых лежат индивидуальные усилия ребенка, не имеющие отношения ни к каким внешним факторам, но зависящие от его важнейшей творческой энергии и тех препятствий, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Поэтому наш интерес направлен на наблюдение и интерпретацию деятельности, совершаемой природой, по созиданию психологии человека. Мы должны делать это с самого рождения, когда характер и личность равны нулю, и продолжать вплоть до того возраста, когда они начинают проявлять себя. Потому что, несомненно, существуют естественные законы развития, укорененные в бессознательном разуме, и они определяют психологическое развитие, являясь общими для всех людей. Различия же зависят главным образом от превратностей жизни — от случайностей, задержек и регрессий, вызванных в области психического развития теми препятствиями, с которыми индивидууму пришлось столкнуться на своем пути. Несомненно, такая теория должна быть способна объяснить характер на каждом этапе его развития, от детства до зрелости, но сейчас давайте примем за основной фактор развивающуюся жизнь ребенка и сделаем ее своим проводником в бесконечном разнообразии характеров, возникших у индивидуумов в результате их стремления к адаптации. С этой точки зрения мы можем рассматривать все, что имеет отношение к характеру, скрытому за человеческим поведением. Как я уже сказала выше, жизнь индивидуума от 0 до 18 лет может быть разделена на три периода: 0—6 (что и составляет предмет этой книги); 6—12 и 12—18; каждый из них также подразделяется на две вторичных фазы. Если рассматривать эти периоды отдельно, то мышление ребенка, типичное для каждого из этих периодов, кажется настолько разным, что вполне могло бы принадлежать и разным индивидуумам. Как мы уже видели, первый период — период творчества. Здесь и лежат корни характера, хотя при рождении у ребенка нет характера. От 0 до 6 — самый важный период жизни, и это касается также и развития характера. Все знают, что на младенца нельзя повлиять ни примером, ни внешним давлением; таким образом, мы можем считать, что сама природа закладывает основания формирования характера. Маленький ребенок не имеет представления о правильном и неправильном, он живет вне пределов нашей морали. Действительно, мы называем ребенка не плохим или злым, а непослушным, имея в виду его инфантильное поведение. Так что термины «хороший», «плохой» или «нравственный» в этой книге использоваться не будут. Только во второй период, от 6 до 12, ребенок начинает сознавать «правильно» и «неправильно» не только в отношении своих действий, но и действий других. Проблемы «правильно» — «неправильно» характерны для его возраста, формируется нравственное сознание, которое позже приводит к социальному пониманию. В третий период, от 12 до 18 лет, рождаются любовь к стране, чувство принадлежности к национальной группе и забота о чести этой группы. Хотя, как я уже отметила, каждый период существенно отличается от двух других, тем не менее в каждом закладывается основание для последующего. Чтобы нормально развиваться во втором периоде, человек должен быть хорошо развит в первом. Аналогично гусеница и бабочка — два существа, сильно различающихся по своему виду и поведению, хотя красота бабочки приходит из ее жизни в форме личинки, а не через какие бы то ни было попытки подражать другой бабочке. Мы служим будущему, оберегая настоящее. Чем более полно удовлетворяются потребности одного периода, тем успешнее будет следующий. Жизнь возникает из акта зачатия. Если зачатие возникает в результате союза двух здоровых людей, не алкоголиков и дегенератов, рожденный ребенок не будет иметь некоторых пороков. Так что развитие эмбриона зависит от условий зачатия. Позднее утробный плод может быть подвержен влиянию, но только внешнему, то есть это будет влияние обстоятельств, в которых находится мать во время беременности. При благоприятных условиях ребенок при рождении будет сильным и здоровым. Таким образом, и беременность, и зачатие влияют на жизнь после рождения. Мы уже упоминали травму рождения и в связи с этим опасность возникновения регрессий. Природа этих регрессий может быть очень серьезной, но не настолько, как внутриутробное влияние алкоголизма или наследственного заболевания (эпилепсии и т. п.). После рождения начинаются критические годы, которые мы только что изучали. В первые два—три года жизни ребенок может подвергаться влияниям, которые изменят все его будущее. Если во время этого периода его обижали или подвергали насилию, или он столкнулся с серьезными препятствиями, то вследствие этого могут произойти изменения личности. Отсюда следует, что характер ребенка развивается в зависимости от тех препятствий, с которыми он столкнулся, или свободой, благоприятствовавшей его развитию. Если в момент зачатия и во время беременности, при рождении и в последующий период с ребенком обращаться правильно, то в три года он станет образцовым индивидуумом. Этот идеал недостижим, потому что, помимо прочих причин, возникают разного рода проблемы. В трехлетнем возрасте дети имеют различия. Важность этих различий зависит не только от суровости вызвавшего их опыта, но также — и в первую очередь — от того, в каком возрасте они столкнулись с проблемами. Изменения, вызванные трудностями после рождения, будут не такими сильными, как те, что были вызваны во время беременности, а эти в свою очередь не настолько серьезны, как возникшие в результате вредных влияний в момент зачатия. Что касается прогнозирования или надежд относительно исправления детских недостатков, то отрицательные черты, приобретенные в период с рождения до 3 лет, можно исправить в период от 3 до 6, когда природа все еще совершенствует многие, недавно сформировавшиеся способности. Наши школы приобрели существенные знания, педагогический опыт и результаты в изучении этого периода детства, и благодаря этому мы можем оказать существенную помощь. Другими словами, мы можем действовать педагогически правильно. Однако если недостатки, возникшие в возрасте от 0 до 3 лет (в силу пренебрежения или неправильного обращения), не будут затем скорректированы, то они не только останутся, но и могут усилиться. Таким образом, в шесть лет можно встретить ребенка с девиациями, сформированными до трех лет, и с недостатками, приобретенными позже. После шести лет все они начнут оказывать влияние на второй основной период жизни ребенка и на развитие его представлений о правильном и неправильном. Все эти нарушения отражаются на психической жизни и интеллекте ребенка. Детям становится тяжелее учиться, если в предыдущий период обстоятельства не благоприятствовали раскрытию их способностей. Отсюда ребенок шести лет может проявить набор качеств, которые, по сути, не его, а являются результатом его предыдущих неудач. Например, он может оказаться не способным развивать в сознании моральные ценности, которые должны появиться в возрасте от 6 до 12 лет, или его интеллектуальные способности могут оказаться ниже нормы. И тогда мы видим ребенка, лишенного характера и не способного учиться. В последнем периоде его неполноценность может вызвать и Другие проблемы, которые еще более усугубят ситуацию, и он станет никчемным человеком, хотя в этом не только он виноват. В наших школах (а сегодня и во многих других) имеется биологическая карта, которая содержит физические и психологические характеристики каждого ребенка. Она может служить для наших сотрудников руководством в работе, потому что, если мы знаем, какие проблемы произошли в каждый период жизни ребенка, мы можем оценить их сложность и возможную реакцию на обращение с ним. В эту карту мы вносим все наследственные заболевания, которыми страдают родители и о которых нам стало известно, возраст родителей на момент рождения ребенка, а также информацию (и мы стараемся получать ее очень тактично) о жизни матери в период беременности, не было ли каких-то несчастных случаев, падений и т.д. Также там записано, нормально ли проходили роды, родился ли ребенок здоровым или он не сразу стал шевелиться. Другие вопросы касаются жизни ребенка дома. Были ли у него слишком заботливые, излишне беспокоящиеся или суровые родители? Не испытал ли он какого-то испуга или шока? Если ребенок трудный или капризный, мы ищем возможные причины этому в той жизни, которую он вел раньше. В три года, когда дети попадают к нам, почти все они страдают от какого-то нарушения, которое тем не менее можно исправить. Давайте кратко рассмотрим обычные типы девиаций, которые мы сейчас встречаем. Обычно детские недостатки принято рассматривать в отдельности по одному, для того чтобы подобрать для каждого случая свою непосредственную форму лечения. Однако, как бы ни были они многочисленны, нам удобней классифицировать их под двумя простыми типами, а именно: проявляющиеся у сильных детей (которые сопротивляются и преодолевают препятствия, встающие у них на пути) и у слабых детей (которые уступают неблагоприятным условиям). К первому типу относятся капризность и склонность к насилию, приступы ярости, неповиновение и агрессия. Отмечаются непослушание и так называемый «инстинкт разрушения». Типичным является стяжательство, которое ведет к эгоизму и зависти, причем последняя проявляется не в пассивной форме, а в попытках завладеть вещами других людей. Нестабильность цели (очень распространенная у младших детей); неспособность сосредоточить внимание или сконцентрироваться; проблемы с координацией движений рук, из-за чего предметы легко падают и бьются; ментальная путаница; сумасбродные фантазии. Такие дети могут кричать, вопить, обычно их поведение создает много шума. Они беспокоят и дразнят других, часто жестоки по отношению к более слабым детям и животным. За столом они склонны проявлять жадность. Дети слабого типа по своей природе пассивны, и их отрицательные черты проявляются в виде негативного отношения к окружающему. Ленивые и праздные, они пытаются плачем получить то, что им хочется, и стараются заставить других обслуживать их. Они хотят, чтобы их всегда развлекали, и легко впадают в скуку. Их все пугает, и они цепляются за взрослых. Они часто лгут (пассивная форма защиты) или воруют (еще одна форма психологической компенсации) и т. д. Иногда случается, что они, как кажется, страдают от физических нарушений, но на самом деле это нарушения психологического характера. Например, они отказываются есть, вероятно ввиду отсутствия аппетита, или, наоборот, беспричинное обжорство вызывает проблемы с пищеварением. Ночные кошмары, страх темноты, беспокойный сон наносят физический вред и вызывают анемию. (Некоторые формы анемии и проблемы с печенью имеют безусловно психологическую природу.) Также есть жалобы на состояние нервной системы, и все эти болезни, причиной которых является психологическое состояние ребенка, как правило, не поддаются лечению теми средствами, которые известны медицине. Из этого следует, что общая картина морального поведения ребенка и — как следствие — характера ребенка осложняется присутствием всех этих болезней и искажений, недостатков и нарушений, которые были сформированы в личности условиями, неблагоприятными для ее нормального и здорового развития. Многие из таких детей, особенно дети «сильного» типа, большой радости домашним не доставляют. Их родители стараются от них освободиться, с готовностью перепоручая их няням, или отправляют в школу. Они становятся сиротами при живых родителях. Это больные дети, хотя у них здоровое тело. Все эти недостатки неизбежно влекут за собой плохое поведение, и их родители не знают, что с ними делать. Кто-то ищет совета, остальные пытаются справиться в одиночку. Иногда родители прибегают к суровости, думая, что это решит все проблемы. Они пробуют все — шлепки, крик, укладывают детей спать без ужина... Но дети становятся только хуже и беспокойнее, или их недостаток принимает пассивную форму. Тогда в ход идет тактичное увещевание, их пытаются образумить или взывают к их чувствам: «Зачем ты так расстраиваешь маму?» Наконец родители терпят поражение и перестают беспокоиться. Дети более пассивного, или рецессивного, типа редко привлекают к себе столько внимания. Их поведение — не проблема. Мать думает, что у нее хороший и послушный ребенок, потому что он не делает ничего плохого. То, что он за нее цепляется, воспринимается как привязанность. Он так ее любит, говорит она, что без нее спать не ляжет. Но потом она замечает, что его движения и речь замедленны, он неуверенно стоит на ногах. Тогда она говорит: «У него хорошее здоровье, но он такой чувствительный. Его все пугает. Его даже еда не интересует. Он такой чувствительный ребенок! Чтобы заставить его поесть, я всегда рассказываю ему историю. Он точно будет или святым, или поэтом!» В конце концов она все-таки Понимает, что он болен, и вызывает врача. Специалисты по Детским болезням делают себе состояния на этих болезнях психики. Все эти проблемы решаемы, если мы понимаем цикл конструктивной деятельности, который каждый ребенок в силу своей природы должен пройти. Сейчас очевидно, что все недостатки характера вызваны неправильным обращением с ребенком в его ранние годы. Если детьми пренебрегали в раннем возрасте, то их разум пуст, потому что у них не было возможности наполнить его. Этот голод разума, которому психологи сейчас уделяют большое внимание, является основной причиной многих бед. Другая причина — отсутствие спонтанной деятельности, направленной творческим импульсом. Мало у кого из этих детей были все условия, необходимые для полного развития. Их часто оставляли одних, и им нечем было заняться, кроме как лечь спать. Или взрослые все за них делали, не давая им выполнить их собственные циклы деятельности. Результат — пассивность и инертность. Если они хотели на что-нибудь посмотреть, у них это сразу выхватывали из рук. У них не было возможности попробовать подержать предметы, множество которых они видели, и им хотелось их потрогать. Когда же, наконец, эти детям удавалось завладеть цветком или насекомым, они понятия не имели, что с ним делать, и поэтому разрывали его на куски. Причины иррациональных страхов также прослеживаются в этом раннем периоде жизни. Одной из главных причин популярности наших школ стало наглядное исчезновение подобных дефектов в детях, стоило лишь тем оказаться в такой среде, где им был предоставлен активный опыт взаимодействия с окружающей средой и где свободное упражнение их собственных сил могло питать их разум. Окруженные массой интересных вещей, они охотно повторяли упражнения, и один период концентрации сменял другой. Как только дети достигали этой стадии и могли работать и сосредоточивать свой разум на чем-то действительно для них интересном, так их дефекты исчезали. Неопрятные становились аккуратными, пассивные — активными, а беспокойный недисциплинированный ребенок становился помощником в классе. Этот результат заставил нас понять, что их прежние дефекты были приобретенными, а не врожденными. И что они не так сильно отличались друг от друга только потому, что один лгал, а другой был непослушным. Но все их беспокойство происходило от одной причины — недостаточном питании для жизни разума. Что же мы можем посоветовать матерям? У детей должно быть интересное занятие, им не надо помогать без нужды, не надо прерывать, когда они начали делать что-то разумное. Ласка, суровость и медицинская помощь не могут помочь ребенку, если он испытывает ментальный голод. Если человек голодает из-за отсутствия пищи, мы же не называем его дураком и не бьем его, и не взываем к его лучшим чувствам. Все, что ему нужно,— это пища, и ничем другим тут не поможешь. То же самое правило действует и в этом случае. Ни суровостью, ни добротой проблему не решить. Человек — разумное существо, и ему нужна пища для ума даже чаще больше, чем физическая. В отличие от животных он должен строить свое поведение. Если направить ребенка по пути, где он может организовать свое поведение и построить свою психическую жизнь, все будет хорошо. Его проблемы исчезнут, ночные кошмары пропадут, пищеварение нормализуется, жадность утихнет. Его здоровье восстановится, потому что нормализуется его разум. Таким образом, это проблемы не нравственного воспитания, а формирования характера. Отсутствие характера или недостатки характера исчезают сами по себе, без всякого увещевания со стороны взрослых или их примера. Не надо угрожать или льстить, надо лишь «нормализовать условия», в которых живет ребенок.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |