Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение характера — личное достижение ребенка




Как уже было объяснено в предыдущей главе, дети строят свой характер, развивая в себе те качества, которыми мы вос­хищаемся. Характер рождается не благодаря нашему примеру или наставлениям, но является исключительно результатом длинной и продолжительной последовательности действий, осуществляемых самим ребенком в промежутке между тремя и шестью годами.

В этот период никто не может «научить» тем качествам, которые составят характер в будущем. Мы можем лишь по­ставить обучение на научную основу таким образом, чтобы дети могли работать эффективно, и никто их при этом не тревожил и не мешал им.

Лишь в последующий период становится возможным воз­действовать на сознанием ребенка непосредственно, с помо­щью рассуждений и увещеваний. До шести лет мы не можем выступить в качестве проповедника морали, поскольку имен­но между шестью и двенадцатью годами в ребенке просыпа­ется сознательность, и он становится способным отчетливо представлять проблему добра и зла. Еще больше можно сде­лать между двенадцатью и восемнадцатью, когда у мальчиков начинают появляться идеалы (патриотические, общественные, религиозные и т.д.). Тогда мы можем выступать по отноше­нию к ним в качестве проповедников, так же как мы делаем это в отношении взрослых. К сожалению, после шести лет дети больше не могут развивать характер и его качества спон­танно. И с этого времени проповедники, будучи тоже несо­вершенными, сталкиваются со значительными трудностями. Они уже имеют дело с дымом, а не с огнем.

Те, кто учат молодых, зачастую жалуются, что хотя они и могут преподавать естественнонаучные предметы, литературу и тому подобное, но ученики, с которыми они имеют дело, не способны учиться, не из-за недостатка интеллекта, а в силу отсутствия характера. Без характера нет «азарта». И лишь те, кто вопреки прежним приступам раздражительности и непра­вильному обращению сумели сохранить некоторые или все основные достоинства характера, сохранили и свою индиви­дуальность. Слишком часто большинство теряет ее.

Призывать детей сосредоточиться теперь бесполезно, по­скольку именно эту способность они и утратили. Как можно ожидать, что они выполнят свою работу аккуратно и терпели­во, если внимание и терпение входят в число отсутствующих у них талантов? Это все равно что сказать: «Ходи красиво» безногому. Подобные качества может дать только практика, но никак не принуждение.

Что же тогда делать? Общество обычно отвечает: «Будьте терпеливы с молодежью. Мы можем повлиять на них только доброжелательностью, волей и примером». И мы надеемся, что время и терпение помогут нам достичь результата. Но мы ничего не достигаем. С течением времени мы становимся старше, но это ни к чему не приводит. Сами по себе время и терпение не могут ни на что повлиять. Необходимо исполь­зовать шанс, который дает нам созидательный период.

Еще кое-что становится понятным, если мы задумаемся о человечестве в целом. Кажется, что взрослые, как и дети, отличаются друг от друга главным образом своими недостат­ками, но в их сердцах скрыто нечто глубокое, общее для всех. Все они обладают стремлением, пусть неясным и под­сознательным, прогрессировать, они стремятся к чему-то ду­ховному. И эта тенденция, каким бы незначительным ни было ее воздействие на изъяны характера, рано или поздно начнет подталкивать человека к их исправлению. В этом ин­дивидуум и общество похожи друг на друга, в постоянном стремлении к прогрессу. Будь то план внешний или внут­ренний, в подсознании человечества есть крошечный огонек, который ведет нас к лучшему. Другими словами, поведение человека не неизменно, в отличие от животных, оно может прогрессировать, и для человека естественно ощущать стрем­ление идти вперед.

Центральный круг на рисунке — центр совершенства. Во­круг него изображена область, представляющая более сильный и сбалансированный тип человека, приближающегося к идеа­лу, или «нормальному» типу. Следующее кольцо обозначает множество людей, в разной степени не достигших нормаль­ности. На периферии изображено кольцо меньшей площади, обозначающее класс людей за пределами нормы, немногих внесоциальных или асоциальных людей (внесоциальные — это сумасшедшие, а асоциальные — преступники). Сумасшед­шие и преступники не смогли адаптироваться к социальной жизни. Все остальные в большей или в меньшей степени адап­тировались. Проблемы обучения, таким образом, касаются тех, кто смог остаться в пределах адаптации.

Эта адаптация к окружающему миру происходит в первые шесть лет. Здесь же следует искать и истоки характера. На­сколько сложно адаптироваться! Внутреннее кольцо, располо­женное за центральным кругом, включает тех, кто достаточно близок к совершенству. Они являются самыми сильными, либо в силу того, что наделены большей энергией, либо по­тому, что им больше повезло с окружающими условиями, тогда как у тех, кто находится в следующем круге, меньше энергии, или они столкнулись с большими препятствиями. В общественной жизни первые считаются обладателями само­го сильного характера, остальные — более слабого. Первые ощущают в себе естественное притяжение к центру, к совер­шенству. Вторые имеют тенденцию соскальзывать к внешнему кольцу, к асоциальности и внесоциальности. Они всегда ис­пытывают искушение и понимают, что стали бы хуже, не со­вершай они постоянных усилий. Поэтому им нужна мораль­ная поддержка для защиты от искушений. Это не влечение к удовольствию, поскольку никому не может нравиться идея стать сумасшедшим или преступником. Но это почти непре­одолимая сила, подобная гравитации, с которой необходимо постоянно бороться и от которой нужно все время защищать­ся. Попытки сопротивления злу считаются добродетелью, по­скольку не дают нам скатиться в нравственную бездну. Для предотвращения падения эти страдальцы налагают на себя определенные правила. Они держатся кого-то, кто лучше их. Они молят Всемогущего помочь им в искушении. Все в боль­шей степени они облекают себя добродетелями, но это труд­ная жизнь. Епитимья не приносит радости. Их усилия похожи на усилия скалолаза, цепляющегося за выступы, чтобы сохра­нить равновесие. Молодежь ощущает этот ужас пустоты, а преподаватель пытается помочь им убеждением и примером! В качестве эталона он предлагает себя, хотя нередко чувствует тот же порыв и тот же ужас. Как часто он говорит: «Я должен подавать хороший пример своим ученикам, иначе кто из них вырастет?» — и несет этот груз на своих плечах. И ученики, и учителя принадлежат к категории добродетельных (третье кольцо). И сегодня это та атмосфера, в которой мы воспиты­ваем характер и учим нравственности, и поскольку другая не­известна, мы ее принимаем.

 

 

Рис. 11 Круги притяжения высших и низших социальных типов

Получается, что огромное число людей всегда живет в рам­ках этих ограничений, и человечество большей частью считает нормальным стоять на оборонительных позициях.

Во внутреннем круге находится более сильный тип людей, которых привлекает совершенство. Здесь нет силы притяже­ния, а есть подлинное желание стать лучше. Зачастую есть стремление без перспективы абсолютного совершенства. Но в любом случае эти люди тянутся к совершенству, естественно и без усилий. От воровства их удерживает не боязнь оказаться в тюрьме, они не вынуждены одерживать победу в безнадеж­ной битве против желания присвоить чужое имущество; они не притворяются добродетельными, чтобы подавить искуше­ние совершить насилие. Им просто не нужно чужое, а насилие они отвергают. Их влечет совершенство, поскольку это заклю­чено в самой их природе. Их стремление к совершенству не жертвенно, они добиваются его словно исполнения самых за­ветных желаний.

Довольно похожее различие существует между вегетариан­цами и невегетарианцами. Многие из тех, кто ест мясо, воз­держиваются от него по определенным дням недели. Во время Великого поста они постятся сорок дней или же обходятся без мяса и других излишеств. Они считают это долгой епитимьей и полагают, что эта добродетель помогает бороться с искуше­нием.

Есть люди, которые соблюдают правила, установленные другими или данные им их духовными наставниками. Но их не будет во внутреннем круге, это круг для небожителей, вегетарианцев, которых мясо не соблазняет, кто избегает мяса. Они не нуждаются в проповеднике, поскольку соблю­дают правила со всей искренностью своей внутренней при­роды.

Еще один пример — люди с хорошим и плохим здоровьем. Например, человек с хроническим бронхитом должен защи­щать грудь теплой шерстью, принимать горячие ванны и де­лать массаж для улучшения кровообращения. С виду нормаль­ный, такой человек должен соблюдать осторожность. Или у Него может быть плохое пищеварение, и чтобы оставаться на

ногах, он должен есть особую пищу в определенное время. Эти люди не отстают от других, но с большой осторожностью, и страх оказаться на больничной койке или умереть никогда не покидает их сердца. Они целиком и полностью зависят от врача, нанимают сиделку или нуждаются в постоянной помо­щи семьи. Но посмотрите на тех, кто наслаждается отличным здоровьем. Они едят что хотят, не заботясь ни о каких прави­лах, гуляют в любую погоду, разбивают лед, чтобы поплавать. Другие же тем временем сидят дома и боятся даже нос высу­нуть на улицу. В третьем кольце, кольце слабых, для всего нужны наставники. Они выступают в качестве тормоза, не позволяя скатиться в пропасть соблазна и дегенерации. Но те, кто находится во внутреннем круге, не нуждаются в подобной помощи, во всяком случае до такой степени. Им открыто такое счастье, какое остальным и не снилось.

Давайте теперь поразмыслим об этом внутреннем круге, круге совершенства. Мы должны рассматривать характер на основе фактических данных. Что такое совершенство? За­ключается ли оно в обладании всеми добродетелями, дове­денными до самого высокого уровня, и если это так, то с какой целью? Попробуем внести ясность. Под характером мы понимаем поведение человека, стремящегося (зачастую подсознательно) к развитию. Это всеобщая тенденция. Че­ловечество и общество должны развиваться в своей эволю­ции. Это, по сути своей, стремление к Богу. Но давайте рассмотрим здесь чисто человеческий, ключевой момент со­вершенства, прогресс человечества. Кто-то делает открытие, и общество развивается в этом направлении. То же самое происходит и в духовной сфере, личность достигает высокого уровня и двигает общество вперед. Все, что мы знаем, если говорить о духовном, и все, что мы видим, говоря о физи­ческом, есть результат чьего-то труда. Если мы обратимся к тому, что нам известно о географии и истории, то увидим постоянный прогресс, потому что в каждую эпоху какой-ни­будь человек добавлял что-то к кругу совершенства, который восхищал его и побуждал к действию. Это был человек третьего круга, который, будучи уверенным в себе, не должен был тратить силы на борьбу с искушениями. Эти силы в таком случае можно направить на то, что могло бы пока­заться невыполнимым людям, постоянно находящимся в борьбе со своим жалким эго. Адмирал Бэрд взял на себя унизительный труд по сбору денег на исследование Южного полюса. Затем он подверг себя всем тяготам полярной экс­педиции, но ощущал при этом лишь стремление сделать то, что никто до него не делал, и поэтому водрузил свое знамя среди других в зоне совершенства.

В заключение можно сказать, что человечество, если гово­рить о характере, чересчур богато людьми третьего кольца. Слишком многие нуждаются в костылях, чтобы держаться на ногах, и если мир и дальше будет так обходиться с образова­нием, уровень человечества опустится еще ниже.

Представьте, что проповедник из третьего кольца пришел поучать детей, находящихся во втором кольце. Возможно, он сказал бы: «Не употребляйте мяса. Это может быть причиной греха». Дети ответили бы: «Хорошо. Мы не любим мяса». Или, возможно, он обратился бы к другим и сказал: «В этой одежде вы можете простудиться. Носите что-нибудь более теплое». На что дети ответил бы: «Холод нам не страшен. Нам и так до­статочно тепло». Очевидно, что учителя из третьего кольца скорее понижают уровень детей, чем приближают их к центру совершенства.

При изучении рабочих программ, рекомендованных для использования в школе, мы сразу замечаем их скудость и ту­поумие. Обучение сегодня унижает. Оно порождает комплекс неполноценности и искусственно занижает способности чело­века. Сама его организация устанавливает границы знаний намного ниже естественного уровня. Оно дает человеку кос­тыли, в то время как он мог бы бежать со всех ног. Это обучение, ориентированное на слабые способности человека, а не на сильные. Человек сам виноват в том, что большинство людей остаются на низком уровне, поскольку формированию их характера препятствовали в период его созидания. Мы Должны сделать усилие, чтобы вновь завоевать подлинный человеческий уровень, позволяя детям использовать свои творческие силы. И тогда может получиться так, что второе кольцо, которое не основано на совершенстве, но стремится к нему, которое не занимает оборонительные позиции, а стре­мится к завоеваниям, займет весь третий круг. Если в челове­ческой жизни есть только один период, предназначенный для строительства разума, и если в это время оно не идет или идет плохо из-за неблагоприятных условий, то нет ничего удиви­тельного в том, что человеческие массы так неразвиты. Но если позволить характеру формироваться естественным обра­зом и поменять нравоучения на предоставление возможности действовать творчески, то миру понадобится совсем другое образование.

Тогда исчезнут искусственные ограничения, и человече­скому взору откроются великие свершения. Можно прочитать всю историю и философию и все равно остаться беспомощ­ным. Но стоит лишь открыть доступ к средствам, воодушев­ляющим на великие усилия, и результаты будут совсем други­ми. Но для этого мы должны использовать то, что находит отклик в человеке. Необходимо поощрять именно те качества, которые формируются в созидательный период, поскольку, если не дать им шанс сформироваться в это время, впослед­ствии они не появятся. Ни проповеди, ни хороший пример не смогут их оживить.

В этом заключается разница между старым и новым обра­зованием. Мы хотим помочь естественному самоформирова­нию человека в нужное время, чтобы человечество могло идти вперед к чему-то великому. Общество возвело стены и барье­ры. Новое образование должно их разрушить, открывая чис­тый горизонт. Новое образование — это революция, но рево­люция без насилия. Это мирная революция. Если она победит, насильственные революции станут невозможными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.