КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объединение в социальную единицу
Похоже, подобное общество в большей степени объединяет впитывающий разум, нежели рассудочность. Метод его строительства примечателен и может быть уподоблен работе клеток при росте организма. Кажется очевидным, что общество проходит эмбриональную стадию, которую мы можем наблюдать в ходе развития маленьких детей. Любопытно наблюдать, как мало-помалу они начинают ощущать, что составляют сообщество, которое функционирует как таковое. Они начинают ощущать себя частью группы, в существование которой вносят вклад своими действиями. Они не только начинают этим интересоваться, но и основательно, можно сказать, от всей души работают над этим. Достигнув этого уровня, дети перестают действовать бездумно, а ставят на первое место интересы группы и стараются ради ее блага. Первый шаг к социальному сознанию напоминает «приверженность роду или племени», поскольку, как хорошо известно, в первобытном обществе индивидуум любит, защищает и ценит свою группу, как цель и смысл своего существования. Мы были поражены первыми признаками этого явления, поскольку они появились совершенно независимо от нас или от любого нашего влияния. Они появились внезапно, как и все остальные доказательства того, что развитие идет своим ходом, подобно тому как у ребенка режутся зубы в установленном природой возрасте. Это возникшая среди детей сплоченность, порожденная самопроизвольной необходимостью, ведомая бессознательной силой и питаемая социальным духом, представляет собой явление, которому нужно дать имя, и я назвала его «объединение в социальную единицу». На эту мысль нас навели спонтанные действия детей, которые лишили нас дара речи от изумления. В качестве примера я приведу такой случай. Случилось так, что посол Аргентины, услышав, что в наших школах дети четырех—пяти лет работали совершенно самостоятельно, читали, писали и вели себя крайне дисциплинированно отнюдь не в результате принуждения, не мог в это поверить. Поэтому он решил нанести нам неожиданный визит. К несчастью, это был праздничный день, и школа была закрыта. Она называлась «Дом детей» и размещалась в многоквартирном доме, где жили рабочие семьи с детьми. Совершенно случайно один ребенок оказался во дворе и услышал, как посол выражает свою досаду. Догадавшись, что это гость, ребенок сказал: «Не беспокойтесь о том, что школа закрыта. У уборщика есть ключ, а мы все здесь». Вскоре дверь была открыта, и все дети зашли в школу и начали работать. Это был еще один пример действий на благо группе. Каждый делал свое дело, не ожидая награды. Они трудились сообща ради доброго имени своего сообщества. И лишь на следующий день учитель узнал о том, что произошло. Это чувство солидарности, не привитое с помощью поучений, совершенно чуждое любым видам соперничества, конкуренции или личной выгоды, было даром природы. И помимо этого, до этого уровня дети дошли благодаря собственным усилиям. Как сказал Когхилл, «сама природа обусловливает раннее поведение ребенка, но развиваться оно может только в контакте с окружающим миром»1. Кажется очевидным, что природа составляет план создания как личности, так и общественной жизни, но этот план реализуется только посредством деятельности детей, когда они помещены в условия, благоприятные для его выполнения. Делая это, они открывают для нас этапы, через которые должна пройти общественная жизнь в ходе своего естественного развития. Жизнь сообща, которая объединяет социальные группы и управляет ими, близко соотносится с тем, что американский педагог Уошберн назвал «социальной интеграцией». Он полагает, что это ключ к социальной реформе и должно быть положено в основу всего образования. Социальная интеграция происходит тогда, когда индивидуум идентифицирует себя с той группой, к которой он принадлежит. После того как это происходит, индивидуум больше думает об успехе своей группы, нежели о своем собственном. В качестве иллюстрации своего тезиса Уошберн приводит соревнования по гребле между Оксфордом и Кембриджем: «Каждый человек гребет изо всех сил, чтобы лодка пришла первой, прекрасно осознавая, что это не принесет ему ни личной славы, ни особых наград. Если бы это стало правилом в каждом общественном предприятии, начиная с тех, что проводятся в масштабах всей страны, и заканчивая самыми незначительными производственными делами, и если бы все были движимы желанием защитить репутацию своей группы, а не свою, это означало бы возрождение человечества. Такую интеграцию индивидуума и группы необходимо культивировать в школах, поскольку именно этого нам и недостает, и именно этот недостаток и является причиной несостоятельности и гибели нашей цивилизации»1 Можно привести пример человеческого общества, не испытывающего недостатка в такой интеграции. Это общество маленьких детей, ведомых волшебными силами природы. Мы должны ценить и беречь это, поскольку преподаватели не могут научить ни характеру, ни духу единения. Их дает жизнь. Но мы не должны путать эту естественную социальную солидарность с организацией общества взрослых, которое правит людскими судьбами. Это просто последняя стадия развития детей, почти божественное и непостижимое создание эмбриона общества. Вскоре после достижения шестилетнего возраста, когда ребенок вступает в новую стадию развития (отмечая тем самым переход от общества в зародышевой стадии к обществу, только что родившемуся), спонтанно возникает другая форма существования, в которой группы организуются осознанно. Дети хотят знать обычаи и законы, принятые для руководства поведением: им нужен кто-то, кто будет управлять сообществом. Co всей очевидностью, повиновение главе и законам в подобном обществе является своего рода соединительной тканью. Мы знаем, что это послушание было подготовлено на предшествующей эмбриональной стадии. Британский психолог Мак-Дугалл описал тип общества, который наши малыши уже начинают создавать к тому времени, как им исполняется шесть или семь лет. Они подчиняются детям старшего возраста, словно ими движет инстинкт, который Мак-Дугалл называет стадным2. Покинутые и забытые дети часто организуют группы и шайки, выражая тем самым протест против власти и правил, установленных взрослыми. Эти естественные потребности, которые почти всегда приводят к бунтарской позиции, были облагорожены в движении бойскаутов, которое отвечает истинным требованиям социального развития, присущим природе подростков и юношей. Но «стадный инстинкт» Мак-Дугалла — это не то же самое, что сила сплоченности, лежащая в основе детского сообщества. Все последующие социальные формы, которые развиваются у детей до уровня взрослого общества, организованы сознательно и нуждаются в правилах, предлагаемых человеком или даже вождем, который пользуется уважением. Жизнь в сообществе — естественное явление и заложена в человеческой природе. Она растет подобно организму и в процессе своего развития проявляет определенную последовательность различных характеристик. Для наглядности можно привести сравнение с индийским деревенским производством домотканой материи. Для начала давайте рассмотрим белую кисточку, или «пучок», который вырастает вокруг семени хлопка. Относительно социальной жизни мы должны в первую очередь принять во внимание младенца и семейную обстановку, в которой он появился на свет. Первое, что нужно сделать с хлопком после того, как его собрали,— это очистить его, освободить от черных семян, прикрепленных к пучку, и это также первый вид работы, которой занимаются дети в сельских школах Ганди. Это похоже на нашу работу, когда мы собираем детей из разных домов и исправляем их недостатки, помогая им сосредоточиваться и становиться нормальными индивидуумами. Перейдем к прядению. По нашей аналогии оно соотносится с формированием личности, которое происходит благодаря работе и жизни в группе. Это основа всего. Если нить хорошо спрядена и крепкая, то и ткань из нее тоже будет крепкой. Качество материала, который будет соткан, зависит от качества нити. Очевидно, что это первое, в чем мы должны убедиться, поскольку ткань из плохих нитей бесполезна. Затем наступает момент, когда нити натягивают на раму так, чтобы они располагались параллельно и не касались друг друга, и закрепляют небольшими крючками, расположенными по бокам рамы. Это образует основу ткани, но это еще не ткань. Однако без основы сделать ткань нельзя. Если нити рвутся или смещаются, и их тут же не возвращают на место, челнок не может пройти между ними. Эта основа соответствует социальной сплоченности. Подготовка к жизни в человеческом обществе основана на активности детей, которых собственная природа побуждает к действию в ограниченном мире, напоминающем ткацкую раму. В конечном итоге они становятся объединенными и все имеют единую цель. Теперь начинается собственно ткацкая работа, когда челнок снует между нитями и соединяет их, прочно сплетая их вместе с помощью утка. Эта стадия соотносится с организованным обществом людей, управляемым с помощью законов и контролируемым правительством, которому все подчиняются. Когда у нас есть готовый кусок полотна, после снятия с рамы он остается целым. Он существует независимо, и им можно пользоваться. Таких можно сделать сколько угодно. Люди образуют общество не потому, что у каждого есть личная цель и он выполняет свою работу, как делают дети в наших школах. Конечная форма человеческого общества основана на организации. Однако эти две вещи взаимосвязаны. Общество зависит не только от организации, но и от сплоченности, и из этих двух последнее является определяющим и служит основанием для первого. Хорошие законы и хорошее правительство не смогут удержать вместе массу людей и заставить их трудиться в гармонии друг с другом, если индивидуумы сами не ориентированы на нечто, сплачивающее их и превращающее их в сообщество. Массы в свою очередь являются, в большей или меньшей степени, активными, в зависимости от их уровня развития, внутренней стабильности и составляющих их личностей. Греки основывали свой общественный порядок на формировании личности. Будучи правителем, Александр Великий с горсткой людей завоевал всю Персию. Мусульманский мир также демонстрирует поразительное единство, не столько благодаря его законам и правителям, сколько за счет общего идеала. Периодически совершаются массовые паломничества в Мекку. Паломники из разных государств не преследуют никаких личных или честолюбивых целей. Никто не гонит их, никто им не приказывает, и все же для исполнения своего обета они готовы пойти на огромные жертвы. Эти паломничества являются примером сплоченности. Средние века европейской истории видели то, чего тщетно пытаются добиться лидеры в наше, истерзанное войнами, время: подлинный союз европейских народов. Как они этого добились? Секрет этого успеха кроется в религиозной вере, которая охватила все народы, жившие в разных империях и королевствах Европы, объединив их огромной силой сплоченности. Те времена действительно видели королей и императоров (каждый из которых правил на свой лад), подчинявшихся христианству и зависевших от его силы. Но одной лишь сплоченности недостаточно для создания общества, способного играть полезную роль в мире, поощряя в нем цивилизованную жизнь, основанную на труде и размышлениях. Примером наших дней являются евреи, которых сила сплоченности объединяла в течение тысячелетий, но которые только сейчас становятся нацией. Они подобны основе, на которой людям еще предстоит ткать. Новейшая история дает нам еще один пример. Муссолини и Гитлер первыми поняли, что лидеры, которые хотят быть уверены в сохранении нового социального порядка, должны готовить к нему людей с детства. Они муштровали детей и молодежь, навязывая им со стороны идеалы, которые объединили бы их. Что бы мы ни думали об их морали, это была логичная и научно обоснованная практика. Эти главы государств чувствовали необходимость в «сплоченном обществе», способном стать фундаментом для дальнейшего строительства, и соответствующим образом подготавливали предпосылки для его возникновения. Но сплоченный социальный порядок — явление естественное, он должен спонтанно развиваться благодаря созидательному воздействию природы. Никто не может заменить Бога, а всякий, кто пытается это сделать, становится дьяволом. Это похоже на то, как излишне властный взрослый подавляет творческую энергию личности ребенка. Даже сила сплоченности у взрослых нуждается в управлении с помощью приверженности идеалам, то есть чего-то более возвышенного, чем обычный организационный механизм. Должно быть два общества, связанных друг с другом. Одно должно уходить корнями в бессознательную творческую область разума, другое — происходить из мира сознательной деятельности. Другими словами, одно начинается в младенчестве, а другое добавляется к нему руками взрослого, поскольку (как мы видели в начале этой книги) именно впитывающий разум ребенка вбирает в себя характерные черты своего народа. Характерные черты ребенка в период его жизни в качестве «духовного эмбриона» не являются ни открытиями его интеллекта, ни результатом труда человека; эти духовные качества, которые мы открываем в сплоченной части общества. Ребенок собирает их и является их воплощением, и с помощью этого созидает собственную личность. Он становится человеком, говорящим на определенном языке, исповедующим определенную религию и придерживающимся определенного набора социальных обычаев. Если уж есть что-то стабильное и фундаментальное («базовое», говоря сегодняшним языком) в общественном порядке, который постоянно претерпевает революционные изменения, так это сплоченность. Когда мы позволяем младенцу развиваться и наблюдаем, как он создает на незримом фундаменте то, чему суждено стать взрослым человеком, это позволяет нам узнать секреты, от которых зависит наша личная и общественная сила. Вместо этого (чтобы увидеть это нам достаточно просто оглядеться вокруг) люди делают выводы и действуют, а также регулируют свою жизнь только с учетом организационной и рациональной сторон жизни общества. Они хотят обеспечить и усилить организацию, как если бы исключительно они были ее творцами. Они вовсе не думают о важной основе организации, а беспокоятся о ее контроле со стороны человека; их самое сильное стремление — найти лидера. Сколько людей надеется на нового мессию, гения, у которого достанет сил властвовать и организовывать? После Первой мировой войны было предложено основать центр подготовки лидеров, поскольку оказалось, что никто из существующих лидеров не обладал необходимыми качествами или не мог влиять на события. Были сделаны попытки с помощью «психологических тестов» определить лучших представителей человечества, молодых людей, которые в школьные годы демонстрировали соответствующие наклонности, и продвигать их на должности, облеченные властью. Но кто мог обучить их, если никто не подходил для этой миссии? Дело не в нехватке лидеров, или, по крайней мере, вопрос этим не ограничивается. Проблема гораздо шире. Дело в самих массах, которые совершенно не подготовлены к общественной жизни в нашей цивилизации. Отсюда возникает проблема, как воспитать массы, перестроить характер индивидуумов, собрать сокровища, таящиеся в каждом из них, и увеличить их ценность. Ни один глава государства в одиночку эту проблему не решит, как бы ни был велик его гений. Никто и никогда не решит эту проблему, опираясь на массы недоразвитых. Это самый насущный и мучительный вопрос нашего времени: уровень огромного количества людей ниже, чем ему следовало быть. Мы уже видели диаграмму, показывающую две силы притяжения — одна направлена к центру, а другая к периферии (см. рис. 11). Важнейшей задачей образования должны стать защита и сохранение нормальности, которая в силу своей природы тяготеет к центру совершенства. Вместо этого сегодня мы лишь искусственными способами готовим людей аномальных и слабых, предрасположенных к психическим заболеваниям, которым нужно беспокоиться о том, как бы не соскользнуть к периферии, на которой они станут изгоями общества. То, что происходит сегодня, является настоящим преступлением, предательством интересов человечества, и воздействие этого процесса на каждого может погубить нас. Огромная масса неграмотных, составляющая половину мира, не очень отягощает общество. Страшнее то, что, сами того не ведая, мы пренебрегаем созиданием человека и топчем сокровища, которые Господь вложил в каждого ребенка. И тем не менее именно здесь кроется источник тех моральных и интеллектуальных ценностей, которые могут поднять весь мир на более высокий уровень. Мы взываем перед лицом смерти и жаждем спасти человечество от уничтожения, но мы должны думать не об избавлении от смерти, а о собственном росте и о судьбе человечества. Не страх смерти, а знание об утраченном рае должно быть нашим горем. Наше невежество таит в себе величайшую опасность. Мы знаем, как искать жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в земных недрах, но мы и не догадываемся о духовных ростках, о той творческой небуле, которую таит в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы возродить человечество. Если бы спонтанные формы организации, которые мы только что описали, были приняты в обычных школах, это могло бы творить чудеса. Вместо этого учителя не верят в то, что дети являются активными учениками. Они подгоняют и поощряют, наказывают и награждают, чтобы стимулировать работу ребенка. Они прибегают к соревнованию, чтобы добиться умножения усилий. Можно сказать, что все вынуждены охотиться за злом, чтобы сразиться с ним. Типичный подход взрослых заключается в том, чтобы всегда искать плохое, чтобы победить его. Но исправление ошибок зачастую унижает и обескураживает, и поскольку образование базируется на этой основе, за этим следует снижение уровня общественной жизни. В современных школах нельзя списывать, а помощь другому считается преступлением. Принимать помощь так же зазорно, как и оказывать ее, поэтому единство, о котором мы говорим, не может сформироваться. Нормальный уровень понижается за счет правил, которые вводятся безо всяких на то оснований. На каждом углу мы слышим: «Не играй», «Не шуми», «Не помогай другим делать их работу», «Не говори, пока к тебе не обратятся». Приказания вызывают негатив. Что можно сделать в такой ситуации? Даже если учитель старается поднять уровень класса, он никогда не сделает этого так, как сделали бы дети. В лучшем случае он говорит: «Не завидуйте, если кто-то делает это лучше вас», «Не мстите, если кто-то вас обидел». Это опять сплошные отрицания. Общая идея заключается в том, что все вокруг порочны, а мы должны исправлять их, насколько это возможно. Но зачастую дети способны на такое, о чем педагог не может и помышлять. Они восхищаются теми, кто делает что-то лучше них. Это больше, чем просто не завидовать. Некоторые духовные способности нельзя пробудить, если они уже не существуют. Но если они существуют и проявляются инстинктивно (как это на самом деле и бывает), еще более важно поощрять и развивать их. То же самое можно сказать и относительно мести. Зачастую ребенок может помириться со своим врагом, но никто не может заставить его сделать это. Можно почувствовать любовь и симпатию даже по отношению к обидчику, но никто не может добиться этой симпатии по отношению к другому. Возможно, кому-то захочется помочь своему менее сообразительному товарищу, но его нельзя к этому принудить. Эти естественные чувства, как я уже говорила, необходимо поощрять. Но очень часто их делают бесполезными, и вся работа в школе сводится к этому низкому уровню, то есть к третьей зоне (см. рис. 11), где люди ощущают притяжение к периферии, на которой пребывают люди асоциальные и отверженные. Сначала педагог думает, что ребенок неспособный и что его нужно учить. Затем он думает, что достаточно твердить: «Не делай того, не делай этого», другими словами — «Не соскальзывай к периферии». Но нормализованные дети демонстрируют сильнейшую тягу к добру. У них нет необходимости «избегать зла». Еще одно отрицательно сказывающееся действие — остановка работы в определенное время согласно установленному расписанию. Они говорят ребенку: «Не занимайся долго одним и тем же. Ты можешь устать» — и это в то время, когда он выказывает очевидную потребность приложить все свои силы. Те школы, которыми мы сегодня располагаем, не способны помочь творческим инстинктам детей, получающим истинное удовольствие от деятельности, радость от тяжелого труда, от красоты работы, от утешения несчастного и помощи слабому. Я бы сравнила соотношение между обычными школами и школами, приведенными к норме, с соотношением между Ветхим и Новым Заветами. Десять заповедей Ветхого Завета «Не убий», «Не укради» представляют собой отрицание посредством закона, которое нужно было людям, поскольку они еще были темными, и разум их был смущен. Но в Новом Завете Христос, как и дети, дает позитивные заповеди, такие как «Любите врагов ваших». В то время как тем, кто ощущал свое превосходство над другими, поскольку соблюдал закон и хотел, чтобы им за это восторгались, Он говорил: «Я пришел привести грешников к раскаянию». И все же только учить людей этим заповедям недостаточно. Бесполезно говорить: «Любите врагов своих», если мы ограничиваемся тем, что произносим эти слова в церкви, а не на поле битвы, где происходит как раз противоположное. Когда мы говорим «Не убий», мы концентрируем свое внимание на том зле, от которого хотим себя оградить, как если бы доброта была невозможна. Любить своих врагов кажется настолько невозможным, что это остается пустым идеалом. А почему? Потому что в душе человека нет источника добра. Возможно, когда-то он был, но сейчас умер и похоронен. Если в течение всего периода обучения поощряются соперничество, конкуренция и амбиции, то, как мы можем надеяться, что люди, выросшие в этой атмосфере, станут добрыми в возрасте двадцати или тридцати лет просто потому, что кто-то проповедует добро? Я утверждаю, что это невозможно, поскольку не было никакой подготовки для жизни духовной. Важны не проповеди, а творческие инстинкты, поскольку это и есть реальность. Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплоченности. Это общество, созданное на основе сплоченности, которую открыли нам дети, лежит в основе всех социальных организаций. По этой причине я поддерживаю ту точку зрения, что мы, взрослые, не можем учить детей в возрасте от трех до шести лет. Мы можем лишь с пониманием наблюдать за ними и следить ежечасно за их развитием в бесконечных упражнениях. То, что дала им природа, развивается на основе труда. Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания. Поэтому образование так важно для малышей, особенно в возрасте от трех до шести лет, поскольку это эмбриональный период развития характера и общества (так же как период с рождения до трех лет является периодом формирования разума, а дородовый — тела). То, чего достигает ребенок в возрасте от трех до шести лет, зависит не от догматов, а от божественного руководства, ведущего его к строительству духа. Это зачатки поведения человека, и развиваться они могут только в подобающей атмосфере свободы и порядка.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |