КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка учителя
Первый шаг, который должен предпринять будущий Монтессори-учитель, связан с его подготовкой. Во-первых, у него должно быть живое воображение, поскольку если в традиционных школах учительница наблюдает за непосредственным поведением своих учеников, зная, что она должна присматривать за ними и чему она должна их учить, то Монтессори-учитель находится в постоянном поиске ребенка, которого еще нет. В этом заключается главное различие между ними. Начиная работать в нашей школе, учительница должна обладать своего рода верой в то, что ребенок раскроет себя в работе. Она должна освободиться от всех предвзятых представлений о том уровне, на котором может находиться ребенок. Ее не должно беспокоить большое разнообразие детских типов (то есть детей с отклонениями в той или иной степени). В своем воображении она видит тот единственный нормализованный тип, который живет в духовном мире. Учительница должна верить, что, найдя привлекательную для него работу, ребенок раскроет свою истинную природу. Так за чем же ей нужно следить? За тем, когда тот или иной ребенок начнет сосредоточиваться. Этому она должна посвятить все свои силы, и ее деятельность будет меняться от этапа к этапу, словно в процессе духовного восхождения. Ее деятельность обычно имеет три аспекта. Первый этап. Учительница становится хранителем и смотрителем окружающей среды. Она занимается именно этим, не отвлекаясь на вечно неугомонных детей. Именно отсюда придет исцеление, а также то, что привлекает и фокусирует на себе волю ребенка. В наших странах, где у каждой жены есть свой собственный дом, она старается сделать его как можно более привлекательным для себя и своего мужа. Вместо того чтобы уделять внимание только ему, она направляет его также на дом, с тем чтобы создать обстановку, в которой может процветать нормальная, созидательная жизнь. Она старается сделать свой дом уютным и спокойным и наполнить его разнообразными полезными вещами. Главное очарование дома заключается в его чистоте и порядке, когда пыль везде вытерта, все на своих местах, блестит и радует глаз. Это ее первая забота. Так же должна поступать и учительница в школе. Все материалы должны содержаться в безупречном порядке, быть красивыми, в превосходном состоянии и сиять. Они должны быть полностью укомплектованы, чтобы ребенку они казались новыми, целыми и готовыми к использованию. Это значит, что учительница тоже должна быть привлекательна, иметь приятную внешность, быть чистой, опрятной, спокойной и выглядеть достойно. Эти идеалы каждый преподаватель может реализовать по-своему, но, появляясь перед детьми, давайте будем всегда помнить о том, что они «из общества избранных». Внешность учителя — первый шаг к завоеванию доверия и уважения ребенка. Учительница должна изучить свои движения, чтобы сделать их как можно более мягкими и грациозными. В этом возрасте ребенок идеализирует свою мать. Возможно, мы не знаем, что она за человек, но мы часто слышим, как, увидев красивую женщину, ребенок говорит: «Какая она красивая! Прямо как моя мама!» Вполне возможно, что его мать вовсе не красива, но для ребенка она прекрасна, и все, кем он восхищается, кажутся ему такими же красивыми, как она. Поэтому уход за собой составляет часть той окружающей среды, в которой существует ребенок; и учительница является самой важной частью его мира. Таким образом, первая обязанность учителя — следить за окружающей средой, это важнее всего остального. Окружающая среда оказывает косвенное воздействие на ребенка, но до тех пор пока она не подготовлена должным образом, мы не добьемся эффективных и стабильных результатов ни в одной области, будь то физическая, интеллектуальная или духовная. Второй этап. Приняв во внимание окружающую среду, мы должны задаться вопросом о том, как учительница должна вести себя по отношению к детям. Что можем мы поделать с этим необузданным маленьким народцем, с их смущенными и неуверенными маленькими умами, который мы надеемся заинтересовать и занять работой? Иногда я использую слово, которое можно легко неправильно интерпретировать: учительница должна соблазнять, она должна увлекать детей. Если окружающей средой пренебрегают, мебель пыльная, материалы поломанные и негодные, а главное, если сама учительница неопрятна, плохо воспитана и груба с детьми, то для поставленной цели ей будет не доставать самого главного. Учительница в этот первый период, пока еще не проявилась концентрация, должна быть похожа на пламя, которое согревает всех своим теплом, вдохновляет и манит. Не стоит бояться, что она помешает какому-нибудь важному психическому процессу, поскольку процессы еще не начались. До проявления концентрации наставница может в большей или меньшей степени делать то, что сочтет нужным, и вмешиваться в занятия детей столько, сколько ей покажется необходимым. Я как-то читала об одном святом, который пытался собрать детей, брошенных на улицах города, в котором жители не отличались хорошим поведением. Что же он сделал? Он попытался их развлечь. Это и должна делать учительница в сложившейся ситуации. Она может рассказывать истории, проводить игры, петь и читать детские побасенки и стихи. У учителя, обладающего даром очаровывать детей, они могут выполнять разнообразные упражнения, которые, даже если и не представляют большой ценности в плане обучения, полезны тем, что успокаивают их. Общеизвестно, что энергичный учитель привлекательнее скучного, и все мы, если постараемся, можем быть яркими. Любая, например, может жизнерадостно сказать: «Давайте переставим сегодня всю мебель!» — и работать с детьми, подбадривая и поощряя их в веселой и приятной манере. Или же можно сказать: «А как насчет этого латунного кувшина для воды? Его нужно почистить» или же: «Давайте пойдем в сад и нарвем цветов». Каждое действие учителя может стать призывом и приглашением для детей. Это второй этап работы учителя. Если на этой стадии есть ребенок, который упорно докучает остальным, то лучше всего — его остановить. Мы уже сказали и достаточно часто повторяли, что не стоит вмешиваться, когда ребенок поглощен своей работой, чтобы не прервать цикл его действий или не помешать ему свободно развиваться, однако в данном случае следует поступить наоборот и остановить действия, мешающие активности других. Это можно сделать в виде любого восклицания или проявления особого и нежного интереса к беспокойному ребенку. Эти отвлекающие проявления привязанности, которые случаются тем чаще, чем хуже он себя ведет, действуют на него как серии электрошоков, и со временем их действие начнет сказываться. Зачастую достаточно вопроса: «Как дела, Джонни? Пойдем со мной, у меня есть для тебя дело». Возможно, ему не захочется смотреть, и тогда учительница скажет: «Ну ладно, не важно. Давай пойдем в сад», — и пойдет с ним сама или пошлет своего помощника. Тогда он вместе со своим непослушанием перейдет в руки помощника и перестанет мешать другим детям. Третий этап. Наконец наступает время, когда дети начинают проявлять к чему-то интерес, обычно к участию в практической жизни, ибо опыт показывает, что бесполезно и вредно давать детям сенсорные и культурные материалы, пока они не будут готовы получать от них пользу. Прежде чем познакомить их с этими материалами, необходимо дождаться того момента, когда дети обретут способность на чем-то концентрироваться, и обычно, как я уже сказала, она приходит вместе с упражнениями практической жизни. Когда ребенок начинает выказывать интерес к одному из них, учительница не должна останавливать его, поскольку этот интерес соотносится с законами природы и открывает целый цикл новой деятельности. Но, первый шаг так хрупок и слаб, что может, как мыльный пузырь, исчезнуть от одного прикосновения, а с ним исчезнет и вся красота этого мгновения. Учитель в этот момент должен быть особенно внимателен. Не вмешиваться означает не вмешиваться никаким образом. Но именно в этот момент учителя обычно совершают ошибку. Ребенок, который до сих пор был совершенно неуправляем, наконец сосредоточивается на работе. И если учительница, проходя мимо, скажет: «Хорошо», этого будет вполне достаточно, чтобы все беды вернулись. Вполне вероятно, что пройдет еще пара недель, прежде чем ребенок заинтересуется чем-то еще. Если другому ребенку трудно что-то сделать, и учительница приходит ему на помощь, то он может ей передать и оставить это занятие. Интерес ребенка сосредоточен не только на самом действии, часто он основывается на стремлении преодолеть трудности. «Если учительница хочет преодолеть эти трудности за меня, пусть преодолевает. Мне это больше не интересно». Вот его отношение. Если ребенок пытается поднять что-то очень тяжелое, и учительница решает ему помочь, то зачастую он оставляет предмет в ее руках и убегает прочь. Бывает достаточно похвалы, помощи или даже взгляда, чтобы остановить его или препятствовать его активности. Возможно, это прозвучит странно, но такое может произойти, даже если ребенок поймет, что за ним наблюдают. В конце концов, мы и сами иногда не можем продолжать работу, если кто-то на нас смотрит. Важнейшее правило, обеспечивающее успех педагога, заключается в следующем: как только ребенок начал сосредоточиваться, веди себя так, словно он не существует. Естественно, можно бросить взгляд на то, что он делает, но так чтобы он не заметил. После этого ребенок, который уже не является жертвой скуки, заставляющей его переходить от одного к другому, ни на чем не задерживаясь, начинает выбирать себе работу целенаправленно, что может вызвать проблемы в классе, где многим может захотеться одного и того же одновременно. Но даже для решения этих проблем учительница не должна вмешиваться, пока ее об этом не попросят, дети разберутся сами. Обязанность учительницы — только показывать новые вещи, когда она видит, что ребенок уже исчерпал все возможности предметов, использовавшихся до этого. Умение учительницы не вмешиваться приходит с опытом, как и все прочее, но никогда не дается легко. Оно означает восхождение к вершинам духа. Истинная духовность осознает, что можно гордиться и тем, что просто помогаешь. Подлинная помощь, которую может оказать учительница, состоит не в том, чтобы следовать порыву чувств, а в подчинении своей любви дисциплине, умении пользоваться ею с проницательностью, ибо творящий добро пожинает большее счастье, чем тот, на кого оно направлено. Истинная доброта служит нуждающимся в ней, не открывая себя, или, будучи обнаруженной, выдает себя не за пользу, а за нечто естественное и спонтанное. Хотя отношения между ребенком и учителем лежат в сфере духовного, за модель своего поведения учитель может взять заботу хорошего камердинера о своем хозяине. Он поддерживает порядок на туалетном столике хозяина, кладет на место гребни, но он не указывает хозяину, когда пользоваться ими, он ставит перед хозяином еду, но не заставляет хозяина есть; накрыв на стол, он удаляется молча и незаметно. Так и мы должны вести себя, когда выковывается дух ребенка. Хозяин, которому служит учительница, — это дух ребенка, когда он выказывает в чем-то нужду, она должна спешно удовлетворить ее. Камердинер никогда не беспокоит своего хозяина, когда тот один, но стоит последнему позвать, он спешит узнать, что нужно, и отвечает: «Слушаюсь, сэр». Если он видит, что от него ждут восхищения, он его выражает и может даже сказать: «Как восхитительно!» — о чем-то, что он вовсе не считает красивым. Точно так же, если ребенок крайне сосредоточенно выполняет какую-то работу, мы должны уйти с его пути, но если он хочет нашего одобрения, мы не должны скупиться на похвалу. В сфере психологии отношений учительницы и ребенка роль и манера поведения учительницы аналогичны роли и поведению камердинера. Они должны служить, и служить хорошо: служить духовности. Это нечто новое, особенно в сфере образования. Это больше, чем просто помыть ребенка, когда он грязный, или починить и почистить его одежду. Мы не служим телу ребенка, поскольку знаем, что если ему нужно развиваться, то он должен делать все это сам. Основа нашего учения заключается в том, что в этом смысле ему служить не надо. Ребенок должен обрести физическую независимость через самодостаточность, он должен обрести независимую волю благодаря свободе выбора, способность мыслить независимо благодаря самостоятельной и непрерывной работе. Развитие ребенка проходит несколько последовательных этапов независимости, и наше знание о них должно направлять наше поведение по отношению к нему. Мы должны помочь ребенку действовать, проявлять волю и думать самостоятельно. Это искусство служения духу, искусство, которое можно совершенствовать, только работая с детьми. Если учительница будет соответствовать нуждам вверенной ей группы детей, она увидит, как неожиданно расцветет социальная жизнь, и будет наслаждаться, наблюдая за проявлениями детской души. Иметь возможность наблюдать детей — большая привилегия. Это счастье путешественника, который подходит к оазису и слышит, как вода пробивается сквозь песчаную грудь пустыни, казавшейся такой сухой, палящей и безнадежной, ибо в девиантном ребенке обычно скрыты лучшие качества человеческой души, и когда они проявляются, учительница, которая их наблюдает, приветствует их с радостью награжденной веры. И в этих качествах ребенка она видит человека таким, каким он должен быть: тружеником, не знающим усталости, поскольку им движет неизменный энтузиазм. Она видит того, кто стремится предпринимать большие усилия, поскольку всегда хочет быть выше трудностей; это человек, который действительно пытается помочь слабым, поскольку в его сердце есть подлинное милосердие, которое знает, что значит уважать других, и это уважение к духовным усилиям личности и есть та вода, которая питает корни его души. По обладанию этими качествами она узнает настоящего ребенка, отца настоящего человека. Но это будет происходить постепенно. Сначала учительница скажет: «Я увидела ребенка таким, каким он должен быть, и он оказался лучше, чем я могла его себе представить». Вот что означает понять детство. Недостаточно знать, что ребенка зовут Джон и что его отец — плотник; в своей повседневной жизни учительница должна знать и исследовать секрет детства. Посредством этого она приходит не только к более глубокому знанию, но и к новому виду любви, которая направлена не на отдельную личность, а на то, что кроется в глубинах этого секрета. Когда дети открывают ей свою истинную природу, она понимает, возможно впервые, что такое любовь. И это откровение преображает и ее саму. Это то, что трогает сердце и постепенно меняет людей. Однажды столкнувшись с этим явлением, уже нельзя не писать и не говорить об этом. Имена детей могут забыться, но ничто не может стереть то впечатление, которое произвел их дух, и уничтожить ту любовь, которую они смогли пробудить. Существует два уровня любви. Зачастую, говоря о любви к детям, мы имеем в виду свою заботу о них, ласки и любовь, которые мы изливаем на тех, кого знаем и кто пробуждает в нас нежные чувства, а если нас связывает с ними еще и духовная близость, мы выказываем ее, обучая их молитвам. Но я говорю о другом, об уровне любви, который больше не является ни индивидуальным, ни физическим. Служить детям означает ощущать, что служишь духу человека, духу, который должен освободиться. Отличие этого уровня было воистину установлено не учителем, а ребенком. Именно учительница чувствует, что ее подняли до ранее неведомых ей высот. Ребенок заставил ее расти, пока, наконец, она не оказалась в его круге. До этого она думала, что ее задача благородна, но радовалась наступлению каникул и, как все люди, работающие на других, надеялась, что ей уменьшат количество рабочих часов и повысят зарплату. Возможно, ей доставляло удовольствие пользоваться авторитетом и чувствовать, что она является идеалом, на который дети смотрят с почтением и стараются подражать. Она была бы рада стать директором или даже инспектором. Но подняться с этого уровня на более высокий означает понять, что истинное счастье не в этом. Тот, кто однажды испил из источника духовного счастья, сам принимает решение отказаться от удовлетворения, которое приносит более высокий профессиональный статус, что мы видим на примере многих школьных директоров и инспекторов, оставивших свою карьеру, чтобы посвятить себя маленьким детям и стать тем, кого пренебрежительно называют «детскими воспитателями». Я знаю двух врачей в Париже, которые оставили свою профессию для того, чтобы целиком посвятить себя нашей работе и проникнуть в подлинную сущность этих явлений. Они ощущали, что поднялись с низкого уровня на более высокий. Что же является самым большим показателем успеха для учительницы, изменившейся подобным образом? Это ситуация, когда она может сказать: «Дети работают сейчас так, будто меня с ними нет». До этого преображения, ее ощущения были совершенно противоположными. Она думала, что это она учит детей, что это она подняла их с низкого уровня. Но теперь, когда дух ребенка явил себя ей, свою величайшую заслугу она может выразить следующими словами: «Я помогла этой жизни выполнить задачи, которые поставило перед ней мироздание». Это действительно приносит удовлетворение. Учительница детей в возрасте до шести лет знает, что помогла человечеству в важнейшей области его формирования. Она может ничего не знать об обстоятельствах жизни детей, кроме того, что они рассказали ей сами в разговоре. Возможно, ей не интересно их будущее, пойдут ли они в среднюю школу и университет или закончат учиться раньше, но она счастлива, зная, что в этот период формирования они смогли сделать то, что должны были сделать. Она сможет сказать: «Я служила духовному началу этих детей, и они осуществили свое развитие, и этот опыт я прошла с ними». Учительница в отличие от чиновника, которому она подчиняется, ощущает ценность своей работы и того, что ей удалось достичь в форме полноценной духовной жизни, которая есть «жизнь вечная» и молитва с утра до следующего утра. Тому, кто не ведет такую жизнь, нелегко это понять. Многие думают, что это добродетель самопожертвования, и говорят: «Как скромны эти учителя, если они даже не интересуются своей властью над детьми». А другие говорят: «Как может ваш метод успешно работать, если вы просите учителей отказаться от самых естественных и стихийных желаний?» Но они не понимают, что речь идет не о жертве, а о получении удовлетворения, не о самоотречении, а о новой жизни с новыми ценностями, в которой появляются ценности настоящей жизни, доселе неведомые. Более того, все принципы тоже другие, например справедливость. В школе и в обществе, а также в демократических странах справедливость часто означает один закон для всех, для богатых и могущественных и для тех, кто умирает с голода. О справедливости обычно думают в связи с судебными разбирательствами, тюрьмами и приговорами. Здания суда называют «дворцами правосудия», и слова «Я честный гражданин» означают, что человек не имел дела с органами правосудия (полицией или судами). Даже в школе учитель должен быть внимателен — приласкав одного ребенка, ему придется приласкать всех, он должен быть справедливым. Такой вид справедливости низводит всех на самый низкий уровень, как если бы в отношении духовности мы были должны обезглавить самого высокого, с тем чтобы все стали одного роста. На этом более высоком уровне обучения справедливость — это нечто воистину духовное, она заключается в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность для его полного развития. Справедливость здесь в том, чтобы оказать каждому человеческому существу помощь, необходимую для того, чтобы вызвать его духовный рост, а в любом возрасте служение духовному началу означает помощь той активности, которая призвана это сделать. Возможно, это и будет той основой, на которой будет организовано общество в будущем. Ничто из этих духовных сокровищ не должно быть утрачено. По сравнению с ними экономические ценности ничего не значат. Не важно, богат я или беден — если я в полной мере смогу раскрыть свои способности, экономическая проблема разрешится сама собой. Когда все человечество сможет достичь совершенства духа, оно станет более продуктивным и экономический аспект жизни перестанет доминировать. Люди творят не с помощью своих ног и тел, а с помощью своего духа и разума, и когда последние достигнут подобающего им уровня развития, все наши «неразрешимые проблемы» разрешатся. Дети могут создать организованное общество без посторонней помощи. Нам, взрослым, нужны тюрьмы, полиция, солдаты и ружья. Дети решают свои проблемы мирным путем, они показали нам, что свобода и дисциплина — две стороны одной медали, ибо научная свобода ведет к дисциплине. У монет обычно две стороны, одна более красивая, прекрасно отчеканенная, с изображением головы или аллегорической фигуры, тогда как другая украшена менее богато и на ней нет ничего, кроме числа и какой-нибудь надписи. Эту простую сторону можно сравнить со свободой, а искусно отчеканенную — с дисциплиной. Это настолько справедливо, что, когда класс ведет себя недисциплинированно, учительница видит в беспорядке лишь симптом какой-то своей ошибки, она находит ее и исправляет. Учитель традиционной школы счел бы это унизительным, но это не унизительно, это часть методики нового образования. Служа ребенку, мы служим жизни, помогая природе, мы поднимаемся на новый уровень, который уже над природой, ибо подниматься вверх — закон жизни. И именно дети построили эту чудесную лестницу, которая ведет все выше. Порядок — закон природы, а когда порядок возникает сам по себе, мы понимаем, что заново проникли в порядок Вселенной. Очевидно, что в число миссий, вверяемых ребенку, природа также включает задачу побудить нас взрослых подняться на новый уровень. Дети берут нас с собой на более высокий уровень духа, и вследствие этого разрешаются все наши материальные проблемы. И позвольте мне еще раз в качестве прощания повторить слова, которые помогли нам запомнить все, о чем я говорила. Это не молитва, а скорее напоминание и для нас, учителей, заклинание, своего рода программа, наша собственная программа: «БОЖЕ, ПОМОГИ НАМ ПРОНИКНУТЬ В СЕКРЕТ ДЕТСТВА, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ УЗНАТЬ, ПОЛЮБИТЬ РЕБЕНКА И СЛУЖИТЬ ЕМУ ПО ЗАКОНАМ ТВОЕГО ПРАВОСУДИЯ, И СЛЕДУЯ ТВОЕЙ СВЯТОЙ ВОЛЕ».
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |