Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Любовь и ее источник — ребенок




Наши собрания всегда привлекают типично монтессорианское общество. Студенты часто приводят с собой родственников или друзей, так что тут можно увидеть младенцев на руках и ма­лышей, мальчиков и девочек, молодых мужчин и женщин, взрослых, людей с профессией и без, людей с высшим образова­нием и недоучившихся, и все они общаются друг с другом, и ни­кому из нас ни в коей мере не кажется необходимым управлять этими группами или направлять их. Эта разнородность делает наши собрания непохожими на другие учебные курсы. Учащиеся на наших курсах должны обладать определенным уровнем обра­зования, и это единственное условие. Среди них есть студенты высших учебных заведений и профессоры, юристы, врачи и те, кто мог бы быть их клиентами или пациентами. В Европе у нас были студенты со всего мира, а в Америке одним из наших уча­щихся был анархист. Но, несмотря на всю эту разномастность, у нас никогда не было никаких разногласий. Как такое стало воз­можным? Только благодаря тому, что мы были объединены об­щими идеалами. В Бельгии, настолько маленькой стране, что она с легкостью поместилась бы в маленьком уголке Индии, су­ществует два языка: фламандский и французский. Население также разделено политически, и это разделение еще более ус­ложняется различиями между католиками и социалистами, а также другими политическими группами. Обычно люди, кото­рых разделяет столь многое (в том числе преданность собствен­ной группе), редко встречаются на общих собраниях. Однако на наших курсах с этим не было никаких проблем. И это казалось таким странным, что об этом даже написали газеты.

«Годами, — писали они, — мы пытались устроить собра­ния, на которые приходили бы представители всех сторон, а тут это происходит само собой».

Такова сила ребенка. Каковы бы ни были наши религиоз­ные и политические пристрастия, нам всем близок ребенок, и все мы любим его. Именно на этой любви основывается спо­собность детей объединять. У взрослых есть сильные, иногда даже неистовые убеждения, которые разделяют их на группы, и их дискуссии часто оканчиваются конфликтами. И лишь в отношении ребенка все испытывают одинаковые чувства. Не многие понимают, насколько в связи с этим важен ребенок.

Давайте попробуем понять природу любви. Давайте задума­емся над тем, что говорили на эту тему поэты и пророки, ибо именно они лучше всех описали силу, которая носит это имя. Что может быть прекраснее и возвышеннее этих песен о вели­ком чувстве, которое является источником всего живого? Разве не трогают они сердца даже самых грубых и вспыльчивых людей? Даже тех, кто несет смерть и разрушения целым наро­дам, трогает красота этих слов. Это означает, что, несмотря на характер своих деяний, эти люди сохранили в себе эту силу и что, когда она пробуждается, ее отзвуки доходят до их сердец. Будь по-другому, красота этих слов была бы потеряна для них, они считали бы их пустыми и бессмысленными. И если они чувствуют эту красоту, то только потому, что сколь незначи­тельное место ни занимала бы любовь в их жизни, они испы­тывают на себе ее влияние и подсознательно тянутся к ней.

Если мы хотим прийти к гармонии в мире, очевидно, что нам следует больше размышлять над этим. Мы должны изучит смысл этого. Ребенок — единственная точка, в которой сходятся чувст­ва нежности и любви всех и каждого. Души людей смягчаются и становятся нежнее, когда речь заходит о детях; все человечество разделяет глубокие эмоции, которые они пробуждают. Ребе­нок — источник любви. Когда мы прикасаемся к ребенку, мы прикасаемся к любви. Этой любви сложно дать определение, мы все ее чувствуем, но никто не может описать ее основу, оценить вытекающие из нее исключительно важные последствия или осознать значение ее потенциала для объединения людей. Не­смотря на различия рас, религий и социального положения, го­воря о детях, мы ощутили зарождение между нами братского союза. Это помогало нам преодолеть робость и избавится от за­щитной реакции, которые всегда готовы возникнуть между двумя людьми и между группами людей в обыденной жизни.

Рядом с детьми исчезает недоверие, мы становимся милыми и добрыми, потому что, когда мы собираемся вокруг них, нас согревает пламя жизни, разгорающееся из самого ее очага. Во взрослых есть стремление к защите, которое соседствует со стремлением к любви. Основным из них является любовь, а второе на него накладывается. Любовь, подобная той, что мы чувствуем к ребенку, потенциально должна существовать и между взрослыми, ибо единство людей существует, но не быва­ет единства без любви.

Как странно видеть, что в такое время, как сейчас, когда война достигла крайне разрушительной силы и охватила самые дальние уголки Земли, когда разговор о любви мог бы показаться чистейшей иронией, люди по-прежнему говорят о ней с той же настойчивостью, что и всегда. Строятся планы о будущем единении, что означает не только то, что любовь существует, но и что ее сила непреложна. И сегодня, когда, казалось бы, все говорит человеку: «Хватит уже говорить об этом наваждении, что зовется любовью, давайте посмотрим в лицо реальности, которая, как мы видим, есть не что иное, как разрушение. Или, может быть, это неправда, что уничто­жаются города, леса, женщины и дети?» — мы продолжаем говорить о возрождении и любви. О любви говорят церковь и ее противники, радио, пресса, прохожие на улице, образован­ные и невежды, богатые и бедные, последователи любого ми­ровоззрения и вероучения, все они говорят о любви.

Если это так (а не может быть большего доказательства того, что сила любви существует), почему бы нам не изучить это по­трясающе явление? Почему его стоит обсуждать, только когда ненависть сеет разрушения? Почему оно не может быть всегда предметом изучения и анализа, с тем чтобы его сила принесла нам пользу? И почему бы не задаться вопросом: как случилось, что никто никогда не задумывался о том, чтобы изучить эту древ­нейшую силу и объединить ее с другими нам известными? Чело­век истратил столько сил своего разума на изучение других при­родных явлений, он проанализировал и критически разобрал их, и сделал в этой области бесчисленное количество открытий. По­чему бы не потратить небольшое количество этой энергии на изучение той силы, что может объединить человечество? Необ­ходимо горячо приветствовать и придавать первостепенное зна­чение любому вкладу, способному обнаружить скрытую силу любви и проливающему на нее свет. Я уже сказала, что пророки и поэты часто говорят о любви как об идеале, но это не только идеал, она была, есть и всегда будет реальностью.

И мы должны осознать, что если мы ощущаем реальность любви, то вовсе не потому, что нас учили этому в школе.

Даже если нас заставили учить наизусть слова поэтов и пророков, не так уж много было этих слов, и к сегодняшнему дню мы должны были бы позабыть их из-за стрессов и сума­тохи жизни. Если люди неистово призывают любовь, то не потому, что они о ней слышали или читали. Нельзя научиться любви и надежде обрести ее, это часть наследия жизни. Это говорит сама жизнь, а не поэты и пророки.

Любовь можно рассматривать и с другой точки зрения, нежели это делают религия и поэзия. Ее можно рассматривать с точки зрения самой жизни. Тогда мы видим, что это не только нечто воображаемое и желаемое, это еще и реальность вечной силы, которую ничто не может сокрушить.

Я бы хотела сказать несколько слов об этой реальности, а также о высказываниях поэтов и пророков. Эта сила, которую мы называем любовью, есть наимощнейшая энергия вселен­ной. Но это не совсем точное определение, поскольку любовь больше, чем энергия, она — само мироздание. Лучше было сформулировать это так: «Бог есть любовь».

Я хотела бы обладать возможностью цитировать всех поэ­тов, пророков и святых, но я знаю не всех, да и не владею всеми языками. Но, возможно, я могла бы процитировать одного, которого я знаю и который говорит о любви языком столь выразительным, что и теперь, спустя две тысячи лет, слова его отдаются громким эхом в сердцах христиан.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звуча­щий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы» (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, глава ХШ, 1—3).

Каждому было бы простительно задать апостолу Павлу во­прос: «Ты так глубоко это чувствуешь, что, должно быть, точно знаешь, что такое любовь. Должно быть, это нечто чу­десное. Не мог бы ты нам это объяснить?» Ибо, когда мы пытаемся описать это самое возвышенное из чувств, это ока­зывается делом нелегким. Мы воистину можем видеть отра­жение слов святого Павла в нынешней цивилизации, ибо разве не можем мы передвигать горы и творить даже большие чудеса? Разве не можем мы говорить шепотом и быть услы­шанными во всех уголках Земли? И все же без любви все это ничего не стоит. Мы создали колоссальные организации, чтобы накормить и одеть бедных, но если они лишены сердца, то подобны звуку барабана, который можно слышать только потому, что барабан пуст. Так какова же природа этой любви? Святой Павел, цитата из которого была приведена выше, про­должает описывать ее величие, не предлагая никакой фило­софской теории. Он говорит: «Любовь долго терпит, милосерд­ствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Это длинное перечисление качеств, описание мысленных картин, но все они удивительным образом напоминают харак­терные особенности детства. Они словно бы описывают Впи­тывающий разум ребенка! Этот разум, который все принимает, не судит, не отвергает, не протестует. Он впитывает все и во­площает это в будущем человеке. Ребенок осуществляет эту ра­боту для того, чтобы достичь равенства с другими людьми и адаптироваться к тому, чтобы жить с ними. Ребенок выдержи­вает все испытания. Он приходит в этот мир, и какова бы ни была ситуация, в которой он родился, он формируется и адап­тируется к жизни в этих условиях, и взрослый, которым ему предстоит стать, именно в таких условиях и будет счастлив. Если ему было суждено увидеть свет в тропическом поясе, он сформирует себя таким образом, что не сможет жить и быть счастливым ни в каком другом климате. Будь местом его рож­дения пустыня или прибрежные равнины, склоны гор или за­мерзшие поля Арктики, он любит их, и только там, где он ро­дился и вырос, чувствует себя лучше всего.

Впитывающий разум открыт для всего, на все возлагает надежды, не делает различия между бедностью и богатством, принимает любую религию, предрассудки и привычки своих соотечественников, воплощая их в себе.

Таков ребенок!

Будь это иначе, человечество не достигло бы стабильности ни в единой части земного шара; цивилизация не смогла бы осуществлять свое непрерывное развитие, если бы каждый раз ей приходилось начинать все заново.

Впитывающий разум формирует основу общества, создан­ного человеком, и мы видим его в обличий кроткого малень­кого ребенка, который разрешает непостижимые трудности человечества благодаря дару любви.

Изучив ребенка лучше, чем мы это делали до сих пор, мы откроем любовь во всех ее проявлениях. Поэты и пророки не анализировали любовь, но она проанализирована той реаль­ностью, которая заключена в каждом ребенке.

Если мы подумаем об описании святого Павла, а потом посмотрим на ребенка, то обязательно скажем: «В нем най­дется все, о чем было сказано. Он олицетворяет сокровище, в котором заключена вся любовь».

Таким образом, это сокровище можно найти не только в тех немногих, кто выражает его в поэзии и религии, оно присутству­ет в каждом индивидууме. Это чудо предлагается всем, повсюду мы находим воплощение этой великой силы. Человек создает пустыню раздоров и противоречий, а Господь продолжает посы­лать на нее живительный дождь. Поэтому можно легко понять, почему все созданное человеком, даже если мы называем это прогрессом, без любви не ведет ни к чему. Но эта любовь — дар каждого крошечного ребенка, появляющегося среди нас, и если будет реализован весь ее потенциал или ее достоинства будут развиты во всей их полноте, это сделает наши достижения, и без того грандиозные, безмерными. Взрослые и дети должны объ­единить свои силы. Чтобы стать великим, взрослый должен об­рести смирение и учиться у ребенка. Странно, не правда ли, что среди всех чудес, которые создал человек, и среди всех сделан­ных им открытий, есть только одна область, которой он не уде­лил никакого внимания, а именно тому чуду, которое Бог сотво­рил в самом начале, — чуду детей?

Но любовь гораздо больше, чем все, что мы до сих пор говорили. В сознании человека она была возвеличена фанта­зией, но в самих нас она является не чем иным, как одним из аспектов очень сложной глобальной силы, которая, будучи обо­значаемой словами «притяжение» и «влечение», правит миром, заставляет продолжать свой путь звезды, атомы — соединяться для образования новых веществ и притягивает предметы к по­верхности земли. Это та сила, которая упорядочивает и управ­ляет всем органическим и неорганическим, становится частью сущности всех и каждого, словно проводник к спасению и к бесконечности эволюции. Обычно она подсознательна, но в жизни она иногда допускает осознанность, и когда человек чувствует ее в своем сердце, то называет «любовью».

У всех животных периодически проявляется инстинкт раз­множения, который является формой любви. Эта форма люб­ви — веление природы, ведь без него не было бы продолжения жизни. Поэтому небольшое количество этой вселенской силы на мгновение даруется живым существам, с тем чтобы виды не вымерли.

Они чувствуют ее лишь мгновение, а потом она исчезает из их сознания. Это говорит о том, как экономна и сдержанна природа, когда дарует любовь, и, следовательно, как драгоценна должна быть эта сила, которую она отпускает такими малень­кими порциями, словно кто-то ей приказал так делать. Когда в мир приходят малыши, для их родителей дар любви обновляет­ся. Это особая любовь, которая побуждает их кормить своих отпрысков, согревать и защищать их, не жалея жизни. Привя­занность к малышам удерживает мать возле них день и ночь. Именно такая форма любви обеспечивает выживание, безопас­ность и благополучие малышей. Этот особый аспект энергии имеет ограниченную задачу: «Необходимо заботиться о видах и защищать их, и ты должна посвятить себя этому до тех пор, пока малышам больше не будет требоваться помощь». И вот! Как только малыши вырастают, как эта любовь исчезает и про­ходит это мгновение! Разлучаются те, кто, казалось, до сих пор был связан неразрывными узами привязанности. Случись им встретиться снова, они будут вести себя так, будто никогда не знали друг друга, а если детеныш осмелится посягнуть на пищу матери, которая ранее ему ни в чем не отказывала, она свирепо набросится на него.

Что все это означает? Это значит, что пробивающийся сквозь облака сознания маленький лучик энергии, который даруется всем, исчез в тот самый момент, когда его задача была выполнена.

С человеком дело обстоит иначе. Любовь не только не исчезает, когда дети выросли, но и распространяется за пре­делы семьи. Разве мы сами не почувствовали, что она готова возникнуть и объединить нас, стоит лишь идеалу затронуть наши сердца?

Любовь постоянно присутствует в человеческой жизни, и ее последствия ощущаются за пределами жизни отдельного человека. Ибо чем же является социальная организация, про­должающая расширяться до тех пор, пока не охватит все че­ловечество, если не следствием той любви, которую люди чув­ствовали на протяжении столетий?

Если природа дарует нам эту энергию для использования в определенных целях, если она так тщательно отмеряет ее для других форм жизни, то щедрость, которую она выказывает в отношении человека, не может быть бесцельной.

Если во всех своих проявлениях эта сила ведет к спасению, очевидно, что, будучи проигнорированной, она должна вести к разрушению. Ценность дарованной нам части энергии неизме­римо превосходит все те материальные завоевания цивилизации, к которым так привязан человек. Они являются лишь времен­ным воплощением той же самой энергии и вскоре, когда их сме­нят новые завоевания, исчезнут. Но сама энергия будет по-преж­нему стремиться к выполнению своих собственных целей созидания, защиты и спасения, даже когда во Вселенной от че­ловека не останется и следа.

Любовь — это дар, данный человеку с определенной целью и по определенной причине, и в этом отношении она похожа на все, что вселенский разум одалживает живым существам. Ее нужно оберегать, развивать и умножать настолько, насколько это возможно. Человек, единственный среди всех живых су­ществ, может облагораживать и развивать эту полученную им силу. Беречь ее как сокровище — его обязанность. Она объеди­няет Вселенную, ибо это реальная сила, а не просто идея.

Посредством любви человек также сможет объединить все, что он создает своими руками и разумом. Без нее все, что он создал (как это часто бывает), принесет лишь хаос и разруше­ния. Без нее, с возрастанием его могущества, ничто ему при­надлежащее не сохранится, все разрушится.

Теперь мы можем понять слова святого: «Без любви все — ничто». Любовь — это больше, чем электричество, освещающее нашу тьму, чем эфирные волны, передающие наши голоса через пространство, больше, чем любая из энергий, которые человек открыл и которыми научился пользоваться. Любовь могущест­веннее всего. То, как люди могут распоряжаться своими откры­тиями, зависит от осознания того, кто их использует. Но энер­гия любви дана нам таким образом, что она присутствует внут­ри каждого. Хотя она дается человеку в ограниченном количестве, это величайшая из всех сил, которые есть в его распоряжении. Та ее часть, которой мы владеем сознательно, обновляется каждый раз с рождением ребенка, и даже если на более поздней стадии под влиянием обстоятельств она стихает, мы все еще будем ощущать сильное желание чувствовать ее. Поэтому мы должны изучать и использовать ее более, чем любую другую из окружающих нас сил, ибо в отличие от них она дарована не окружающей среде, а именно нам. Изучение любви и ее использование приведут нас к тому источнику, из которого она берет свое начало, к Ребенку.

Этим путем должен идти человек в своих страданиях и заботах, если, как велит ему внутренний зов, он хочет прийти к спасению и единению человечества.

Приложение

В 1929 году доктор Мария Монтессори (1870—1952 гг.) основала Asso­ciation Montessori International (AMI) для сохранения и развития своего ме­тода, подготовки специалистов и распространения новой педагогики в мире.

AMI — организация, деятельность которой основана на научных прин­ципах и методиках, разработанных самой Марией Монтессори.

Некоторые организации сегодня употребляют в своей деятельности слова и термины «Монтессори», «Монтессори-школа/группа/класс», «Монтессори-учитель/педагог», «Монтессори-среда», «Монтессори-материалы», однако в действительности нарушают принципы научного метода М. Монтессори, за­нимаются профанацией и спекулируют названием популярного метода.

Это дезинформирует родителей, не дает ожидаемого результата для ребенка, а также дискредитирует сам метод Марии Монтессори.

Дорогие родители, посещение Монтессори-школы, группы, класса, безус­ловно, создаст условия для раскрытия внутренних возможностей вашего ре­бенка, но важно, чтобы ваш выбор был правильным!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.