КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конфликты развития
“Конфликты развития” переживаются каждым ребенком в большей или меньшей степени либо тогда, когда специфические требования среды предъявляются на соответствующих фазах развития, либо тогда, когда ребенок достигает определенных уровней развития и созревания, на которых возникают специфические конфликты. Обучение пользованию туалетом, требуемое в определенное время и в разумной форме, является примером того, что подразумевается в первом случае, тогда как виды развития, наблюдаемые в период фаллическо-эдипальной фазы, иллюстрируют второй пример. Наиболее часто действует комбинация обоих факторов. Периодически то, что должно было бы быть одним из обычных конфликтов развития, может трансформироваться также в очень серьезное эволюционное вмешательство, когда требование, даже если оно выдвигается в правильное время, предъявляется в неправильной или даже травматической форме, т.е., когда имеется сильное вмешательство в права и потребности ребенка со стороны среды.[12] Если развить наш гипотетический пример об обучении ходить в туалет, то ясно, что должна быть достигнута определенная степень созревания центральной нервной системы (миелинизация пирамидальных путей и т.д.) до того, как вообще осуществим произвольный контроль сфинктера. Тем не менее, на “тренинг” может также воздействовать обманчивый сознательный контроль посредством формирования условных рефлексов задолго до того, как ребенок готов (психически или в смысле зрелости), и до того, как он может понять, принять и согласиться с такими требованиями. Нередко такие попытки при раннем обучении имеют вредные последствия, некоторые из которых можно рассматривать как серьезные эволюционные вмешательства (см. Глава 3). Например, ребенка можно заставить сидеть на горшке часами во время, когда такое ограничение на его подвижность менее всего приветствуется. Ребенок часто буйно реагирует на такое несправедливое требование, и следуют серьезные бои с несчастной, раздраженной, кричащей и в крайних случаях прибегающей к наказаниям матерью. Эволюционное вмешательство здесь связано с ограничением подвижности и с негативными аспектами отношениями между матерью и ребенком. Так или иначе, но в определенный момент ребенок перейдет на анальную фазу и начнет катектировать и высоко ценить продукты своего тела. Более того, примерно в то же время он начнет развивать интерес к чувствам и желаниям объекта. Так, внешнее требование чистоты, предъявленное в это время, откликнется эхом во внутренней структуре ребенка. Он высоко ценит свои фекалии, но теперь он ценит так же и даже более мать, которая требует, чтобы он отказался от своих анальных удовольствий. Ясно, что именно где-то на этой стадии ребенок становится готов подчиниться требованием среды о чистоте, если они предъявлены ему с пониманием и осознанием его конфликтующих желаний. Готовность, таким образом, предполагает, что он достиг требуемой физической зрелости, определенной фазы инстинктивного развития, необходимого развития Эго и соответствующей стадии объект-отношений. В этой последовательности мы можем наблюдать, как то, что до этого было большим эволюционным вмешательством,[13] стало подлинным конфликтом развития через рост, созревание и процессы развития, происходящие в ребенке. Это можно также назвать “внутренним конфликтом развития”, потому что теперь имеются две противоположные тенденции “внутри самого ребенка”, одна — представитель его влечений или тенденций Ид, другая — внутренний представитель предшествующих внешних требований в форме ранних предвестников Эго. Когда более или менее завершена интернализация внешних требований, этот специфический конфликт развития исчезает, потому что баланс просто сместился с потребности удовлетворять инстинктивные требования на потребность согласиться с теперешними внутренними представителями внешних требований. Следующий шаг к структуризации и формированию характера был, таким образом, совершен в результате решения конфликта развития. Это достижение приходит только медленно и постепенно, проходя через серию шагов, которая начинается на одном конце с минимумом конфликта (вследствие ограниченной интернализации) и имея на другом экстремуме полную интернализацию. Таким образом, конфликты развития могут начинаться на одном конце шкалы как смесь различных элементов “внешних” и “внутренних” конфликтов, тогда как на другом конце они полностью интернализированы. Несомненно то, что существование большого эволюционного вмешательства — в раннем возрасте и в областях, которые в соответствующее время обязаны производить один из типичных конфликтов развития, — должно содействовать оформлению этих конфликтов развития и негативным образом повлиять на их результат. Хорошо известно, что некоторая фаллическая деятельность (но не фаллическое доминирование) наблюдается в детстве очень рано. Мастурбаторная активность ребенка может начаться задолго до фаллической фазы и может столкнуться с нетерпимой средой со всеми видами угроз и фактического наказания. Тем не менее, эти угрозы обычно становятся в полную меру действенными только тогда, когда развитие ребенка предшествует фаллической фазе. На этой стадии пенис получает чрезвычайно большой катексис, который превращает этот орган в самое ценное имущество. Именно по этой причине приобретает остроту тот факт, что Эго осознает существование объектов без пениса. Все предыдущие наблюдения, которые ребенок делал в связи с этим, — и тогда они не слишком беспокоили его — теперь становятся полнозначными и ужасающими.[14] Аналогичные наблюдения на этой фазе провоцируют сильнейшее беспокойство в связи с кастрацией и полностью подтверждают его интенсивные страхи по поводу кастрации. Его эдипальная любовь к матери и его ненависть (и любовь) к сопернику-отцу теперь выносят на первый план во всей интенсивности самый важный из всех возможных конфликтов развития, а именно: эдипальный конфликт. Избыточное или травматическое вмешательство в мастурбацию ребенка до фаллическо-эдипальной фазы может рассматриваться как эволюционное вмешательство. К тому времени, когда ребенок достигает фаллическо-эдипальной фазы, это эволюционное вмешательство преобразуется в конфликт развития из-за шагов созревания, имевших место в Эго, со стороны влечений, и в сфере объект-отношений. В этот момент удобно привлечь внимание к опасности чрезмерного акцента на внешних обстоятельствах как спусковом факторе многих невротических эпизодов в детстве. Это часто делается без должного внимания к внутренним изменениям или достаточного рассмотрения этих изменений, постоянно происходящих в ребенке в результате происходящих все время процессов созревания и развития. Действительно, часто эти внутренние изменения превращают определенные события среды в значимые и травматические эпизоды, способные запустить невротическое развитие и создать необходимый фон для таких расстройств. Невозможно перечислить все возможные конфликты развития. Некоторые из них, как те два, что приведены выше, очень частые и типичные для развития всех детей. С другой стороны, я склонен предположить, что различные дети могут иметь — помимо обычных традиционных — некоторые специфические и индивидуальные конфликты развития, основанные на взаимодействии между сильными внутренними тенденциями компонентных инстинктов и среды, которая сильно им противостоит. Индивидуальная природа таких конфликтов обусловлена тем фактом, что интенсивность различных компонентных конфликтов сильно меняется от одного ребенка к другому, как и реакции среды на них. “Среда”, в конце концов, состоит из в высшей степени индивидуальных родителей, и каждый из них имеет свои собственные уникальные характеристики. Конфликты развития являются обычно специфическими для фазы и имеют преходящую природу. При нормальных обстоятельствах они в основном исчезают более или менее полностью, как только проходит специфическая фаза и совершаются дальнейшие шаги вперед в развитии. Пока эти конфликты развития активны, мы можем наблюдать беспокойство разных видов, некоторое временное формирование симптомов, некоторые поведенческие расстройства, некоторые связанные с фазой страхи. Как упомянуто выше, конфликт развития может быть сметен следующей волной прогресса в развитии или, по крайней мере, в результате него — отправлен на задний план. Пример, основанный на наблюдениях одного ребенка в наших яслях, показывает, как один конфликт развития сам разрешился нормально, как только определенная фаза, создававшая его, осталась позади. Конфликт касался некоторых анальных импульсов у ребенка. Прежде чем описать эти наблюдения, сравнивают двух ясельных детей в этом аспекте. Обоим мальчикам было по два с половиной года в период этих наблюдений.
Друг С., Дж., на этой стадии проявлял свой навязчивый характер, защищая себя посредством вечно меняющихся ритуалов. С. тоже имел ритуалы в то время, но они никогда не были очень долгими по времени и после их прекращения не заменялись другими, например, коричневые конфетки (шоколадные сладости, покрытые сахаром различных цветов) или белая шерстяная кепка (которую он носил несколько дней), чистая одежда и специфическое движение плечами, как будто он отгонял беспокоящую его муху.[15] Во время перекусывания дети ели конфетки. Когда у С. (два с половиной года) все еще оставалось около четырех на тарелке, он попросил еще. Но воспитательница сказала ему, что он должен сначала доесть те, что были у него на тарелке. С. не ответил на это, но и не съел оставшиеся на тарелке, все они были коричневого цвета. Тогда воспитательница положила еще горсть конфеток на тарелку С., и он снова съел конфетки всех цветов, кроме коричневых. Через месяц во время перекусывания дети опять ели такие конфетки. Когда воспитательница подошла к С., он демонстративно попросил не давать ему коричневых. В прошедшие вторники, когда он получал конфетки, он всегда оставлял коричневые нетронутыми на тарелке, говоря, когда его спрашивали, что они ему не нравятся. Через два месяца (С. было два года девять месяцев) у нас были те же конфетки на перерыве для перекусывания. Если раньше С. всегда оставлял все коричневые конфетки нетронутыми, то на этот раз он съел их, как и конфетки других цветов. Он вполне осознавал, что делал и не ел их случайно. Это стало очевидным, когда воспитательница спросила его о том, что он теперь ест коричневые, и он ответил, что больше ничего не имеет против них и теперь они нравятся ему, как и другие конфетки.[16]
В некоторых случаях конфликт развития осуществляется через специфические шаги в структуризации. Некоторые измененные формы выражения влечения или формирований реакции и сублимаций специфических компонентных конфликтов включаются в личность в форме черт характера. Таким путем появляются оральные, анальные и фаллические характеры, или их комбинации в различных степенях интенсивности. В еще других случаях либо неблагоприятные обстоятельства, либо интенсивность конфликта развития могут привести к установлению важных точек фиксации. Они не только будут влиять на дальнейшее развитие ребенка в целом,[17] но и создавать благоприятные условия для последующих расстройств способом, похожим на тот, который описан для эволюционных вмешательств. Чтобы справиться с конфликтами развития, Эго может выдвинуть специфические защитные механизмы, воздействие которых заслуживает более тщательного исследования. С одной стороны, использование некоторых защит может вмешаться в соответствующее выполнение специфических функций Эго. Наблюдение и исследование в этой области будет определять, каким образом развитие ребенка (со стороны Эго или иначе) подвергается воздействию, когда в ранний период жизни оно должно проходить без обращения за помощью к ряду обычно доступных функций Эго. То же приложимо в случаях ранних невротических конфликтов. У взрослого влияние действия защиты в случае неврозов или невротических конфликтов будет производить тип вмешательства, аналогичный той или другой функции Эго. Однако, так как развитие взрослого завершено, это влияние уже не может формировать развитие, как оно могло в случае ребенка. Я уже упоминал различия между эволюционными вмешательствами и конфликтами развития и в то же время подчеркивал возможность континуума во многих случаях. Так, определенные эволюционные вмешательства могут в определенное время превратиться в конфликты развития, и неправильное обращение с ними добавит определенным конфликтам развития характеристики и качества эволюционных вмешательств. В последующих главах я заострю внимание на сходствах, различиях и отношениях между конфликтами развития и невротическими конфликтами, а затем — на сходствах, различиях и отношениях между конфликтами развития, инфантильными неврозами и неврозами взрослых.
ГЛАВА 5
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |