Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфантильный невроз




 

Инфантильный невроз - фрейдовский термин для расстройств и стрессов, которые он считал обычным делом для всех человеческих существ при прохождении ими фаллическо-эдипальной фазы развития. Он говорил: “… неврозы детства — в природе регулярных эпизодов в развитии ребенка” (1926а, с. 148). “Мы знаем, что человеческое дитя не может успешно завершить свое развитие … не пройдя через фазу невроза, иногда более, а иногда менее отчетливую” (1927, с. 42). “Было обнаружено, что для нормального индивида характерно учиться овладевать своим Эдиповым комплексом, тогда как невротический субъект остается вовлеченным в него” (1923, сс. 245—246).

Несколько раз он утверждал четко, что эдипов комплекс является “центральным комплексом” невроза. Так, он говорил: “Надо подозревать, что вместе с его расширениями он составляет центральный комплекс каждого невроза, и мы можем ожидать, что найдем его не менее активным в действии в других областях психической жизни” (1910, с. 47). И: “… инфантильная сексуальность, которую держат в подавленном состоянии, действует как главная движущая сила в формировании симптомов; и существенная часть ее содержания, Эдипов комплекс, представляет собой центральный комплекс неврозов” (1919, с. 204).

Маленький Ганс, как хорошо известно, был первым случаем “инфантильного невроза” из когда-либо лечившихся методом психоанализа. Фрейд обозначил особую ценность этого случая для него следующим образом: “Строго говоря, я не узнал ничего … чего бы я уже не мог выявить (хотя часто менее отчетливо и более косвенно) у других пациентов, подвергшихся анализу в более продвинутом возрасте. Но неврозы этих других пациентов можно было в каждом примере проследить назад до тех же инфантильных комплексов, которые были вскрыты за фобией Ганса. Я, следовательно, поддаюсь искушению заявить, что значение этого невроза детства в том, что он является типом или моделью” (1909, с. 147). Аналогичное утверждение появляется в пост-юмовской публикации “Очерк” (Outline): “Похоже, неврозы приобретаются только в раннем детстве (до шести лет), даже если их симптомы могут не проявляться до гораздо более позднего времени. Неврозы детства могут манифестировать себя на короткое время или их даже можно просмотреть. В каждом случае более позднее по времени невротическое заболевание связано с прелюдией в детстве” (1940, с. 184).

Эти вопросы получили дальнейшее обсуждение на симпозиуме по “Проблемам инфантильного невроза” (см. Крис и др., 1954). Анна Фрейд напомнила участникам, “что аналитики вели в течение многих лет дебаты о том, заслуживает ли психическое нарушение названия невроз до того, как патогенный конфликт полностью не интернализирован. Другое предложение состояло в том, чтобы не использовать термин невроз до тех пор, пока полностью не проведены границы между Ид и Эго, с одной стороны, и Суперэго, с другой. Она высказала свое предпочтение в отношении последнего, структурного подхода, и добавила: “Но поскольку сегодня существует очень широкое расхождение мнений по поводу того, когда устанавливается структура личности, то это будет вести к тому, что все еще будет оставаться много авторов, поддерживающих концепцию неврозов, возникающих в первый год жизни” (с. 43). Подход, принятый в этой монографии, как мне кажется, следует по пути расположения проблем, аналогичных затронутым Анной Фрейд и Хартманном, в правильной эволюционной перспективе.

Шпитц выразил следующее мнение во время дискуссии по поводу приведенных выше комментариев Анны Фрейд: “У меня нет времени заниматься вопросом невроза в первый год жизни - тем, что, как я полагаю, не существует” (с. 55). Гринакр привела два различных употребления термина “инфантильный невроз”: “первое, означающее вспышку явных невротических симптомов в период младенчества, т.е. приблизительно перед возрастом шесть лет; второе, означающее внутреннюю структуру инфантильного развития, с манифестными симптомами или без них, которая формирует, однако, основу более позднего невроза” (с.18). Она объясняла, что ее доклад посвящен именно этому второму значению термина.

Окончательный взгляд Фрейда состоит в том, что фаллическо-эдипальная фаза у детей имеет место в период от двух до пяти лет. Мой собственный опыт в Хэмпстедской клинике подтверждает взгляд Фрейда относительно времени “инфантильного невроза”. Возможно, большинство расстройств, характерных для инфантильного невроза, можно наблюдать в возрасте от трех до пяти, при этом в нескольких случаях полностью развившийся инфантильный невроз проявляется несколько раньше или несколько позже.

Среди многих процессов развития, имеющих место в детстве, некоторые являются особенно значительными поворотными точками для развития личности. Один из наиболее важных, конечно, — это процесс развития, происходящий на фаллическо-эдипальной стадии, конфликт, расширением которого является инфантильный невроз. Эти расстройства, как показал Фрейд, являются участью всех человеческих существ, и как здоровое, так и психопатологическое развитие будет результатом их благоприятного или неблагоприятного решения.

Надо отметить, что термин и концепция “инфантильного невроза” традиционно использовались как с целью охватить нормальный и типический конфликт развития, так и случаи психической патологии, в которой “инфантильный невроз” имеет гораздо более серьезную коннотацию. Различия между этими двумя формами имеют отчасти количественную природу, в зависимости, с одной стороны, от интенсивности фаллическо-эдипальных конфликтов у различных индивидов, и с другой стороны, от различной силы и чередования преэдипальных элементов и их индивидуального вклада в эдипальную фазу.

Это ставит проблемы, касающиеся определения нормальности и анормальности, здоровья и болезни, которые выходят за рамки этой работы. Однако я использую этот термин как охватывающий обе группы “инфантильного невроза”.

В предыдущих главах я описал, как эволюционные вмешательства и невротические конфликты, имеющие место на ранних фазах, формируют предпосылки и подготавливают условия, из которых может развиться инфантильный невроз. Эти ранние случаи, возможно, детерминируют, например, важные точки фиксации и канализируют развитие влечения и Эго в определенных направлениях. Все это в значительной степени будет детерминировать не только форму выражения более позднего инфантильного невроза, но и его интенсивность, его будущую судьбу и способность Эго справляться с беспокойством и конфликтными ситуациями.

В Главе 5 я говорил об инфантильных неврозах как о конфликтах очень сложной природы. Они появляются только тогда, когда ребенок достиг фаллическо-эдипального уровня развития. Это подразумевает, что должны были произойти многочисленные и очень сложные процессы созревания и развития в области влечений, в Эго ребенка и в его способности к объект-отношениям. Этой высокой степенью организации всех аспектов личности объясняется огромная сложность имеющих место расстройств. Инфантильный невроз является, по-моему, попыткой организовать все предыдущие и, возможно, разнообразные невротические конфликты и недостатки развития со всеми типичными для фаллическо-эдипальной фазы конфликтами в одно целое с более высоким экономическим значением. Это формирование компромисса возможно в этот момент по причине относительно высокой степени развития, достигнутой в нескольких областях, в частности в области интегративных и синтезирующих функций Эго. По этим причинам “фаллическо-эдипальная” фаза является на деле существенным поворотным пунктом в развитии человека.

Сложность и уровни действия, теперь возможные, доводят синтез, интеграцию и структуризацию до степеней, ранее не возможных. Эта фаза, таким образом, является “организатором” более высокого значения в развитии человека.[21]

Я далее полагаю, что к этому времени существенные элементы для построения структуры личности как в нормальных, так и в патологических ее аспектах уже были внесены через переживания и процессы созревания и развития, хотя имеются и заметные исключения, а именно: вклад сексуального созревания на пубертатной фазе с ее физическими и психологическими скрытыми смыслами. Несмотря на то, что латентность, пубертат и подростковый возраст, конечно же, вносят новые элементы в развитие личности, их основной вклад состоит в переоформлении, перекомбинировании и реорганизации элементов или в усилении специфических тенденций, которые в основном уже в наличии. Здесь я намеренно, конечно, упоминаю об установлении психической структуры и о процессах структуризации. Влияние латентности, пубертата и подросткового возраста на окончательную структуру личности будет обсуждаться в главах 7 и 8.

Если исследовать симптомы и расстройства, возникающие как результат инфантильного невроза, то немедленно поразишься некоторым явным различиям между ними и классическими формами взрослого невроза. Только очень редко возможно увидеть в детстве нечто сходное с типичным взрослым неврозом или со структурой очень хорошо определившегося характера.

Наблюдать же в огромном большинстве случаев можно не законченные продукты в терминах характера или невроза, но скорее менее хорошо определившиеся, гораздо более диффузные организации невроза и характера. Создается ощущение текучести, недостатка определения процессов, потенциально способных развиваться в нескольких направлениях, причем решение об окончательном направлении еще не принято.

С другой стороны, даже внутри этих более диффузных и текучих клинических картин, можно различить различные типы или формы выражения инфантильных неврозов. Огромное большинство из них имеют смешанную природу, в частности, комбинацию двух или более типов, которые я сейчас опишу.

В некоторых случаях наблюдаемые расстройства, произведенные симптомы ясно относятся к фаллическо-эдипальному уровню. В целом и несмотря на интенсивность конфликтов и величину имеющейся тревоги по поводу кастрации, невротическая битва будет происходить на эдипальном уровне, причем не будет никаких важных регрессивных отступлений в относящихся к либидо или к Эго элементах от фаллическо-эдипального состояния. Но нам все же не до конца ясно, какие факторы являются решающими в определении того уровня, на котором будет происходить невротическая борьба, или организуется ли невроз — по крайней мере, временно — на этой стадии. Значительным фактором в этой связи является наличие или отсутствие в любом данном случае важных ранних фиксаций на оральной и анальной фазах. Чем более важными являются ранние фиксации, тем сильнее воздействие обратной тяги на влечения, которые достигли более высоких уровней развития. Более того, чем больше величина энергии влечения, задержанной в ранние моменты, тем менее сильной и жизнеспособной будет фаллическо-эдипальная организация. Регрессивные процессы могут начаться частично в результате интенсивности конфликтов на фаллическо-эдипальном уровне, частично в результате слабой фаллическо-эдипальной организации, вызванной сокращенной величиной влечения, достигающего эдипального уровня, и частично из-за обратной тяги к точкам фиксации.

В этих случаях, в которых наиболее важные фиксации имеют место на анальной стадии, энергия влечения будет в основном регрессировать в анальную стадию организации и пытаться там найти свой путь к разрядке и удовлетворении. Если Эго возражает на это, конфликт начинается заново на этом уровне.[22] Продуцируемые расстройства и симптомы будут несколькими способами обнаруживать их тесную связь с регрессивно усиленными анальными компонентными инстинктами и с защитной деятельностью против них.

Если экономически более важная фиксация будет на анальном уровне, то процесс регрессии будет уходить на этот уровень и форма расстройства и продуцируемые симптомы будут обнаруживать попытки орального удовлетворения.[23]

Я наблюдал, как люди, боровшиеся со своими неврозами на фаллическо-эдипальном уровне, лучше реагировали на лечение и в целом имели лучший прогноз, чем те, которые пошли по пути регрессии. Аналогично, я везде (1963) выражал тот взгляд, что прогностический результат лучше, когда наблюдаемая клиническая картина является результатом регрессии, а не задержанного развития.

На практике возможны все виды комбинаций этих основных типов. Фиксации могут существовать на различных уровнях и вместо массивной регрессии могут возникать лишь фиксации, более ограниченные многочисленными точками ранней фиксации, тогда как какое-нибудь влечение остается вовлеченным в конфликт на фаллическо-эдипальном уровне. В этом случае формирование симптома является выражением многократной ситуации конфликта на всех других уровнях. Наблюдаемая тревога будет манифестировать себя не только в форме типичной тревоги по поводу кастрации из фаллическо-эдипальной стадии, но и в более примитивных формах, соответствующих более ранним стадиям развития.

Пытаясь дать оценку инфантильному неврозу и вытекающим из него возможным видам развития, необходимо принять во внимание еще один важный аспект, а именно: точку его развития, в которой мы его наблюдаем. Так, в самом начале главная ситуация конфликта сосредоточена на фаллическо-эдипальной стадии. Через месяц клиническая картина ребенка может полностью трансформироваться, причем инфантильный невроз к этому времени организовался регрессивно вокруг анальных или оральных компонентных инстинктов. Предположительно это обусловлено тем фактом, что в этом случае Эго не смогло попытаться решить ситуацию конфликта на более высоком уровне, либо из-за избыточной интенсивности исходного конфликта, либо из-за обратной тяги фиксаций.

Точное исследование точек фиксации на ранних стадиях имеет прогностическое значение для судьбы самого невроза и для форм выражения, которые он будет или может, в конечном счете, приобретать всегда, когда конфликты не могут быть поддержаны на более высоких уровнях.

Два другие важные фактора вносят вклад в этот изменяющийся, текучий и диффузный характер инфантильного невроза. Один связан с тем фактом, что все стадии развития до эдипальной фазы были охвачены в относительно короткий период времени, — обстоятельство, которое подразумевает некоторое количество накладывающихся друг на друга фаз (два-три года, например). У некоторых детей это наложение особенно выражено, и относительно полная дифференциация различных фаз, похоже, занимает больше времени, чем у других детей. Таким образом, необычно большую степень наложения можно наблюдать на протяжении более долгого промежутка времени. Я полагаю, что эта менее ясно выраженная дифференциация и величина наложения и заражения, которую подразумевают, отчасти объясняет смешанное, диффузное и текучее качество многих инфантильных неврозов.

Второй фактор связан с тем фактом, что, хотя в то время, когда появляется инфантильный невроз, большинство конфликтов являются интернализованными конфликтами (между различными структурами или аспектами личности), зависимость ребенка от внешнего мира все еще остается такой большой, что внешние события могут легко расстроить (огорчить) и изменить все еще нестабильное внутреннее равновесие. Так, в попытке адаптироваться к важным внешним событиям, возможно, должны иметь место важные экономические сдвиги, и таким образом все внутренняя структура защиты против конфликтов может остаться ослабленной и требовать реорганизации. Связанная с этим ситуация, конечно, сильно отличается от случаев взрослого невроза, так как взрослый человек уже не так зависит от внешнего мира и имеет в своем распоряжении более эффективные средства, чтобы справляться с ним.

Мое описание инфантильного невроза может в своих существенных моментах быть применено и к мальчикам, и к девочкам. Тем не менее, необходимо сказать несколько слов о фаллическо-эдипальном развитии девочек, чтобы подчеркнуть некоторые важные различия.

Эдипов комплекс у девочек не столь прямолинеен, как у мальчиков. Девочке надо сделать дополнительный шаг, чтобы достичь своего окончательного эдипального состояния, хотя можно сказать, что она достигает фаллическо-эдипальной фазы тогда же, когда и мальчик. Как и в случае с мальчиком, сексуальное состояние девочки в этот момент является мужским (фаллическим). Объект ее мужских устремлений, как и у мальчика, — ее мать, а отец является соперником (Лэмпл де Гроот (Lampl-de Groot), 1927; Фрейд, 1931). Эта констелляция (совокупность) является для мальчика “нормальным эдипальным состоянием”, но для девочки это только “первая стадия” ее эдипального развития. Ей требуется сделать еще несколько шагов в развитии. Так, ей надо изменить ее главную эрогенную зону — с фаллоса (клитора) на вагину. Точно также ожидается, что она заменит свой фаллическо-эдипальный объект — мать — на эдипальный объект — отца. Когда она в конце концов покончит с матерью как с объектом фаллическо-эдипальных устремлений и заместит этот объект эдипальным объектом — отцом, тогда она достигает “второй стадии” своего нормального эдипального развития. Существуют, конечно, многие возможные вариации описанной выше схематичной картины. Ясно тогда, что фаллическо-эдипальное развитие девочки является гораздо более сложным, чем у мальчика, и что несколько более сложной является правильная оценка ее инфантильного невроза и лежащего в его основе типа конфликта.

 

 


* Тексты в квадратных скобках — дополнительные варианты перевода.

[1] Это утверждение, конечно, относительно. Целостность анатомической структуры остается условием sine qua nom [совершенно необходимым] для выполнения ее функции.

[2] Чересчур далеко подразумевает либо количественные, либо качественные факторы, выходящие за определенные моменты, которые приемлемы для развивающегося организма.

[3] Здесь рассматривающиеся как функция взаимодействия влечений, развития Эго (супер-Эго) субъекта (младенца, ребенка, взрослого) с влечениями и взаимодействием Эго (супер-Эго) объекта (матери сначала, а затем с любым объектом, кем бы он ни был).

[4] Взгляды Фрейда относительно инфантильного невроза детально описаны в Главах 5 и 6.

[5] Название другого симпозиума, состоявшегося в 1954 году.

[6] См. “Disposition to Obsessional Neurosis” — Диспозиция к навязчивому неврозу — (1913а).

[7] Этот доклад был сделан Анной Фрейд как лекция в связи с юбилеем Фрейда в Нью-Йоркской академии медицины. Позднее он обсуждался на симпозиуме по “Проблемам инфантильного невроза” (Крис и др., 1954).

[8] Все участники, включая и Анну Фрейд, Эрнста Криса, Хартманна, Гринакр, Миттлманна, согласились с основными предположениями, приведенными выше и давно известными психоаналитикам. Эрнст Крис, например, указывал на “варианты в потребностях” младенцев, что Анна Фрейд прокомментировала так: “Мне хотелось бы подчеркнуть, что я, как и он, твердо верю в конституциональные различия между младенцами” (с.60). Миттлманн указал, что не все конституциональные или врожденные тенденции манифестируются при рождении, но что некоторые начинают действовать в другие моменты развития (с.64).

[9] Эти взгляды, можно предположить, представляют положения Клейн, т.к. они взяты из книги, основанной на серии лекций, читавшихся в течение нескольких лет в Лондонском институте психоанализа одним из аналитиков Клейн как вводный курс к работе Мелани Клейн для студентов психоаналитиков.

[10] См. работу Анны Фрейд, Рене Шпитца (Rene Spitz) и более позднюю выдающуюся работу Прованса и Липтона в их книге “Младенцы в учреждениях” (1962).

[11] См. также Нагера (1963).

[12] Индивидуальные различия должны быть приняты во внимание, и по этой причине только возраст недостаточен. Как хорошо известно, при нормальных условиях скорость развития очень различна у разных детей. Прежде, чем мать или среда начнут выдвигать специфические требования, должна быть достигнута как физическая, так и эмоциональная готовность.

[13] Заметьте, что до этого, вмешательство не обязательно изначально включало анальные инстинктивные влечения ребенка, но скорее включало ограничение его подвижности. Так или иначе, до и в начале его анальной фазы инстинктивное желание ребенка вполне понятно и прямолинейно. У него пока еще отсутствует конфликт внутри него самого из-за удовлетворения некоторых из его анальных компонентных инстинктов. Конфликт имеется с внешним миром, который требует выполнения в определенных местах, с регулярными интервалами и так далее.

[14] Это показывает степень, в которой осознание, достигаемое Эго малолетнего ребенка, связано с и отчасти зависимо от того, откуда исходят его интересы влечений. Для ребенка на оральной фазе мир — это оральный мир, в значительной степени понимаемый в оральных терминах. Точно также на анальной и фаллической фазах многие внешние события интерпретируются в соотнесении с интересами влечений, доминантных для этих фаз.

[15] Отчет в Отдел образования, май 1964, миссис М. Фридман, директора яслей в Хэмстедской клинике.

[16] Эти наблюдения за Дневной группой были записаны А. Холдер.

[17] В этом отношении необходимо помнить, что более малолетний ребенок является и гораздо более уязвимым и более восприимчивым к конфликтам в ранний период жизни.

[18] Внешние конфликты в “Краткий биографический очерк развития” (“Developmental Profile”) (см. Анна Фрейд, 1962, 1965; и Нагера, 1963).

[19] Используемый тип защиты важен сам по себ7е, так как некоторые защиты более благоприятны, чем другие с точки зрения развития и возможностей работы Эго.

[20] Личное общение.

[21] Если использовать термин, введенный Шпитцем в его книге “Теория генетического поля в формировании Эго” (A Genetic Field Theory of Ego Formation) (1959).

[22] Если Эго не выдвигает возражения на этот тип раннего предгенетального удовлетворения, то утверждается форма перверсии (в случае взрослых) или благоприятные условия для нее в случае с ребенком.

[23] Более полное описание проблем, относящихся к этому вопросу фиксации и регрессии, см. Нагера (1964).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.