КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние конструкции шва на прочность и выносливость ниточного 5 страница
Одна изнаночная петля в полуфанге в 2—5 раз больше лице-, Вой. Основные особенности фанга — большая толщина, повышенная застилиетость полотна, высокие теплозащитные свойства. Переплетения фанг и полуфанг из-за набросков на петлях толще ластика, имеют большие массу и прочность, но меньшие растяжимость и распускаемость. Края полотна фанга и полу- фанга не закручиваются, Полуфанг по сравнению с фангом более растяжимый, менее плотный и тяжелый. Этими переплетениями вяжут свитеры, детские костюмы и другие изделия верхнего трикотажа, а также рейтузы и шарфы. Жаккардовый трикотаж — у него при образовании сложных рисунков каждая цветная нить прокладывается только на те иглы, где этого требует рисунок, а грунт образован за счет другой нити. Бывает одноцветным, многоцветным, гладким и рельефным, регулярным и нерегулярным. В регулярном трикотаже все петли одинакового размера, в нерегулярном — имеют различную высоту. У одинарного жаккардового трикотажа фактура лицевой и изнаночной сторон неодинакова. На лицевой стороне обычно имеется мелкий двух- или трехцветный рисунок, а на изнаночной отчетливо видны большие протяжки из цветных нитей, соединяющие одноцветные петли в одном горизонтальном ряду. Двойной жаккардовый трикотаж может быть однолицевым (с рисунком на лицевой стороне) и двухлицевым, полным и неполным. У полного жаккардового полотна (рис. 2.6, 12) каждый петельный ряд на лицевой стороне состоит из нитей двух или трех цветов, а на изнаночной — из нитей одного цвета. У неполного жаккардового полотна петельные ряды лицевой стороны образуются нитями двух или трех цветов, на изнаночной — петлями этих же цветов, чередующихся между собой через петлю. Одинарный жаккардовый трикотаж закручивается с краев. Длинные протяжки могут быть оборваны при эксплуатации трикотажа. Жаккардовые полотна характеризуются меньшей растяжимостью по ширине, несколько меньшей распускаемос- тью только в направлении, обратном вязанию, а двойные — большей толщиной и поверхностной плотностью по сравнению с полотнами главных переплетений. Жаккардовый трикотаж применяется для выработки джемперов, жакетов, платьев, женских костюмов, перчаток и варежек, чулочно-носочных изделий, шарфов и головных уборов. В поперечносоединенном (рингель) трикотаже петельные ряды образованы из различных по видам, свойствам или цвету нитей (например, полотно для тельняшек). В продольносоединенном (сплит) трикотаже петельные столбики образованы из различных по видам, свойствам или цвету нитей (например, паголенок и верхняя часть следа вяжутся из #итей одного вида, а высокая пятка и след для повышения прочности изделия — из более прочных нитей другого вида). Полотна комбинированных переплетений вырабатывают сочетанием двух и более различных переплетений. Такой трикотаж имеет хороший внешний вид, мало распускается, мало растягивается, формоустойчив, используется для изготовления верхнего трикотажа. Трикотажный репс (рис. 2.6, 13) напоминает репс тканый, для него характерны рельефные поперечные рубчики и малая растяжимость по горизонтали. Он имеет раппорт в два петельных ряда: первый — из петель ластика 1 + 1, второй — из петель кулирной глади. В переплетении пике (рис. 2.6, 14) сочетаются производная гладь и неполный ластик — в результате такой комбинации на лицевой стороне образуется мелкий узор в виде чешуек. Применение различных трикотажных переплетений в сочетании со специально подобранными пряжей и нитями позволяет получать полотна, имитирующие ручное вязание, эффекты жатости, различные косы, полосы, ромбы, квадраты и пр. Усложнение структур трикотажных полотен позволяет решать различные задачи. Так, для обеспечения формоустойчи- вости, несминаемости, прочности, уменьшения растяжимости но основе поперечно-вязаных переплетений вырабатывают тканевязаный трикотаж. Он образуется тремя системами нитей: петлеобразующей, основной и уточной. Разработан двухслойный трикотаж, в котором два самостоятельных трикотажных поперечно-вязаных слоя соединяются в процессе вязки какими-либо элементами структуры трикотажа. При этом получают разносторонний одно- или двухлицевой трикотаж, например новое трикотажное полотно «полартек», которое характеризуется легкостью, формоустойчивостью, несмина- емостью, хорошими теплозащитными свойствами. К базисным основовязаным переплетениям относятся одинарные — цепочка, трико, атлас — и двойные — ластичные цепочка, трико, атлас. В цепочке петли образованы одной нитью, которая прокладывается на одну и ту же иглу во всех петельных рядах. Она представляет собой отдельные столбики закрытых (рис. 2.7, 1, слева) или открытых (рис. 2.7, 1, справа) петель, рядом приводятся графические записи переплетений. Одинарная цепочка в равновесном состоянии закручивается в спираль на лицевую сторону под действием сил упругости нитей, изогнутых в петли. Цепочка распускается только в направлении, обратном вязанию, малорастяжима. Она служит составным элементом различных полотен, в самостоятельном виде применяется ограни ченно, в основном для образования бахромы в кашне, шарфах щ платках, шнурков. В трико петли, образованные одной нитью, зигзагообразн располагаются в двух смежных петельных столбиках (рис. 2.7, 2). Для трико характерен выраженный наклон петель, при обрыве, нити полотно распускается вдоль петельного столбика. Растя* жимость трико больше, чем основовязаного трикотажа другие видов. Прочность трико по длине приблизительно в 1,5 раза больше его прочности по ширине. Одинарное трико распускается только в направлении, обратном вязанию, при условии равномерного натяжения всех нитей основы, что практически осу-' ществить очень трудно. Кроме того, трико может легко разде-/ ляться по линии петельных столбиков при обрыве нити в петлц и при растяжении трикотажа по ширине. Трико с краев не закручивается, так как силы упругости в нитях, заставляющие., трикотаж закручиваться, уравновешиваются поворотом петель перпендикулярно плоскости трикотажа, и поэтому толщина трико в 1,5 раза больше толщины кулирной глади, а в вытянутом состоянии толщина трико равна толщине глади. Применяется трико в качестве грунта для получения более сложных переплетений. В атласе каждая нить последовательно образует петли во многих петельных столбиках сначала в одном направлении, а затем в тех же столбиках в обратном направлении (рис. 2.7, 3). Вследствие того, что ряды петель с разным наклоном по-разно- му отражают свет, атлас выглядит поперечно-полосатым, с зигзагообразными полосами. По структуре и свойствам атлас во многом подобен глади, повернутой под углом 60°. Он имеет толщину, равную двум толщинам нитей, составляющих его. Атлас можно распустить только в направлении, обратном вязанию, при условии равномерного и одновременного натяжения всех нитей. Атлас имеет недостаточную прочность, обладает малой формоустойчивостью, закручивается с краев на лицевую сторону в направлении петельного ряда и на изнаночную сторону в направлении петельных столбиков. Применяется атлас для выработки белья, купальных костюмов и верхних трикотажных изделий. Двойные переплетения — ластичная цепочка, ластичное трико и ластичный атлас — образуются путем чередования лицевых и изнаночных столбиков (рис. 2.7, 4—6). Отличаются от одинарных большей толщиной, обладают меньшей упругостью и имеют повышенную растяжимость по длине, применяются в комбинации с другими переплетениями.
К производным основовязаным переплетениям относятся одинарные — сукно, шарме, атлас-сукно, атлас-шарме — и двойные — интерлочные цепочка, трико, атлас. Сукно (трехигольное трико) и шарме (четырехигольное трико) (рис. 2.7, 7, 8). В этих переплетениях каждая нить образует петли не в соседнем петельном столбике, а через один или два петельных столбика соответственно. Поэтому сукно и шарме имеют более длинные протяжки, чем трико, что создает на изнаночной стороне больший блеск, который увеличивается с увеличением длины протяжек. Трикотажные полотна этих переплетений имеют меньшую растяжимость по ширине, чем полотна переплетения трико. Полотна малорастяжимые, более плотные и тяжелые, чем трико, имеют большую толщину. По сравнению с трико обладают меньшей распускаемостью и более красивым внешним видом. Сукно и шарме закручиваются по линии петельных столбиков на изнанку и по линии нательных рядов на лицевую сторону. При пошиве изделий детали выкраивают в поперечном направлении и изнанкой наружу. Сукно и шарме применяются для выработки верхнего трикотажа, белья и перчаточных изделий. Производный, атлас. Если обычный атлас имеет триковую кладку нити, то производный может иметь суконную кладку (рис. 2.7, 9), тогда его называют атлас-сукно, или кладку шарме, тогда его называют атлас-шарме. Производные атласы отличаются от трикового атласа и по толщине, и по растяжимости. Так, например, растяжимость суконного атласа меньше трикового вследствие того, что длинные протяжки препятствуют растяжению атласа. В атласе суконной кладки петельные столбики расположены зигзагообразно. Это полотно закручивается, распускается в направлении, обратном вязанию. Применяются производные атласы в комбинации друг с другом или другими переплетениями для выработки филейных переплетений. Интерлочная цепочка, интерлочное трико и интерлочный атлас (рис. 2.7, 10—12) —- двойные производные переплетения, упругие, не закручиваются и практически не распускаются. Интерлочные полотна более упругие, чем ластичные. Применяются для изготовления верхних, бельевых и перчаточных изделий. К рисунчатым основовязаным переплетениям, относятся платированные, ворсовые, плюшевые, уточные, малорастяги- вающиеся, филейные, жаккардовые и др. Уточными называются переплетения, в грунт которых введены дополнительные (уточные) нити, не образующие петли. Они располагаются между остовами петель и протяжками. В основовязаном уточном трикотаже уточные нити применяют в следующих случаях: как связующие для соединения отдельных петельных столбиков; как подкладочные для получения ворсового трикотажа; как отделочные для создания рисунков путем определенного сочетания с нитями грунта. Уточные нити, ввязанные в грунт трикотажа, существенно изменяют его свойства, уменьшая степень распускаемости, растяжимости, закручиваемости с краев трикотажа базового переплетения, уменьшают показатели усадки трикотажа. При деформациях усилия воспринимаются уточными нитями, более ориентированными в направлениях растяжения. При сложных деформациях со значениями, приближающимися к разрывным, но не разрушающими трикотаж, уточные нити изменяют свое положение в трикотаже относительно нитей грунта, причем эти изменения носят необратимый характер и не восстанавливаются при релаксационных процессах в трикотаже.. Это явление вызывает понижение показателей формоустойчивости уточного трикотажа. К малорастягивающимся полотнам относятся, например, цепочка-уток, цепочка-сукно, трико-уток. В полотне цепочка- уток столбики цепочек соединяются в полотно дополнительной уточной нитью (рис. 2.7, 13). Цепочка-уток обладает пониженной прочностью по ширине и легко распускается. Значительная распускаемость трикотажа цепочка-уток в известной мере устраняется в полотнах цепочка-трико, цепочка-сукно и цепочка- шарме. При этом более устойчивыми к распусканию являются полотна с большими, чем у трико, протяжками. Наибольшее распространение из этой группы имеет полотно цепочка-сукно. Цепочка-сукно характеризуется малой распускаемостыо, а по растяжимости приближается к тканям. Недостатком этого полотна является пониженная прочность по ширине. Полотно трико-уток получается при ввязывании уточных нитей в трико и характеризуется малой растяжимостью, пониженной распускаемостыо и более высокой прочностью по ширине. Полотна с такими переплетениями применяются для изготовления женских костюмов, платьев, мужских сорочек, халатов и других верхних изделий. Филейные переплетения (рис. 2.7, 14) вырабатываются на базе основовязаных переплетений, в которых отсутствует связь между некоторыми соседними петельными столбиками, вследствие чего на полотне образуются отверстия, создающие разнообразные рисунки, подобные ажурным. Применяются такие полотна для изготовления летних бельевых изделий (сеток), легкой верхней одежды, летних перчаток, головных платков. Трико-трико — переплетение, в котором два трико наложены друг на друга таким образом, что их протяжки направлены в разные стороны. Обладает легкостью, застилистостью, малой закручиваемостью и растяжимостью. Используя переплетения атлас-атлас или трико атлас, получают полотна с креповым эффектом поверхности «под шифон», «под креп-жоржет». Трико-сукно — комбинированное одинарное переплетение, в котором трико заключено между остовами петель и протяжками сукна (рис. 2.7, 15). Имеет подвижную структуру, закручивается с краев, хорошо драпируется. Трико-шарме — одинарное переплетение, в котором на лицевой стороне переплетение трико, на изнаночной — шарме. Удлиненные протяжки шарме на изнаночной стороне полотна легко поддаются ворсованию, поэтому полотна применяются для изготовления изделий с начесом. Структура переплетения более подвижная, чем в трико-сукно. Применяются такие полотна для изготовления бельевых изделий и верхней одежды, шарфов и отделочных беек. Многослойные трикотажные полотна, разработанные в последнее десятилетие, вырабатываются на двухфонтурных ра- шель-машинах. В зависимости от вида продукции и требований к ней на машине используется от двух до семи ушковых гребенок. На обеих игольницах происходит поочередное формирование лицевой и изнаночной сторон полотна, в средние гребенки заправлены соединительные нити. Разводка между игольницами определяет толщину многослойного трикотажа (от 1,5 до 200 мм). Применяются такие полотна для производства бельевых и верхних изделий, а также для изделий технического назначения. 2.3. Отделка трикотажа Снятые с трикотажных машин полотна, а также готовые изделия, отдельные детали и купоны подвергают отделке, для того чтобы выявить специфические свойства трикотажа, уменьшить его недостатки, но основное назначение отделки — улучшение качества изделий. Перед отделочными операциями полотно при необходимости подвергают штопке. Последовательность и виды применяемых отделочных операций обусловлены волокнистым составом пря- яш и нитей, видом сырья (суровые, окрашенные в массе, из окрашенной пряжи и т.д.), видом изделий, назначением и способом их производства (кроеные, из деталей, связанных на плосковязальных машинах, купоны), структурой полотен. Различают отделку, выполняемую преимущественно механическими способами, т.е. достигаемую физическими воздействиями (каландрированием, ворсованием, тиснением и др.), и химическими способами, т.е. достигаемую воздействием химических препаратов и процессов, изменяющих структуру волокон (белением, мерсеризацией, крашением, печатанием и др.). Процесс отделки можно разделить на четыре основных стадии: подготовка, крашение, печатание, заключительная отделка. В процессе подготовки трикотажные изделия подвергаются ряду технологических операций (замачиванию, промывке, предфиксации (запариванию), отвариванию, белению, отжиму, высушиванию, термостабилизации), в процессе которых они приобретают способность смачиваться вследствие удаления за- масливателей и сопутствующих веществ, им придается белизна. Изделия, связанные из окрашенных в массе нитей, пряжи или волокон, подвергают отвариванию. В этом случае операция называется промыв к а-релаксация и служит повышению формоустойчивости изделий, улучшает внешний вид, а при последующем крашении способствует равномерному окрашиванию. В процессе термостабилизации повышается стабильность и формоустойчивость изделий. При крашении изделия приобретают цвет. Трикотажные изделия могут иметь однотонную окраску (т.е. быть гладкокрашеными) или узорчатую расцветку. Однотонная окраска получается при крашении и белении, а также при вязании из предварительно окрашенных в один цвет нитей (пряжи) или волокон. Узорчатую расцветку можно получить при вязании изделий из нитей или пряжи, изготовленных из окрашенных волокон разного цвета, при вязании из нитей или пряжи, окрашенных в разные цвета (т.е. быть пестровязаными), и, наконец, методом печатания. При печатании на изделия наносится рисунок. Для печатания штучных изделий применяют в основном два способа: прямую печать с помощью сетчатых шаблонов (фотофильмпечать) и переводную печать («сублистатик»). При заключительной отделке изделия обрабатывают различными веществами, которые придают волокнистому материалу те или иные свойства (аппретирование — для снижения способности изделий к электризации, распусканию петель, образованию затяжек, пиллинга, для придания улучшенного грифа, безусадочности, повышения износостойкости, улучшения формирования), подвергают ворсованию, стрижке, фильцеванию (укладке ворса в одном направлении), ратинированию (завивке ворса с образованием на поверхности узелков, шариков, завитков и др.), валке, ширению, декатировке, влажно-тепловой обработке, а также стабилизации (тепловой обработке с помощью горячих воздуха, пара или воды при небольшом натяжении или в свободном состоянии изделий из термопластичных синтетических или триацетатных волокон), формованию (запариванию или увлажнению с последующей сушкой натянутого на форму готового регулярного изделия). Для улучшения внешнего вида используются различные вышивки, аппликации, пришивка эластичной ленты, различных украшений, украшение бейками, фестонами, ракушечная строчка и др. Отделочные процессы в трикотажном производстве аналогичны отделке тканей. Однако специфические свойства трикотажа, являющиеся следствием его петельной структуры (повышенная растяжимость, распускаемость и др.), обусловливают и особенности отделочных процессов. Отделочные операции обычно проводят при минимальных натяжениях трикотажа. Виды отделок трикотажных изделий можно классифицировать по характеру воздействия (рис. 2.8).
К отделкам комплексного воздействия можно отнести аппретирование, влажно-тепловую обработку, стабилизацию, формование и др. Некоторые трикотажные полотна подвергают специальным видам отделки, например под замшу, тиснению, плиссирова нию (полотна из синтетических волокон), дублированию, водо- и маслоотталкивающей, придающей устойчивость к загрязнению, действию микроорганизмов, огнестойкой и др. Отделка под замшу основана на свойстве сильного усаживания поливинилхлоридных волокон при крашении — полотно становится очень плотным, прочным, малорастяжимым. Полотно обрабатывают на горячих каландрах (135—140 °С), в результате чего частично оплавляются ПВХ-волокна на поверхности полотна. Оплавленная поверхность разворсовывается шлифовальными валами и приобретает вид замши. Для сохранения красивого бархатистого поверхностного слоя при эксплуатации такие изделия следует подвергать химическим чисткам, а не стирать. Влажно-тепловой обработке (ВТО) подвергают готовые изделия для придания им формы, улучшения внешнего вида (мягкости, пышности), закрепления петельной структуры, устранения складок, заминов. Процесс ВТО состоит из трех стадий: увлажнения, высушивания, придания деталям или изделию необходимых формы, размера и формования (закрепления полученной формы). ВТО должна проводиться с минимальным давлением на полотно с использованием утюгов, прессов, каландров. Если трикотаж выработан из объемной пряжи или с ворсом, он пропаривается и высушивается без прессования на специальных паровоздушных манекенах, в запарных камерах и т.д. Формировка чулочно-носочных и регулярных изделий придает и закрепляет нужную форму и размер, устраняет складки и замины. После завершения отделочных операций полотна сортируют, подбирают по артикулам, цветам, ширине и направляют в швейные цеха. 3. СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ТРИКОТАЖА 3.1. Структура трикотажа К основным характеристикам структуры трикотажа относятся: структура, линейная плотность (толщина), крутка нитей, длина нити в петле, модуль, форма и размер петли, пористость (показатели заполнения), плотность, толщина и ширина трикотажа, поверхностная плотность (масса 1 м2), вид переплетения, структура поверхности. Структура нитей зависит от волокнистого состава, способа производства (прядения), толщины, крутки. Эти факторы в значительной степени обусловливают как внешний вид, так и потребительские свойства трикотажных полотен. Так, для получения теплозащитных, мягких полотен для верхних трико» тажных изделий используют чистошерстяную или смешанную аппаратную пряжу значительной толщины и небольшой крутки, или текстурированную пряжу, или нити из химических волокон. Для производства полотен бельевых или для верхних легких изделий предпочтительны тонкие и гладкие нити или пряжа из химических и натуральных волокон. Тонкие нарядные женские чулки вяжут из полиамидных нитей (комплексных, мононитей), иногда в сочетании с профилированными нитями. Бельевые полотна вырабатывают преимущественно из хлопчатобумажной, хлопколавсановой, хлопкополинозной, хлопковискозной пряжи, а также из вискозных, ацетатных и полиамидных комплексных нитей. Некоторое количество полотей вырабатывают из полушерстяной и чистошерстяной пряжи. Полотна для верхнего трикотажа изготовляют из всех видов сырья; чулочно-носочные изделия — в основном из полиамидных нитей, хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи, профилированных нитей. В последнем случае изделия приобретают мерцающий, искристый эффект. В зависимости от назначения полотен подбирают нити разной структуры: пряжу различных способов прядения и степени крутки, комплексные нити из химического сырья однониточные и крученые, нити фасонных круток, текстурированные нити, причем в разных сочетаниях — пряжа, скрученная или трощеная с пряжей, комплексными нитями, текстурированные нити — с пряжей и т.д. Тонкие и гладкие нити из химического сырья применяют для полотен с повышенной гладкостью поверхности (лицевой и изнаночной), которые должны легко скользить по поверхности кожи и верхней одежды. Это бельевые, блузочные и сорочечные полотна. Блестящая поверхность нитей подчеркивает эффект блестящих и матовых полос, оттенков. Из нитей повышенной объемности — текстурированных — получают полотна с рельефной поверхностью, повышенной толщины при небольшой массе 1 м2. Толстую, рыхлую аппаратную пряжу используют для начеса в полотнах для теплого белья или спортивной одежды. Крутка пряжи и нитей оказывает влияние на свойства полотен: при повышении крутки увеличивается жесткость трикотажа, неравномерность его петельной структуры, закручивае- мость краев. Полотна из пряжи и нитей с малой круткой мягкие, менее напряженные; края полотен неуравновешенных переплетений меньше закручиваются, но в процессе эксплуатации поверхность полотен из таких нитей легче заворсовывается, снижается стойкость к образованию пиллинга. Пряжа и нити повышенной крутки придают полотну жесткость; петельная структура такого трикотажа неровная вследствие повышенной напряженности нити при изгибе в петли, увеличивается закручиваемость краев полотна, однако его поверхность менее рыхлая, более устойчивая к образованию пиллинга, более износостойкая. Для улучшения гигиенических свойств, повышения эластичности, драпируемости верхних трикотажных и спортивных изделий используют армированные нити, в которых комплексные капроновые или лавсановые нити обвиты покровными нитями (искусственными, льняными, хлопчатобумажными). В трикотажном производстве для улучшения внешнего вида изделий применяют разрезные нити типа алюнит, метанит, лластилекс. Упругость некоторых частей чулочно-носочных и перчаточных изделий увеличивают с помощью резиновых и полиуретановых нитей (спандекса). Форма и размер петли. Форма петли зависит от размеров петельного шага А и высоты петельного ряда В и характеризуется коэффициентом соотношения плотностей С = В /А. Он характеризует геометрическую форму петли трикотажа. При С = 1 петля имеет форму квадрата, при С > 1 петли вытянуты вдоль петельного столбика, при С < 1 — вдоль петельного ряда. Петли могут быть открытыми и закрытыми: в открытых петлях протяжки, соединяющие соседние петли, не пересекаются друг с другом; в закрытых — пересекаются. Открытые петли придают полотну хорошую растяжимость и эластичность, закрытые — большую формоустойчивость, так как пересечения нитей ограничивают их подвижность и растяжимость. Полотна, связанные открытыми петлями, распускаются легче, чем полотна из закрытых петель. Форма петель разнообразна: округлая, широкая, зауженная, удлиненная (рис. 3.1). По высоте различают петли нормальной величины, уменьшенные и увеличенные. Чем меньше петля, тем больше кривизна нити, образующей палочки остова петли, и тем больше рассеивание световых лучей. Чем выше петля и больше распрямлена нить, тем светлее кажется полотно в результате направленного отражения света. Сочетанием в полотне петель разной высоты получают различное строение лицевой и изнаночной сторон, рельефные и оттеночные эффекты. Рис. 3.1. Петли кулирного трикотажа: 1 — открытая нормальная; 2 — закрытая; 3 — вытянутая; 4 — сжатая Длина нити в петле (7П) равна длине нити в остове и про- тяжке в миллиметрах. Этот параметр определяется опытным или расчетным путем по формулам исходя из геометрической модели структуры трикотажа. От длины нити в петле зависят плотность, растяжимость, эластичность, пористость и другие свойства. С увеличением длины нити в петле возрастают растя- жимость и пористость, рыхлость, воздухо- и паропроницае- мость, усадка трикотажа, уменьшаются упругость и плотность трикотажа, разрывная нагрузка по длине и ширине, устойчивость полотна к истиранию. Модуль петли (тП) также характеризует степень заполнен ния полотна, определяется как отношение длины нити в петле к диаметру нити (rfK): ти ~ 1п / <2Н. При одной и той же плотности частота трикотажа может изменяться в зависимости от толщины нити. Поэтому при одинаковых плотностях более плотным следует считать трикотаж с наименьшим модулем петли. Уменьшение модуля петли может быть достигнуто увеличением толщины нити или уменьшением длины нити в петле. Следовательно, чем меньше линейный модуль, тем частота трикотажа будет выше. Пористость зависит от вида волокон, толщины и крутки пряжи и нитей, вида переплетения, плотности, характера отделки. По сравнению с тканями трикотаж характеризуется большей пористостью, что объясняется его петельным строением. Наибольшей пористостью характеризуются изделия из шерстяной пряжи фанговых переплетений, а также из начесных полотен, С повышением пористости возрастают намокаемость и пылеемкость полотен. Плотность трикотажа определяется числом петель на условной длине, равной 100 мм. Определяется она обычно в двух направлениях: по петельным рядам и по петельным столбикам (соответственно плотность по горизонтали — ПТ и по вертикали — Пв). Отклонения по числу петельных столбиков и петельных рядов должны обеспечивать допускаемые отклонения по поверхностной плотности (массе 1 м2). Зная плотность трикотажа в этих направлениях, можно определить параметры, характеризующие форму петли: петельный шаг А и высоту петельного ряда В (в миллиметрах) соответственно по формулам: Л = 100 / ПГ; В = 100 / Пв. Если плотность по горизонтали и вертикали одинакова, то трикотаж называется равноплотным, если неодинакова — неравноплотным. Плотность трикотажа зависит от толщины нитей, класса трикотажной машины: с увеличением толщины и снижением класса машины плотность уменьшается, а с уменьшением толщины и повышением класса машины — возрастает. Плотность трикотажа влияет на такие важные его свойства, как толщина, масса 1 м2, прочность и удлинение, а также пористость и заполнение. С повышением плотности увеличиваются теплозащитные свойства трикотажа, прочность, толщина, масса, уменьшаются сминаемость, растяжимость, распускаемость и пористость. Практическое значение показателей величины петельного шага А и высоты петельного ряда Б состоит в том, что, изменяя их, можно регулирововать величину усадки трикотажных полотен. Чем выше класс машины, тем плотнее трикотаж по горизонтали. Плотность по вертикали зависит от глубины кулирования, т.е. она не находится в прямой зависимости от класса машины, но с его повышением также повышается. Толщина трикотажа зависит от толщины нити, вида переплетения» плотности вязания, отделки. Толстый трикотаж получают из рыхлой, пушистой и толстой пряжи на машинах низких классов, а тонкий — из гладких нитей и пряжи на машинах высоких классов. После ворсования толщина трикотажа увеличивается, а после каландрирования — уменьшается. Толщина изделий в значительной мере влияет на их теплозащитные свойства, проницаемость, драпируемость. От толщины полотна зависит ширина и конструкция швов, число полотен в настиле при раскрое, расход швейных ниток и их свойства.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |