Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние конструкции шва на прочность и выносливость ниточного 5 страница




Одна изнаночная петля в полуфанге в 2—5 раз больше лице-,

Вой. Основные особенности фанга — большая толщина, повы­шенная застилиетость полотна, высокие теплозащитные свой­ства. Переплетения фанг и полуфанг из-за набросков на петлях


толще ластика, имеют большие массу и прочность, но меньшие растяжимость и распускаемость. Края полотна фанга и полу- фанга не закручиваются, Полуфанг по сравнению с фангом бо­лее растяжимый, менее плотный и тяжелый.

Этими переплетениями вяжут свитеры, детские костюмы и другие изделия верхнего трикотажа, а также рейтузы и шарфы.

Жаккардовый трикотаж — у него при образовании слож­ных рисунков каждая цветная нить прокладывается только на те иглы, где этого требует рисунок, а грунт образован за счет другой нити. Бывает одноцветным, многоцветным, гладким и рельефным, регулярным и нерегулярным. В регулярном трико­таже все петли одинакового размера, в нерегулярном — имеют различную высоту.

У одинарного жаккардового трикотажа фактура лицевой и изнаночной сторон неодинакова. На лицевой стороне обычно имеется мелкий двух- или трехцветный рисунок, а на изнаноч­ной отчетливо видны большие протяжки из цветных нитей, со­единяющие одноцветные петли в одном горизонтальном ряду.

Двойной жаккардовый трикотаж может быть однолицевым (с рисунком на лицевой стороне) и двухлицевым, полным и не­полным.

У полного жаккардового полотна (рис. 2.6, 12) каждый пе­тельный ряд на лицевой стороне состоит из нитей двух или трех цветов, а на изнаночной — из нитей одного цвета. У неполного жаккардового полотна петельные ряды лицевой стороны обра­зуются нитями двух или трех цветов, на изнаночной — петля­ми этих же цветов, чередующихся между собой через петлю.

Одинарный жаккардовый трикотаж закручивается с краев. Длинные протяжки могут быть оборваны при эксплуатации трикотажа. Жаккардовые полотна характеризуются меньшей растяжимостью по ширине, несколько меньшей распускаемос- тью только в направлении, обратном вязанию, а двойные — большей толщиной и поверхностной плотностью по сравнению с полотнами главных переплетений.

Жаккардовый трикотаж применяется для выработки джем­перов, жакетов, платьев, женских костюмов, перчаток и варе­жек, чулочно-носочных изделий, шарфов и головных уборов.

В поперечносоединенном (рингель) трикотаже петельные ряды образованы из различных по видам, свойствам или цвету нитей (например, полотно для тельняшек).

В продольносоединенном (сплит) трикотаже петельные стол­бики образованы из различных по видам, свойствам или цвету нитей (например, паголенок и верхняя часть следа вяжутся из #итей одного вида, а высокая пятка и след для повышения проч­ности изделия — из более прочных нитей другого вида).

Полотна комбинированных переплетений вырабатывают со­четанием двух и более различных переплетений. Такой трико­таж имеет хороший внешний вид, мало распускается, мало рас­тягивается, формоустойчив, используется для изготовления вер­хнего трикотажа. Трикотажный репс (рис. 2.6, 13) напоминает репс тканый, для него характерны рельефные поперечные руб­чики и малая растяжимость по горизонтали. Он имеет раппорт в два петельных ряда: первый — из петель ластика 1 + 1, вто­рой — из петель кулирной глади. В переплетении пике (рис. 2.6, 14) сочетаются производная гладь и неполный ластик — в ре­зультате такой комбинации на лицевой стороне образуется мел­кий узор в виде чешуек.

Применение различных трикотажных переплетений в соче­тании со специально подобранными пряжей и нитями позволя­ет получать полотна, имитирующие ручное вязание, эффекты жатости, различные косы, полосы, ромбы, квадраты и пр.

Усложнение структур трикотажных полотен позволяет ре­шать различные задачи. Так, для обеспечения формоустойчи- вости, несминаемости, прочности, уменьшения растяжимости но основе поперечно-вязаных переплетений вырабатывают тка­невязаный трикотаж. Он образуется тремя системами нитей: петлеобразующей, основной и уточной.

Разработан двухслойный трикотаж, в котором два самостоя­тельных трикотажных поперечно-вязаных слоя соединяются в процессе вязки какими-либо элементами структуры трикотажа. При этом получают разносторонний одно- или двухлицевой три­котаж, например новое трикотажное полотно «полартек», кото­рое характеризуется легкостью, формоустойчивостью, несмина- емостью, хорошими теплозащитными свойствами.

К базисным основовязаным переплетениям относятся одинарные — цепочка, трико, атлас — и двойные — ластичные цепочка, трико, атлас.

В цепочке петли образованы одной нитью, которая прокла­дывается на одну и ту же иглу во всех петельных рядах. Она представляет собой отдельные столбики закрытых (рис. 2.7, 1, слева) или открытых (рис. 2.7, 1, справа) петель, рядом при­водятся графические записи переплетений. Одинарная цепочка в равновесном состоянии закручивается в спираль на лицевую сторону под действием сил упругости нитей, изогнутых в пет­ли. Цепочка распускается только в направлении, обратном вя­занию, малорастяжима. Она служит составным элементом раз­личных полотен, в самостоятельном виде применяется ограни ченно, в основном для образования бахромы в кашне, шарфах щ платках, шнурков.

В трико петли, образованные одной нитью, зигзагообразн располагаются в двух смежных петельных столбиках (рис. 2.7, 2). Для трико характерен выраженный наклон петель, при обрыве, нити полотно распускается вдоль петельного столбика. Растя* жимость трико больше, чем основовязаного трикотажа другие видов. Прочность трико по длине приблизительно в 1,5 раза больше его прочности по ширине. Одинарное трико распускает­ся только в направлении, обратном вязанию, при условии рав­номерного натяжения всех нитей основы, что практически осу-' ществить очень трудно. Кроме того, трико может легко разде-/ ляться по линии петельных столбиков при обрыве нити в петлц и при растяжении трикотажа по ширине. Трико с краев не за­кручивается, так как силы упругости в нитях, заставляющие., трикотаж закручиваться, уравновешиваются поворотом петель перпендикулярно плоскости трикотажа, и поэтому толщина трико в 1,5 раза больше толщины кулирной глади, а в вытяну­том состоянии толщина трико равна толщине глади.

Применяется трико в качестве грунта для получения более сложных переплетений.

В атласе каждая нить последовательно образует петли во многих петельных столбиках сначала в одном направлении, а затем в тех же столбиках в обратном направлении (рис. 2.7, 3). Вследствие того, что ряды петель с разным наклоном по-разно- му отражают свет, атлас выглядит поперечно-полосатым, с зиг­загообразными полосами. По структуре и свойствам атлас во многом подобен глади, повернутой под углом 60°. Он имеет тол­щину, равную двум толщинам нитей, составляющих его. Атлас можно распустить только в направлении, обратном вязанию, при условии равномерного и одновременного натяжения всех нитей. Атлас имеет недостаточную прочность, обладает малой формоустойчивостью, закручивается с краев на лицевую сторо­ну в направлении петельного ряда и на изнаночную сторону в направлении петельных столбиков.

Применяется атлас для выработки белья, купальных костю­мов и верхних трикотажных изделий.

Двойные переплетения — ластичная цепочка, ластичное трико и ластичный атлас — образуются путем чередования лицевых и изнаночных столбиков (рис. 2.7, 4—6). Отличаются от одинарных большей толщиной, обладают меньшей упругос­тью и имеют повышенную растяжимость по длине, применяют­ся в комбинации с другими переплетениями.


 


 

Рис. 2.7. Основовязаные переплетения;

 

К производным основовязаным переплетениям относятся одинарные — сукно, шарме, атлас-сукно, атлас-шарме — и двойные — интерлочные цепочка, трико, атлас.

Сукно (трехигольное трико) и шарме (четырехигольное три­ко) (рис. 2.7, 7, 8). В этих переплетениях каждая нить образует петли не в соседнем петельном столбике, а через один или два петельных столбика соответственно. Поэтому сукно и шарме имеют более длинные протяжки, чем трико, что создает на из­наночной стороне больший блеск, который увеличивается с увеличением длины протяжек. Трикотажные полотна этих пе­реплетений имеют меньшую растяжимость по ширине, чем по­лотна переплетения трико. Полотна малорастяжимые, более плотные и тяжелые, чем трико, имеют большую толщину. По сравнению с трико обладают меньшей распускаемостью и более красивым внешним видом. Сукно и шарме закручиваются по линии петельных столбиков на изнанку и по линии нательных рядов на лицевую сторону. При пошиве изделий детали выкра­ивают в поперечном направлении и изнанкой наружу.

Сукно и шарме применяются для выработки верхнего три­котажа, белья и перчаточных изделий.

Производный, атлас. Если обычный атлас имеет триковую кладку нити, то производный может иметь суконную кладку (рис. 2.7, 9), тогда его называют атлас-сукно, или кладку шар­ме, тогда его называют атлас-шарме. Производные атласы от­личаются от трикового атласа и по толщине, и по растяжимости. Так, например, растяжимость суконного атласа меньше трико­вого вследствие того, что длинные протяжки препятствуют рас­тяжению атласа. В атласе суконной кладки петельные столби­ки расположены зигзагообразно. Это полотно закручивается, распускается в направлении, обратном вязанию.

Применяются производные атласы в комбинации друг с другом или другими переплетениями для выработки филейных переплетений.

Интерлочная цепочка, интерлочное трико и интерлочный атлас (рис. 2.7, 10—12) —- двойные производные переплете­ния, упругие, не закручиваются и практически не распускают­ся. Интерлочные полотна более упругие, чем ластичные.

Применяются для изготовления верхних, бельевых и перча­точных изделий.

К рисунчатым основовязаным переплетениям, относятся платированные, ворсовые, плюшевые, уточные, малорастяги- вающиеся, филейные, жаккардовые и др.

Уточными называются переплетения, в грунт которых вве­дены дополнительные (уточные) нити, не образующие петли. Они располагаются между остовами петель и протяжками. В основовязаном уточном трикотаже уточные нити применяют в следующих случаях: как связующие для соединения отдель­ных петельных столбиков; как подкладочные для получения ворсового трикотажа; как отделочные для создания рисунков путем определенного сочетания с нитями грунта. Уточные ни­ти, ввязанные в грунт трикотажа, существенно изменяют его свойства, уменьшая степень распускаемости, растяжимости, закручиваемости с краев трикотажа базового переплетения, уменьшают показатели усадки трикотажа. При деформациях усилия воспринимаются уточными нитями, более ориентиро­ванными в направлениях растяжения. При сложных деформа­циях со значениями, приближающимися к разрывным, но не разрушающими трикотаж, уточные нити изменяют свое поло­жение в трикотаже относительно нитей грунта, причем эти из­менения носят необратимый характер и не восстанавливаются при релаксационных процессах в трикотаже.. Это явление вы­зывает понижение показателей формоустойчивости уточного трикотажа.

К малорастягивающимся полотнам относятся, например, цепочка-уток, цепочка-сукно, трико-уток. В полотне цепочка- уток столбики цепочек соединяются в полотно дополнительной уточной нитью (рис. 2.7, 13). Цепочка-уток обладает понижен­ной прочностью по ширине и легко распускается. Значительная распускаемость трикотажа цепочка-уток в известной мере устра­няется в полотнах цепочка-трико, цепочка-сукно и цепочка- шарме. При этом более устойчивыми к распусканию являются полотна с большими, чем у трико, протяжками. Наибольшее распространение из этой группы имеет полотно цепочка-сукно. Цепочка-сукно характеризуется малой распускаемостыо, а по растяжимости приближается к тканям. Недостатком этого по­лотна является пониженная прочность по ширине. Полотно три­ко-уток получается при ввязывании уточных нитей в трико и характеризуется малой растяжимостью, пониженной распускае­мостыо и более высокой прочностью по ширине.

Полотна с такими переплетениями применяются для изго­товления женских костюмов, платьев, мужских сорочек, хала­тов и других верхних изделий.

Филейные переплетения (рис. 2.7, 14) вырабатываются на базе основовязаных переплетений, в которых отсутствует связь между некоторыми соседними петельными столбиками, вслед­ствие чего на полотне образуются отверстия, создающие разно­образные рисунки, подобные ажурным.

Применяются такие полотна для изготовления летних бель­евых изделий (сеток), легкой верхней одежды, летних перча­ток, головных платков.

Трико-трико — переплетение, в котором два трико наложе­ны друг на друга таким образом, что их протяжки направлены в разные стороны. Обладает легкостью, застилистостью, малой закручиваемостью и растяжимостью.

Используя переплетения атлас-атлас или трико атлас, получают полотна с креповым эффектом поверхности «под ши­фон», «под креп-жоржет».

Трико-сукно — комбинированное одинарное переплетение, в котором трико заключено между остовами петель и протяжка­ми сукна (рис. 2.7, 15). Имеет подвижную структуру, закручи­вается с краев, хорошо драпируется.

Трико-шарме — одинарное переплетение, в котором на ли­цевой стороне переплетение трико, на изнаночной — шарме. Удлиненные протяжки шарме на изнаночной стороне полотна легко поддаются ворсованию, поэтому полотна применяются для изготовления изделий с начесом. Структура переплетения более подвижная, чем в трико-сукно.

Применяются такие полотна для изготовления бельевых из­делий и верхней одежды, шарфов и отделочных беек.

Многослойные трикотажные полотна, разработанные в пос­леднее десятилетие, вырабатываются на двухфонтурных ра- шель-машинах. В зависимости от вида продукции и требований к ней на машине используется от двух до семи ушковых гребе­нок. На обеих игольницах происходит поочередное формирова­ние лицевой и изнаночной сторон полотна, в средние гребенки заправлены соединительные нити. Разводка между игольница­ми определяет толщину многослойного трикотажа (от 1,5 до 200 мм).

Применяются такие полотна для производства бельевых и верхних изделий, а также для изделий технического назначения.

2.3. Отделка трикотажа

Снятые с трикотажных машин полотна, а также готовые из­делия, отдельные детали и купоны подвергают отделке, для то­го чтобы выявить специфические свойства трикотажа, умень­шить его недостатки, но основное назначение отделки — улуч­шение качества изделий.

Перед отделочными операциями полотно при необходимости подвергают штопке. Последовательность и виды применяемых отделочных операций обусловлены волокнистым составом пря- яш и нитей, видом сырья (суровые, окрашенные в массе, из ок­рашенной пряжи и т.д.), видом изделий, назначением и спосо­бом их производства (кроеные, из деталей, связанных на плос­ковязальных машинах, купоны), структурой полотен.

Различают отделку, выполняемую преимущественно меха­ническими способами, т.е. достигаемую физическими воздей­ствиями (каландрированием, ворсованием, тиснением и др.), и химическими способами, т.е. достигаемую воздействием хими­ческих препаратов и процессов, изменяющих структуру воло­кон (белением, мерсеризацией, крашением, печатанием и др.).

Процесс отделки можно разделить на четыре основных ста­дии: подготовка, крашение, печатание, заключительная отделка.

В процессе подготовки трикотажные изделия подвергают­ся ряду технологических операций (замачиванию, промывке, предфиксации (запариванию), отвариванию, белению, отжиму, высушиванию, термостабилизации), в процессе которых они приобретают способность смачиваться вследствие удаления за- масливателей и сопутствующих веществ, им придается белиз­на. Изделия, связанные из окрашенных в массе нитей, пряжи или волокон, подвергают отвариванию. В этом случае операция называется промыв к а-релаксация и служит повышению фор­моустойчивости изделий, улучшает внешний вид, а при после­дующем крашении способствует равномерному окрашиванию. В процессе термостабилизации повышается стабильность и формоустойчивость изделий.

При крашении изделия приобретают цвет. Трикотажные изделия могут иметь однотонную окраску (т.е. быть гладкокра­шеными) или узорчатую расцветку. Однотонная окраска полу­чается при крашении и белении, а также при вязании из пред­варительно окрашенных в один цвет нитей (пряжи) или воло­кон. Узорчатую расцветку можно получить при вязании изде­лий из нитей или пряжи, изготовленных из окрашенных воло­кон разного цвета, при вязании из нитей или пряжи, окрашен­ных в разные цвета (т.е. быть пестровязаными), и, наконец, ме­тодом печатания.

При печатании на изделия наносится рисунок. Для печата­ния штучных изделий применяют в основном два способа: пря­мую печать с помощью сетчатых шаблонов (фотофильмпечать) и переводную печать («сублистатик»).

При заключительной отделке изделия обрабатывают раз­личными веществами, которые придают волокнистому материа­лу те или иные свойства (аппретирование — для снижения спо­собности изделий к электризации, распусканию петель, образо­ванию затяжек, пиллинга, для придания улучшенного грифа, безусадочности, повышения износостойкости, улучшения фор­мирования), подвергают ворсованию, стрижке, фильцеванию (укладке ворса в одном направлении), ратинированию (завивке ворса с образованием на поверхности узелков, шариков, завит­ков и др.), валке, ширению, декатировке, влажно-тепловой обра­ботке, а также стабилизации (тепловой обработке с помощью го­рячих воздуха, пара или воды при небольшом натяжении или в свободном состоянии изделий из термопластичных синтетичес­ких или триацетатных волокон), формованию (запариванию или увлажнению с последующей сушкой натянутого на форму гото­вого регулярного изделия). Для улучшения внешнего вида ис­пользуются различные вышивки, аппликации, пришивка элас­тичной ленты, различных украшений, украшение бейками, фес­тонами, ракушечная строчка и др.

Отделочные процессы в трикотажном производстве анало­гичны отделке тканей. Однако специфические свойства трико­тажа, являющиеся следствием его петельной структуры (повы­шенная растяжимость, распускаемость и др.), обусловливают и особенности отделочных процессов. Отделочные операции обычно проводят при минимальных натяжениях трикотажа.

Виды отделок трикотажных изделий можно классифициро­вать по характеру воздействия (рис. 2.8).

Рис. 2.8. Классификация отделок по характеру воздействия

 

К отделкам комплексного воздействия можно отнести ап­претирование, влажно-тепловую обработку, стабилизацию, фор­мование и др.

Некоторые трикотажные полотна подвергают специальным видам отделки, например под замшу, тиснению, плиссирова­


нию (полотна из синтетических волокон), дублированию, водо- и маслоотталкивающей, придающей устойчивость к загрязне­нию, действию микроорганизмов, огнестойкой и др. Отделка под замшу основана на свойстве сильного усаживания поливи­нилхлоридных волокон при крашении — полотно становится очень плотным, прочным, малорастяжимым. Полотно обраба­тывают на горячих каландрах (135—140 °С), в результате чего частично оплавляются ПВХ-волокна на поверхности полотна. Оплавленная поверхность разворсовывается шлифовальными валами и приобретает вид замши. Для сохранения красивого бархатистого поверхностного слоя при эксплуатации такие из­делия следует подвергать химическим чисткам, а не стирать.

Влажно-тепловой обработке (ВТО) подвергают готовые из­делия для придания им формы, улучшения внешнего вида (мяг­кости, пышности), закрепления петельной структуры, устране­ния складок, заминов. Процесс ВТО состоит из трех стадий: ув­лажнения, высушивания, придания деталям или изделию необ­ходимых формы, размера и формования (закрепления получен­ной формы). ВТО должна проводиться с минимальным давлени­ем на полотно с использованием утюгов, прессов, каландров. Ес­ли трикотаж выработан из объемной пряжи или с ворсом, он пропаривается и высушивается без прессования на специальных паровоздушных манекенах, в запарных камерах и т.д.

Формировка чулочно-носочных и регулярных изделий при­дает и закрепляет нужную форму и размер, устраняет складки и замины.

После завершения отделочных операций полотна сортиру­ют, подбирают по артикулам, цветам, ширине и направляют в швейные цеха.

3. СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ТРИКОТАЖА

3.1. Структура трикотажа

К основным характеристикам структуры трикотажа относят­ся: структура, линейная плотность (толщина), крутка нитей, длина нити в петле, модуль, форма и размер петли, пористость (показатели заполнения), плотность, толщина и ширина трико­тажа, поверхностная плотность (масса 1 м2), вид переплетения, структура поверхности.

Структура нитей зависит от волокнистого состава, спосо­ба производства (прядения), толщины, крутки. Эти факторы в значительной степени обусловливают как внешний вид, так и потребительские свойства трикотажных полотен. Так, для по­лучения теплозащитных, мягких полотен для верхних трико» тажных изделий используют чистошерстяную или смешанную аппаратную пряжу значительной толщины и небольшой крут­ки, или текстурированную пряжу, или нити из химических во­локон. Для производства полотен бельевых или для верхних легких изделий предпочтительны тонкие и гладкие нити или пряжа из химических и натуральных волокон. Тонкие нарядные женские чулки вяжут из полиамидных нитей (комплексных, мононитей), иногда в сочетании с профилированными нитями.

Бельевые полотна вырабатывают преимущественно из хлоп­чатобумажной, хлопколавсановой, хлопкополинозной, хлопко­вискозной пряжи, а также из вискозных, ацетатных и полиа­мидных комплексных нитей. Некоторое количество полотей вырабатывают из полушерстяной и чистошерстяной пряжи. Полотна для верхнего трикотажа изготовляют из всех видов сырья; чулочно-носочные изделия — в основном из полиамид­ных нитей, хлопчатобумажной и полушерстяной пряжи, про­филированных нитей. В последнем случае изделия приобрета­ют мерцающий, искристый эффект.

В зависимости от назначения полотен подбирают нити раз­ной структуры: пряжу различных способов прядения и степени крутки, комплексные нити из химического сырья однониточ­ные и крученые, нити фасонных круток, текстурированные ни­ти, причем в разных сочетаниях — пряжа, скрученная или тро­щеная с пряжей, комплексными нитями, текстурированные нити — с пряжей и т.д.

Тонкие и гладкие нити из химического сырья применяют для полотен с повышенной гладкостью поверхности (лицевой и изнаночной), которые должны легко скользить по поверхности кожи и верхней одежды. Это бельевые, блузочные и сорочечные полотна. Блестящая поверхность нитей подчеркивает эффект блестящих и матовых полос, оттенков. Из нитей повышенной объемности — текстурированных — получают полотна с рель­ефной поверхностью, повышенной толщины при небольшой мас­се 1 м2. Толстую, рыхлую аппаратную пряжу используют для начеса в полотнах для теплого белья или спортивной одежды.

Крутка пряжи и нитей оказывает влияние на свойства по­лотен: при повышении крутки увеличивается жесткость трико­тажа, неравномерность его петельной структуры, закручивае- мость краев.

Полотна из пряжи и нитей с малой круткой мягкие, менее напряженные; края полотен неуравновешенных переплетений меньше закручиваются, но в процессе эксплуатации поверх­ность полотен из таких нитей легче заворсовывается, снижает­ся стойкость к образованию пиллинга.

Пряжа и нити повышенной крутки придают полотну жест­кость; петельная структура такого трикотажа неровная вслед­ствие повышенной напряженности нити при изгибе в петли, увеличивается закручиваемость краев полотна, однако его по­верхность менее рыхлая, более устойчивая к образованию пил­линга, более износостойкая.

Для улучшения гигиенических свойств, повышения элас­тичности, драпируемости верхних трикотажных и спортивных изделий используют армированные нити, в которых комплекс­ные капроновые или лавсановые нити обвиты покровными ни­тями (искусственными, льняными, хлопчатобумажными).

В трикотажном производстве для улучшения внешнего вида изделий применяют разрезные нити типа алюнит, метанит, лластилекс. Упругость некоторых частей чулочно-носочных и перчаточных изделий увеличивают с помощью резиновых и по­лиуретановых нитей (спандекса).

Форма и размер петли. Форма петли зависит от размеров петельного шага А и высоты петельного ряда В и характеризу­ется коэффициентом соотношения плотностей С = В /А. Он ха­рактеризует геометрическую форму петли трикотажа. При С = 1 петля имеет форму квадрата, при С > 1 петли вытянуты вдоль петельного столбика, при С < 1 — вдоль петельного ряда.

Петли могут быть открытыми и закрытыми: в открытых петлях протяжки, соединяющие соседние петли, не пересека­ются друг с другом; в закрытых — пересекаются. Открытые петли придают полотну хорошую растяжимость и эластич­ность, закрытые — большую формоустойчивость, так как пере­сечения нитей ограничивают их подвижность и растяжимость. Полотна, связанные открытыми петлями, распускаются легче, чем полотна из закрытых петель.

Форма петель разнообразна: округлая, широкая, заужен­ная, удлиненная (рис. 3.1). По высоте различают петли нор­мальной величины, уменьшенные и увеличенные. Чем меньше петля, тем больше кривизна нити, образующей палочки осто­ва петли, и тем больше рассеивание световых лучей. Чем выше петля и больше распрямлена нить, тем светлее кажется полот­но в результате направленного отражения света. Сочетанием в полотне петель разной высоты получают различное строение лицевой и изнаночной сторон, рельефные и оттеночные эф­фекты.


Рис. 3.1. Петли кулирного трикотажа:

1 — открытая нормальная; 2 — закрытая; 3 — вытянутая; 4 — сжатая

Длина нити в петле (7П) равна длине нити в остове и про- тяжке в миллиметрах. Этот параметр определяется опытным или расчетным путем по формулам исходя из геометрической модели структуры трикотажа. От длины нити в петле зависят плотность, растяжимость, эластичность, пористость и другие свойства. С увеличением длины нити в петле возрастают растя- жимость и пористость, рыхлость, воздухо- и паропроницае- мость, усадка трикотажа, уменьшаются упругость и плотность трикотажа, разрывная нагрузка по длине и ширине, устойчи­вость полотна к истиранию.

Модуль петли (тП) также характеризует степень заполнен ния полотна, определяется как отношение длины нити в петле к диаметру нити (rfK): ти ~ 1п / <2Н. При одной и той же плотности частота трикотажа может изменяться в зависимости от толщи­ны нити. Поэтому при одинаковых плотностях более плотным следует считать трикотаж с наименьшим модулем петли.

Уменьшение модуля петли может быть достигнуто увеличе­нием толщины нити или уменьшением длины нити в петле. Следовательно, чем меньше линейный модуль, тем частота три­котажа будет выше.

Пористость зависит от вида волокон, толщины и крутки пряжи и нитей, вида переплетения, плотности, характера от­делки. По сравнению с тканями трикотаж характеризуется большей пористостью, что объясняется его петельным строени­ем. Наибольшей пористостью характеризуются изделия из шерстяной пряжи фанговых переплетений, а также из начес­ных полотен, С повышением пористости возрастают намокае­мость и пылеемкость полотен.

Плотность трикотажа определяется числом петель на ус­ловной длине, равной 100 мм. Определяется она обычно в двух направлениях: по петельным рядам и по петельным столбикам (соответственно плотность по горизонтали — ПТ и по вертика­ли — Пв). Отклонения по числу петельных столбиков и петель­ных рядов должны обеспечивать допускаемые отклонения по поверхностной плотности (массе 1 м2). Зная плотность трикота­жа в этих направлениях, можно определить параметры, харак­теризующие форму петли: петельный шаг А и высоту петель­ного ряда В (в миллиметрах) соответственно по формулам:

Л = 100 / ПГ; В = 100 / Пв.

Если плотность по горизонтали и вертикали одинакова, то трикотаж называется равноплотным, если неодинакова — не­равноплотным. Плотность трикотажа зависит от толщины ни­тей, класса трикотажной машины: с увеличением толщины и снижением класса машины плотность уменьшается, а с умень­шением толщины и повышением класса машины — возрастает. Плотность трикотажа влияет на такие важные его свойства, как толщина, масса 1 м2, прочность и удлинение, а также по­ристость и заполнение.

С повышением плотности увеличиваются теплозащитные свойства трикотажа, прочность, толщина, масса, уменьшаются сминаемость, растяжимость, распускаемость и пористость. Прак­тическое значение показателей величины петельного шага А и высоты петельного ряда Б состоит в том, что, изменяя их, мож­но регулирововать величину усадки трикотажных полотен. Чем выше класс машины, тем плотнее трикотаж по горизонта­ли. Плотность по вертикали зависит от глубины кулирования, т.е. она не находится в прямой зависимости от класса машины, но с его повышением также повышается.

Толщина трикотажа зависит от толщины нити, вида пере­плетения» плотности вязания, отделки. Толстый трикотаж по­лучают из рыхлой, пушистой и толстой пряжи на машинах низ­ких классов, а тонкий — из гладких нитей и пряжи на маши­нах высоких классов. После ворсования толщина трикотажа увеличивается, а после каландрирования — уменьшается. Тол­щина изделий в значительной мере влияет на их теплозащит­ные свойства, проницаемость, драпируемость. От толщины по­лотна зависит ширина и конструкция швов, число полотен в на­стиле при раскрое, расход швейных ниток и их свойства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.