Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная игрушка, ее худ. и пед. достоинства




Целесообразно выделить в отдельную группу Народную игрушку: русскую и белорусскую. Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

Особенностью этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие худ. традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.

В белор. нар. игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками др. народов, так и особенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобраз. ср-в. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует актив. работу мысли, подталкивает к самостоят. доработке, собственному прочтению игрушечного образа.

Нар. игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются 1 или 2 важные детали, напр., видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с мл. возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

Белор. нар. игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании. Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. Наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в нар. быту имела деревянная игрушка - обычно с имитацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в с/х обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.

Подходя к нар. игрушке с пед. точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В нар. игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда в психике и мироощущении тех и других была естеств. близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиц. для изобраз. нар. искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают орган. связь игрушки с нар. искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все пед. качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в нар. игрушки и дальше, с возникновением и развитием кустарного промысла.

В нар. игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через нар. игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой нар. любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Нар. игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Нар. игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую худ. культуру нар. творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Никакой др. вид нар. творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национ. черт эстет. чувства, как нар. игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.