Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Институциональные изменения в сфере предпринимательства и конкуренции




Особое значение для внутриэкономического развития после вступления России в ВТО будут иметь институциональные изменения, влияющие на предпринимательскую среду. Современная система предпринимательства может претерпеть существенные, хотя и не быстрые, сдвиги, причем как позитивного, так и негативного характера. Неблагоприятные последствия, которые вероятны прежде всего как результат столкновения либерализационных тенденций и противодействующих факторов, можно минимизировать или устранить, проводя последовательную и комплексную политику институционального оформления новых условий предпринимательства. Требуется не простое содействие приспособлению существующих хозяйственных форм и структур к новым условиям большей открытости экономики или реакция на возникающие проблемы, а активная целенаправленная государственная политика, проведение упреждающих институциональных преобразований.

Институциональные реформы будут одновременно носить как приспосабливающий характер (чтобы соответствовать требованиям ВТО), так и трансформирующий характер (чтобы обеспечивать формирование рыночных институтов в российской экономике и содействовать эффективным структурным сдвигам).

При этом следует создать достаточные институциональные стимулы для властных структур разного уровня осуществлять подобные мероприятия. Отдельные отрасли и регионы должны видеть в изменении институциональных условий не только проблемы, но и новые возможности.

Вместе с тем в этой деятельности следует отдавать предпочтение комплексности, взаимосвязанности мер перед скоростью их реализации. Вступление в ВТО не означает моментального изменения институциональных условий хозяйствования, эффект от растущей открытости будет проявляться постепенно, однако откладывать преобразования до проявления очевидных проблем нельзя.

В значительной степени институциональные преобразования должны быть направлены на изменение предпринимательской структуры в направлении существенного увеличения доли малых и средних предприятий. Увеличение их количества важно не только для здоровой экономической структуры, но и может сыграть позитивную роль в условиях большей открытости экономики в качестве как поставщика услуг, так и необходимого «субподрядного» пространства для крупных западных фирм, присутствие которых на российском рынке будет расширяться.

В случае успешного проведения преобразований, необходимых для создания благоприятных предпринимательских условий, число малых и средних предприятий в течение десятилетия может возрасти с нынешних 800–900 тысяч до 3, а возможно, и 6–7 млн. Данные изменения, в частности, будут способствовать постепенному преодолению энергосырьевой специализации российской экономики и более рациональному включению России в мирохозяйственные процессы (например, на основе производственной кооперации с зарубежными фирмами).

Развитие малого бизнеса во многом сдерживается не только административными барьерами и высокими издержками учреждения фирмы, но и недоступностью для этого сектора финансовых ресурсов. Поэтому банковская реформа должна быть направлена на создание возможностей доступа к кредитным ресурсам для этих предприятий. Большее открытие банковского рынка для иностранных участников после вступления России в ВТО следовало бы увязать с формированием благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпринимательства. В частности, необходимо создавать сеть гарантийных, страховых, паевых, инвестиционных, венчурных фондов, а также кредитовать экспортные операции средних предприятий. Расширение свободного доступа к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса (в том числе с помощью зарубежных банков и финансовых фондов) будет способствовать упразднению необходимости для этих предприятий иметь особую поддержку («крышу») со стороны административных (и/или криминальных) структур.

Особенно важным и перспективным направлением в российских условиях может стать институциональное оформление системы венчурного бизнеса. Уже сегодня в России на малых предприятиях, действующих в секторе высоких технологий, занято, по оценкам, около 7 млн человек, но отсутствие венчурного финансирования приводит к тому, что до 80% малых высокотехнологичных фирм не выходят на рынок с готовым продуктом. Поэтому необходимо создать максимально привлекательные условия для развития венчурных фирм и фондов – как российских, так и зарубежных, используя для этого и фактор большей открытости, и большую транспарентность хозяйственных условий после вступления России в ВТО. В частности, необходимо обеспечить снижение сроков окупаемости венчурных вложений (в России они составляют 10–15 лет против 3–5 лет на Западе).

Ряд институциональных преобразований следует осуществить и в сфере поддержки экспортной деятельности российских предприятий. Необходимо более активно формировать институциональную структуру государственного содействия российскому экспорту, прежде всего экспорту товаров высокой степени обработки, высоко- и среднетехнологичной продукции гражданского назначения, а также создать особые механизмы стимулирующих экспортную активность малого и среднего бизнеса (последний после вступления России в ВТО сможет наращивать экспорт продукции среднего технологического уровня). Эти усилия целесообразно координировать с рассмотренными в п. 2 мерами регулирования прямых иностранных инвестиций, с тем чтобы их привлечение не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортозамещения, но и увеличивало экспортный потенциал страны.

Политика содействия экспорту предполагает основательную перестройку учебно-информационной, консультативной, организационной работы МЭРТ, других внешнеторговых структур при активном участи Торгово-промышленной палаты и предпринимательских объединений.

Кроме того, по примеру США и ЕС, следовало бы проводить постоянный мониторинг не только отдельных дискриминационных мер со стороны наших основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран, публикуя регулярные отчеты по результатам таких мониторингов. Очевидно, этим могла бы заниматься специальная группа МЭРТ с привлечением зарубежных торговых представителей и – главное – с учетом информации от российских экспортеров. Точное знание реалий внешнеторговой политики наших партнеров будет способствовать более эффективным мерам по защите российских внешнеэкономических интересов.

 


 

Приложение 1: Средневзвешенные величины ставок действующего импортного тарифа, начального и конечного уровней связывания

Код ТН ВЭД Наименование товарной группы Дейст. тариф январь 2001, % Нач. Уровень связывания ставки пошлины, % Конечный уровень связ. ставки пошлины, %
         
  ЖИВЫЕ ЖИВОТНЫЕ 3,62 12,56 3,62
  МЯСО И СУБПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ 19,39 67,49 57,77
  РЫБА И РАКООБРАЗНЫЕ, МОЛЛЮСКИ И ДРУГИЕ ВОДНЫЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ 10,01 19,47 10,03
  МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ,ЯЙЦА;МЕД НАТУРАЛЬНЫЙ 15,00 42,46 32,20
  ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОЧИЕ 8,71 13,68 8,55
  ДЕРЕВЬЯ ЖИВЫЕ И ДР.РАСТЕНИЯ;КЛУБНИ, КОРНИ И ДР.ЧАСТИ РАСТЕНИЙ 13,88 20,06 9,34
  ОВОЩИ,КОРНЕПЛОДЫ И КЛУБНЕПЛОДЫ ПИЩЕВЫЕ 13,66 30,90 16,27
  СЪЕДОБНЫЕ ПЛОДЫ И ОРЕХИ;ЦИТРУСОВЫЕ;БАХЧЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ 6,64 17,70 6,31
  КОФЕ, ЧАЙ, МАТЕ И ПРЯНОСТИ 9,92 17,38 12,67
  ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ 5,00 33,34 21,47
  ПРОДУКЦИЯ МУКОМОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА 10,00 21,82 13,78
  МАСЛИЧНЫЕ СЕМЕНА И ПЛОДЫ;ТЕХНИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ 5,00 9,77 5,04
  ЛАКИ, СМОЛЫ И ПРОЧИЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ЭКСТРАКТЫ 5,00 10,75 5,04
  МАТЕРИАЛЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ 15,00 16,72 12,57
  ЖИРЫ И МАСЛА 11,81 21,71 14,04
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЯСА,РЫБЫ ИЛИ РАКООБРАЗНЫХ,МОЛЛЮСКОВ 18,28 53,20 40,16
  САХАР И КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ САХАРА 29,01 49,50 39,37
  КАКАО И ПРОДУКТЫ ИЗ НЕГО 6,24 13,82 6,34
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ,МУКИ,КРАХМАЛА И МОЛОКА,КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ 11,83 24,03 17,36
  ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛОДОВ,ОВОЩЕЙ,ОРЕХОВ 14,39 27,05 15,95
  СМЕШАННЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ 12,99 20,43 12,62
  НАПИТКИ АЛКОГОЛЬНЫЕ И БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЕ, УКСУС 18,88 56,28 41,34
  ОСТАТКИ И ОТХОДЫ ПИЩЕВКУСОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,ГОТОВЫЕ КОРМА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ 6,53 14,19 6,35
  ТАБАК И ЕГО ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗАМЕНИТЕЛИ 11,73 20,36 11,49
  СОЛЬ;СЕРА;ЗЕМЛИ И КАМЕНЬ;ШТУКАТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,ИЗВЕСТЬ И ЦЕМЕНТ 6,92 12,88 6,92
  РУДЫ,ШЛАКИ И ЗОЛА 5,00 5,87 5,00
  ТОПЛИВО МИНЕРАЛЬНОЕ,НЕФТЬ И ПРОДУКТЫ ЕЕ ПЕРЕГОНКИ 5,00 13,91 5,00
  ПРОДУКТЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 5,02 5,53 4,62
  ОРГАНИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ 5,25 7,39 6,32
  ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ 9,85 11,21 6,49
  УДОБРЕНИЯ 10,00 9,81 6,50
  ЭКСТРАКТЫ ДУБИЛЬНЫЕ И КРАСИЛЬНЫЕ,КРАСКИ,ЛАКИ, 5,65 8,48 5,66
  ЭФИРНЫЕ МАСЛА И ЭССЕНЦИИ;ПАРФЮМЕРНЫЕ,КОСМЕТИЧЕСКИЕ И ТУАЛЕТНЫЕ СРЕДСТВА 12,19 13,67 8,73
  МЫЛО,МОЮЩИЕ И СМАЗЫВАЮЩИЕ СРЕДСТВА 12,40 16,17 9,67
  БЕЛКОВЫЕ ВЕЩЕСТВА,КЛЕИ,ФЕРМЕНТЫ 5,00 7,50 5,60
  ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА;ПИРОТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ;СПИЧКИ 20,00 20,07 13,37
  ФОТО- И КИНОТОВАРЫ 9,70 13,73 6,94
  ПРОЧИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ 5,83 7,20 5,41
  ПЛАСТМАССЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 11,54 12,82 7,60
  КАУЧУК И РЕЗИНОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ 9,10 14,87 9,01
  КОЖЕВЕННОЕ СЫРЬЕ (КРОМЕ МЕХА) И КОЖА 5,00 7,10 5,00
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОЖИ 19,88 28,05 17,56
  ПУШНИНА, МЕХОВОЕ СЫРЬЕ, ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 12,58 17,96 10,68
  ДРЕВЕСИНА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ;ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ 16,32 18,41 13,62
  ПРОБКА И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ 5,00 6,17 5,00
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛОМЫ,АЛЬФЫ И ПРОЧИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЛЕТЕНИЯ 20,00 20,00 10,00
  БУМАЖНАЯ МАССА 15,00 14,93 12,86
  БУМАГА И КАРТОН 9,49 17,49 9,23
  КНИГИ,ГАЗЕТЫ,РЕПРОДУКЦИИ И ДРУГИЕ ИЗДЕЛИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 3,50 6,81 1,99
  ШЕЛК 5,00 9,94 5,00
  ШЕРСТЬ,ТОНКИЙ И ГРУБЫЙ ВОЛОС ЖИВОТНЫХ; ПРЯЖА И ТКАНЬ 14,75 21,85 13,42
  ХЛОПОК 7,85 14,94 7,52
  РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА,БУМАЖНАЯ ПРЯЖА И ТКАНИ ИЗ НЕЕ 12,10 15,94 10,80
  ХИМИЧЕСКИЕ НИТИ 10,56 15,40 9,23
  ХИМИЧЕСКИЕ ШТАПЕЛЬНЫЕ ВОЛОКНА 7,84 12,02 6,97
  ВАТА, ВОЙЛОК И НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 6,17 10,93 5,90
  КОВРЫ И ПРОЧИЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ НАПОЛЬНЫЕ ПОКРЫТИЯ 20,00 35,00 26,41
  СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТКАНИ;КРУЖЕВА,ГОБЕЛЕНЫ, ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ,ВЫШИВКИ 20,00 23,76 18,59
  ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОПИТАННЫЕ, С ПОКРЫТИЕМ,ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 5,16 8,59 5,16
  ТРИКОТАЖНОЕ ПОЛОТНО МАШИННОЙ И РУЧНОЙ ВЯЗКИ 10,00 17,09 9,99
  ОДЕЖДА И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОДЕЖДЫ ТРИКОТАЖНЫЕ 18,86 25,83 20,51
  ОДЕЖДА И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОДЕЖДЫ ТЕКСТИЛЬНЫЕ 19,60 30,25 23,17
  ПРОЧИЕ ГОТОВЫЕ ТЕКСТИЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ,НОШЕНЯЕ ОДЕЖДА 14,90 21,00 15,50
  ОБУВЬ 13,86 27,90 20,59
  ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ И ИХ ЧАСТИ 20,00 25,07 18,20
  ЗОНТЫ,ТРОСТИ,ТРОСТИ-СИДЕНИЯ,ХЛЫСТЫ,КНУТЫ И ИХ ЧАСТИ 20,00 25,00 18,00
  ОБРАБОТАННОЕ ПЕРО И ПУХ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ,ИСКУССТВЕННЫЕ ЦВЕТЫ 20,00 25,00 19,87
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ,ГИПСА,ЦЕМЕНТА,АСБЕСТА,СЛЮДЫ 13,57 18,10 12,90
  КЕРАМИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ 19,63 23,03 17,75
  СТЕКЛО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 13,96 19,79 13,04
  ЖЕМЧУГ,ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ,МЕТАЛЛЫ 20,00 25,00 20,00
  ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ 5,00 10,22 6,06
  ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ 11,98 22,07 12,32
  МЕДЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕЕ 5,00 10,00 5,00
  НИКЕЛЬ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 5,75 6,77 5,93
  АЛЮМИНИЙ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 17,76 24,73 19,00
  СВИНЕЦ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 5,00 5,80 5,00
  ЦИНК И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 5,00 10,00 5,00
  ОЛОВО И ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕГО 5,00 10,00 5,00
  ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ ПРОЧИЕ;МЕТАЛЛОКЕРАМИКА;ИЗДЕЛИЯ ИЗ НИХ 12,30 17,68 12,16
  ИНСТРУМЕНТ,НОЖЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ 8,40 15,83 8,59
  ПРОЧИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ НЕБЛАГОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ 19,31 24,31 19,22
  ПРОМЫШЛЕННОЕ И БЫТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 7,49 13,53 6,51
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ,ИХ ЧАСТИ; АУДИО-ВИДЕО-ТЕЛЕАППАРАТУРА 9,66 12,76 6,48
  ЛОКОМОТИВЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ,ТРАМВАИ 9,07 17,93 10,78
  СРЕДСТВА НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА 15,26 21,29 17,21
  ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ 19,92 23,01 19,97
  СУДА,ЛОДКИ И ДРУГИЕ ПЛАВУЧИЕ СРЕДСТВА 6,46 18,39 8,33
  ПРИБОРЫ И АППАРАТЫ ОПТИЧЕСКИЕ,ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ,ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ,КОНТРОЛЬНЫЕ 7,58 13,11 5,64
  ЧАСЫ И ИХ ЧАСТИ 19,72 26,68 21,47
  ИНСТРУМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ 6,78 15,59 6,02
  ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ 20,00 25,00 20,00
  РАЗНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТОВАРЫ (МЕБЕЛЬ,ПОСТЕЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ,СВЕТИЛЬНИКИ,СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ) 18,89 20,45 17,70
  ИГРУШКИ,ИГРЫ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ 15,21 18,71 12,32
  РАЗНЫЕ ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ (ЩЕТКИ, КИСТИ, МОЛНИИ, АВТОРУЧКИ, КАРАНДАШИ, ЗАЖИГАЛКИ, ПУЛЬВЕРИЗАТОРЫ, ТЕРМОСЫ). 19,39 20,38 17,56
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА,ПРЕДМЕТЫ КОЛЛЕКЦИОНИРОВAHИЯ И AHTИKBAPИAT 0,00 10,00 0,00

 

Приложение 2: Макроэкономический инструментарий динамического сценарного анализа – модель RIM




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.