Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический комментарий




Первый день

Календарное распределение заданий практики

Знакомство студентов с дошкольным образовательным учреждением. Беседа с заведующей, заместителем заведующей (старшим воспитателем). Изучение условий, созданных для детей раннего возраста.

Распределение студентов по группам для ежедневной работы в качестве воспитателя (по 2 человека), наблюдение за работой персонала группы, за деятельностью детей.

Характеристика развития детей второго года жизни

Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: малыш начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. Освоение ходьбы дает возможность для непосредственного общения с окружающим миром, что прежде всего способствует быстрому сенсорному развитию, формированию наглядно-действенного мышления малыша. В этом возрасте формируется вторая сигнальная система, начинают развиваться основные ее функции (обобщения и отвлеченного мышления). Ребенок много двигается, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. Для его поведения характерна неустойчивость, однако в его поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы. Формируются элементы самосознания, первые признаки самостоятельности в поведении и действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, которые являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия.

Во втором полугодии второго года жизни формируется очень важная способность ребенка – умение подражать словам, фразам, которые произносит взрослый. Словарь ребенка к полутора годам достигает 30 слов, а к 2 годам – 300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном пользовании речью. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения, а общение со взрослым, в свою очередь, является первостепенным условием развития познавательного интереса к окружающему миру. Если взрослые правильно организуют эмоционально-личностное общение с ребенком, удовлетворяя его потребность в любви и ласке, если они обеспечивают все ведущие линии развития, организуя совместные игры и практические действия с предметами, то на втором году жизни у малыша формируется новая, более высокая форма общения со взрослым – сотрудничество, в ходе которого дети овладевают культурными образцами действий с предметами. Эта линия развития, как утверждают психологи, становится одной из основных на протяжении последующих двух лет жизни.

Развитие наглядно-действенного мышления позволяет малышу более тонко воспринимать свойства предметов, познавая их действенным путем, а затем классифицировать встречающиеся объекты в своей предметной и игровой деятельности по цвету, форме, величине и пр. Это период наглядных обобщений, в процессе которого ребенок объединяет предметы не столько по существенным признакам, сколько по бросающемуся в глаза внешнему сходству. Затем, приобретая опыт, он может по слову взрослого обобщать предметы, ориентируясь не только на внешние, но и на более существенные признаки.

Для детей второго года жизни характерна обостренность восприятия. Ничто не проходит мимо их внимания: животные, транспорт, игрушки и т.д. Все это очень важно для малыша, поскольку мозг получает новую информацию, необходимую для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка носит непроизвольный характер, поэтому заставить его быть внимательным невозможно, но заинтересовать можно многим. Именно в этом и состоит педагогическое мастерство. Только заинтересованный ребенок активно осваивает социальный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, постепенно становясь субъектом совместной со взрослым деятельности. Однако представления ребенка о предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Необходимо много раз повторить действия и слова, чтобы сложился какой-то стереотип деятельности, появился первый практический опыт. В этот период жизни ребенок познает окружающее, ставя себя в центр всех событий.

Предметно-бытовые действия совершенствуются на протяжении всего второго года жизни и являются исходным материалом для отражения их в игровых действиях с куклой, игрушечной мебелью, посудой, одеждой. Ребенок 1,5 – 2 лет еще не берет на себя роль, он только воспроизводит какой-то сюжет, «кусочек» собственной жизни. Сюжетно – отобразительная игра является необходимым звеном в закреплении знаний об окружающем, в возникновении ролевых игр в ближайшем будущем – на третьем году жизни.В конце второгогода жизни в игре появляются некоторые согласованные действия, все чаще свои действия дети сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой поступок.

На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношении с окружающими, сочувствие к сверстнику. При этом обогащается эмоциональный мир ребенка, он хорошо различает эмоциональные состояния других, а главное – адекватно на них реагирует.

Итак, основные направления в развитии ребенка второго года жизни: понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка; сенсорное развитие; формирование действий с предметами; развитие движений; становление игровой деятельности; появление навыков самостоятельности.

Все то, чему научился ребенок на втором году жизни (общаться с помощью речи, свободно ориентироваться в предметной среде, перемещаться в пространстве и т.п.), создает предпосылки для перехода к качественно новому этапу освоения окружающего на третьем году жизни.

Характеристика развития детей третьего года жизни

Ребенок продолжает интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предыдущим годом. Происходит интенсивное нервно – психическое развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша увеличивается в 3-4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильные выражения.

Уровень мышления отражает его речь: появляются в речи распространенные и сложные предложения. К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих даже без ее наглядного сопровождения, может представить – по аналогии – то, что никогда не видел, возникают первые конкретные представления о предметах и явлениях.

Интенсивно продолжается ознакомление с окружающими предметами. Дети начинают не только свободно ориентироваться среди этих предметов, но и получают более точные представления об их свойствах и взаимосвязях, о расположении предметов в пространстве, их количестве, особенностях движения и динамических свойствах. В процессе различных видов деятельности (бытовая, художественная, игровая и др.) формируется понимание обобщенных названий предметов, т.е. собирательных существительных: одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д. Таким образом ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Конечно, эти представления и понятия пока несовершенны, а поэтому нередки неправильные заключения и выводы по поводу увиденного, но все же это важный показатель развития мыслительной деятельности, осваиваемой ребенком постепенно и с помощью взрослого.

Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка.

Наряду с предметной, ведущим видом деятельности становится сюжетная игра. Дети чаще начинают использовать в игре предметы- заместители. По своему характеру формирующиеся игры более сложные по сравнению с играми детей второго года жизни, поскольку в них прослеживается не только правильное функциональное употребление игрушек и предметов-заместителей, но и объединение отдельных игровых действий общим сюжетом. Появляются элементы ролевой игры, в которой малышпытается изобразить вербально или невербально некоторые особенности изображаемого объекта.

Кроме того, дети этого возраста овладевают новыми видами образовательной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. В них интенсивно развивается воображение ребенка: в очертаниях линий, форм, цветовых пятен ему видятся конкретные образы, персонажи сказок, потешек. Выполнение различных заданий в ходе данных видов изобразительной деятельности развивает и эстетический вкус малыша, приобщая к истокам культуры.

Интересной и важной особенностью детей третьего года жизни является целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств предметов, что способствует своевременному развитию интеллекта, освоению некоторых умственных действий. Однако, в центре внимания детей по-прежнему находятся окружающие их люди, поэтому центральными, стержневыми следует считать знания о человеке, которые формируются в процессе общения с небольшим кругом взрослых, осуществляющих уход за ребенком и его воспитание. Но все богатство эмоциональных проявлений, как и сложное психическое развитие, которого достигает ребенок к 3 годам, возможно лишь при определенных условиях его жизни и воспитания.

Методические рекомендации студентам:

Знакомясь с деятельностью дошкольного учреждения, обратите внимание на:

1) вид дошкольного образовательного учреждения, направления его деятельности, обеспеченность педагогическими кадрами;

2) контингент и возрастной состав детей;

3) оснащение дошкольного учреждения оборудованием и игрушками, их назначением, соответствием возрасту;

4) особенности условий, режима жизни 2-х и 3-х летних детей, организацию их питания.

5) содержание психолого-педагогической работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.