Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрации в тексте 10 страница




Для уроженца Запада в идее, что культура и воспитание могут опираться на такую основу, присутствует нечто весьма необычное, ибо западный человек выбрал противоположный путь в своем культурном развитии. Если жители Востока обратились внутрь, добиваясь овладения внутренней сферой, то западный человек направил свой взор вовне и разработал методику управления внешним миром. Это, соответственно, интровертивный путь и экстравертивный. Каждый из них дал человеку контроль над энергией, отвоеванной у неизвестного в природе, в самой жизни. Однако, в связи с тем, что развитие бьшо однобоким, и экстравертивные народы мало знали об интровертивном пути, а интровертивные — не интересовались экстравертивными достижениями, прогресс человечества в целом имел серьезные недостатки и представители обеих культур оставались незрелыми в том или ином отношении.

В случае западной культуры проделанная над силами природы работа высвободила энергию для эго. Однако эго идентифицировалось с обретенной властью, вызвавшей его инфляцию. Возможно, более правильным будет сказать, что сформировавшемуся эго не удалось полностью отделиться от остального бессознательного, и оно продолжало идентифицироваться с ним. С увеличением контроля над природой возрастала и инфляция.


Источник психической энергии

Внутренне человек ощущал себя творцом жизни или, по крайней мере, ее хозяином. Однако, к сожалению, это поставило это в очень неудобное положение. Ведь если оно было хозяином и ставило себе в заслугу ситуации, когда все шло хорошо, то и в случае неблагоприятного положения вещей оно должно было брать вину на себя. И так как даже сегодня, имея за собой весь опыт прошлых столетий, человек еще ни в коей мере полностью не способен управлять природой, его отягощает чувство вины и неполноценности, являющееся оборотной стороной собственного могущества.

Когда событие внешнего мира делает очевидной недостаточность его сил и понимания для предотвращения катастрофы, современный человек чувствует себя виноватым. Мы нередко слышим как кто-нибудь называет «ужасным» голод или иное несчастье — ведь с нашими техническими знаниями нужно уметь предотвращать такого рода вещи. При этом говорящий возлагает ответственность и вину на кого-то другого, но, тем не менее, предполагает, что человечество в целом должно быть способно управлять силами природы. Чувство вины оказывается еще сильнее, если несчастье обусловлено недостаточным пониманием психологических условий. В современной истории имеется пример, в значительной мере коснувшийся нас всех. Пацифистская позиция демократических государств после первой мировой войны определялась искренним желанием мира и честной игры всех сторон. Тот факт, что она потерпела крах и из бессознательного в мир вырвался разрушительный динамизм, — в немалой степени обязанный своим начальным успехом этой самой позиции пацифизма — глубоко шокировал множество людей, испытывающих вину и озадаченных тем, что в своем стремлении к миру и доброй воле их поколение на деле порождало ненависть и войну.

Это поистине отрезвляющая мысль. Но порок заключается не столько в неспособности создать утопические условия, сколько в бессознательном «божественном всемогуществе», предполагающем способность человечества построить утопию, если только оно захочет. Это предвзятое мнение зависит от инфляции эго за счет сил, берущих начало от источника самой жизни. И эго настраивается на такое всемогущество. В действительности же оно выступает лишь марионеткой в руках этих сил, и высокомерное допущение нереальной власти обуславливает в корне ошибочное отношение к жизни.


М.Э. Хардинг

Человек, переполненный чувством вины за неудачу человечества, страдает и от инфляции, но из-за отрицательной идентификации с безличными силами результат инфляции сугубо негативный. Это бывает у людей, считающих себя самыми плохими, ничтожнейшими из живущих. Подобное душевное состояние парализует все усилия и оправдывает полную инертность. «Зачем мне пытаться сделать это?» — говорит такой индивид. «Я только все испорчу. Кто-нибудь другой, кто угодно может сделать это лучше меня». Негативная инфляция мешает жить. Эго безмятежно занимает позицию отрицания. Оно никогда не берется ни за что сложное, поэтому ничему стоящему не обучается и не развивается, а индивид остается изолированным от жизни.

Отрицательная инфляция приводит к застою. Аналогичным образом и положительная инфляция, заставляющая эго чувствовать себя могущественным, господствующим и «всегда правым», также мешает жизни. Ибо личность, чье эго страдает от вторжения безличных сил, не контактирует с жизнью напрямую. Такой индивид смотрит на жизнь и ее задачи не реалистически, на уровне своих достижений, а подходит к ним с самонадеянностью хозяина. Он бессознательно идентифицирует себя с какой-нибудь известной личностью — Наполеоном, Бетховеном или Христом. Такой образ в специальной терминологии называется архетипом «мана-личности»11. Иногда предположение индивида о своем превосходстве оказывается действенным, окружающие относятся к нему с почтением, которого требует такая установка, и следуют за ним как за лидером. В этом случае он может преуспевать до тех пор, пока будет действовать его идентификация. Но сам будет оставаться недоразвитым как человек, как мужчина, ибо вместо того чтобы жить своей собственной жизнью, он живет жизнью архетипической фигуры, наделенной безличными силами. Пока идентификация длится, он владеет ситуацией; однако фактически его психика одержима, и сам он лишь в незначительной мере определяет свои поступки и мысли. Если инфляция прекратится, он останется опустошенным, разуверившимся в своих силах и беспомощным; если идентификация с сильнодействующим архетипом станет полной, он потеряет свою человечность, то есть рассудок.

Когда же предположение о собственном могуществе совсем не соответствует реальным способностям человека, оно вызывает не одобрение, а насмешку и враждебное отношение. Такая реакция


Источник психической энергии

со стороны окружающих может образумить и помочь скорректировать свою позицию. Но если идентификация с мана-личностью окажется глубокой, ее нельзя будет нейтрализовать сознательным усилием, так как в этом случае сознательное эго окажется заполненным инстинктивной энергией бессознательной роли. Индивид будет одержим идеей, что его неправильно понимают и преследуют. Сознательно он ощущает себя мучеником — идентифицируясь с той фигурой из бессознательного, которая представляет другую сторону мана-личности и уравновешивает ее. Такой человек не воспринимает разумных доводов; все происходящее он рассматривает в свете своей одержимости и оценивает каждую ситуацию с искаженной точки зрения.

Эти примеры показывают, каким образом архетипические силы бессознательного могут вторгнуться в эго и наводнить его даже после существенного развития и обретения сознания. В этом состоит одна из опасностей, постоянно угрожающих психике. Ибо эго — это всего лишь малая часть психики, и для того чтобы вырвать у природы даже незначительную часть ее энергии для своих целей, оно должно усиленно бороться. И как только эго обретает свободу, то тут же подвергается риску оказаться захваченным вновь. Но теперь оно считает, что действующая через него сила является его собственной.

Динамическая энергия живых организмов проистекает от основных инстинктов. Они наделены энергией самой жизни. Когда эго обособляется от остальной части психики, оно очень мало; эго голо и беззащитно перед лицом громадных сил жизни, остающихся недоступными, онб пребывает в полном неведении относительно характера и величины этих сил. То есть эго не осознает их. Или, выражаясь иначе, с позиции эго эти силы находятся в бессознательном. И когда эго пытается овладеть этой энергией, роли могут поменяться местами, и само эго окажется во власти сил бессознательного. Данная ситуация вызывает в памяти старую историю об охотнике и медведе:

«Эй, я медведя поймал!» «Так тащи его сюда»! «Не могу, он не пускает!»

Во времена, когда человек еще ничего не знал о законах природы, он считал, что все незнакомые силы проистекают от жи-


М.Э. Хардинг

вых существ, духов или богов. Он персонифицировал непознанные силы мира, а так как собственная психика также была неизведанной, то и ее силы он проецировал и аналогичным образом персонифицировал. Поэтому ему казалось, что мир населен множеством невидимых демонов, владеющими вселенной и всеми ее сокровищами, за исключением незначительной части, которую человек может себе отвоевать.

Для увеличения своей власти эго необходимо было изъять часть энергии, принадлежащей основным инстинктам. Так оно одолело аутос и подчинило его. Но в действительности аутос, как это и должно быть, полностью не подавлен, ибо информация, предоставляемая им, крайне необходима для здоровья и благополучия не только тела, но и всего организма. Некоторые люди так сильно подавляют эту сторону жизни, что отсутствие сведений, которые может обеспечить только аутос, серьезно затрудняет их жизнь. Некоторые, например, не понимают, что не так, когда они голодны, замерзли или устали. Вместо того, чтобы уделить внимание естественным физиологическим потребностям, они продолжают эксплуатировать переутомленный организм до тех пор, пока он в конце концов не выходит из строя. Многие считают себя выше или лучше других, так как могут не прерывать работу для принятия пищи или отдыха, заявляя, что, не обращая внимания на свои маленькие неудобства и боль, добиваются большего сосредоточения. Для того чтобы эго имело в распоряжении какую-либо психологическую энергию, нужна дисциплина аутоэротического аспекта психики. Но если подавление практикуется ради увеличения власти и престижа эго, а не в пользу самой жизни, оно неизбежно окажется деструктивным.

Ибо когда эго в своей решимости быть хозяином положения отдаляется от инстинктов слишком сильно, оно теряет контакт с внутренним течением жизни. Оно все более и более замыкается в себе, ограничивается собственными ресурсами, которые весьма незначительны, так что с течением времени внутренняя живительная энергия иссякает. Жизнь, протекающая в тесных пределах сознательного эго, становится сухой и бесплодной, подвергаясь опасности смерти. Этот момент ясно иллюстрируют мифы и легенды из многих уголков мира.

Как говорят, Ддама и Еву изгнали из райского сада за то, что они вкусили плод древа жизни. Отведав плод с дерева познания, они обрели способность отличать добро от зла и стали смертны-


Источник психической энергии

ми. То есть, в них родилось сознательное эго и, противопоставив свое волеизъявление воле Бога, олицетворяющего вечный закон природы, они были вынуждены смириться с ограничениями смертного сознания.

Золотое Платье из индусского мифа12 представляет эго. Он обрел контроль над инстинктивными силами благодаря своим упражнениям и аскетическому образу жизни, но использовал его только для собственной выгоды. Вишну же, служивший высшей ценности, а не своим личным интересам, символизирует психический фактор, превосходящий эго.

Борьба между двумя позициями, занимаемыми Золотым Платьем и Вишну, фактически представляет собой конфликт, который должен быть разрешен в душе человека. Этот конфликт возникает в жизни каждого великого лидера. Одним из таких лидеров был Моисей. Нам говорят, что во время своих блужданий сыны Израилевы пришли в пустыню Син и оказались в опасности погибнуть от жажды. Моисей обратился с молитвой к Господу ниспослать им воду:

«И явилась им слава Господня.

И сказал Господь Моисею, говоря:

Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глаза их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его».

Но Моисей был зол на народ и обратился к нему с упреками.

«И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь для вас воду?

И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его»13.

Магический ритуал сработал, люди были спасены; но Моисей заявил, что способен сделать нечто такое, на что его собственных сил, несомненно, недостаточно; он посягнул на могущество, присущее только Господу.

Рассматривая это повествование как легенду, а не реальную историю, необходимо интерпретировать лежащий в его основе символизм. До этого происшествия Моисей был «героем», спасшим израильтян от египетского гнета. В своих предшествующих подвигах, остро осознавая свою человеческую способность ошибаться, он проводил четкую границу между собой и вверенной ему миссией14, и поэтому относится к героям, которые будут об-


М.Э. Хардинг

суждаться в следующей главе; но в случае со скалой он регрессировал и опустился до эготизма. Как мы помним, он только что спустился вниз после продолжительной беседы с Богом на горе Синай, где получил уникальное доказательство благоволения Господня. Говорится, что лицо Моисея сияло таким ярким светом, что ему пришлось прикрыть его — он стал одним из просветленных.

В такие моменты в человеке всегда просыпается дьявол, сильно искушая его. Обычно это Люцифер, дьявол власти, высокомерное эго. Так было и в случае с Моисеем; он идентифицировал себя с Богом, говоря: «Разве нам из этой скалы известь для вас воду?» Извлекать воду из скалы означает обладать властью над скрытыми течениями жизни. И как бы намереваясь показать, что считает себя важнейшим действующим лицом, он не только сказал: «Разве нам известь для вас воду», но и ударил в скалу, хотя, согласно указанию, ему следовало только обратиться к ней. Последствия были вполне естественными: Моисей не был допущен в землю обетованную. Этот факт свидетельствует о том, что человек, эго которого раздуто безличными силами психики, не может войти в рай.

Окончание этой истории с Моисеем заметно контрастирует с итогом другой, содержание которой во всех иных отношениях весьма сходно. Когда Иисус из Назарета пришел к Иоанну Крестителю принять крещение, на него снизошел Божий Дух в виде голубя:

«И се, глас с небес глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»15.

Здесь, как и в случае с Моисеем, за просветлением следует искушение самомнением и искусителем опять выступает дьявол власти. Если бы Иисус действительно был Сыном Господним, то он мог бы доказать это самому себе, прыгнув с вершины Храма; тогда все люди, увидев это, признали бы в нем Мессию. Если бы он преклонился перед дьяволом власти, то получил бы все царства мира и их богатства. Если бы власть стала для него богом, объектом поклонения, то он смог бы править миром, подобно второму Александру, второму Цезарю. Но Иисус из Назарета распознал характер искушавшего его духа и не поддался соблазну личного могущества.


Источник психической энергии

Выше отмечалось, что стремление к власти действует подобно инстинкту, и мы должны спросить себя, какой ценности служит этот инстинкт. Каждому индивиду присуще ощущение неприкосновенности собственного «Я». Как только его права ущемляются, пробуждается реакция власти, как если бы возникла угроза самой жизни индивида. Очевидно, здесь затрагивается существенная или безусловная ценность. Поначалу она кажется относящейся к телу или физическому лицу, то есть, аутосу, соматическому «Я»; но позднее она сливается с эго, сознательным «Я». Однако эта высшая ценность принадлежит всей психике и не может быть присвоена эго, не вызвав последствий, описанных в легенде о Золотом Платье.

Поэтому всякий раз, когда у индивида возникает эмоция, превышающая своей интенсивностью требования ситуации, в основе «силовой» реакции, по-видимому, лежит беспокойство о высшей ценности. В осуждении асоциального поведения мы не должны упускать из виду этой скрытой ценности. Это важный момент в обращении не только с детьми, но и с более зрелыми личностями. Например, когда ребенка возмущает подчиненность превосходящей силе взрослого, эта ценность скрывается за одержимостью властью аутоса. Аналогичным образом, когда взрослый человек принимает в штыки крушение какого-то своего волеизъявления, то это происходит из-за опасения, что ущемляется сердцевина его личности. Затрагиваемая в этой реакции сила представляет фундаментальную жизненную энергию. Эту энергию необходимо высвободить из-под влияния аутоса и эго, так как она может быть адекватно использована для совокупной личности только в том случае, если перейдет под контроль самости. В истории о Золотом Платье за эту трудную задачу взялся Вишну, символизирующий более просветленное сознание, которое сменяет эго-сознание, представляемое Золотым Платьем.

Для того чтобы обрести Самость — центр совокупной психики, — человек должен избавиться от желаний эго и конфликта противоположностей. Он должен научиться действовать ради самого действия, а не его результатов. Но этого невозможно достичь, отказываясь вступить в борьбу или избегая трудностей и проблем, связанных с развитием и воспитанием эго. От эго нельзя отвернуться до того, как оно полностью не исчерпает своих возможностей. Необходимо всецело исследовать способности эго-сознания, и только тогда, пожалуй, можно будет перешагнуть


М.Э. Хардинг

за общепринятый культурный уровень своего времени и вытащить из глубин бессознательного ценность, которая принесет с собой расширение и трансформацию самого сознания.

Подобно Индре16, пришедшему к заключению, что эго с его достижениями, как бы о нем ни заботились и как бы его ни приукрашали, не может дать длительного удовлетворения, множество людей на протяжении столетий, заполучив все, что может предложить мир, оказались неудовлетворенными и разочарованными. Нынешнее столетие не является исключением из этого правила. Как сказал Индра: «Тот (отраженный в воде) хорошо ухожен, когда хорошо ухожен этот, и несчастлив и болен он, когда болен этот». Как мы помним, достигнув этого момента в своей медитации, Индра вернулся к Праджапати с просьбой о дополнительной информации. По-видимому, он все еще не был готов к дальнейшему инсайту, и ему пришлось прослужить еще тридцать два года, прежде чем оказалось возможным посвящение в следующую стадию. После чего Праджапати рассказал ему о грезящей Самости, то есть, о том, что можно отрешиться от окружающего мира и смотреть на события как на происходящие в сновидении, даже если они затрагивают человека лично. Но Индра все еще был неудовлетворен, и Праджапати рассказал ему о Самости, спящей без сновидений — то есть, о том, что индивид может достичь небытия на лишенной снов стадии самадхи. Но Индра возразил: «Сударь, но в таком случае он сам (его самость) не знает, что он — «Я», и не знает о существовании чего-либо вообще в мире. Он превращается в абсолютное ничто. Я не вижу в этом ничего хорошего».

И тогда Праджапати согласился наконец на окончательное посвящение, в случае, если Индра согласен на последний, пятилетний испытательный срок, что в целом составит сто один год. Ибо такое просветление — это сокровище, которое тяжело дается. На этот раз Праджапати объяснил, что за ушами находится тот, кто слушает, для которого уши — лишь инструмент слуха; аналогичным образом кто-то есть за носом, кто-то — за глазами, и для них это тоже только лишь инструменты. За разумом, за сознанием, также стоит тот, кто знает:

«Я думаю, что тот, кто знает, есть Атман, а разум [сознание] — его божественное око. Он, Атман, лицезрел своим божественным оком удовольствия (которые сокрыты от других подобно золотому


Источник психической энергии

кладу под землей), радуется... Тот, кто знает Атман, обретает все миры и удовлетворенье всех желаний»17.

Ценность этой истории для нашего обсуждения очевидна. В индусской философии проблема Самости, сознания, стоящего за эго, включающего и превосходящего эго, столетиями была предметом глубокого психологического изучения и фокусом длительных целенаправленных усилий мыслителей, стремящихся постичь тайны, скрывающиеся за фасадом сознательной жизни. Описания этого состояния сознания ясно показывают, что оно заключается не в растворении эго-личности в туманной нирване, а скорее представляет собой состояние повышенного осознания, более интенсивного и экстенсивного, чем любое возможное при ограничениях эго. Ибо если тот, кто знает, что он видит, и знает то, что он видит, более сознателен, чем тот, кто просто видит, то и тот, кто знает, что его разум или сознание видит или воспринимает, и кто понимает увиденное, более сознателен, чем тот, у кого мысли и впечатления просто тенями проносятся в голове.

Сказанное можно пояснить примером. Неспециалист, посмотрев в микроскоп, увидит в поле зрения предметное стекло и окрашенный препарат, но не поймет увиденного. Если же на это же самое стекло посмотрит опытный специалист, его глаз увидит и распознает то, что перед ним. Он не только будет знать значение увиденного, но и фактически заметит намного больше, чем необученный наблюдатель. У первого сознание шире, чем у второго.

Следующий шаг в психологическом развитии направлен за уровень эго-сознания и заключается в осознании этой Самости, деятеля или мыслителя, стоящего за действием или мыслью. Если это будет достигнуто, то расколу между эго и инстинктивной сущностью человека, несомненно, будет положен конец.

1. См. противопоставление человека естественного цивилизованному, или человека плотского духовному.

2. См. выше, с. 151—152.

3. См. Юнг К.Г. Aion.

4. Чхандогья Упанишады. — М.: Наука, Ладомир, 1992. — С. 137—139.

5. См. выше, с. 46.

6. В главе 4.

7. Н. Zimmer, Myths and Symbols in Indian Art and Civilization, p.180, п.; A.B. Keith, Indian Mythology, in Gray, Mythology of All Races, VI, 123.


М.Э. Хардинг

8. См. Jung, «Spirit and Life», in The Structure and Dynamics of the Psyche (C.W., 8), pp. 323-324.

9. Cm. J.G. Frazer, op. cit., p. 265.

10. Необходимо отметить, что эти преждевременные устремления к групповой идентификации делают молодых людей особенно подверженными влиянию понравившегося им лидера. Это можно использовать как в полезных целях, так и во зло. (Ср. бойскаутов, с одной стороны, и гитлерюгенд, с другой.)

11. Jung, Two Essays on Analytical Psychology (C.W., 7), Second Essay, pt.II, chap.IV, «The Mana Personality». [Рус. пер. — Юнг.К.Г. Психология бессознательного. — М., Канон, 1994, — С. 299—316]

12. См. выше, с. 1216—219.

13. Чис, 20:6-11.

14. См. его позицию в истории с горящим кустом, Исх., 3.

15. Мф., 3:17; 4:1.

16. См. выше, с. 211

17. Max Muller, «The Upanishads», I, 142.


Мать Кукуруза индейцев пауни. Рисунок из этнологического музея


Забой быка. Современный рисунок


Повелительница животных. Этрусская бронзовая пластина, VI век


Вождь кентавров похищает невесту. Фрагмент западного фронтона храма Зевса


Анима открывает глаза ребенку. Современный рисунок


Человеческое жертвоприношение.

Деталь с внутренней панели (внизу) серебряного котла.

Кельты I в. до н.э. (археологическая находка 1891 г.,

Gundestrup, Дания)


Маска, представляющая животную

природу Бога. Гранитная статуя Сехмет,

Фивы, 19-я династия

VII


Исида, кормящая грудью фараона.

Известняковый рельеф, храм Сети I,

Абидос, 19-я династия

VIII


Две женщины с ребенком. Слоновая кость, Микены, Бронзовый век


Квентин Метею (14667—1530).

Святой Иоанн с кубком и драконом.

Деталь запрестольной перегородки

Пьеро ди Козимо (1462—1521): Святой Иоанн с кубком и змеей


Иона, появляющийся из пасти кита.

Миниатюра гуашью из персидского

манускрипта (ок. 1400)

XII


Спасение Черного Человека из моря.

Рисунок из манускрипта: Соломон Трисмозин,

"Splendor soils" (1582)

XIII


Круг Психе. Современный рисунок

XIV


Ваджра мандала. Тибет, ламаистское священное изображение


 

Оплодотворение центра укусом змеи. Современный рисунок

XVI


Оплодотворение центра Великой Змеей. Современный рисунок

XVII

» — 7325


Дракон, охраняющий центр. Современный рисунок

XVIII


Трансформация. Запечатанный и увенчанный

короной алхимический сосуд с трехглавым драконом

Рисунок из манускрипта: Соломон Трисмозин,

"Splendor solis" (1582)

XIX


Завершение "Великого Делания" — coniunctio. Из "Mutus liber"


Часть II

Трансформация психической энергии



9 ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ

Дракон и герой

Когда это начинает развиваться и обретает самостоятельность — некоторую силу, позволяющую противостоять могуществу природы, а также определять и контролировать себя и свое окружение — оно постепенно начинает ощущать себя отдельным существом. Индивид учится отличать «Я» от не «Я», уделяя все большее значение «Я». То есть осознает себя личностью. Это осознание сопровождается возбуждающим чувством индивидуальности, внутренним расширением «Я». Если его не сдерживать, оно приведет к инфляции, лопнет, подобно лягушке, пытавшейся раздуться до размеров быка, искусно описанной Эзопом. Именно здесь начинается зарождение типичной силовой позиции, обсуждавшейся в предшествующей главе.

Во внешнем мире эго стремится властвовать над своим окружением и подчинить собственным интересам все вещи, людей и условия. Во внутреннем мире оно берет под свой контроль как можно больше психического содержания, и вытесняет то, что не может быть укрощено. Таким образом, возводится порог между сознательной частью психики и бессознательной. Неприемлемые элементы могут быть так глубоко вытеснены в бессознательное, что станут фактически недоступны сознанию. Эго не может установить с ними контакт, и они остаются забытыми до тех пор, пока не наступит время, когда, аккумулировав значительное количество нереализованной энергии, они врываются в сознание, поднимая с собой из глубин совершенно неадаптированное архаическое содержание. По этой причине они обычно деструктивны для старательно выстроенной сознательной адаптации. Однако,


М.Э. Хардинг

когда вытесненные элементы, будучи активированными неиспользованной энергией, тем не менее не прорываются в сознание — либо в связи с тем, что их потенциал недостаточно высок, либо из-за слишком сильного сопротивления эго — они начинают оказывать влияние на сознательную личность, притягивая ее энергию к своему бессознательному комплексу. В результате сознательная энергия высасывается, а индивид ощущает себя истощенным и инертным. Если посредством нового усилия эго удается преодолеть эту тенденцию и снова вытеснить вторгающиеся элементы, то это порождает инфляцию и самонадеянность эго, гордыню, которую древние называли высокомерием. А сам индивид готовится к завоеванию мира.

Однако, если поставленная жизнью задача кажется слишком сложной, а инертность эго - слишком большой, открывается альтернативная возможность. Зачем продолжать борьбу? Почему бы не оставить все попытки и не плыть просто по течению? Бейнс удачно назвал такое состояние гипотезой ренегата1. Бейнс отмечает, что ренегат — не просто индивид, неспособный бороться, а фактически дезертир, предатель, который своим саботажем, союзом со всеми деструктивными силами, затаившимися в бессознательном, активно подвергает опасности работу сознания в целом. Крайним выражением этой позиции является самоубийство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.