Таким образом, использование психообразовательного подхода является необходимым компонентом реабилитационного процесса в психиатрической практике, помогая больному и членам его семьи стать более активными участниками лечебного процесса, что безусловно способствует более полному восстановлению пациента.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Вид В. Д. Психотерапия шизофрении С-Пб: «Питер», - 2001 г., - 432с
2.
Вулис Ребекка. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников. – Москва, 1998 г., 192с. Семенова Н.Д., Сальникова Л.И. Проблема образования психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. Т. 8, № 4. - С. 30-39.
3.
Зайцев В. В., Исаева Е. Р. Реализация психообразовательной программы в общественной организации родственников больных психическими заболеваниями // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) под общ. ред. И. И. Кутько и П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 202–203.
4.
Гурович И.Я., Кирьянова Е.М., Винидиктова Г.И., Марченко Г.Г. Проблема стигмы и дискриминации больных шизофренией и их родственников, возможные пути преодоления // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003.- Т.13, №3.-С.26-30.
5.
Сальникова Л. И., Сторожакова Я. А., Архипова Е. Л.,Худавердиев В. В. Опыт психообразовательной работы с больными шизофренией во внебольничных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. - 2002. Т. 12, № 1. - С. 48-53.
6.
Семенова Н.Д., Сальникова Л.И. Проблема образования психически больных // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. Т. 8, № 4. - С. 30-39.
7.
Финзен А. Психоз и стигма. Преодоление стигмы — отношение к предубеждениям и обвинениям. — М., 2001. — 213 с.
8.
Хелл Д., Фишер-Фельтен М. Шизофрения / Пер. с нем. И. Я. Сапожниковой. — М.: Алетейа, 1998. — 200 с
9.
Bellack A. Psychosocial treatment in schizophrenia // Dialogues in clinical. neuroscience Schizophrenia: Specific Topics – 2001 - Volume 3 - No. 2
-P.136-137
10.
Dixon L., Adams C., Lucksted A. Update on family psychoeducation for schizophrenia // Schizophr. Bull. — 2000. — Vol. 26, N 1. -P. 5-20.
11.
Goldstein M.J. Psychosocial strategies for maximizing the effects of psychotropic medications for schizophrenia and mood disorder // Psychopharmacol. Bull. - 1992. - Vol. 28, N 3. - P. 237-240.
Приложение
(темы лекций)
Основная часть (для больных и родственников)
1.
Причины психических заболеваний (основные модели): 1) генетическая, предполагающая существование наследственно детерминированного биологического фактора, определяющего возникновение заболевания;
2) психодинамическая, рассматривающавя в качестве этиопатогенетических детерминант психосоциальные факторы;
3)«диатез-стрессовая», в основе которой лежит представление о психобиологической природе шизофрении;
4) биопсихосоциальная.
2.
Депрессия. Частота встречаемости. Отличие депрессии от плохого настроения. Ощущение человека, находящегося в депрессивном состоянии (безысходность, представление о непонимании его окружающими). Соматизированная депрессия, депрессия с возбужденностью (ажитированная). Необходимость приема лекарственной терапии.
3.
Мания. Особенности поведения и мышления человека в маниакальном и гипоманиакальном состоянии. Снижение критики к своему состоянию в этом периоде заболевания. Причины того, почему пациенты, находящиеся в маниакальном состоянии, часто не обращаются за помощью. Маниакально–депрессивный психоз. Типы течения. Сложности в психологической и социальной адаптации после перенесенных приступов.
4-5.
Шизофрения. Распространенность данного заболевания. Теории возникновения. Модель уязвимость-диатез-стресс-болезнь. Симптомы шизофрении (бред, галлюцинации, нарушения мышления, апато-абулические проявления). Типы течения: непрерывный, приступообразно-прогредиентный, реккурентный. Вероятность возникновения заболевания у детей в случае болезни одного из родственников.
6.
Медикаментозная терапия. Основные механизмы действия препаратов. Основные группы препаратов, используемых в психиатрической практике (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, корректоры). Препараты, улучшающие сон. Основное и побочные действия медикаментозных препаратов. Представление о положительных и отрицательных плацебо-реакциях, о времени наступления положительного эффекта при приеме медикаментозных препаратов и длительности лечения.
7.
Совладание с депрессией. Опознание состояния, когда необходима помощь врача. Помощь врача и самопомощь Выявление негативных мыслей, когнитивных нарушений сопровождающих депрессию.
8.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются больные психическими заболеваниями (необходимость ограничения курения, приема кофе и алкоголя, исключение приема наркотиков, преодоление нежелания лечиться). Возможность быстрого формирования при психических расстройствах алкогольной зависимости и сложности лечения.
9.
Стигматизация и пути ее преодоления. Определение понятия «стигма». Самостигматизация. Разделение ограничений, накладываемых проявлениями болезни, и самоограничений.
10.
Основные причины рецидивов (отсутствие у больного адекватной критики к заболеванию или недостаточное понимание им своего состояния, побочные явления от применяемых лекарств, отсутствие комплайенса во взаимоотношениях с лечащим врачом). Пути, способствующие уменьшению рецидивов.
11.
Стресс, пути его преодоления, редукция стресса.
12-13.
Тренинговые занятия: поведение в стрессовых ситуациях (пассивное, активное). Определение типа совладающей стратегии, используемой пациентом. Успешные стратегии и неуспешные стратегии совладания. Использование методов модификации поведения (элементы тренинга коммуникативных навыков; ролевые игры, моделирующие различные сложные для пациентов ситуации).
14.
Модель решения проблем (идентификация проблемы — перечень альтернативных решений — обсуждение «за» и «против» каждого из решений — выбор оптимального решения — практическое применение).
15.
Пути решения практических проблем повседневной жизни (трудоустройство, финансы, быт…).
Дополнительная часть (для родственников пациентов):
16.
Навыки взаимодействия с людьми, страдающими психическими заболеваниями. Основные стратегии и правила поведения.
17.
Общение с людьми, страдающими галлюцинациями и бредом.
18.
Правила обращения с человеком, отличающимся необычным поведением. Предотвращение агрессивного поведения больного родственника.
19.
Определение адекватных ожиданий от больного. Выявление реальных целей и ожиданий родственников в отношении самих себя.
20.
Убеждение больного лечиться и принимать лекарства. Причины отказа от медикаментозной терапии (неадекватная самооценка, улучшение состояния, побочные симптомы, мнение окружающих).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление