Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпуск III




II.

СКИФЫ

Да и кроме этого вывода о тождестве Руссов с Сербами мы ви­дим, что большая часть Алан были Славяне, следовательно, и мень­шая часть должна быть такая же. Впрочем, здесь остаются недока­занными одни Роксолане. Их происхождение от Руссов мы выводим в следующих выпусках.

Какой же из всего этого делается вывод?

1) Руссов называли Скифами.

2) Руссов называли Сарматами.

3) Руссов называли Аланами.

4) Руссов называли Сербами.

Но Сербов называли Аланами, Алан - Сарматами, Сарматов -Скифами, следовательно, названия: Скифы, Сарматы, Алане, Рус­сы, Сербы - составляют синонимы и принадлежат или одному и тому же народу, или все эти народы соплеменны между собой.

Попытаемся сделать и другой вывод на основании аксиомы, что когда два народа соплеменны третьему, то они соплеменны также и между собой. Руководствуясь составленными таблицами, мы видим, что:

1) Руссов называли Скифами.

2) Славян называли Скифами.

3) Руссов называли Сарматами.

4) Славян называли Сарматами.

5) Руссов называли Аланами.

6) Славян называли Аланами.

Следовательно, Руссы соплеменны Славянам. Поэтому нет никакого сомнения, что Руссы - Славяне.

Но пополним эти выводы ещё следующими двумя:

Первые Сарматы, или Сарматы Геродота, говорили скифским языком. Попытаемся доискаться, какой же это был скифский язык. Историки говорят, что Сарматы, переселённые Скифами, впослед­ствии избили Скифов и расселились по всему пространству, назы­вавшемуся уже потом их именем - Сарматией, следовательно, все Сарматы продолжали говорить тем же скифским языком, но другим наречием, которое Скифы сами называли испорченным, т.е. нечис­тым. Посмотрим, какой же это был скифский язык, которым говори­ли Сарматы.

Вот он:

1) Скифы Анны Комненой, Льва Диакона и Киннама говорили рус­ским языком.

2) Тавроскифы Константина Багрянородного говорили русским языком.

3) Велико-Скифы греческих писателей, по Нестору, говорили русскши языком.

4) Сарматы (Руссы) Халкокондилы говорили русским языком.

5) Алане (Росси) в грузинской истории - разумеется, русским.

6) Сарматы Папы Сильвестра II говорили венедским языком, а венедский язык есть наречие славянского.

7) Сарматы (Яциги и Паннонцы) Ам. Марц. и блаж. Иеронима говорили славянским языком.

8) Сарматы (Анты), признанные всеми за славян, говорили, разу­меется, славянским языком.

9) Сарматы (Сербы) Плиния и Антона говорят и теперь славянс­ким языком.

10) Сарматы (Венеды) Пеутингер. табл. Прокопия и Птолемая как занимавшие одно и то же место с Сарматами Папы Сильвестра, говорили, разумеется, одним с последними языком, следовательно, славянским.

11) Сарматы (Славяне) разных историков - славянским.

12) Все вообще Сарматы Апендини - славянским.

13) Алане (Анты) - славянским.

14) Алане (Славяне) - славянским.

15) Алане в северной Франции - славянским.

Следовательно, все приведенные здесь Скифы, Сарматы и Ала­не говорили если и разными наречиями, то все-таки славянскими. Нет сомнения, что и прочие, не приведенные здесь племена, гово­рили одним с этими языком, но мы еще не может представить на­ших о том выводов вполне.

Главная черта мифологии этих народов:

По Геродоту Скифы поклонялись мечу в виде бога войны.

По Клементию Александрийскому Сарматы поклонялись мечу в виде бога войны.

По Нестору Руссы поклонялись мечу в виде бога войны.

По Аммиану Алане поклонялись мечу в виде бога войны - Вода.

По Гельмольду Славяне поклонялись мечу в виде бога войны -Вода - которому в Ретре построен был особый храм.

Конечно, мы находим у них некоторую разность в прочих куми­рах; но когда есть расколы между христиан в одной общей истине, данной нам по откровению Божию, то как не быть им у идолопоклон­ников, созидавших себе идолов по своему произволению и давав­ших им имена и приписывавших им действия по своему воображе­нию.

Нужно ли говорить, что и по этому выводу все вышеозначенные народы должны быть одноплеменны?

Мы пропускаем здесь нравы, обычаи, оружие, одежду, пищу, об­раз ведения войны и прочие внутренние и внешние этих народов сходственные отношения, предоставляя себе говорить об этом в другом месте. Но прибавим только, что Геродот говорит о Скифах то же, что Тацит о Венедах, Прокопий об Аланах. Аммиан Марцелин описывает Алан как Руссов.

Но попробуем теперь ещё по другим выводам доказать то же са­мое.

Нет сомнения, что в доисторические времена России греки мог­ли иметь только некоторые и то неясные сведения о севере Евро­пы, искажённые разного рода мифами. Это подтверждается - неяс­ностью всех византийских сказаний о мнимой Скифии. Так, несом­ненно одноглазые аримаспы греков означали никого другого, как кри­вичей (кривой есть одноглазый).

Вероятно, греки воображали, что это племя потому только и зо­вут кривичами, что они одноглазые, и на основании этого мнения снабдили своих аримаспов одним только глазом. Так, их гипербо­рейцы живут очень долго и потом, наскучив жизнью, кидаются в море. В числе восточных племен скифских мы находим у греков и аридов, имя которых сохранилось только в летописях, а долговечность их в пословице, принадлежащей единственно одному только русскому народу: «живет аридовы веки», т.е. очень долго [49].

Очень естественно, что такие сведения дошли до греков по пу­тям торговли, проходившим, без сомнения, в эти и чрез эти страны. Стоит только вспомнить торговлю янтарем при Эридане, несмотря на то, будет ли это Висла, как некоторые толкуют, или Радунь, близ Данцига, или, наконец, Rhudon (Рудяная) позднейших историков [50], т.е. западная Двина; все эти три реки находятся в пределах евро­пейской Сарматии, называвшейся также и Скифией, и близки были от янтарных промыслов. Кроме того, уже при Геродоте торговля шла из Ольвии вверх по Днепру, внутрь России, тогдашней Скифии.

Общее имя Скифов за 150 лет до Р. X. сошло тихо и мирно с лица земли, без тревог народных. После того времени только кое-где мелькает это имя у историков и остановилось на время на одних Руссах. - Куда же девался этот народ, занимавший половину Евро­пы? Как он исчез, или сошел со своего места, не произведя волне­ний своим массивным движением? Какие тайные причины могли побудить его к такому движению? Ибо явных причин история не зна­ет.

Соображая все вышесказанное, мы должны заключить, что на­рода - Скифов не бывало. Оно и действительно так; ибо сам Геродот говорит, что народ, прозванный Скифами, сам себя называл сколотами, следовательно, Скифы было только прозвище этого наро­да.

Сколоты - слово русское. В великороссийском наречии сколоты, значит хлопоты, сколотин -хлопотун. Впрочем, есть речка Сколотка в Харьковской губернии, Школовка или Шкловка в Могилевской гу­бернии, Колота в Варшавской губернии, река Колоча в Смоленской, Колокша в Ярославской и Владимирской губерниях, Колоча, сла­вянский городок в Венгрии, и местечко Шклов в Могилевской губер­нии.

Какой же это народ Скифы? К какому племени он принадлежал^ Из одного имени Сколоты нельзя ещё определить, что это были Рус­сы, ибо имя «Сколоты» могло принадлежать одному только какому-либо мнимоскифскому племени, следовательно, это не родовое, с только видовое имя Скифов, да Геродот и получил это сведение oi одного только скифского племени, с правителем которого лично бе­седовал, следовательно, и правитель говорил ему только об одно^ своем племени. Но соберём здесь несколько фактов, объясняющи) нам родовое имя скифского народа.

1) Геродот пишет, что Скифы не есть собственное имя народа.

2) Эратостен (+196) пишет, что Скифы получили это название oi понтийских греков.

3) Подревней географии значит, что страна и народ Россы, рас положенные поАраксу, прозваны были Скифами от других народов

4) Свидас и некоторые другие пишут: ,т. е. Скифы или Русь, следовательно, они подтверждают то, что ска­зано в древней географии.

Из этого явствует, что народа Скифов не было, а что прозваны были этим именем Росси. И действительно греки продолжали упот­реблять для них имя Скифов даже и тогда, когда народ Росси был уже известен в Европе под своим собственным именем. Это мы ви­дим из следующего:

1) Анна Комнена называет Руссов с 1092 по 1120 год Скифами.

2) Лев Диакон называет их также Скифами.

3) Константин Багрянородный называет их Тавроскифами.

4) Киннам называет Галицких Руссов Тавроскифами. Но Кедрин в то же время, уже называет их Руссами. Хотя Скифами называли греки и многие славянские племена, но первых они прозвали так Россей и последние были Росси, которых они называли по старой привычке еще тем же именем Скифов. С Россей началось название Скифов, ими и кончилось.

Следовательно, Скифы были Руссы.

Лучше поверить этим немногим источникам, нежели верить хао­су, втиснутому в историю компиляторами и к стыду XIX столетия остававшемуся по сие время неприкосновенным, подобно факти­ческим сказаниям.

Уничтожив имя Скифов в истории, уничтожится и много имён мни­мых народов, каковы, например, как кажется, конюхи и опальные, помещённые у греков под именами Heniochi и Apala. Что действи­тельно конюхи, по-видимому, сочтены за особый народ, явствует из следующего: в истории сказано, что Heniochi есть скифский народ, в Колхиде, между Чёрным морем и Кавказом, которых греки называ­ют также вожаками, т.е. управляющими колесницами Тиндерид. Heniochos значит у них уздодержатель и вожак колесниц! По наше­му мнению, уздодержатель или вожак колесницы есть конюх. Не­ужели же греки назвали конюхов особым народом? А более никако­го занятия, ни дела, ни следа этого народа не видно. Этих гениохов следовало бы и прежде Скифов вычеркнуть из истории, несмотря на то, останутся ли они греческими гениохами и вместе с тем уздо держателями или будут славянскими конюхами. Но вообще должно заметить, что между словами Heniochi и конюхи есть много созвуч­ности, а в занятиях тех и других совершенное тождество.

Под Apala мы подразумеваем опальных на следующем основа­нии: опальные русские геты, опальные сабины и из разных окрест­ностей тати основали Рим; опальные мнимые Скифы образовали половцев; опальные Руссы образовали Запорожскую сечь. Очень естественно думать, что греки получили сведение об своихАра1а от Скифов, а Скифы подразумевали под ними своих опальных. (Веро­ятно, что половцы вначале не принимали ещё в своё сообщество татар и потому не могли составить смесного народа, какой они пред­ставляли впоследствии, а были чистые Скифы.)

Попытаемся теперь разыскать: отчего Скифы могли получить такое название из Геродота видно, что Скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Руссов; следовательно, в то вре­мя они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно, как мы называем по сие время американских индей­цев огненными. Первое замечательное для них, часто повторявше­еся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегдашнее обыкновение называться не родовым, а видо­вым именем, почему грекам и трудно было затвердить все эти на­звания. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово «почёт»;

он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит уступите; или я вам делаю по­чёт, т.е. уступаю. А как мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, что древнеобычный привет Рус­ских: «чтите», а по другому великорусскому наречию «цтите» - дал повод римлянам называть их сцитами, а грекам - Скифами.

Что честь была характеристической чертой славянских племен, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название Славян какэпитетного имени Руссов и других племён. Не царствен­ные ли Скифы назвались прежде всех славными, а воинственные чтимыми?

На вопрос: куда же девались Скифы? Мы указываем сперва на историю. История отвечает нам на этот вопрос обычной эпитафией:

Со 150 года до R X. имя Скифов исчезло в истории.

Но каким образом оно исчезло? Истребились ли все Скифы или переселились куда в Азию? Видно, что этот вопрос кидался и преж­де каждому в глаза, а потому возникли толковники: одни говорили, что Сарматы, переселенные на Дон, истребили Скифов, а другие, заметив, что это невозможное дело, объявили, что Скифы высели­лись.

Рассмотрим оба эти предположения:

1. Скифы истреблены Сарматами. Скифы - это, по'Фукидиду, многочисленнейшее племя в мире, и при том воинственное, никак не могло быть уничтожено их же, не более как придонской, колони­ей; смешно даже и подумать что-нибудь подобное.

Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы-лими-ганты; допустим даже, что она могла истребить Скифов придонс­ких, ей соседних; но чтоб она могла сделать невозможное - истре­бить всех Скифов на пространстве 1 6000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных верст, в том мы не только сомневаемся, но объявляем это мнение ничтожным. Один только недостаток сообра­жения обнаруживается в этом предположении.

2. Скифы выселились в Азию.

Но народ не может исчезать, как туман, ни двигаться, как шашки. Могли ли бы два огромных скифских царства двинуться всей своей массой, не оставя следов за собой, на изглажение которых нужна жизнь целой генерации. При движении такой массы путь не мог быть тропинкой или ездовой дорогой; для их пути нужно было в ширину целое царство; а такому громадному действию надлежало бы ото­зваться у всех соседних народов. Но ни греки, ни персы, ни арабы ничего не говорят о таком исполинском движении, которого в сущ­ности и быть не могло.

По какой же причине Скифов вдруг не стало и на их местах очу­тились одни Сарматы?

Все это произошло оттого, что народ остался на том же месте, но явился только под другим именем; новое имя его Сарматы. - Все дело объяснится тем, что колония Сармато-Скифов была ближай­шим скифским поселением к грекам, а греки, начав по какой-то не­ведомой причине называть ближайших Скифов Сарматами, распро­странили впоследствии это же название и на всех Скифов. Римляне последовали грекам.

Что Скифов назвали Сарматами явствует и из того, что не могла же небольшая придонская колония разродиться в такое огромное племя, какое названо было грекам этим именем. Теория располо­жения народного весьма известна и народы не грибы, для которых достаточно одной ночи, чтобы появиться во множестве даже и там, где их прежде и не бывало.

Но перейдем теперь к Сарматам. - Сарматия занимала ещё боль­шее пространство, нежели Скифия. Мы видим по истории только одно сарматское племя -Алан, вышедших частью из пределов об­ширнейшей Сарматии и образовавших особое государство - Ала-нию - на пределах Франции (в нынешнем Соммском департаменте), на реке Сомм (древней Самаре); прочие Сарматы преобразились в Славян. Но здесь уже гораздо заметнее причина перехода имени Сарматов в разные племенные славянские названия. Со времени войн римлян с Сарматами и побед первых над последними посте­пенно начали выказываться настоящие племенные названия наро­дов, слывших, только по неведению греков и римлян, под общим именем Сарматов. Таким образом дошёл черед и до остальных, или самых дальних, т.е. до Руссов, и последняя печать сарматизма на­ложена была Халкокондилой на них. Это было тогда, когда вся про­чая Европа давно называла их Руссами.

А как народы не могут, как снег, таять от солнца, то мы должны заключить, что народа - Сарматов - также не было, как не было Ски­фов.

Доказав, что одни и те же Славяне назывались обоими этими именами, мы получаем в истории большой простор, вся неразъяс-нимая путаница отпадает, как нарост от здорового тела. Нет никаких неестественных истреблений и переселений народов; нет бесчис­ленных вторжений, на бумаге одним почерком пера совершающих­ся, и огромнейшее племя в мире - Скифы - и большее того, по пока­занию Птолемая, племя Сарматов, и великое племя Славян, число которых сравнивают историки с числом звезд на небе, остаются не тревожимы, сливаясь в один и тот же народ. Нет надобности ни пе­реселять одних, ни вторгаться другим. Здесь ясно, что имя Скифов относится к одному племени Руссов, а имя Сарматов - к разным племенам; одним словом всё идет своим чередом, и всё, что сказа­но о Скифах, Сарматах и Славянах, составляет одно целое, нераз­дельное, из которого нужно только исключить всё то, что относится к истории монголов и также по неведению греков смешано с истори­ей Славян. Особенно же полезно то, что история очистится от тяго­теющей в ней тучи племенных названий, не составлявших племён, и до 40 народов и народцев вычеркнутая из летописей.

Но откуда же могло возникнуть имя Сарматов? Дисдор говорит, что Сарматы выселены из Мидии, следовательно, они были Мидий-цы. Почему же греки назвали их Сарматами?

Венелин искал корни этого слова в греческом языке и потому производил Сарматов от ящероглазых. Нам кажется это мнение ошибочным, во-первых, потому, что нельзя назвать славян ящерог-лазыми, во-вторых, не у всех племен славянских одинаковые глаза, в-третьих, сарматами названы были некоторые племена и несла­вянские, как, например, Финны (у Птолемая) и, наконец, оказывав­шееся Сарматам предпочтение пред другими племенами, вероят­но, основано было не на ящеричных глазах.

А что Сарматам оказывалось предпочтение, явствует из того, что их переселяли Скифы к себе, кельты к себе, римляне к себе и визан­тийцы к себе, тогда как прочих, как, например, гетов побеждённых, они продавали в рабство и часто истребляли мечем. Если бы Сар­маты были мирный народ, то, может быть, они и могди бы заслу­жить такое предпочтение, но, наоборот, они более всего и беспоко­или римлян. Вероятно, Сарматы пользовались этим предпочтением по какому-либо особенному искусству или ремеслу

Мне кажется, что корень этого слова надобно искать в славянс­ком языке, как и корень имени Скифов. Известно, что вначале у гре­ков со Славянами (скифами) были сношения только на путях тор­говли. Известно также и то, что на ярмарках спрашивают купцов по товару, а не по стране, в которой они живут, так, например, говорят:

приехали ли жепезники или кожевенники? Когда будут рыбники? И т.п. очень естественно, что и на тогдашних торжищах греки называ­ли людей по товару, как, например, торговавших лунтаями - Lantani, курпами - Carpi, зипунами - Zipani, Sipani, какатами - Zacati, малаха­ями - Malachita, струснями - Strusi, Sturni, харапаями - Carpagi, чепа-нами - Cepini, бродцами (рыболовными сетями) Brodnizi. На этом же пути и сыромятники могли получить название Sarmatae или Sauromatae. Во многих местах Малороссии и теперь называют сы­ромятников сырмате, а мастеров дубленых кож - кожемате.

Если принять это в основание, тогда нам ясно будет, почему ис­торики писали Scythae-Sarmatae, Venedi-Sarmatae, Lugiones-Sarmatae и пр., ибо тут уже разделение сыромятников по народам, для определения относительной ценности и доброты товара.

Известно, что приготовление сыромятных кож принадлежало преимущественно Славянам, и товар этот шел во все страны, когда еще делали из него и конскую сбрую, и воинские щиты [51].

Всеобщая потребность этого товара действительно могла быть побудительной причиной всюду переселять сарматов при первой к тому возможности. Этим положением объясняется, что сыромятный товар составлял одну из главнейших ветвей торговли Славян. Этим же положением определяется и скорое распространение имени сар­матов на местах Скифов и прочих Славян, никогда не трогавшихся с места. Этим объясняется, почему переселённые скифами сарма­ты были скифского племени; этим объясняется, почему в птолемае-вой Сарматии сидят еще скифы, славяне и ахтырцы не сарматы. Объясняется почему его Скифия совпадает с Сарматией. Стано­вится ясно, что Птолемай в своем описании Сарматии смешал два описания, а именно показание размещения племён и показание раз­мещения торговых производств, где он на том же основании принял и названия Carpi, Strusi и пр. за особые племена.

В дополнение скажем, что и фракийцы имели сыромятников, ко­торых греки называли Zyrmadae. Что фракийцы были Славяне, об этом будет ещё говорено особо.

Скилакс еще в 390 г. до Р. X. называет их букву «ы» не могли греки заменить буквой i своего алфавита, а пото­му, чтобы приблизиться к настоящему выговору «ы», они ставили «v» или «av».

Переселение Кимров как совпадающее с переходами торговли также легко бы могло объясниться этим. Сначала сосредоточение торговли было у устьев Днепра и Буга, когда ещё существовала, по Геродоту, Гелонь, а по-нашему Волынская торговая область. Но ког­да Винета проложила по Волге прямой путь на восток, тогда упала торговля при берегах Чёрного моря, направив путь свой уже по Рио-ну и Куре в Каспийское море, а Кимры изХерсонеса Киммерийского переселились поближе к Винете, в нынешнем Шлезвиге и Ютлан­дии, а потом, при падении Винеты, они перешли внутрь России, где и по сие время осталось торговое село, сохранившее их имя - это Кимры - во Владимирской губернии.

Любители цитат напрасно будут искать в этом исследовании привода множества знаменитых имён разных историков. Если нам при­нимать историю Скифов и Сарматов так, как она написана, то мы найдем в ней только хаос, прочитавши который, невольно скажешь:

это непонятная путаница. - Тут нужны были не цитаты, а критичес­кий разбор по законам логики. Только на этом пути можно было раз­ложить этот исторический конгломерат на составные его части.

Кто любит цитаты, тот пусть читает о Скифах и Сарматах сочине­ние Георги под заглавием Das europaische Russland. Там он найдет цитаты почти наполовину с текстом и тот же недоступный хаос, но только с прибавлением ложных, им уже самим вымышленных поно­шений Славяно-русского племени и сожалений об иностранцах, за­шедших в эту по его мнению, необитаемую киргизскую степь.

Давно бы пора нам, русским, собрать все иностранные сочине­ния о России, написать совокупный обзор их, заклеймить печатью ' отвержения те из них, которые недостойны по предмету истории, чтения, и тем избавить молодую нашу генерацию от напрасной тра­ты времени на прочтение пустых, ничтожных и преисполненных оши­бок и лжи сочинений, а вместе с тем указать и на те, которые могут служить руководством.

Но это не может быть сделано рукой одного человека, тут нужны соединенные силы. Будем ожидать, что настанет это время к славе и чести правдолюбивой России.

Итак, вывод наш состоит в том, что особенных народов под на­званиями Скифов, Сарматов и Алан не было; что греки называли всеми этими именами Руссов; что Руссы соплеменны ближе всего Сербам, что, следовательно, Руссы суть Славяне.

Этот же вывод указывает нам, что торговые предметы великого Русского народа служили грекам вместо племенных имен; но вмес­те с тем эти имена могут указать нам впоследствии и предметы тор­говли русской и промышленность каждой страны. На этом пути мы можем даже составить статистику древней России.

Конечно, нужно на это много времени, ещё более деятелей и не­сколько таких словарей, каким нас подарила С.Петербургская Ака­демия Наук под заглавием «Опыт областного Великорусского сло­варя». Полезно бы было будущему изданию его дать направление историческое, а собирателям слов подобную инструкцию. Исполне­ние этого было бы великим и славным делом для истории России. Тогда вся древняя история Европы, запятнанная местами неведе­нием и невежеством некоторых псевдоученых, очистилась бы, как зеркало!

АГАФИРСЫ (AGATHYRSI)

По скифской легенде, переданной нам греками, помещенной в статье, Скифы и Сарматы, Агафирсы или Агатирсы родственны Ски­фам и Гелонянам, ибо произошли от трёх родных братьев. Они, по описанию историков, красивый народ, имеющий золотые рудники.и носящий много золота в тканях. Нравы у них фракийские. Во време­на Геродота у Агафирсов был царь Спаргапит, умертвивший преда­тельски скифского царя Ариапита.

Мела ставит Агафирсов на север Скифии; Аммиан указывает их в соседстве с гелонянами, Дионисий Периегет согласен с ним в этом отношении, но называет Агафирсов холодными, т.е. обращёнными более на север.

По разным историкам, гелоняне (Волыняне) сидели рядом с бу-динами, а по Геродоту, будины соседили нурянам; это место близ Галиции. Агафирсы же сидели на реке Chesinus, в европейской Сар-матии.

По тем же историкам Рифейские горы лежат над Агафирсами и занимают средину между Балтийсим и Азовским морями. Наконец Маркиан говорит, что над рекой Chesinus Рифейские горы и что из них вытекает означенная река.

По Гекатею (Стефан Византийский, 599 до Р.Х.), веет с Рифейс-ких гор борей, и вечные снега покрывают их (?). Евдокий и Эсхил явно напутали, сказав - один - что из них вытекает Истр (Дунай), а другой - что будто Эридан (По) берёт там своё начало. Но после­дняя ошибка могла произойти и оттого, что вместо Rhodanus по­ставлено Eridanos. - Гиппократ говорит, что Рифейские горы состав­ляют северную границу Скифии. Мела и Плиний полагают эти горы (Ripaea juga) на севере, между Азией и Европой. Известно, что Дон считался границей между Европой и Азией, но как шла линия от Дона на север для продолжения этих границ того неизвестно; озна­чено только, что она шла к морю. Но если считали её идущей на Финский залив, то древняя граница Азии должна была проходить подле самых Алаунских гор.

Чтобы определить верно то место, где сидели Агафирсы, нужно наперёд определить место Рифейских гор. - Не сбиваясь тем, что некоторые из новейших историков стараются отыскать эти горы -одни в Альпах, другие в Карпатах, третьи - у прибалтийских вене­дов и, наконец, последние в Уральском отроге, прорезывающем Пермскую губернию; мы пойдём своим путем в этом розыскании.

Мы видим из древних Историков, что Рифейские горы лежат на половине пути между Балтийским и Азовским морями. С этим мес­том совпадают как нельзя вернее Алаунские горы; они лежат даже почти на прямой линии, проведённой между этих морей.

Мела и Плиний назначают эти горы между Азией и Европой, а потому не могут они быть ни в Альпах, ни в Карпатах, ни в земле венедов. Не могут они также находиться и в Уральском отроге, ибо Дон считался границею Европы с Азией, и пограничная линия шла от Дона к морю. Но какое же это море? Древние представляли себе, что Финский залив идет дугой к Каспийскому морю, следовательно, граница Азии должна была идти к Финскому заливу. А в этом случае Алаунские горы приходятся на границу Европы с Азией, согласно Плинию и других историкоб. Да и, кроме того, ясно, ибо Дон состав­лял границу, а он вытекает из Алаунских гор, следовательно, та часть этих гор, из которой вытекает Дон, должна быть на самой границе, ибо весь Дон составлял таковую от устья своего до истока.

Далее заметим, что лучшие историки утверждают, что из Рифей-ских гор вытекает несколько значительных рек. Из Апаунской воз­вышенности действительно вытекают значительные реки: Дон, Днепр, Волга и Двина.

Итак, Рифейскими горами назывались Алаунские. В этом нельзя сомневаться по выше приведённым доводам.

Определив Рифейские горы, нам уже легко определить место, где сидели Агафирсы. В истории сказано, что Рифейские горы ле­жат над Агафирсами, которые помещались между гелонян и ски­фов. Потом сказано, что Агафирсы в европейской Сарматии, при реке Chesinus. Следовательно, их должно искать южнее от Алаунс­ких гор и прямо под ними. А так как скифский север Геродота не доходил далее Харьковской губернии, то и не выше её должно ис­кать Агафирсов. При том же Агафирсы показаны в Европейской Сарматии, следовательно, от Дона на запад и там между скифов и гелонян. Полагая же скифов у Дона и принимая гелонян за волынян, где ныне Волынская губерния, место Агафирсов найдется почти в средине Харьковской губернии, и оказывается, что это Ахтырка. Действительно, она находится на реке, которой имя похоже на Chesinus, а именно Гусинца (Husinza, Chusinza).

Но рассмотрим теперь, будут ли прочие показания историков со­ответствовать этой местности? Историки говорят, что у Агафирсов было много золота, в их земле добываемого. В самом деле, мы вбли­зи Ахтырки (верстах в 100 на запад) находим реку Золотоношу, ко­торая, в чем нет никакого сомнения, получила своё название не слу­чайно, а наверное, от содержания в песках её золота. Нет повода думать, чтобы это имя составилось по какой-либо другой причине. Относительно же того, чтоАхтырцы производили золотые ткани, мы можем сказать, что ещё лет сорок назад лучшие фоты [52] называ­лись ахтырскими, а похуже которые - московскими, почему первые накидывались только в двунадесятые праздники. Ахтырские фоты назывались также травчатыми.

Хотя Геродот и говорит, что будины и гелопы за сарматами; но он же в другом месте говорит, что будины соседили нурянам, что близ нынешней Галиции; а потому этим нисколько не опровергается наше мнение, что волыняне (гелопы) сидели по правую сторону Днепра, т.е. от Ахтырцев на запад; ибо волинская (волынская) торговая об­ласть захватывала много племён, и Нестор пишет, что впоследствии присоединились к волынянам дулебы и бужане, то не мудрено, что и гелони (волыняне) у Дона составляли какое-либо особое племя и только потому названы Гелонами (Волынянами), что они принадле­жали к вольной торговой Волынской области.

Так как по нашим доводам оказывается, что Агафирсы сидели рядом со скифами, то и была возможность Спаргапиту, царю Ага­фирсов, предательски убить царя Скифов Ариапита (Геродот).

Имена царей обоих этих племен также указывают, что Агафирсы и Скифы принадлежали к одному племени, и этим же подтвержда­ется, что показанное в скифской легенде родство трёх племен и от­носительное их между собой размещение взяты были в легенду с натуры и лишь только украшены мифом.

Итак, не веря уже новейшим толкователям, что Агафирсы жили в Карпатах, мы утверждаем, что они жили в Харьковской губернии, на реке Гусинце, где ныне город Ахтырка, и что настоящее имя их Ах-тырцы.

Если б даже вздумал кто доказывать, что Ахтырка построена го­раздо позднее, то мы готовы допустить и это, не зная настоящего времени её построения; но если это город новый, то что же дало повод назвать его Ахтыркой? И в таком случае мы можем предпола­гать, что там было село или деревня, сохранившая нам это имя. Ведь знаменитая Винета составляет же теперь деревню; столица древлян Коростень не более деревни; древняя Булгара представ­ляет одну груду камней; а имена их сохранились не только в исто­рии, но и на самых местностях; но есть также и возобновленные из деревень новые города на тех местах. Почему же Ахтырке нельзя приписать периода ее ниспадения от города до села и нового вос­стания городом! Но, может быть, Ахтырка и не переставала быть городом, но только умалилась своим протяжением и величием, по­добно Новгороду.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Непредвиденными обстоятельствами остановлено было продол­жение печатания материалов для древнейшей славянской истории, и тем прерван был предназначавшийся им периодический их вы­пуск. В оправдание наше пред теми благосклонными читателями, которые неоднократно возбуждали нас к продолжению нашего тру­да, свидетельствуя тем своё внимание к нему, мы скажем только, что отвращение препятствия превышало тогда и силы, и средства наши; ныне же мы спешим восполнить утраченное временем и пе­чатаем за раз два выпуска.

В 3-м выпуске мы поместили извлечение из руководства Зороастра, написанного им для колонии Венедов, переселявшихся в то время из Бактрии на Балтийское поморье, служащего в настоящее время старшим и лучшим указателем на источник славянской исто­рии. Сказания этого древнего мудреца и обстоятельства, им изло­женные, мы сличали с другими позднейшими данными, и общий вывод наш представляем здесь учёному миру на рассмотрение. Бла­годаря профессору восточных языков в Берлине г-ну Петрашевскому, ближе ознакомившего нас с Зороастром, нежели как это сделал Анкетиль дю Перрон, мы уже может пользоваться этим важным и древнейшим сочинением как вполне доступным для нас и должны при том сказать, что с переводом его на европейские языки прибыл значительный угол в Славянской истории, а вместе с тем обозначи­лись и предки Славян по крайней мере за 2000 лет до Рождества Христова.

Кроме этого вывода и примечаний наших к нему, мы помещаем в 3-м выпуске некоторые пополнения и поправки статей первых двух выпусков.

В четвертом выпуске мы изложили критический разбор Сканди­навской истории и её источников с той точки зрения, какую даёт нам на то славянская жизнь, резко проявляющаяся под мнимо чуждыми ей наименованиями. В особенности мы старались распределить к местам Норманов, о которых скандинавская история имеет наимень­шее число данных и которые причислены к Скандинавам не самими Скандинавами, а притязательными шлёцерианцами; ибо сами Скан­динавы называют их народом с Северной Двины.

Желаем, чтобы эти исследования наши послужили с пользой для историков славянского быта; мы же вменили себе в обязанность собирать только материалы, и по окончании трудов наших, т.е. про­следив все главнейшие древние племена Европы и Малой Азии, накинуть по обстоятельствам возможный и потому только поверх­ностный очерк древней Славянской Руси, а равно и начала в ней христианства и первого епископства с 4-го, а не с 11-го века.

Вместе с сим мы считаем обязанностью принести нашу глубо­чайшую благодарность некоторым Духовным Начальствам, поощ­рявшим нас к продолжению труда нашего; и в особенности Казанс­кому, введшему издаваемые нами материалы в учебный курс Семи­нарии.

Августа 15-го, 1860г.

Егор Классен





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.