Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скифы и Сарматы




Древние народы Европы, ведя кочующую жизнь, переходили с одного места на другое, и если встречали к тому препятствия, то употребляли насилие к достижению цели своей. Подвижная жизнь эта и воинственные действия должны были произвести, с одной сто­роны, деление народов на племена, с другой, соединение их пора­бощением одних другими или доброй волей. Почти каждое такое событие вносило новое имя в страницы истории. От этого древняя история европейских народов составляет сеть из прозвищ, так раз­нообразно перепутанных между собой, что трудно восстановить те­перь порядок развития племен от первобытных народов.

Затруднение это становится ещё более от того, что вместе с собственными именами племен вкрались в историю и прозвища их, данные им соседями, да и самые собственные имена значительно изуродованы в устах греков, первых историков Европы. Совершен­но разграничить все эти прозвания по племенам народов есть дело невероятно сложное, ибо от продолжительного небрежения этого предмета истина и ложь скипелись в какой-то исторический конгло­мерат, в котором хотя и ясно различаются гетерогенные части, но отделение их довольно трудно. В этом хаосе заплыли и имена пра-отцов славянских. Чтобы получить свет в истории Славян, надле­жит сперва вывести наружу и уничтожить все прозвища их, которы­ми они сами никогда не назывались. Сделав это, мы раскроем нить истории между древнейших предков - Славян и их обильных потом­ков; мы укажем, где была первобытная колыбель великого Славян­ского племени.

Не станем поступать подобно германцам и включать в число пред­ков своих по безотчетному праву сильного те племена, которые нам более нравятся, но остановим и их в подобном деле, докажем им, что они до двадцати племен славянских зачислили в праотцы свои и что напрасно протягивают они руку на отнятие у нас главного ро­дового имени нашего - имени Руссов.

Начнем с тех имён, которые уже умерли для современной нам истории и незаконно живут ещё в древней.

Мы знаем из истории, что вся почти северо-восточная часть Ев­ропы, часть Азии между Аральским и Каспийским морями от 45 до 55° северной широты и большая часть Малой Азии заняты были некогда народом, игравшим великую роль во всемирной истории. Действия этого народа далеко простирались на юг, север и запад. Греки называли этот народ Скифами и делили его на несколько пле­мен (Геродот).

Так называли греки народ, которою они не знали. Сведения их о нём основывались только на показаниях караванных путешествен­ников и торговцев. Что Скифы не есть родовое имя этого народа, в том сознается и сам Геродот; он говорит: Скифы сами себя называ­ют сколотами.

Греки, по сделанной однажды привычке называть народ произ­вольно придуманным ими именем - Скифами, продолжали употреб­лять это название и тогда, когда уже он им известен был сперва под прозвищем арматов, а потом под другим, грозным для Византии именем Руссов, державших греческих императоров в постоянном страхе и неоднократно приводивших и в трепет.

Анна Комнена, Киннам и Константин Багрянородный называют их ещё Скифами, когда уже все прочие историки именуют Руссами.

Предание говорит нам, что Скифы имели также свою баснослов­ную историю, которую историки передают трояко, согласно тому, как они слышали её из разных источников.

1) Геродот пишет, что, по преданию Скифов, первый человек, пришедший в их страну, по имени Таргитай, был сын Зевеса и Днеп­ровской девы (русалки?), дочери Днепра.

2) Диодор рассказывает, вследствие другого скифского мифа, что первый Скиф был сын Зевеса и родившейся от земли (апии) девы, названной Эхидною [34].

3) Понтийские греки говорят, что будто Геркулес, пришед в эту страну, прижил с девою-змеею по имени Эхидна трёх сыновей: Ага-тирса, Гелона и Скифа, из которых последний принял по воле богов это царство, а прочие поселились подалее, на запад от него.

Мы впоследствии докажем, что размещение этих мнимых трёх братьев по протяжению от востока к западу взято с натуры понтийс-кими греками. А теперь рассмотрим, какое пространство занимала Скифия и какие племена в ней сидели.

В истории мы видим два огромных царства Скифов, ещё с при­селками или выселками их, занимавшие значительную часть Азии и почти половину Европы. По показанию Геродота, часть этих Скифов сама себя называла сколотами; персы называли их саками: Плиний говорит, что их же называли и хазарами; Эратостен (-196) утвержда­ет, что Скифами прозвали их понтийские греки; а по древней геогра­фии страна и народ Рось, расположенные по Араксу, названы были Скифами от других народов.

Геродотова Скифия занимала 16 000 000 квадратных стадий, или 640 000 квадратных верст. Она занимала всю южную часть Птоле-маевой Сарматии, которой описание показано ниже; на севере она доходила только до истока Дона; но на запад она заходила за пре­делы Сарматии, а именно до Фракии (позднейшей Мезени - Mosjen), нынешней части Булагарии, и врезываясь в Молдавию и Валахию;

на восток границей ее было Азовское море, на юге Чёрное море и Крым; север же не показан, упомянуто только, что за Скифами си­дят Меланхлены.

Народы её, калипиды и алазане, ведущие скифскую жизнь, при­знаны всеми позднейшими историками за алан; около них, по его сказанию, сидят земледельческие Скифы; древние кимры, поддан­ные Скифов и алан; другие земледельческие Скифы-борисоениты;

далее кочующие Скифы; королевские же Скифы живут от Герроса до Тавра. Кроме того, Скифы сидели у Аральского моря - это масса-геты, в Скифии intra Immaus, между изгибов Яксарта; в битве с кото­рыми пал Кир. А на восток от выселившихся Скифов сидели исседо-ны (азы-даны).

Сведения Геродотовы не простирались на север выше Харьков­ской губернии по той причине, что он почитал Балтийское море иду­щим дугой к Каспийскому. На основании этого северо-восточная око­нечность Геродотовой Скифии и не смыкается в описании его с се­веро-западной. Ясно, что он не знал, какие именно племена Скифс­кие, или не Скифские, жили на севере; ибо его описание, очевидно, не окончено с северной стороны, а то, может быть, его Скифия по­крыла бы и всю Сарматию Птолемая.

Плиний также говорит о Великой Скифии, идущей от Дона на во­сток и север, и о Малой - от Дона к Днепру и далее на запад. При этом он прибавляет: но населено ли всё это пространство между Лабой и Доном и кем населено - то неизвестно.

Страбон тоже говорит о большой или азиатской Скифии, находя­щейся на том же месте; но только имя Скифов он часто смешивает уже с Сарматами.

Древние историки говорят, что междоусобия в скифских степях, при Черном море, произвели то, что множество Скифов перешло опять в Азию. Эти Скифы покорили Мидию и владели ею 28 лет; они же покорили Ассирию и доходили до Египта, соорудя на пути туда, в малой Азии, город Скифополь.

Дарий воевал в 480 году до Р.Х. со Скифами черноморскими.

У Римлян вся нынешняя Россия и придунайские земли названы были Скифией. Географ Равенский включает в число скифских вла­дений и Скандинавию, говоря: Magna insula antiqua Scythia... quam Jomandes Scanziam appellat. - Он помещает Великую Скифию, в ко­торой жили хазары и Славяне новогородские, между мурман, фин­нов, карпов и роксолан - это владения, составляющие одну Нового­родскую область. Вероятно, имя Новгорода Великий дало ему по­вод назвать и полагаемую им тут Скифию Великою.

При Птолемае Тавроскифы жили у Ахиллесова пролива.

В 400 году до Р. X. готы покорили гетов и Скифов при устье Вис­лы; следовательно, и на устье Вислы сидели Скифы.

В трех верстах от Симферополя находилась в старину скифская крепость Неаполь.

Там, где нынешний Акерман, сидели Скифы под именем тираге-тов.

Олоферн, военачальник Навуходоносора, ополчался между Га-ваем и скифским городом.

За несколько лет до Р. X. геты фракийские отняли у Скифов зем­ли между Дунаем и Днепром. Стало быть, Скифы сидели до самого Дуная.

Мела, называя всё пространство между Лабой и Доном Сарма-тией, указывает на находящиеся подле этой Сарматии азиатскую (значит, за Доном) и пространную европейскую (значит, от Дуная до Днепра) Скифию.

Siginni (сигуны), подревней географии Скифы, выселившиеся из Египта и севшие за Каспием. Но Сигуном называлась нынешняя река Сыр-Дарья (у древних Яксарт), следовательно, Скифы и у Аральс­кого моря, и в Египте.

Аорси показаны Сармато-скифским народом на северо-западной стороне Каспийского моря. Это у устья Волги, где сидела, по другим историкам, Рса приволжская.

Арихи - скифское племя, сидевшее между Азовским морем и Кав­казом [35].

Далмация причислялась в старину к Фракии, а вместе с нею к Скифии, следовательно, и вДалмации сидели Скифы.

Дамна - город в Азии, жители его Дамняне-Скифы.

Кельты названы Скифами. Адам Бременский называет Винету скифским городом.

Нестор пишет, что греки называли Великой Скифией полян, древ­лян, северян, радимичей, вятичей, хорватов, дулебов, оуличей и тиверцов до самого моря.

Из этого мы усматриваем, как широко раскинулись мнимые Ски­фы по Европе. И Фукидид в 460 году до R X. говорит, что Скифы есть многолюднейшее племя в мире.

Теперь перейдем к Сарматам. Начнём с праотца истории Геродота: он говорит, что Сарматы скифского племени, ибо они говори­ли скифским языком, но другим наречием, а поэтому Геродот и за­мечет, что они говорили испорченным скифским. - Каждое племя считает свое наречие чистым, а прочие к тому же языку относящие­ся испорченными. Очень естественно, что наречие мидийское мог­ло разниться с наречием придонским, а потому скифский градона­чальник, сообщивший Геродоту эти сведения, и сказал ему, что Сар­маты говорят испорченным скифским языком.

У Птолемая местами сливается Скифия с Сарматией. Он гово­рит, что границы европейской Сарматии были: на север - Северный Океан и Венедский залив, на западе Висла до истока своего, а на юге Сарматские горы, далее Тирас и от него до устья Борисфена (Днепра), оттуда до Перекопского залива, на восток по Меотийско-му (азовскому) заливу до устья Танаиса (Дона) и вверх по этой реке до её истока и до земли неизвестной.

В южной части этого обширного пространства находилась Геро-дотова Скифия, описанная им в 4-й книге, где он даёт первые наме­ки о стране, дотоле неизвестной грекам.

Из этого явствует, что ни Геродот, ни Птолемай, ни даже поздней­шие историки не знали настоящих границ этих царств на севере;

ибо ни у кого из них эти границы не смыкаются и ни один историк не мог совершенно отделить Скифии от Сарматии; то тут заходит уг­лом Скифия в Сарматию, то там Сарматия, в свою очередь, в Ски­фию, а в иных случаях они совершенно совпадают в одном месте и даже у одного и того же писателя. Возьмем, например, описание Скифии и Сарматии Птолемая и поставим их нарочно в параллель, чтобы удобнее было видеть, что эти два описания составляют один и тот же предмет, но с разными только заглавиями. Вот его Скифия и Сарматия:

Scythia intra Imaum. L. VI. С. 5. Sarmatia europaea L III. C. 5.
Alani monies Alaunus mons
Sycby montes  
Alani Scythae Alauni Scythae
Suoveni Stavani
Agathyrsi Agathyrsi
Sycby  
Aorsi Aorsi
Zaratae Zacatae

 

He ясно ли из этого, что Птолемай говорит в обоих случаях об одном и том же народе; следовательно, либо Сарматов тут не было, либо Скифов не было, либо один и тот же народ назван двумя име­нами.

Но мы ещё более убедимся, что одному и тому же народу дано два имени, если сообразим всё то, что говорят историки о них.

Геродот говорит: Сарматы - скифский народ, ибо они говорят скифским языком; следовательно, из Мидии переселены были не Мидяне, а Скифы, названные почему-то Сарматами.

Птолемай говорит: Алане - скифский народ. Он же говорит, что внутри Сарматии живут алаунские Скифы, они составляют ветвь сильных Сарматов и называются Алаунянами.

Маркиан говорит: Алане и Алано-Рси - сарматский народ.

Некоторые историки говорят, что Aorsi - Сармато-Скифский на­род и что сербы (Sirbi - С'рбы) - народ в азиатской Сарматии, за Волгой, сарматского племени.

Плиний говорит, что Алане соплеменны роксоланам, а роксолан признают большая часть историков за Сарматов. Он же пишет, что в Кавказском крае жили под именем Сарматов меоты (азовцы - азы), валы, сербы, аррихи (ореховцы?), цинги и псессии. Река Серпа или Сарпа, текущая между Доном и Волгой, и река Морава, у греков Мо-равиос, по Птолемаю, боковая река Дона, свидетельствуют, что тут действительно жили сербы и моравы. А сербы и моравы свидетель­ствуют об их славянстве.

Мы находим также в истории, что во времена Августа Сарматы были на Волге. - Также, что Сарматы на Дону делились на роксолан и яцигов и что Сарматы выступили в 1 веке из-за Дона под именем роксолан.

Страбон называет всех Скифов Сарматами. Маркиан называет аланорсов (Alanorsi-Алан -Рси) Сарматами. То же сказано у Скимна Хиоск. и в Periplus Pont, Ebx.

Тацит называет роксолан Сарматами.

Шафарик говорит, что Сарматы были известны в Европе под име­нем яксаматов, роксолан, яцигов и алан.

Маркиан Гераклейский говорит то же о Сарматии, что и Птоле­май, прибавляя только, что Рудон (Двина) и Борисфен (Днепр) вы­текают из Аланских гор.

Этим свидетельствуется, что Аланские (Alani montes) и Алаунс­кие (Alaunus mons) горы означают одно и то же, и напрасно некото­рые историки, роясь в географии, хотят отыскать эти горы в отрогах Кавказа, а некоторые даже и нашли их там, но только в своем игри­вом воображений.

В 94 году до R X. роксолане, сарматское племя, между Доном и Днепром, являются как союзники Скифов, сыновей Скилура VI, скиф­ского князя, против Митридата, царя Понтийского.

Все эти объяснения нисколько не кидают нам света на историю

народа, занимавшего некогда Россию, но еще более путают депо. Но чтобы обзор наш был полнее, рассмотрим сказания о Сарматах отдельно от Скифов.

Птолемай, описывая Европейскую Сарматию, говорит: в ней жи­вут большие народы: венеды по всему Венедскому заливу, певкины (псковитяне) и бастарны ( - поднестряне, так называли греки земледельческих Скифов) за Дакией, а по всему при­брежью Азовского моря яциги и аланорси (Алано-Рси), за ними, да­лее во внутренность, амаксобы (?) и алауны-скифы (здесь подразу­мевается одно и то же племя под Алано-Рси и Алауны-Скифы. При Чёрном море анты -дополняют многие историки.

Далее, говорит Птолемай, мелкие народы живут в Сарматии сле­дующие: на Висле, между венедов, гитоны (геты-унны), потом фен-ни, потом булане (в некоторых списках сулане), между ими фругун-дионы (фряги-унны), далее аварины, у истоки Вислы; между ими омброны (?), потом анартофракты (?), бургионы (по-монгольски бур-гундаи), арсиеты (аорсы-геты), сабоки, пенгиты (пеняне по некото­рым толкователям, а по-нашему пинежане) и бяссы - у Кавказа (куда хватил!). Восточнее этих сидят между венетами галинды (?), судины (судяне) и славяне (Slavani) до алан; между этими игилионы (на Иг-лаве в Моравии), потом чустобоки (Costoboki по реке Чустовой или Чусовой), а по Шафарику, костобоки и траномонтаны (?) до певкин-ских гор (псковских, ибо Псковская область, вероятно, занимала и часть алаунской возвышенности). Остаток Венедского залива зани­мают венеты, над ними оссияне (не пропущено ли тут «Р» в начале имени?), осей (то же), а совершенно на севере чарвоны (чарвонцы - Carwoni). Восточнее этих живут кареоты и салы (?), между ими ага-тирсы (ахтырны - как ниже выведено), потом аорси, пагириты (?);

между ими савари (северяне) и порусы до Рифейских гор, потом акивы и наски или насци (?); между ими ивионы и идрийцы (?); меж­ду ивионами и аланами стурни (струсни). Между алан и амаксобян кариопы (?) и сергачи; а по изгибу Дона офлоны (?), танаиты (при-донцы), между этими осилийцы (?) до самых роксолан, ракалане (рек алане?)и эксобигиты (?). Между поднестрян и роксолан, у са­мых гор, амадоки (Моздок?) и навары (?).

У озера Bices торрекады (?), а у пролива Ахиллесова тавроски-фы. Между поднестрян живут, подле Дакии, тагры (это тагрогициги или просто яциги), а между ими тирагеты. - Вот все народы в Сарма­тии европейской у Птолемая.

Сказание Птолемая о народах есть пустая номенклатура, из ко­торой ничего нельзя вывести, ибо названия все изуродованы как нельзя более, размещение племен все перебито и перепутано, соседями поставлены племена, сидевшие одно от другого тысячи на три верст, с севера отнесено несколько племен на юг, с юга на се­вер, с запада на восток, из средины на край. Одним словом, нет никакой возможности проследить все племена в том порядке, в ка­ком он расположены у автора.

По всему видно, что при этом описании Птолемай черпал из всех возможных источников и ставил все собранные им сведения, не соображая ни правильности, ни порядка, ни отношений местности. Племена, показанные восточным писателем на западе, и он ставил также на западе, тогда как они с его собственной точки воззрения сидят на востоке. Точно такая же путаница и в других отношениях;

например, Геродотов север доходил только до Харькова и Галиции (галицкой Руси) и оканчивался чарвонами; Птолемаев же север идет почти до Белого моря, а чарвонов он всё-таки ставит на самом севе­ре, ибо по недостатку географических и этнографических сведений он не мог даже и исправить неверности. То же самое вы найдете у него и об алаунах-Скифах. Он говорит, что эти алауны-Скифы, так­же ветвь сильных Сарматов, в недоведомые времена оставили свои места на Дону; Волге и Кавказе и отправились в дальний север - тут сейчас думается, что к Белому морю (ибо север Птолемая доходит до Северного океана), а на деле только к источникам Волги и Днеп­ра.

Кроме того, некоторые названия, по-видимому, выдержали двой­ной перепад: на монгольский и греческий манеры. В монгольском языке мы можем отыскать значение только некоторых названий, явно оттуда почерпнутых, как, например, уннов, антов, бургундионов, ки-цигов, язей, якасиров или ясиров. Ун - значит у монголов правый, добрый [36], ант - присяжный, клятвенный [37], бургундай - расколь­ник [38], кициги - младшие, язы-поляне, якасиры, ясиры - полонен­ные; ути, уди, удии - зажигатели [39]. При этом неизлишним будет заметить, что у монголов Саклаб значило осторожный. Не у них ли заимствовали арабы слово секлаб, которым они именуют славян?

Итак, мнимая Сарматия европейская заключала в себе всю вос­точную Пруссию, часть Польши, всю нынешнюю европейскую Рос­сию и придунайские земли. Одним словом: она покрывала собой всю европейскую Скифию, и все славянские племена, вне Скифии жившие. Представьте себе огромное племя, всю Сарматию зани­мавшее; оно должно было быть гораздо более скифского племени, которое Фукидид называет огромнейшим в мире.

Но рассмотрим, что ещё говорят о Сарматах. Первое племя сла­вянское, выплывшее из общего сарматского моря под собственным своим именем - были даки. Это случилось во время войн Траяна с мнимыми Сарматами; в 106 году по Р. X. Траян, покорив их, узнал и настоящее их название.

За даками следовали яциги и паннонцы, а именно: по Аммиану Марц. и блаж. Иерониму Сарматы разделялись на Sarmatae Arearaganthes и Sarmatae Limiganthes, или Sarmatae liberi и Sarmatae servi; первые назывались также яцигами, а последние паннонцами. Слово limiganthes производит Левицкий от червонорусского lemki [40], а по-нашему он происходит от древнерусского имени лямницы, т.е. порабощенные.

Это обстоятельство следует пояснить несколько более: в 332 году Сарматы просили римлян пособить им воевать против готов, кото­рым они прежде помогали, а тут готы стали теснить их.

Император Константин прибыл и победил готов.

Когда же впоследствии сарматы ворвались в римские владения, то готы напали на них и истребили почти всё их войско. Сарматы в 334 году вооружили своих рабов и посредством их одержали побе­ду. Но вооруженные рабы прогнали своих господ и сами, как лими-ганты, поместились между Дунаем и Тиссою.

Изгнанные Сарматы - владельцы - вступили частью в военную службу к готам, давшим им несколько земли для поселения; 300 000 из них получили от римского императора места в Паннонии, Фракии, Македонии и Италии. Города лимигантов назывались с того време­ни холопьими [41].

В 358 году император Констанций хотел наказать лимигантов и, подкрепленный готами и изгнанными сарматами, разбил лимиган­тов совершенно и возвратил землю сарматам-Arearaganthes, дав им царя.

За яцигами и паннонцами следовали очистившиеся от названия Сарматов сербы, хорваты и булгары.

С этого времени, когда римляне узнали настоящие племенные названия Сарматов, имя Сарматии и Сарматов исчезло в истории почти повсеместно, и они уже являются под разными славянскими наименованиями и под более общим именем Славян. Со времени войн германцев со Славянами исчезло имя венедских Сарматов и самих венедов. Последнее племя, с которого сняли историки общее имя сарматов, были Руссы. Это случилось уже в конце XV столетия нашего летосчисления, ибо Халкокондила в 1453 году называет ещё Россию Сарматией, но уже делить её на Великую, Белую и Чёрную, почти подобно тогдашнему её действительному делению, и упоми­нает уже в ней города Москву, Новгород и Тверь.

Далее мы находим, что у римлян Borusci Borussi (Порусичи, По-руси), народ внутри европейской Сарматии, у источников Днепра - племени сарматского. Это алаунская Русь на реке Порусье.

Что Сарматы говорили венедским языком, который есть наречие славянского, явствует из следующего: папа Сильвестр II говорит о походе Отгона I против Славян следующее: Legiones militum duxit (caesar Otto I) in Sarmates, quos ea lingua Guinidos dicunt (Bibl. max. patr.).

Германцы пишут, что Овидий изучал в Томи языки гетский и сар­матский, которые принадлежали к славянским наречиям.

F.M.Apendini доказывал, что древние фракийцы, македонцы, ил­лирийцы, скифы, геты, даки, сарматы, кельтоскифы говорили одним славянским языком. Клуверий считает Сарматов предками венедов и слованцев.

lordan доказывает, что сарматами и меотидами называли сла­вян, живших на Дону и Волге и после у Чёрного моря и Дуная.

Антон выводит от волжских Сарматов будинов, роксолан и сер­бов.

Гримм принимает древних иллирийцев и Сарматов за Славян.

Шафарик говорит: Сарматы были известны в Европе под имена­ми яксаматов (приаксайцев) и роксолан.

Шафарик, приводя сарматские слова в русском языке, как, на­пример, бугор, курган, дей, богатырь, стряпчий, хорош, амбар, буза, чертог, топор, говорит, что они заимствованы из персидского. Этим он желает доказать, что Русы не Сарматы, ибо это слова не сармат­ские, а только перенесены Сарматами в Россию.

В этом мы нисколько не сомневаемся, ибо Сарматы переселены на Дон из Мидии, следовательно, могли занесть оттуда и много пер­сидских слов в Россию. Но потом он говорит, что у Сарматов было много славянских слов, как князь, рача и пр. Что же доказал этим Шафарик? Что Руссы не Сарматы? А по-нашему выходит наоборот. Если Сарматы заимствовали у Персов те же слова, какие заимство­вали и Руссы у тех же Персов или уже у Сарматов, а прочие слова сарматские, равно как и русские, принадлежат славянскому языку, то, следовательно, и Сарматы, и Руссы говорили одним и тем же языком.

Ведь не представил нам Шафарик ни одного слова сарматского, которого не было бы в древнем русском языке. А притом ещё спро­сим: почему же и Руссы и Сарматы заимствовали у Персов одни и те же слова? Стало быть, в обоих языках был совершенно одинако­вый недостаток? Сверх того заметим, что каждый народ, заимствуя у другого народа какое-либо слово, перелаживает его всегда по кон­струкции своего языка, как, например, occasion - оказия, carrosse -карета, Schrobhobel - шерхебель; Rohbank - рубанок; или как немцы геределали обозы в Obosen, шведы, шило в Sul и пр.

Отчего же это у Сарматов и Руссов все персидские слова конст­руированы совершенно одинаково? Стало быть, оба языка имели не только общие слова, но даже и совершенно одинаковую конст­рукцию, которая различна даже у разных славянских племен. Не дает ли это ещё новый повод заключить, что те Сарматы, которые занес­ли персидские слова в Европу, говорили чистым русским языком?

Но чтобы обзор наш был полнее, кинем ещё критический взгляд на главные племена Сарматов.

Историки говорят, что главные племена Сарматов составляли яциги, алане и роксолане.

Об яцигах говорят историки весьма мало, но признают их Сар­матами [42] и делят на три касты, а именно: на королевских яцигов, сидевших у Чёрного моря и потом у Дуная; на хлебопашествующих яцигов у Азовского моря и на яцигов Metanasta (меченосцев). Что Metanasta есть изуродованное греками слово меченосцы, в том нет никакого сомнения; ибо мы видим, во-первых, что это деление пе­решло на них со Скифов, или, лучше сказать, сохранилось с тех пор, когда они назывались ещё Скифами; во-вторых, это яциги имен­но находились в беспрестанных войнах с римлянами, византийца­ми и готами и потому прозвание их меченосцами, а под именем скифов воинственными, что

весьма соответствовало их образу жизни; а в-третьих, грек, не знавший вовсе ни русского, ни итальянского языков, русское слово «меченосцы» никогда не произнесёт иначе как «метанасте».

Азовские яциги двигались постоянно с роксопанами вместе. Часть их, оставшаяся в Венгрии, и до сего времени существует под имена­ми ящагов и русняков. Это место между Пестом и Гевесов называ­ется и по сие время Ящаг. Там вырыт не так давно из земли золотой кубок с следующей древнеславя некой надписью:

Мы читаем эту надпись так:

Булд жупан теси луге;

Тойги бу Таул жупан, Тагрогитциги таиси.

По-русски:

Был Жупан тише луга [43];

То был Таул-жупан, Тагрогицигов укрывший (утаивший) [44].

Это окончательно убеждает, что яциги были Славяне, ибо и сло­во жупан принадлежит Славянам и соответствует князю или гетма­ну Сербия разделена была даже на жупы, что соответствует рус­ским уделам; а великий жупан соответствовал великому князю и на­ходился в тех же отношениях к жупанам, как последний к князьям. Последнее место, где являлись яциги, было в соседстве с Литвой.

Роксолане, двигавшиеся вместе с яцигами, сидели в нынешней Померании, под тем же своим именем, но потом они являются уже нам под именем Новоруссов (Nowomtha), о чем подробно изложено будет в статье о Руссах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.