Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека 8 страница




Некогда один из элохимов сочетался с Евой и от этого брака произошел Каин. Другой элохим, Адонай или Иегова-Ягве создал затем Адама. Последний, со своей стороны, тоже сочетался с Евой, и от этого брака произошел Авель. Адонай посеял раздор между членами семьи Каина и семьи Авеля. Однако, из нового соединения Адама с Евой произошел род Сета.

Таким образом, мы имеем два рода людей. Одни являются потомками элохима, сынами Каина; их называют также сынами огня. Это те, которые обрабатывают землю, творят из неживой земли и преобразовывают ее посредством человеческого искусства. Енох, один из потомков Каина, научил людей искусству обтесывать камни, строить дома, организовывать общество, основывать гражданские общества. Другим потомком Каина является Тубал-Каин, тот, кто обрабатывал металлы. Из этого рода происходит и строитель Хирам-Абиф.

Авель был пастухом. Он придерживался того, что находил и принимал мир таким, каким он был. Такова вечная противоположность между людьми. Одни принимают мир таким, каков он есть, а другие хотят из неживого формировать новую жизнь посредством искусства. Другие народы изобразили прародителя этих сынов огня в легенде о Прометее. Сыны огня, исходя из всеобъемлющих мировых мыслей, должны встраивать в мир мудрость, красоту и добро, чтобы превратить мир в Храм.

Царь Соломон происходил из рода Авеля. Он сам не мог построить Храм; ему недоставало искусства. Поэтому и призвал он строителя Хирама-Абифа, потомка Каина. Соломон был божественно прекрасен. И когда царица Савская пришла к нему, ей показалось, что она видит статую из золота и слоновой кости. Она пришла, чтобы сочетаться с ним браком.

Иегову называют также богом форм, богом, который созидает из живого живую мощь, в противоположность другому элохиму, который творит, чтобы из безжизненного выколдовывать живое. Кому же принадлежит будущее? — В этом великий вопрос Храмовой легенды. Если бы люди развивались согласно религии Иеговы, то всякая жизнь замерла бы в форме. В оккультной науке это называют переходом в восьмую сферу. Однако, теперь пришло время, когда сам человек должен пробудить мертвое к жизни. Это совершается сыновьями Каина, теми, кто не остается с уже имеющимся, а сам творит в формах. Сыновья Каина сами формируют строение мира.

Когда царица Савская видит Храм и спрашивает, кто является его строителем, то ей называют Хирама. И когда она затем видит его, то в нем она сразу же узнает того, кто ей предназначен. Тут царь Соломон начинает ревновать; он объединяется с тремя подмастерьями, которые неспособны стать мастерами, чтобы сорвать отливку шедевра Хирама — "рудного моря". Этот отлив должен был стать его величайшим шедевром. Человеческий дух должен был соединиться с металлом. Из трех подмастерьев один был сирийским строительным рабочим, другой — финикийским плотником, а третий — еврейским рудокопом. Заговор удается — они уничтожают отливку тем, что вливают в нее воду. Всё разлетается. В отчаянии строитель хочет броситься в огонь. Тут он слышит голос из центра Земли. Он исходит от самого Каина, который взывает к нему: пусть он возьмет молот божественной мировой мудрости, посредством которого может быть снова восстановлено целое. И Каин дает ему молот. — Дух человека является тем, что человек встраивает в астральное тело, если он не оставляет его таким, каким получил. — Это строение теперь должен воздвигнуть Хирам. Однако, этого он достигает после жизни. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Я хотел довести легенду до этого места, чтобы показать, как в первоначальных оккультных братствах жила мысль, что человек имеет некую задачу, — задачу обрабатывать безжизненный мир и не удовлетворяться тем, что уже существует. Мудрость посредством того, что она втекает в безжизненный мир, становится деянием, чтобы мир стал отблеском предвечной духовности.

Мудрость, красота, сила являются тремя ключевыми словами всякого масонства. Изменить внешний мир так, чтобы он стал одеянием духовного, — в этом состоит задача. Сегодня сами масоны уже не понимают этого и верят, что человек должен работать над своим собственным Я. Они считают себя особенно умными, когда говорят, что в средневековье вольные каменщики не были каменщиками по профессии. Однако, ими были именно настоящие каменщики, ибо внешние постройки должны были стать отображением духовного мирового Храма, который должен был быть построен на основе интуитивной мудрости. Эта мысль раньше лежала в основе больших строительств, и ей следовали вплоть до мельчайших частностей.

На одном примере я хочу показать превосходство мудрости над рассудком. Возьмем готический собор и рассмотрим его чудесную акустику. Сегодня ее уже невозможно воспроизвести, так как глубокое знание о ней утеряно.

Знаменитое Морисское озеро в Египте также является шедевром человеческого духа. Это не природное озеро, но устроенное искусственно на основе интуиции мудрых, чтобы вода при избытке скоплялась и при недостатке ее можно было распределять по всей стране. Это было шедевром строительства каналов.

Когда человек будет строить в соответствии с той же мудростью, с которой божественные силы сотворили природу, как они мудро построили физическое, тогда будет построен Храм. Дело не в том, сколько в отдельности можем мы построить на основе нашей мудрости, но в том, что мы должны иметь умонастроение, которое знает, что Храм человечества может быть построен только на основе мудрости.

Проходя сегодня по улицам города, мы видим обувную лавку, рядом аптеку, затем торговлю сыром, а рядом магазин тростей. Если мы не собираемся покупать что-либо из этого, то какое нам до этого дело? В какой малой степени внешняя жизнь такого города является продолжением того, что мы чувствуем, мыслим и ощущаем! Совсем иначе это было в средневековье. Когда человек шел по улицам, он видел фасады домов, построенные в духе умонастроения и характера жителей. Каждый дверной замок выражал то, что делалось человеком с любовью, в соответствии с его духом. Так, например, если пройтись по улицам такого города, как Нюрнберг, то еще можно увидеть то, что имело тогда место, и противопоставить этому современную абстракцию, которая уже совершенно не касается человека. Таково материалистическое время и его хаотическое творчество, к которому постепенно перешли из бывшего ранее спиритуалистического времени.

Человек рожден из природы, которую некогда формировали боги, так что всё вчленялось в великое мировое строение, в великий Храм. Было время, когда невозможно было рассматривать что-либо на Земле, не говоря себе при этом: божественные существа построили этот Храм вплоть до той ступени, когда было закончено построение человеческого физического тела. Затем им овладели более высокие принципы (психические силы) и из-за этого в мир вошел беспорядок, хаос. Желания, вожделения, страсти внесли беспорядок в мировой Храм. Только тогда, когда из воли человека более высоким и прекрасным образом вновь заговорит закономерность, подобно творчеству богов в природе, только тогда, когда человек даст в себе воскреснуть Богу, так что он сможет, подобно Богу, строить Храм, тогда будет вновь обретен потерянный Храм.

Если бы мы думали, что строить должны только те, кто может строить, это было бы неправильно. Нет, дело идет об образе мыслей, даже тогда, когда очень много знают. Однако, если имеют умонастроение мыслить в этом направлении и затем берутся за социальные, технические и юридические реформы, то тогда строят утерянный Храм, который должен быть восстановлен. Если же приступают к реформам даже с самыми лучшими намерениями, но без такого умонастроения, то устраивают лишь новый хаос. Ибо отдельный камень совершенно бесполезен, если он не подходит для общего плана. Если вы совершаете реформу в юстиции, религии и т.п., видя только частности и не имея направленности к целому, то это будет только разрушением.

Поэтому теософия является не только теорией, а практикой, самым практическим в мире. Верить, что теософы — это отшельники, не строящие в мире, является заблуждением. Если бы мы могли добиться того, чтобы люди к социальным реформам подходили на теософской основе, тогда бы они быстрей и уверенней смогли бы достигать всего того, к чему они стремятся. Не будем говорить что-либо против отдельных движений, но осуществляемые таким частным образом, они ведут не к чему иному, как к фанатизму. Все частные стремления к реформам — апостолы мира, движения воздержания, вегетарианцы, защитники животных и т.д. — только тогда имеют смысл, когда они все созвучны и идут в одном направлении. Идеал они могут иметь, собственно, только в одном великом всеобщем движении, которое, в объединении, ведет ко всеобщему Храму.

В этом состоит аллегория Храма, который утерян и должен быть восстановлен.

Заметки ответов на вопросы:

Вопрос: Как обстояло дело с сынами Каина и сынами Авеля?

Ответ: Сыновья Каина являются менее зрелыми; сыновья Авеля являются перезрелыми. Сыновья Авеля обратятся к более высоким сферам, когда они завершат эти инкарнации. Сыновья Авеля являются солнечными питри; сыновья Каина являются самыми зрелыми лунными питри.

Вопрос: Почему образовалось так много мистических и масонских объединений?

Ответ: Всякую высшую работу можно совершать только в объединениях. Круглый стол короля Артура, как правило, включал двенадцать.

Вопрос: Знаете ли вы работу Альберта Шеффле?

Ответ: Альберт Шеффле написал работу о социологии, и изображение, которое он дает, является гораздо более масонским, чем то, что выходит из масонских лож.


ОБ УТЕРЯННОМ ХРАМЕ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВНОВЬ ВОССТАНОВЛЕН

в связи с легендой Древа Креста, или Золотой легендой

Вторая лекция Берлин, 22 мая 1905*

Вот еще некоторые рассмотрения, касающиеся утерянного Храма. Величайший символ должны мы видеть в Храме Соломона. В первую очередь дело идет о том, чтобы понять этот образ. Из Библии вы знаете историю его возникновения. При этом мы имеем дело не просто с образами, а действительно с внешними истинами, в которых, однако, одновременно заключается глубокая символика мировой истории. И те, кто строил Храм, осознавали, что они при этом хотели выразить.

Рассмотрим вопрос: почему был построен Храм? И вы увидите, что каждое слово, которое об этом говорит Библия, представляет собой глубоко значительный образ. При этом вы только должны учитывать то, в какое время имело место строительство. В первую очередь сосредоточимся на библейских словах о том, чем должен быть Храм. Ягве обращается к Давиду со словами: "Дом для моего имени" (2 Цар 7, 13), то есть дом для имени "Ягве". Теперь уясним себе, что означает имя "Ягве".

Древнее иудейство в известное время пришло к пониманию святости имени "Ягве". Что оно означает? Ребенок в определенный момент своей жизни учится употреблять слово "я". До того он считает себя предметом. Как он обозначает другие вещи, так и себя он обозначает объективным именем. Только позднее учится он употреблять слово "я". Для великих, выдающихся духов тот момент, когда они впервые в жизни узнают в себе "я", впервые осознают его, является чрезвычайно важным. Жан Поль** рассказывает об этом событии своей жизни. Маленьким мальчиком он стоял однажды во дворе перед сараем; тут он в первый раз пережил свое "я". И этот миг был для него таким ясным и торжественным, что он говорит об этом: "Как за завесу святая святых заглянул я в свое внутреннейшее".

Люди развивались через многие расы, и вплоть до атлантического времени они воспринимали себя объективно. Только в течение атлантической расы человек развился до того, что мог сказать себе "я". Древние иудеи подытожили это в качестве учения.

Человек прошел через царства природы. В конце концов в нем взошло я-сознание. Астральное, эфирное, физическое тело и Я образуют пифагорейский квадрат. И иудейство присоединило к этому Божественную самость, которая идет к нам сверху вниз — в противоположность Я, которое идет снизу вверх. Так из четырехугольника возник пятиугольник. Так иудейство вопринимало Господа своего народа, и поэтому это было чем-то священным — произнести "имя". Тогда как другие имена, как, например, Элохим или Адонай, становились всё более популярными, имя "Ягве" мог произнести только помазанный священник в святая святых. Ко времени Соломона древнее иудейство пришло к святости имени Ягве, к этому Я, которое может жить в человеке. Призыв Ягве к людям надо понимать так, что сам человек должен стать Храмом Святого Бога. Мы получили новое понимание божества, а именно: того Бога, который сокрыт в груди человека, в глубочайшем святилище человеческой самости, содеять моральным Богом. Таким образом, человеческое тело становится великим образом святая святых.

И теперь должен был быть воздвигнут внешний образ, так как человек является домом Божьим. Символом, образом собственного человеческого тела, должен был стать Храм. Поэтому был призван строитель, Хирам-Абиф, который знал мирские искусства, который мог самого человека претворить в Бога. С этим связаны два образа в Библии: первый — это Ноев ковчег, А второй — Храм Соломона. Они определенным образом являются тождественными и всё же по-существу различными.7

Ноев ковчег был построен, чтобы человек мог спастись и перейти в теперешнее состояние своего бытия. До Ноя человек жил в атлантическом и лемурийском времени. Тогда он ещё не строил корабля, посредством которого он мог бы пройти через воду астрального в земное бытие. Человек пришел из вод астрального, и Ноев ковчег перенёс его. Ковчег представляет собой строение, которое было построено неосознанными божественными силами. Существуют измерения, по которым меры ковчега соответствуют мерам человеческого тела и мерам Храма Соломона.8

Человек вырос из Ноева ковчега и теперь он должен сам окружить высшее Я зданием, которое должно быть создано посредством его духа, посредством его мудрости, посредством мудрости Соломона.

Мы вступаем в храм Соломона. Уже врата являются характерными. Четырёхугольник считался древним символом. Сегодня человек переступил из состояния четверичности в состояние пятеричности в качестве пятичленного человека, который осознаёт свою высшую самость. Внутренний божественный Храм сформирован таким образом, что он окружает пятичленного человека. Квадрат является священным. Врата, покрытие и боковые столбы вместе создают пятиугольник. Когда человек пробуждается из четверичности, то есть когда он входит во внутреннее, — внутреннее же является важнейшим в Храме, — там видят род алтаря: мы видим двух Херувимов, которые подобно двум духам-хранителям царят над ковчегом Завета, святая святых; ибо пятый, ещё не сошедший, принцип должен быть под защитой двух высших сущностей — буддхи и атма. Это есть вступление в манасическое развитие человека.

Вся внутренность покрыта золотом, так как золото издревле является символом мудрости. Теперь мудрость вступает в манасическую стадию. Листья пальмы являются символом мира. Это выражает определенную эпоху развития человека и поставлено тут как нечто такое, что только позже, в христианстве, приходит к своему выражению. Тогда руководители Храма сохраняли его в себе и таким образом выражали тут нечто предрешённое для будущего.

Позднее, в средневековье, идея Храма Соломона ожила в храмовых рыцарях, тамплиерах, которые хотели перенести мысль о Храме в западный мир. Однако, тогда тамплиеры не были поняты (при гроссмейстере Якобе де Моле). Если мы хотим понять рыцарей Храма, мы должны заглянуть вглубь истории человечества. То, что было предъявлено в качестве обвинения тамплиерам, является большим недоразумением. Рыцари Храма говорили тогда: всё, что мы пережили до сих пор, является подготовлением к тому, чего желал Спаситель. Ибо они говорили: существует будущее христианства, его новая задача. И мы имеем задачу готовить различные секты средневековья и людей вообще к тому будущему, когда христианство восстанет к новой ясности в том, чего собственно желал Спаситель. Мы видели, как христианство началось в четвёртой подрасе, в пятой оно продолжит своё развитие, однако только в шестой подрасе оно должно будет праздновать вновь воскресшую славу. Это мы должны подготавливать. Мы должны так направлять души людей, чтобы проявилось настоящее, истинное, чистое христианство, в котором живет Имя Высочайшего.

Иерусалим должен был стать центром, и оттуда должна была изливаться во весь мир тайна отношения человека ко Христу. То, что изображалось в качестве символа в Храме, должно было стать живой действительностью. О тамплиерах говорили и упрекали их в том, что они установили некое поклонение звёздам, а также Солнцу. Однако за этим стоит большая мистерия. Дароприношение раньше было не чем иным, как большой мистерией, Месса распадалась на две части: на так называемую малую мессу, в которой могли принимать участие все; а когда она заканчивалась, и широкие массы удалялись, следовала большая месса, которая была предназначена только для тех, кто хотел пройти через оккультное обучение, кто хотел вступить на "путь". В этой большой мессе сначала прочитывался апостольский символ веры, затем показывалось развитие христианства во всём мире и то, каким образом христианство связано с великим ходом мирового развития.

Положение Земли не всегда было таким, как сегодня; некогда Земля была связана с Солнцем и Луной. Солнце отделилось и начало освещать Землю извне; затем отделилась Луна. Таким образом Земля раньше была совсем иным местом жительства для людей. Тогда человек был физически совершенно другим. Вся жизнь человека на Земле стала иной, когда Солнце и Луна отделились от Земли. Только тогда возникли рождение и смерть; только тогда началась реинкарнация; только тогда человеческое Я, индивидуальность, сошла в физическое тело, начав последовательно реинкарнировать. Некогда это опять прекратится. Земля вновь соединится с Солнцем, и тогда человек сможет своё дальнейшее развитие проделывать на Солнце. Мы имеем некую ступенчатую лестницу, по которой человек сходится с Солнцем. Эти вещи связаны с движением Солнца по небесному своду.

Всё, что происходит в мире, в последующих стадиях (развития) кратко повторяется. Всё повторилось, также и развитие глобов повторилось, соответственно в первой, второй и третьей коренной расе. Затем человек сошел в инкарнации. При переходе от второй к третьей коренной расе отделилось Солнце, в третьей Луна. Далее Земля развивается от третьей к шестой коренной расе, когда Солнце вновь соединится с Землёй. Тогда начнётся новая эпоха, когда человек достигнет гораздо более высокой ступени и прекратит инкарнировать.

Как религия это учение о ходе развития вошло в мир в форме рассказа о Ноевом ковчеге. То, что должно произойти в будущем, было предвозвещено в учении. Объединение Солнца с Землёй предвозвещается в явлении Христа на Земле. С подобными учениями дело всегда обстоит так: некоторое время то, что происходит, является повторением прошлого. Затем учение начинает быть провозвестием будущего. Отдельные подрасы в отношении развития ступеней связаны с ходом Солнца по небесному своду. Если вы нарисуете зодиакальный круг, вы получите картину хода Солнца по небесному своду.

Вы знаете, что время, когда на смену третьей подрасе пришла четвёртая, связано со знаком Овна. Ассиро-вавилонская эпоха объединила значительное своего времени под знаком Тельца, а предшествующая персидская эпоха отмечена знаком Близнецов. Если же пойти ещё дальше назад, то в эпоху санскритской культуры мы придём к знаку Рака. Это время, когда Солнце в начале весны восходило в знак Рака, стало поворотным временем человечества. Атлантида погрузилась в воду, и началась первая подраса пятой коренной расы. Этот поворот был означен Раком. Следующая эпоха начинается тогда, когда Солнце восходит в Близнецах. Дальнейший ход истории вводит нас в переднеазиатско-египетскую культуру, когда Солнце восходит в Тельце. Когда Солнце перемещается дальше, начинается четвёртая подраса, которую греческая легенда соотносит с Овном, Агнцем (легенда о Язоне и о возвращении руна). Ещё в первых временах христианства Спаситель изображался в виде Агнца. Он и Сам Себя называет Агнцем.

Мы проследили время от первой до четвёртой подрасы. Солнце продвинулось по небу, и теперь, когда мы сами находимся в критическом пункте, мы вступаем в знак Рыб. Затем придёт время, в шестой подрасе, когда люди будут настолько внутренне очищены, что сами станут Храмом божественного. Тогда Солнце вступит в знак Водолея. Так проходит Солнце, будучи, собственно, только лишь внешним выражением нашей духовной жизни, свой путь по небесному своду. Только тогда, когда Солнце в начале весны будет восходить в Водолее, оно будет понято с полной ясностью.

Так протекала большая месса, с которой удалялись непосвящённые. Тем, кто оставался, объяснялось, что христианство, которое началось как семя, в будущем в качестве плода должно принести нечто совершенно иное; и под "Водолеем" подразумевался Иоанн, который посеял христианство подобно горчичному зерну. Аквариус, или Водолей, означает то же самое, что и Иоанн, который крестил водой, чтобы подготовить людей к принятию огненного крещения Христа. В глубинах мистерий тамплиеров учили тому, что придет "Иоанн-Аквариус", который претворит истину старого Иоанна и предвозвестит Христа; что он обновит Храм, когда настанет тот великий момент времени, когда Христос вновь будет говорить к человечеству; чтобы тогда понять это время — этому учили тамплиеров.

Далее тамплиеры говорили: в настоящее время, люди ещё не созрели для того, чтобы понять великое учение; мы ещё должны их готовить для Иоанна Крестителя, который крестит водой. — Перед тем, кто хотел стать тамплиером, ставился крест и ему говорилось: ты теперь должен отречься от этого креста, чтобы затем понять его, — сначала стать Петром, сначала подобно Петру, скале, который отрёкся от Господа, отречься от учения. Это преподавалось будущему тамплиеру в качестве подготовительной школы. Рассмотрим это обучение стадии Петра.

Все это так мало понимают в широких кругах, что даже буквы на кресте не в состоянии истолковать правильно. Платон говорил о том, что мировая душа распята на мировом теле.* Крест символизировал четыре элемента. Растительное, животное и человеческое царства построены из четырех элементов. На кресте стоит: Jam = Йам = вода = Иаков; Nour = Ноур = огонь, который соотносится с Самим Христом; Ruach = Руах = воздух — символ Иоанна; четвертое — Jabeschah = Йабеша = земля, скала — для Петра.

Итак, на кресте написано то же самое, что выражено в именах (трех) апостолов, тогда как в имени "J.N.R.J." имеется в виду Сам Христос. "Земля" — это то, к чему сначала должно было быть приведено само христианство, — к тому Храму, к которому человек привел себя, чтобы стать оболочкой для высшего....

Дважды "кричит петух", который является символом низшего, а также и высшего Я человека. Первый раз "кричит петух", когда человек сходит и материализуется в вещественном; второй раз — когда он вновь поднимается, когда он научился понимать Христа, когда явлен Водолей. Это произойдёт в шестой подрасе. Тогда человек постигнет в духе, чем он должен стать. Я тогда достигнет определённой ступени, когда в высшем смысле осуществится то, что изображает Храм Соломона, когда сам человек является Храмом "Ягве".

Однако, до того человеку надо пройти три стадии очищения. Я находится в тройном облачении: во-первых — в астральном теле, во-вторых — в эфирном теле, в-третьих — в физическом теле.

Находясь в астральном теле, мы в первый раз отрекаемся от божественного Я, в эфирном теле — второй раз, и в третий раз — в физическом теле. Первый крик петуха является тройным отречением через тройную оболочку человека. И когда он затем прорабатывает три тела, когда Я находит своё величайшее символическое осуществление во Христе, тогда кричит петух во второй раз.

Это введение себя через борьбу к собственному пониманию Христа, — сначала надо было проделать стадию Петра, — эти глубокие идеи не мог объяснить судьям ни один из пытаемых тогда тамплиеров.

Итак, тамплиеры сначала приходили к тому, что они как бы отрекались от креста. После того, как всё это изображалось для тамплиера, ему показывали символический образ божественного существа в исполненном достоинства мужском образе с белой бородой (символе Отца). Когда люди доразовьются до того, что смогут иметь собственных водителей среди мастеров, когда появятся те, кто сможет вести людей, тогда перед людьми, как слово ведущего Отца, будет стоять мастер, который поведёт людей к постижению Христа.

А затем тамплиерам говорилось: когда вы поймёте это, вы будете зрелы для того, чтобы участвовать в строительстве великого мирового Храма. Вы должны содействовать тому, чтобы устроить всё таким образом, чтобы великое здание стало местом жительства нашего собственного глубокого Я, нашего внутреннего ковчега Завета.

Обозрев всё это, мы получим образы, исполненные большого значения. И тот, в чьей душе эти образы обретут жизнь, всё больше и больше будет созревать к ученичеству у великих мастеров, которые подготавливают это строительство Храма человечества. Такие великие представления действуют в качестве сил в нашей душе, так что посредством их мы можем совершить очищение, которое поведет нас к живой жизни в духе.

Эту черту средневековья, которая проявляется у рыцарей Храма, мы находим и в двух круглых столах — короля Артура и Святого Грааля. Старое светское можно было найти в Круглом Столе короля Артура, тогда как собственно духовное христианских рыцарств должно было подготавливаться в тех, кто хранил тайну Святого Грааля. Замечательно то, как объективно и спокойно люди средневековья думали о восходящей силе (плоде) и о внешней форме христианства.

Прослеживая учение тамплиеров, мы видим в его средоточии нечто, что почиталось как женственное. Это женственное называют Божественной Софией, Божественной Мудростью. Манас является пятым принципом, духовной самостью человека, которая должна взойти, для которой должен быть воздвигнут Храм. И как пятиугольник перед входом Храма Соломона характеризует пятичленного человека, так и это женственное характеризует мудрость средневековья. Данте в своей Беатриче хотел изобразить не что иное, как эту мудрость. Только тот понимает "Божественную комедию" Данте, кто рассматривает ее с этой стороны. Поэтому и у Данте вы находите те же символы, которые проявляются у тамплиеров, христианских рыцарств, рыцарей Грааля и т.п. Всё, что должно произойти, задолго до того готовится великими посвященными, которые то, что должно произойти в будущем, выражают так, как это сделано в Апокалипсисе, чтобы души были подготовлены к тем событиям.

Согласно легенде у истоков человеческого рода в мире имеются два течения: сыны Каина, которых один из элохимов родил от Евы, — дети мира, у которых мы находим великие искусства и науки. Это одно течение, которое было объявлено вне закона и должно быть впоследствие освящено христианством, когда пятый принцип вступит в мир. Другое течение представлено сынами божьими, которые произошли от Адама. Затем сыны Каина были призваны, чтобы заключить в оболочку то, что создали сыны божьи, дети Авеля-Сета.

В ковчеге Завета сокрыто святое имя Ягве. Однако то, что должно преобразить мир, что должно создать оболочку для святая святых, это должно быть вновь изготовлено сынами Каина. Бог создал тело человека; в нем восходит человеческое Я и вначале разрушает Храм. Человек может спастись только в том случае, если он построит себе Ноев ковчег. Этот дом человек должен вновь воздвигнуть. Так те, кто вошли в мир как сыны Каина, строят внешнее, а то, что принесли сыны божьи, строит внутреннее.

Уже в начале нашей расы эти два течения дали о себе знать.

Мы только тогда поймем теософию, когда воспримем ее как завещание готовить то, что обозначается как Храм Соломона и что надо ожидать как будущее. Мы должны готовить новый союз вместо старого. Старый союз — это союз с творящим Богом, причем божественное созидает человеческий Храм. Новый же — это тот, в котором человек сам обрамляет божественное Храмом мудрости, когда он восстанавливает Храм, чтобы Я нашло убежище на этой Земле, когда оно, освобожденное, восстанет из материи.

Так глубоки те символы и таково было то воспитание, которое тамплиеры хотели привить человечеству. Розенкрейцеры являются не кем иным, как продолжателями дела ордена Храма; они хотели того же, чего хотели рыцари Храма и чего хочет и теософия: они все работают над великим Храмом человечества.


ОБ УТЕРЯННОМ ХРАМЕ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВНОВЬ ВОССТАНОВЛЕН

в связи с легендой Древа Креста, или Золотой легендой

Третья лекция Берлин, 29 мая 1905*

Легенда Древа Креста и всемирно-историческое значение Храма Соломона

После того, как мы уже несколько раз говорили о христианстве и его развитии в современности и в будущем, мы пришли к тому, чтобы сегодня рассмотреть значение символа креста — не столько исторически, сколько фактически.

Вы ведь знаете, какое всобъемлющее символическое значение имеет крест для христианства; сегодня я хотел бы осветить связь символа креста с всемирно-историческим значением Храма Соломона.

Существует, так называемая, Святая легенда обо всем развитии креста,** и в ней мы находим меньше о знаке креста или о всеобщей мировой символике креста, чем о том определенном, особенном кресте, о котором говорит Христос, о том кресте, на котором был распят Христос Иисус. Однако, вы знаете и то, что крест является общечеловеческим символом, и его мы находим не только в христианстве, но и в религиозных воззрениях и символах всех народов, так что его значение должно быть общечеловеческим. Сегодня нас будет интересовать то, как символ креста сохранил это свое основополагающее значение в христианстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.