Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека 18 страница




Затем Франц Кочи в своем сочинении "Измерения Ноева ковчега с геометрической и механической точек зрения" (1899 г.) говорит: "Единственное соответствующее и возможное отношение между шириной и высотой четырехугольного, внутри полого тела, чтобы при наименьшем расходе материала был достанут наибольший объем и наибольшая устойчивость, суть: ширина — 5 (точнее — 5,322232), высота — 3 (точнее — 2,967768). Так и построен Ноев ковчег.

 

9. В основе публикации доклада лежат следующие записи:

a) рукопись неизвестного происхождения (самый подробный текст)

b) перепечатанная стенограмма Франца Зейлера.

c) очень сокращенная запись неизвестного происхождения, во многом совпадающая с (а).

d) очень сокращенная и имеющая пробелы запись Берты Реебштейн.

e) записки Марии Штайнер-фон Сиверс.

f) записки неизвестного происхождения.

При публикации за основу взят текст (а), который сверялся с другими текстами.

Гексаграмма; как символ Святого Грааля

В записках на эту тему имеются неясности. Обращает на себя внимание то, что говорится о треугольнике, а не о гексаграмме. Но в стенограмме Ф. Зейлера после предложения: "В форме треугольника выражал средневековый оккультист символ Грааля, символ пробуждения мастерства в живом", нарисована гексаграмма, которая могла быть нарисована только во время стенографирования. — То, что приводится напечатанном тексте — два треугольника и гексаграмма, — взято из записи Реебштейн (d), так как в ней представлено самое большое число рисунков.

В записях неизвестного происхождения (f) имеется знак с сопутствующим текстом:

"Этот треугольник является символом Святого Грааля и символом пробуждения мастерства в живом. Это сила Христа, которая описывается как Вриль в "Занони".* Теперь она находится в элементарном зачаточном состоянии? и она будет тем, что королевское искусство в будущем будет иметь как собственное содержание высших степеней. Человек должен завоевать его совершенно один, не спрашивая много."

В этих записях (f) содержится еще один вариант, отсутствующий в других записях: "Все, что выступает в искусстве, науке и религии, поскольку это не является даром богов и поэтому выраженным в кресте, происходит из масонства.

Итак, знак масонства:

В других записях этих знаков вообще нет.

Для толкования гексаграммы как символа см. лекцию Р. Штайнера от 12 января 1924 г. в "Мистериях средневековья" (GA 233а). Александр Штракош передает личное высказывание Р. Штайнера (в "Сообщениях из антропософской работы в Германии" №46, 1958 г.). В построенном для антропософской работы здании в Штутгарте, Ландхауштрассе 70, на верхней части окна была прикреплена гексаграмма. Штракош, ожидавший увидеть там пентаграмму, спросил об этом Р. Штайнера и получил ответ, что "гексаграмма, собственно, является знаком Христа и развития Венеры".


Знак "тау"

Пояснения к нему являются фрагментарными и сохранились по-разному во всех записях.

В записи (а): "Этот знак "тау" в масонстве играет большую роль. По-существу, это не что иное, как крест, у которого снята верхняя балка... Но чтобы вообще получить крест, дайте действовать растительному царству, посредством чего вы получите крест, направленный вверх ┴".

Текст и знак кажутся сомнительными. М. Штайнер, когда исправляла запись (а), пропустила этот знак и восстановила текст так: "Чтобы вообще получить крест, дают действовать растительному миру, чем получают направленный вверх крест (↑↓┬)".

В записи (Ь): "Этот знак "тау" в масонстве играет большую роль. Это не что иное, как крест. Только убрана верхняя балка. Минеральное царство опущено, чтобы вообще получить крест. Дайте действовать растительному царству, и вы получите направленный вверх крест ┴".

В записи (с): "Tay играет большую роль. ┬ — это не что иное, как крест, когда растение силу производства..."

Примечательно, что нарисован "тау", но не перевернутый знак, хотя эта запись передает все знаки.

В записях (f): "Tay — это крест с пропущенной верхней балкой. Минеральное царство отсутствует, человек уже владеет им. Затем дают действовать растительному миру и получают ┴. То, что из Земли, из души распространяется как власть над Землей, является знаком будущего масонства".


ДОПОЛНЕНИЯ

ОБ АТОМЕ В СВЯЗИ С МАСОНСТВОМ

В трудах Р. Штайнера мы находим самые различные высказывания об атомизме, атоме и будущих новых природных силах. Чтобы не возникло серьезных недоразумений, об этих различных высказываниях следует судить дифференцированно. Прежде всего, надо различать его критику атомной теории как мировоззрения, от его высказываний о природе атома с точки зрения оккультизма.

Основной мыслью критики теории атома как мировоззрения, представленной в его ранних сочинениях "Единственно возможная критика атомистических понятий" (1882) и "Атомистика и ее опровержение" (1890), является то, что неверно видеть в атоме "основной принцип всякого бытия". Как в телеграфе провод и электричество являются только лишь посредниками, так и атомы могут пониматься только как передатчики и носители духовных воздействий. Это основная точка зрения проходит через все его труды. И в одном из своих последних сочинений, в автобиографии "Мой жизненный путь" (гл. 32) он пишет: "Атомы, или атомные структуры, могут быть только результатами духовных, органических воздействий".

Совершенно об ином идет речь в данных лекциях. Тут для очень узкого круга, в связи с масонством, с точки зрения оккультизма говорилось об атоме, как первичном строительном материале природы. Ибо подобно тому, как посредством масонской культовой символики должно быть освящено служение природе, так же хотел Р. Штайнер через подготовленное этими докладами культово-символическое отделение своей эзотерической школы пробудить понимание того, что "в будущем лабораторный стол должен стать алтарем", и всей социальной жизни должен быть привит импульс бескорыстия и самоотверженности, чтобы наша охваченная принципом полезности культура не погибла в эгоизме. Поэтому, тогда же он одновременно опубликовал исходящий из оккультизма "основной социальный закон" будущего, в котором говорится: "Благо общности сотрудничающих людей тем более велико, чем меньше каждый требует для себя прибыли от своей деятельности, то есть чем больше из этого он отдает своим сотрудникам, и чем больше его потребности удовлетворяются не его собственной работой, а из результатов работы других.*

Побуждение говорить об атомах с точки зрения оккультизма пришло не из оккультизма, а из внешней науки. Это было результатом предвидения того, что могло прийти к человечеству через физические познания конца XIX — начала XX вв. Прозрение, что современное естествознание и техника спешат к стадиям развития, которые могут обернуться ко благу человечества только в том случае, если души людей будут углублены в смысле духовно-научного жизневосприятия, побудило Р. Штайнера выступить с распространением тайного знания. То, что физика тогда начала исследовать взаимосвязи атома, электричества и эфира, Р. Штайнер признал невероятно значительным поворотным пунктом в развитии человеческого мышления, так как он, будучи оккультистом, знал, что "атом станет новым исходным пунктом в минерально-физический мир".

Поэтому он придал столь большое значение указывающей в этом направлении речи английского премьер-министра Бальфура. Эта речь, произнесенная 14 августа 1904 г. в Британской ассоциации, в том же году появилась в Лейпциге на немецком языке под заглавием "Наше мировоззрение".

С предсказанием, высказанным в трех лекциях от 9, 16 и 23 декабря 1904 года, что человек научится проникать мыслью внутрь атома и будет в состоянии применить его силу, связано не только предупреждение о тяжелых опасностях, угрожающих в том случае, если эта сила не будет самоотверженно поставлена на служение целому, но и указание, как на "значительнейшее для будущего", что в будущем можно будет строить с атомами, как мельчайшими строительными камнями.

Это второе, неразвернутое в докладе, указание становится несколько более определенным, благодаря заметкам от 21 октября 1905 года и приведенному дополнению к лекции от 21 октября 1907 года, согласно которым оккультист может заставить атом "расти".** Одновременно речь идет и о способности уменьшения. Для тогдашних слушателей это не были совершенно незнакомые мысли. Ибо в литературе Теософского общества, особенно у Ледбитера и Безант, много говорилось о силе увеличения и уменьшения, как об особенно развитой способности эфирного ясновидения, главным образом в связи с описанием ясновидческих исследований атомов. Именно в 1905 году Анни Безант много писала и говорила об этом. Кроме того, снова была издана написанная Ледбитером и Безант в 1905 году книга "Оккультная химия".* Р. Штайнер отклонил этот род описания как материалистический спиритуализм, — так же как он отклонил естествоведческую атомистику в качестве основы для мировоззрения, — ибо и в этой теософской литературе атомы рассматривались как основной принцип бытия, вместо того, чтобы увидеть в них результат и посредника конкретных духовных действий.

По этой же причине он не говорил о чисто внешней технике эфирного увеличения и уменьшения, а о том, что, начиная с нашего XX века, медленно и постепенно выступит эфирное ясновидение, • как новая естественная способность человека, и с его помощью будет возможно воспринять новое эфирное явление Христа.** Тогда будут существовать и такие химики и физики, которые уже не станут учить, что существуют только естественные атомы, но будут учить, что материя построена в том смысле, как "Христос ее постепенно упорядочил".***

Что в указании о том, что в будущем можно будет строить атомами, дело касается овладения эфирными, живыми силами, — это ясно из лекции от 2-го января 1906 г. (в этом томе). Несколько позже, в лекции от 4-го декабря 1907 г. (Мюнхен), об этом говорится совершенно ясно:

"...когда человек так переработает себя, что будет на первой ступени ясновидения, тогда для него жизнь растений и законы жизни будут столь же понятны, как сегодня для нас понятны законы минерального мира.

Конструирование машин, строительство дома происходят по законам минерального мира. Машина строится по законам минерального мира, однако растение мы таким образом построить не можем. Если мы хотим иметь растение, то мы должны передать эту работу существам, которые лежат в основе природы. Позже будет возможно изготовление растений в лаборатории, однако только тогда, когда это будет для человека культом, священным деянием. Всякое изготовление живого будет дозволено человеку только тогда, когда он будет настолько серьезным и очищенным, что лабораторный стол станет для него алтарем. До того не будет выдано ни малейшее из того, как составляется живое существо. Иными словами: Я, как познающее, живет в минеральном царстве, и поднимется к растительному царству, и научится понимать его так же, как сегодня оно понимает минеральное царство. Затем оно научится понимать и законы животного царства, а затем и человеческого царства. Все люди научатся понимать внутреннее растения, животного и человека; такова перспектива будущего. То, что действительно понимают, могут изображать, например часы. Сегодняшний человек никогда не сможет представить живую природу без помощи существ, стоящих за природой, пока это не будет для него сакраментальным деянием".****


ДРУИДЫ*

Этимологические сведения — Храм — места посвященияритуалы — учения — политическая власть и власть судей — жрицыраспад и конец

Тайные учения друидов во многом похожи на учения восточных жрецов древности и распадались на экзотерические и эзотерические. Им следовали как в Галлии, так и в Британии. В последней, где остров Англези считался их столицей, они получили наибольшее развитие. Обычно слово "друиды" выводится из греческого δρΰς (дуб) — дерево, которое было особенно почитаемо; однако его можно выводить и из гальского "druidh", что означает "мудрецы" или "волшебники".

Храмы, в которых друиды хранили свой священный огонь, стояли по большей части на высотах и в густых дубовых рощах. Их строение было или крестообразным, так как крест считался образом нового рождения, или в форме крыльев, чтобы указать на движение божественного духа, или змееобразным, так как змей был символом друидского Озириса — Ху, или имело форму яйца, чтобы напоминать о мировом яйце, из которого, по преданию многих народов, вышла вселенная, а по другим преданиям — первая человеческая пара. Строение выполнялось из неотесанных камней, число которых определялось астрономическими расчетами. Центральный камень был больше других и, как представитель божества, особенно почитался. Особенно выдающимися были каменные храмы Стонхенджа, Эвбери и Шепа в Англии. Где не было камней как строительного материала, они заменялись земляной насыпью; в таких случаях храм состоял из окруженной рвами высокой насыпи. Возведение такого храмового холма требовало гигантской работы; так, например, по расчетам Стакли сегодня возведение такого холма как Сильбери-хил стоило бы 20000 фунтов стерлингов.

Святую святых мистерий называли кромлехом, или дольменом. Ее использовали как пастос (место посвящения и нового рождения), и состояла она из трех вертикально стоящих камней, на которых лежал плоский поперечный камень, так что получалась как бы клетка. Все же эти кромлехи, или дольмены составляли только небольшую часть пространства, которое было необходимо для процесса посвящения. Общее помещение мистерий называлось Coer Sidi и охватывало длинный ряд пристроенных к собственно храму построек с бесчисленным множеством покоев, клеток, сводов, ванн, искусно построенных проходов и т.д., с обычными для всех мистерий устройствами для устрашения и испытания кандидата на посвящение, которые как правило были подземными.

Друидизм охватывал все религиозные и философские системы, известные к тому времени в тех странах. Ритуалы, без сомнения, соотносились с астрономическими фактами. Основных божеств было два: одно мужское и одно женское, великий Отец и великая Мать: Ху и Церидвен, которые во всех отношениях соответствуют Озирису и Изиде, или Вакху и Церере и т.д. Посвятительные празднества происходили через каждую четверть года; точное время зависело от хода Солнца, а именно, от наступления солнцестояния и т.п. Праздник года праздновался в ночь на 1 мая и начинался зажиганием радостных огней на всех каменных холмах и кромлехах всей страны. Они горели всю ночь и вокруг них водили хороводы с танцами и пением в честь Солнца, которое, как считалось, тогда восставало из гроба. Веселый праздник продолжался до полудня первого мая; когда дневные созвездия достигали зенита, жрецы и народ углублялись в леса, чтобы отдаваться самым ужасным оргиям.

Торжественное посвящение кандидатов происходило в полночь и охватывало три степени: евбата, барда и друида. Ищущего посвящения клали в гроб, чем указывали на смерть Ху — то есть Солнца, — а его воскресение в третьей степени символизировало новое появление Солнца. Испытания его воли были похожи на те, которые практиковались в других мистериях древности.

Праздник 25 декабря праздновался зажиганием больших огней на холмах для возвещения дня рождения солнечного Бога. В этот день — так верили — начинал он после предполагаемого зимнего солнцестояния расти и постепенно восставать. Этот праздник праздновали не только друиды, но и весь старый мир. Огни представляли силу и жар Солнца, а использование вечнозеленых растений изображало воздействие возобновленной силы дневной звезды на растительность. Праздник летнего солнцестояния приходился на 24 июня. И христианская церковь восприняла эти языческие праздники: один — как рождественский, а другой — как день святого Иоанна, только на место астрономического значения вступило теологическое. Использование вечнозеленого растения в церквах на Рождество продолжает обычай друидов.

Основные учения друидов касались единого высшего существа, потустороннего мира с вознаграждением и наказанием, бессмертия души и странствия души. Затем, они верили, что вода является первичным принципом и до сотворения находилась в незапятнанной чистоте. Это воззрение находилось в явном противоречии с другими их учениями: а именно, что день вышел из ночи, так как последняя (равнозначная хаосу) существовала до сотворения первого. Они придерживались воззрения, что время является всего лишь задержанным обломком вечности, и что существует бесконечный ряд миров. В целом их учения подобны пифагорейским. Высоко почитали они числа 3, 7, 19 (= циклу луны) и 147 — так как оно является результатом умножения второй степени 7 (49) на 3. Они высоко ценили предсказания; при этом они использовали полет птиц, человеческие жертвоприношения, белых коней, водовороты, а также бросание жребия. Однако, они обладали и значительными научными знаниями.

Власть друидов часто превышала власть правителей. Они были единственными толкователями религии, и под их надзором совершались все жертвоприношения; без их разрешения никто не мог приносить жертвы. Они обладали правом налагать отлучение — самое страшное наказание после смертной казни, — от которого не был застрахован никто, даже самые высокопоставленные личности. Без согласия друидов большой государственный совет не мог ни объявлять, ни заканчивать войну. Они улаживали все споры не подлежащими изменению решениями и могли приговаривать к смерти. Их жертвенники были залиты человеческой кровью. Иногда они приносили, как огненную жертву, целые массы мужчин, женщин и детей, заключенных в большие плетенные башни, что служило к возвышению авторитета этого честолюбивого и кровожадного жречества. Они предпочитали приносить в жертву преступников, так как это было якобы приятнее богам; однако, если таковых не хватало, то они "удовлетворялись" и невинными. Такие жертвы особенно часто приносили в канун войны, или во времена большого национального несчастья, или для достижения исцеления опасно больных высокопоставленных лиц.

Одетые в белое жрицы с металлическими поясами предсказывали будущее на основе наблюдения за природными явлениями, однако с большей охотой на человеческих жертвоприношениях. К их занятиям относилось убиение военнопленных и приговоренных друидами к смерти лиц; из дымящихся внутренностей убитых по тому, как истекала кровь из ран, они делали пророческие заключения. Многие из них вели жизнь вечного целомудрия, тогда как другие предавались величайшей необузданности. Они жили на одиноких, окруженных морем скалах, мореходы считали их жилища храмами неизреченных чудес. Некоторые из этих жриц предсказывали будущее мореплавателям, которые приписывали им все мыслимые силы; это особенно относилось к девяти жрицам, которые жили на острове Сена или Лиамбис — по преданию, это место рождения Мерлина. Жившие вблизи устья Луары жрицы-друидессы каждый год разрушали и вновь строили свой храм. Если случалось одной из них уронить что-нибудь из нового "освященного" строительного материала, то все набрасывались на нее с пронзительным криком, чтобы растерзать ее на части и разбросать вокруг ее окровавленные останки.

Чем дальше проникали римляне, тем более распадалась власть друидов. В конце концов, в 61 году по Р.Х. их основной оплот на острове Англези атаковал Светоний Полин — правитель Британии при Нероне. Он разбил и сжег большие массы друидов на кострах, приготовленных ими самими для римлян, которых они думали захватить в плен. В Галлии, на мысе Финистер и вблизи острова Сена, они продержались еще два столетия, пока победа христианства не вытеснила их совершенно. Когда друидизм, как таковой, был устранен, все же многие из его религиозных обычаев еще долго сохранялись; в Британии, например, еще во времена Кнуда I (XI век) существовала необходимость запрещать народу поклонение Солнцу, Луне и огню. В масонстве продолжают еще и сейчас жить некоторые друидические упражнения. Посуществу, они есть не что иное, как почитание созвездий, и некоторые специалисты стараются доказать, что масонство было основано после эдикта Кнуда, также как и причину очень строгого сохранения тайны ищут в совершенном запрещении друидизма.


СКАНДИНАВСКИЕ МИСТЕРИИ

Дротты — их искоренение — ритуалы - астрономические выкладкипраздник Юле

Древнее скандинавское жречество называлось "дроттами" и было основано Сиггой, скифским принцем, который, согласно легенде, затем принял имя Одина. Это объединение состояло из двенадцати лиц, которые также обеспечивали судопроизводство; тут надо искать начало появившегося сначала в Англии, а затем и в других странах двенадцатичленного суда присяжных. Их власть была такой сильной, что они могли произвольно выбирать предназначенных к жертвоприношению людей — даже властелина, если они хотели этого. Из-за этого возникло всеобщее стремление быть с этими всемогущими жрецами в хороших отношениях; и так как орден оставался ограниченным одной семьей, то он невероятно разбогател. Произвол его правления перешел все границы и только потому, что христианство обещало покончить с ним, оно в Скандинавии было воспринято с большим воодушевлением. Из жажды мщения за накопленные обиды население убивало дроттов, разрушало храмы, дворцы, разбивало статуи идолов и повсюду разрушало остатки готского суеверия. Осталось только то, что устояло перед истреблением от человеческой руки: несколько кромлехов, некоторые величественные ка-|менные (Rohstein) памятники, многие высеченные в скалах системы пещер и малое количество природных гротов, служивших посвятительным целям. Весь ритуал имел астрономическое значение. Места посвящения, как и в большинстве других мистерий, были естественными или искусственными пещерами, и искатель посвящения должен был быть подвергнут страшнейшим испытаниям; жрецы были склонны устраивать их как можно более устрашающим образом. Кандидат, в отличие от восточных мистерий, должен был пройти не семь, а девять (9 является квадратом таинственного числа 3) подземных покоев. Он получал указание искать труп Бальдра, скандинавского Озириса, который был убит Локи, князем тьмы; он имел задачу всеми средствами вызвать к жизни мертвого бога Солнца. Это ему обычно удавалось, после чего он в святая святых над обнаженным мечом приносил клятву молчания и скреплял это тем, что пил медовый напиток из человеческого черепа. Наконец, на нем отпечатывали также и скандинавами почитаемый священным знак креста и передавали ему волшебное кольцо — дар Бальдра доброго. В первой песне "Эдды", которая явно представляет собой описание церемоний, связанных с посвящением в мистерии, говорится, что кандидат стремится достичь знаний, которые находятся во владении богов (асов). Он открывает дворец, невероятно большая крыша которого покрыта золотыми щитами. Затем он встречает человека, занятого тем, что он бросают вверх семь цветков. Дворец означает мир, крыша — небо, золотые щиты — звезды, семь цветков — семь планет. Когда его спрашивают об имени, кандидат отвечает — "Ганглер" — то есть странник, тот, кто странствует, чтобы человечеству дать нужное для жизни. Тут имеется в виду Солнце, которое изображает искатель посвящения. Дворец является дворцом короля — так называли древние мистагоги древнее светило. Странник вскоре видит три сидения; на низшем сидит Хар, "благородный король", на среднем — Яфухар, "равный благородному", на самом высоком — троичность. Эти трое сидящих соответствуют лицам, которые видел неофит элевзинских мистерий: иерофанту, носителю факела (дадухус) и алтарному жрецу (эпибомит); они соответствуют также мастеру, и первому, и второму смотрителю масонства — символическим представителям Солнца, Луны и великого Архитектора Вселенной (Демиурга). Однако, скандинавское триединство обычно представлялось Одином, его перворожденным сыном Тором (посредником между Одином и человеком, обладателем безграничной власти над миром, поэтому его голова изображалась окруженной 12 звездами), и гермафродитом Фрейей, которая снабжалась многими знаками власти над любовью и супружеством.

Данные неофитам указания содержали и поучения, что величайшее и древнейшее божество имеет имя "alfader" (= Allvater, "Всеобщий Отец") и имеет 12 соимен. Они напоминают о 12 атрибутах Солнца, 12 констелляциях и 12 высших божествах Египта, Греции и Рима. К богам скандинавской мифологии принадлежал Бальдр добрый, история которого, как уже говорилось, составляла основу посвятительных церемоний. Бальдр соответствует восточному Митре, возлюбленному Солнца. Он предвидит угрожающую ему опасность, ибо он видит ее во сне. Другие боги Валгаллы — Олимпа древней Скандинавии, — с которыми он делится своими опасениями, успокаивают его и заставляют все вещи природы поклясться, что они ему ничем не повредят — этим они хотят обезопасить его; только с мушмулы, ввиду ее совершенной безвредности, не берется клятва. Развлекаясь, боги бросают в Бальдра разные опасные предметы, не причиняя ему вреда. Слепой Хёд (= судьба) сначала не принимает участия в развлечении; однако злой Локи (= тьма, зима) дает ему ветку мушмулы и уговоривает его бросить в него. В результате Бальдр падает мертвый. Поэтому друиды Скандинавии, во время зимнего солнцестояния собирали ветки мушмулы; они резали их кривым ножом, чтобы указать на отрезание зодиака, во владычестве которого произошло убийство Бальдра. В Младшую Эдду входит и другая легенда, согласно которой был убит Один, и Фрейя, скандинавская Изида, или Венера, пошла искать его труп — точно та же легенда, которую египтяне рассказывали об Озирисе и Изиде, греки — о Церере и Прозерпине; и астрономическое значение является тем же.

Одним из основных праздников скандинавов, также и друидов, был праздник зимнего солнцестояния. Так как тут дело касалось длиннейшей ночи года, ей приписывалось сотворение мира из пратьмы и называли ее "Мать-ночь". Назывался этот праздник Юле (от Гелиос = Солнце) и праздновался с проявлениями радости. В Англии и Шотландии и сейчас для Рождества почти так же часто используют слово "Yule", как и "Christmas".


МАНИХЕЙСТВО

Немецкий историк Е. Г. Шмитт (книгой которого пользовался Р. Штайнер), следующим образом излагает легенду манихеев:

"Когда властители тьмы в дикой ярости преследовали и терзали друг друга, они однажды достигли границ своей области. Здесь они увидели несколько лучей из царства света и были так очарованы их прекрасным видом, что решили прекратить свои распри и вместе обсудить, что надо сделать, чтобы завладеть впервые явившимся им царством добра, о котором прежде они не имели никакого понятия. Их вожделение было столь сильно, что все они, сколько их было, вооружились для нападения". — Так описывает эти события писатель Тит Бострийский. По сути такое же описание дает Александр Ликопедийский: "В царстве "Хиле" (в материи) пробудилось некогда вожделение взобраться на более высокое место, потому что они с восхищением увидели божественное сияние света тотчас же решили присвоить его себе. О мерах, принимаемых царством света против этой опасности, рассказывает Архелай: "Когда Отец света увидел, что тьма поднялась против его святой земли, он выделил из себя силу, именуемую Матерью жизни. Она, со своей стороны, породила из себя прачеловека. Он, будучи одарен пятью чистыми элементами: светом, огнем, водой, воздухом, землей, — как вооруженный герой, сошел вниз, и вступил в борьбу с тьмой". Сам Мани называл исшедшую от Бога силу всеобщей душой или душою мира. Мы снова узнаем здесь тот же образ, который у Бардезана и других гностиков именуется небесной Матерью или Святым Духом. При нападении "Хиле" Бог держал совет о мерах ее наказания, говорит Александр Ликопедийский. Но так как он не имел у себя ничего, чем можно было бы наказать ее, так как в божьем доме нет никакого зла, то он и послал из своей силы против материи ту душу. Ее он смешал со всей материей, чтобы смерть изнуряла материю силами того разделения, внутреннего расщепления, той разорванности, которая пронизала все царство вещественности вследствие проникновения в него божественной силы. Это напоминает нам о словах Христа: "Всякое царство, разделившиеся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет" (Лк 11, 17). В этих словах Христа открывается глубоко эзотерическое значение образа выше упомянутой борьбы света и тьмы. Не силой против силы, не злом против зла совершается воздаяние, даруемое божественным милосердием, мораль которого провозглашена Христом. Его победа достигается совсем другим путем: она является в образе тихого распада, в котором светлое вещество, подобно закваске, вызывает брожение в тесте материи. В Евангелии этот процесс борьбы света изображается в удивительно наглядных образах. Образы манихейской легенды выражают то же самое, только более подробно и в более углубленном понимании, соответствующем более зрелой ступени исторического развития.

Совершенно та же идея выражается и в дальнейшем изложении манихейских сказаний о героической борьбе со злом. В битве с вражескими силами небесный герой, который, подобно Протею греческих мифов, способен, таясь в оболочке различных элементов, постоянно менять свой облик, не может все же устоять против нападения "гилических" сил. Демоны сбивают его с ног и завладевают его боевыми доспехами, то есть присваивают себе многие части его светлой природы. Он оказался бы в их власти полностью, если бы не воззвал к Отцу, к первоначалу света. Отец посылает ему на помощь Духа жизни. Тот подает ему свою спасительную правую руку и выводит из тьмы снова на высоты света. "Поэтому, — прибавляет Архелай, — члены манихейской общины, встречаясь, всегда подавали друг другу правую руку в знак того, что они спасены, выведены из тьмы, ибо во тьме, говорит Мани, таятся всякого рода ереси". Это место для нас особенно интересно потому, что открывает смысл образа "ересь", то есть церковного сатанинского учения, которое присваивает себе одежды света, внешние формы христианства, чтобы таким образом, обманным путем уловить даже добрые души. Это и есть похищение части света, принадлежащего "прачеловеку" — человечеству, томящемуся во власти извращенности — той извращенности, которая путем похищения присвоила себе видимость святости. Однако, это только одна сторона толкования мифа, в равной мере охватывающего как жизнь природы, так и историю человечества. Благороднейшие части "прачеловека", равно как и его сынов, Дух жизни укрепляет на небосводе в виде Луны и Солнца. Они — знаки всеосвещающего света и жизни Христа и Параклета, тогда как прочие звезды, как разбросанный и преходящий свет, являются светилами, укрепленными на небе демоном ночи. Дух жизни — это Дух, укрощающий буйство элементов материи, устанавливающий им меру и пределы. Поэтому он носит у манихеев также название Миростроителя и, по-существу, играет у них ту же роль, как Орос или Орфатос — "установитель пограничных столбов" — у гностика Валентина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.