Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека 14 страница




При созревании мужчины сила речи меняется. Это рассматривалось как провозвестие сына Хирама (2 Пар 2, 13).** Содействовать тому, чтобы породить этого сына из мужского пола, который должен возникнуть из силы гортани, было идеалом, к которому стремилось масонство. Все, что позднее на Земле возникло в физическом, имеет свой источник в духовном. Вначале действовало только то, что возникло на Земле из божественного духа. Затем возникли, с одной стороны — женская образная и жреческая мудрость, а с другой стороны — лишенная образности мудрость Каина. И интересно, что когда искали образное содержание для каиновой мудрости, то мужская мудрость брала взаймы у женской мудрости: Храмовая легенда и все содержание масонства происходит из древней жреческой мудрости, из откровения свыше. Это было облечено в символы. Однако, понимание символов постепенно терялось. Все оккультное постепенно исчезало из масонства. Три Иоанновы степени всецело ориентированы на физический план.

Раз мы увидели, почему эти духовные течения шли рядом друг с другом, то мы поймем и значение Теософского движения. Оно готовит в духовной сфере то, что позже произойдет на физическом плане: воссоединение полов. И разделенная мудрость должна вновь слиться в одну божественную мудрость. В человеке через теософскую мудрость должно быть найдено равновесие между религиозной жреческой мудростью и мудростью масонства. Мудрость будущего должна быть взята из высшего человека, который в равной мере живет в людях, как женского, так и мужского пола. Развить то, что на физический план уже не имеет никакого влияния, — в этом цель Теософского движения.

Теософия действительно является мужески-женской мудростью, мудростью, имеющую одинаковую значимость для обоих полов. Через учение о реинкарнации познают, что то, что проявляется при каждом новом воплощении, не является личностью данной земной жизни; но что тело причинности, энтелехия, строится бесполым. Когда мы это осознаем, в нас духовно оживает то, что стоит над половым, что независимо от того, на чем основано противоборство обоих течений. Таким образом, теософия является уравнивающим движением, и только она может внести равновесие. Только в теософии можно говорить об оккультизме, который в равной мере подходит для обоих полов. Только исходя из нее можно думать о действительном уравновешивании полов. Все другое является отголоском ранней двуполости.

Масонство ставит перед собой задачу подготовить будущее. Поэтому уже в XVIII веке отказались от прежнего принципа, совершенно исключающего женщин. В 1775 г. была основана так называемая "адопционная" ложа: женская ложа, — ибо признали закон уравнения полов. И тем, что была основана женская ложа, была установлена связь между мужчинами и женщинами. Однако, каждый член женской ложи должен был быть "удочерен" одним мужчиной в мужской ложе. К одной из таких адопционных лож принадлежала Е.П.Блаватская. Итак, уже из самого масонства была сделана такая теософская попытка. Это показывает вам, что тому, что является правильным, всегда предшествует попытка; только причина, по которой делается такая попытка, не сразу понимается правильно. Однако этого и нельзя требовать, чтобы то, что в мире существует как основная причина, сразу же было бы действительно понято: может случиться так, что отдают предпочтение тому или иному течению. Поэтому оба течения еще долго могут течь рядом друг с другом. Для того, чтобы способствовать спокойному уравновешиванию, может стать необходимым влить в масонство то, что приведет его к теософскому движению.

Теперь вы поймете, почему церковь в средневековье должна была развить совершенно определенный идеал. Масонство создало свой идеал будущего, а церковь — свой. С масонством она не имела ничего общего. Как идеал в церкви жил Христос, то есть мужской идеал. Этот мужской идеал не мог быть достаточным для оккультного внутри церкви. Мужчина в придачу к пассивному нуждался еще и в активном, он должен был домыслить то, чего не хватало ему самому. Он нуждался, как в средстве концентрации, в том, что его восполняло. Мужчиной он уже был, и нужно было примыслить женщину. Оккультист, который кое-что понимал в этих вещах и не был масоном, должен был мыслить о женщине. Так из монашества сознательно возник культ Марии. Он присоединился к церкви, в качестве третьего течения то есть вдобавок к жречеству и масонству.

Все три течения имели, по существу, одну и ту же цель: чтобы человек стал независимым от пола. Однако, метод работы для достижения этой цели был разным. Христианский оккультист в женщине искал мужской принцип, чтобы вживить его в себя.

Надо уяснить себе, что истинный внутренний человек независим от пола, который разделяет; что он проходит через оба пола в различных воплощениях. А теперь вы должны подумать над тем, что в масонстве борьба велась на внешнем физическом плане; все индивидуальности, инкарнирующие в женских телах, постепенно должны были быть приведены к мужским, чтобы мужское продлилось дольше, чем женское. Оно должно пережить женское, так как женское является более ранним. Это представлялось масонству идеалом, однако это было односторонностью.

Что же является идеалом для теософии? Идеалом теософии является следующее: посредством мудрости, приходящей с высших планов, также и на физическом плане осуществить человеческий род, который бы стоял выше того, что связано с полом. Поэтому теософия является мудростью, не дифференцированной на религии, она не основывается на какой-либо религии, а восходит к той прадревней мудрости, которая создала мир, и которая вступает на место жреческой мудрости, дифференцированной на различные религии. Она должна сделать это, ибо жреческая мудрость в течение времени исполнила свою задачу. Теософия же хочет завоевать будущее, то, что еще должно возникнуть в противоположность тому, что было раньше. Она в известном смысле является продолжением древней жреческой мудрости, продолжением мистерий, и при этом все же стоит в определенной противоположности по отношению к ним.

Те, кто захочет косно придерживаться древней жреческой мудрости, кто будет пытаться ее законсервировать, так сказать, забальзамировать в ее старой форме, будут противниками Теософского движения. Высшим планом формирования мира является следующее: ввести его в русло духа нового времени, который должен создавать будущее. Первая заря новой мудрости, которая должна прийти, воссияла благодаря розенкрейцерам, когда в XV веке духовная жизнь нового времени была внесена ими в развитие человечества. Дело было в том, что в мир пришло новое направление. Его тема звучала так: древняя жреческая мудрость должна перейти в новую.

Однако, существовали и такие силы, которые хотели отвоевать мир для древней жреческой мудрости. Поэтому был основан орден с целью отвоевать Землю для древней жреческой мудрости. Этот орден (орден иезуитов), в противоположность культу Марии, избрал мужской идеал. Он использовал оккультные силы, чтобы воздвигнуть некую стену, чтобы задержать внизу всю самостоятельно изливающуюся жизнь, связать то, что хочет подняться ко кресту. Он представляет мужской принцип: он представляет крест без роз. Другой орден присоединил розы ко кресту, из которых расцветает новая жизнь.

Тут мы имеем два течения нового времени. Одно перенесло старое в современность и тем самым всеми силами стремится задержать движение вперед. Другое окружило древний крест розами. Эти течения шли рядом: одно — орден с крестом без роз; другое — почитающее розы на кресте — новое, что должно наступить. Это розенкрейцеры. На этом течении строится Теософское движение; оно происходит из нового зеленеющего ростка розы, который должен врасти в будущее.

Итак, мы видели, как возникла эта борьба, к которой не допускались женщины. Нашей задачей является создание моста над пропастью между масонами и розенкрейцерами. Это трудная работа, но она должна быть сделана. Она состоит в следующем: достичь познания высшего надполого человека. Трудно пробиться к этому, однако это возможно, и это удастся, это станет действительностью.


ОТНОШЕНИЕ ОККУЛЬТНЫХ ПОЗНАНИЙ К ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Берлин, 23 октября 1905 (вечер)*

Сегодня я хочу сказать о некоторых вещах, которые можно считать продолжение того, что в эти дни выступило перед вашими душами. Сегодня я хочу поговорить о том, чего в прошедшие дни мы касались вскользь. Мы много говорили об отношении оккультизма к теософии и т.д., а об отношении теософии к повседневной жизни еще не было сказано ничего. Я уже восемь дней тому назад сказал, что хочу побеседовать именно на эту тему.** Сегодня я хочу направить ваше внимание к менее высоким планам, и поговорить о том, как оккультное понимание действует непосредственно на повседневную жизнь, и как посредством теософского мировоззрения наш взор направляется не только на далекие времена и пространства, но как посредством понятий оккультизма мы можем получить совершенно иное раскрытие самых повседневных вещей, чем это было бы возможно без этих понятий. Тогда мы увидим, сколь ошибочно мнение, с которым нам часто приходится встречаться, а именно, что оккультизм является чем-то непрактичным и стоящим невероятно далеко от обычной повседневной жизни.

Мы коснемся также еще одного вопроса. Вопрос состоит в следующем: как может тот, кто еще не дошел до того — что, однако, в будущем будет достоянием каждого человека, — чтобы видеть в высших мирах, как может он с той точки зрения, которой обладает каждый человек с нормальным образованием, получить уверенность в том, что теософские учения являются истинными и что устремления теософии имеют действительное основание. Совсем не обязательно, чтобы доказательства были получены исключительно из оккультных наблюдений, наоборот, их даже невозможно получить из этого источника, пока они не будут добыты в другой области, в повседневной жизни. Это готовит нас к тому, чтобы получить уверенность в существовании высших областей бытия. То, что происходило всегда, происходит и сегодня в нашей повседневной жизни.

Если мы проследим человека назад вплоть до самых ранних времен его возникновения, то найдем, что он происходит из гораздо более тонкой, духовной материи, чем та, из которой он состоит сегодня. Сегодняшний человек по форме являет нам в основном три тела: физическое, эфирное и астральное. Эфирное тело является своего рода праобразом физического тела. Астральное тело, аурическая оболочка, которая окружает и пронизывает человека, — это образование, в котором проявляется душевная жизнь, жизнь инстинктов и страстей, а также находит выражение каждая мысль. Из еще недифференцированного астрального тела образовался в течение времени, по-существу, весь человек. Если мы пойдем достаточно далеко назад, до ранних праэпох человечества, то мы найдем, что физическая и эфирная субстанция, которые пронизывают сегодняшнего человека, растворены в первоначальном астральном теле человека, как семена в земле.

Сегодняшний человек уплотнен из лежащей в основе астральной субстанции. Этот процесс и сегодня происходит каждодневно. Когда два человека стоят друг против друга, то сначала это два астральных тела противостоят в любви или ненависти, в благоволении или неодобрении, в ярости или доброте, отталкивая или притягивая друг друга. Всё это явления, которые разыгрываются между астральными телами. Общение людей является постоянным обменом состояний и отношений астрального тела. Когда я стою напротив другого человека, тогда мое физическое тело не испытывает больших изменений, также как и эфирное тело; воздействие проявляется в астральном теле. Когда какой-нибудь человек говорит мне исполненные ненависти слова, тогда полные ненависти потоки проходят через мое астральное тело и изменяют его. Я должен воспринять то, что истекает из него, в свое астральное тело, и оно получает совершенно различные свойства, в зависимости от того, притекают ли ко мне от другого любовь, терпение или ярость и нетерпение.

Между воспитателем и ребенком разыгрывается нечто подобное. Большая разница, является ли воспитатель любящим человеком или узким эгоистом. В детском астральном теле мы имеем нечто, что выглядит иначе, чем астральное тело взрослого. Астральное тело ребенка является светлым и ясным, оно является девственным, по сравнению с астральным телом, которое развивается в течение жизни. Чем является астральное тело ребенка? Оно предстает как недифференцированное световое облако, которое только постепенно приобретает форму. В нем еще мало содержится такого, что делает его все более определенным, так что из него не может быть сформировано все, что угодно. Оно формируется посредством представлений, которые ребенок воспринимает из окружения. Они входят в него, окрашивают и изменяют его.

Смотря по тому, какие представления воспринимает ребенок, исходят ли они из материалистических или идеалистических точек зрения, в астральное тело ребенка втекают различные образования и формируют его. И душа все больше наполняется такими представлениями. Когда с ребенком обращаются без любви, то в астральном теле ребенка выступает эхо этой безлюбовности. Тогда он закрывается как бы кожей от внешнего мира. Все это показывает нам, что действительно имеет место постоянное преобразование астрального тела, и общение с людьми существенно влияет на это преобразование.

Итак, ребенок имеет еще однородное по форме, однако содержащее бесконечную полноту возможностей астральное тело. Возьмите астральное тело ребенка, стоящего перед идеалистическим воспитателем, который сам имеет гармоничную душу, самоотверженно взирает на мир и восприимчив к его красоте и возвышенности, воспитателем, который в состоянии в самом себе создать отображение красоты мира. Такой воспитатель разовьет свойство влиять на предрасположения детской души. В ребенке он формирует мягкие, и восприимчивые образования и посылает в них потоки, которые растворяются собственным астральным веществом ребенка. Такой, в самом себе гармонично сформированный воспитатель постоянно посылает ребенку гармоничные потоки. Как бы сама собой перетекает тогда характерная особенность воспитателя на ребенка, вместе с ней перетекает та мировая гармония, которую он в форме красоты воспринял от окружения. Что он, как благородный человек и хороший наблюдатель, воспринимает великого, то он, как воспитатель, посылает в природу ребенка и приводит ее благодаря этому к гармоничному развитию.

Возьмем теперь противоположный случай, когда воспитатель стоит перед ребенком как эгоистичный, педантичный человек с узкими своенравными представлениями и понятиями. Эти качества вызывают в его собственном астральном теле образования, из-за которых он кажется как-бы заключенным в твердую кору, которые делают его насквозь твердым, неповоротливым образованием. Когда он излучает лучевые потоки, которые тверды и замкнуты в себе, так что астральное тело ребенка не в состоянии их растворить. Самое большее, они как стрелы ранят астральное тело ребенка, но не могут быть растворены и проходят сквозь него.

Или возьмем нечто еще более повседневное. Два человека разговаривают. Можно прекрасно наблюдать их в отношении взаимовлияния их астральных тел через поочередное обращение друг к другу.

В астральной субстанции, в астральном, постоянно образуется что-то новое. Я хочу пояснить это вам следующим образом. Человек посредством своих представлений постоянно встраивает образования в свое астральное тело. Они проявляются в многообразных формах. Астральная субстанция, которая остается неиспользованной между двумя отдельными образованиями, называется интермедиальной (промежуточной) астральной субстанцией, в отличие от той, которая сформировалась в образованиях. Эта промежуточная астральная субстанция нашего окружения, постоянно втекает и вытекает, постоянно обновляется. Однако образования, которые человек сформировал благодаря своим ощущениям, мыслям и волевым решениям, пребывают устойчиво.

Итак, допустим, что двое стоят перед нами и ведут обычный разговор. Один из них образовал твердые, неподвижные понятия, которые вызвали очень твердые образования в астральной субстанции. Другой обращается к нему и пытается ему что-то объяснить. На чем основывается это объяснение другому? Это основывается на том, что один посылает собственные понятия в астральную субстанцию другого человека. Это понятие, эта мысль тогда втекает в чужую астральную субстанцию. Там она должна сначала раствориться посредством промежуточной субстанции и, соответственно уже имеющимся формам, быть вновь порожденной и преобразованной.

Допустим, один пытается что-то объяснить другому, например, то, что относится к реинкарнации. Однако, другой уже образовал себе твердое понятие об этом. Допустим, что он является предубежденным человеком и образовал себе понятие, что это нечто глупое и бессмысленное. Эта мысль витала в его астральной субстанции. Теперь приходит мысль другого и растворяется в его промежуточной астральной субстанции, однако она должна быть в состоянии преобразоваться в уже имеющиеся у него мыслительные формы. Но это не получается, так как его понятие является слишком неподвижным и твердым. Он не может посланные ему мысли преобразовать в свои и поэтому не понимает их.

Чем большую подвижность понятий получает человек, так что они всегда могут быть растворены окружающей их промежуточной субстанцией, тем большее понимание будет он нести навстречу другим людям. Поэтому-то так трудно передать теософскую жизнь академически образованным людям. Полученные в университете понятия дают неподвижные, жесткие, замкнутые в себе образования, которые не легко поддаются растворению. Наполненный такими образованиями приходит обычно "академик" на теософский доклад и оказывается не в состоянии понять теософскую жизнь. Все было бы совершенно иначе, если бы он был воспитан так, чтобы при каждом понятии говорить себе: да, возможно, чтобы это было и иначе, ибо мы ведь имеем только малую степень опыта, и некоторые вещи, которые мы теперь считаем правильными, в будущем еще придется исправлять. — Если бы он был так настроен, его душа была бы еще способной к восприятию.

Возьмем еще другой случай. Один человек стоит перед другим с чувством почитания. Как выглядит почитание для наблюдателя, одаренного астральными органами восприятия. Почитание означает посылку таких мыслей, которые погружаются в субстанции чужого астрального тела и впитывают их. Когда вы имеете мысль почитания, она проявляется в том, что вы несете другому навстречу почитание как истекающее тепло. Это излучающееся от вас тепло в астральном мире имеет свое зеркальное отражение, которое является в голубоватом цвете как мыслительная форма почитания и преданности. Теплое, почитающее чувство дает мыслительную форму, которая имеет голубоватый характер.

Однако, что же это такое, что является голубоватым? Это вы можете познать, когда взглянете в бесконечный мрак мирового пространства. Вы видите его голубым из-за освещенной атмосферы. Также и то, что раньше было темным, а теперь освещено теплым, светлым чувством почитания, является вам в астральном, посредством мыслей почитания, также в таком голубоватом свете. Темное пространство окружают чувством почитания, и темное ядро тогда выглядит голубоватым, также, как вы видите в пламени голубое ядро, окруженное светом. Это пронизанное теплом пустое пространство. Если посылают другому мысли почитания, то дают ему возможность втекать собственным существом в это пустое пространство. Так происходит уравновешивание между почитающим и почитаемым.

Если вы стоите перед другим с чувством зависти, то тогда в вас живет другая мыслительная форма, которую вы несете ему навстречу. Вы высылаете ему крепкую мыслительную форму эгоизма, себялюбия. Она, в свою очередь, окружает другую мыслительную форму, которая полна представлением собственной самости, которая, возможно, порождена честолюбием. Она проявляется не в пустом пространстве, не в полом образовании, а в целиком наполненной форме, в которую уже больше ничего не может войти. Она окружена со всех сторон чувством холода и имеет противоположную форму, а именно, окружена голубоватым кругом, а посередине находится красное ядро. Холод голубоватой формы отталкивает все, что хочет войти внутрь, и тщеславная красная мыслительная форма остается такой, какая она есть. Она не принимает ничего. Так стоит завистник, неспособный почитать, против другого.

Вы видите, что то, что разыгрывается в нашем астральном теле, есть не что иное, как результат повседневной жизни. То, что разыгрывается в астральном теле, может видеть только тот, кто обучен для этого. Но эти процессы в астральном теле постоянно воздействуют на физическое тело, и в этом каждый может быть убежден самой жизнью. Каждый может сделать такой опыт, говоря: я оставляю открытым вопрос, являются ли сообщения оккультистов истинными или ложными. Однако, я хочу их непредвзято проверить. Я хочу жить так, как будто эти сообщения основываются на истине. Тогда я могу соответственно вести себя по отношению к моим ближним, и если я буду делать это предусмотрительно, то я увижу, утверждает ли жизнь в каждом отдельном случае то, что говорит оккультист. И жизнь будет это утверждать в каждом отдельном случае. И вы получите невероятно большую пользу от этого.

Кто продумает это и, например, будучи воспитателем, пронижет себя не только педагогическими понятиями и идеями, и будет действовать не только через то, что он говорит, но и через то, что он чувствует, ощущает и мыслит; кто проникнется сознанием, что два астральных тела действуют друг на друга, и знает, что происходит при встрече астральных тел, тот знает и то, что его обязанностью является становиться все лучше и лучше. В той степени, в которой он становится лучше, он лучше влияет и на задатки ребенка. Он не убивает его задатки, а выявляет эти задатки в нем.

Это означает нечто иное, чем просто знать, что это истина, это действительность, что приносится нам через почитание другого человека, достойного почитания; это означает нечто иное, если пережить: когда мы посылаем бесчисленное количество таких мыслительных форм, окутанных теплом, другим людям, то мы растем благодаря величию других людей. Иное дело постигать такие вещи внешне, только лишь рассудком, только знать, что они собой представляют. Так учимся мы в оккультизме воспринимать жизнь более серьезно, учимся познавать, что то, чего нельзя коснуться руками, что невозможно воспринять органами чувств, все же имеет действительность. Мы учимся понимать и ценить всю важность и значение нашего душевного мира.

Тот или иной может сказать, что это всего лишь схематические преобразования. Нет, это не так! Мы должны совершенно иначе проникнуться пониманием последствий наших действий и ответственности, которую возлагает на нас жизнь. На самую повседневную жизнь может таким образом влиять оккультизм. Тот, кто знает, что происходит в невидимом мире в результате наших мыслей и чувств, тот в конце концов приходит к тому, что для него становится столь же важно не испытывать по отношению к другому человеку злое чувство, как для него важно не угостить его оружейным зарядом. Он знает, что для астрального человека так же плохо, если бросить в него ненавидящую мысль, как вредно для физического человека, когда в него бросают кирпич.

Понять это можно легко; почувствовать и пережить это смогут те, кто собираются вместе на такие встречи, как теософские. Тогда они из этого извлекут новый источник жизни. Вы можете сказать себе, что для других существует одна действительность, а для нас — троекратная. Один ощущает действительность только чувственного мира и при этом не подозревает за собой ничего дурного, когда говорит: мысли беспошлинны. — Однако тот, кто прошел через теософское мировоззрение, уже не может сказать, что мысли беспошлинны, а убежден, что несет ответственность за то, что он думает и чувствует по отношению к другим людям. Это чувство ответственности вы вносите в мир как прекраснейший плод теософского мировоззрения. Даже если мы являемся еще только начинающими, делающими попытки, все же мы уже действуем из скрытого оккультного мира в видимом. Мы украшаем и улучшаем мир из сокрытых областей бытия.

Это одна сторона нашего понимания жизни. Существует и другая. Человек живет в мире не только как индивидуум, а принадлежит еще семье, роду, народу, то есть определенной общности. Он, собственно, отделен только в своем физическом и эфирном теле. Я уже говорил, что астральное тело имеет текучие границы, что промежуточная субстанция имеет постоянную склонность воспринимать в себя течения извне и обновляться. Когда мы обдумаем, что мы принадлежим еще и народу, роду, семье, то получим еще один взгляд на дело.

Когда мы рассматриваем астральные тела отдельных людей, то видим, что почти каждое астральное тело отличается от другого основной окраской. Она имеет определенный оттенок, который вовне выражается как темперамент. Итак, темперамент выражается в определенном основном цвете. Таким образом, человек стоит в отношении со всем своим окружением, и характер семьи рода или народа, к которым он принадлежит, отражается в основном цвете.

Будучи оккультистом можно сделать интересные наблюдения, когда, например, снова посещает город, который видели, скажем, десять лет назад. Когда наблюдают девственные астральные тела детей, то находят, что кроме личного основного цвета они имеют еще один основной цвет. Если при первом посещении обратили внимание на девственные астральные тела детей и теперь сравнивают их с астральными телами тех детей, которые живут в том же городе спустя десять лет, то находят, что они изменились. Существует нечто в человеческой индивидуальности, что развивается так же, как развивается город, племя или народ. Это происходит оттого, что течения из коллективного астрального тела, которое меня окружает извне, постоянно находятся во взаимодействии и взаимообмене с моим астральным телом, живущем в этом коллективном астральном теле. Поэтому мы имеем и народный темперамент, который выражается в общем астральном теле народа.

Каждый народ, как и любая другая общность, имеет такое астральное тело, и оно струится в астральные тела отдельных людей. В этом причина, почему может возникнуть определенная дисгармония между отдельным человеком и задачей всего народа. А именно, не всегда эти задатки развития идут в мире одним ходом. — Более объемлющее часто предшествует менее объемлющему.

Рассмотрим, например, народ. Народ не является произвольно возникшим в мире образованием, не является чем-то возникшим благодаря случайности, но каждый народ имеет свою определенную задачу, в ходе развития человечества. Кто рассматривает народ с более высокой точки зрения, тот может сказать себе, что каждый народ имеет определенную задачу, и что также и его народу надлежит выполнить определенную задачу. Он может сказать себе: я принадлежу этому народу, так что я вместе с ним должен служить общей народной задаче, и я могу ей служить, так как во мне живет астральность, принадлежащая всему народу. Это предназначение народа ясно выражено на астральном плане, но является определенной мыслью, чем-то, что живет на более высоких планах, чем астральный. Для того, чтобы изучать мысли миропорядка, надо подниматься выше астрального плана, к ментальному плану.

Например, четвертая подраса, от которой произошла наша раса, развилась из маленького круга людей Азии, и сформировалась в еврейско-греко-латинскую расу. Последняя имела задачу выполнить первую миссию христианства с точки зрения народности. Мыслью этой расы было распространить христианство на его первом этапе в Европе и в граничащих с ней областях. Это было народной мыслью. В более ранние времена господствовала мысль о реинкарнации и карме. Затем произошел поворот, и люди воспитывались в представлении, что одна физическая жизнь имеет решающую значимость. Это отчетливо выступило в греческом искусстве, в том, что оно выработало чувство для внешней формы. В этом была заложена возможность облагораживания физического плана для внешних чувств. В римском народе затем развилось право, которое изживается непосредственно на физическом плане. И, наконец, христианство пронизывает это право моралью, так что единственная земная жизнь получает такое значение, что целая вечность становится от нее зависимой. Это односторонняя мысль, однако она была правильной и необходимой. Католические народы переняли миссию распространения христианства и понесли ее на север Европы, благодаря чему германские народы получили новую миссию.

Итак, мы видим, что народная мысль живет во всем народе и каждый отдельный его член принадлежит этой мысли. Что раньше было образовано в Греции в области пластического искусства как прекрасные формы чувственного мира, — это было образовано как право, а затем углублено до морали, это в наше время мы имеем приспособленным для пользы граждан, для технической жизни. Были основаны города, они росли и расцветали и образовали собственную культуру, культуру бюргерства. Из нее затем вышла мораль утилитаризма, давшая толчок к развитию односторонней науки, которая достигает пика своего развития в теперешнее время.

Тут мы можем усмотреть действие одного деваханического принципа. Это есть то всеобъемлющее при этих изменениях в ходе развития, которое показывает нам, каким образом действует народная мысль. Как эта мысль выражается, зависит от общего астрального тела народа, от народного темперамента. Например, искусство не в греческом народе нашло бы совершенно иную форму выражения.

Хотя народная мысль живет в каждом отдельном человеке, все же отдельный человек не растворяется целиком в народной мысли. Наряду с этим он проявляет и свою собственную личность. Тут мы видим нечто особенно примечательное и своеобразное. Человеку легче найти себя в мыслительном мире своего народа, в его деваханическом предназначении, чем осуществлять равновесие между собственными чувствами и чувствами этого народа. Это не так легко, особенно для тех, кто уже достиг определенного высокого образования и культуры. На более низких ступенях развития легче достичь равновесия между человеком и народом, так как тут имеется большая включенность индивидуального ощущения в общее народное ощущение. Чем на более низкой ступени стоит отдельный человек, тем более в нем выражается народное ощущение, народная мысль, подобно тому, как животное является оттиском животного мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.