Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постоянное выполнение обязательств, 2 страница




Таблица. Трактовки экстраверсии-интроверсии у К. Юнга, Г. Айзенка, К. Леонгарда
По Карлу Густаву Юнгу По Гансу Айзенку По Карлу Леонгарду (переосмыслил К. Юнга) (это типология психиатрическая, а не психологическая и относится, прежде всего, к патологиям)
Экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир. Экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами. Он растрачивает собственную энергию, движущуюся к окружающим объектам. Экстраверт общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Экстраверт – личность безвольная, подверженная влиянию со стороны.
Интроверсия проявляется в направленности на внутренний мир. Интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Он накапливает энергию, движущуюся во внутренний мир. Интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Интроверт – личность волевая.
Понимание экстраверсии–итроверсии по К. Леонгарду близки к понятию локус контроля (внутренний (склонность видеть причину неудач в себе) и внешний (склонность видеть причину неуач в других) Джулиана Роттера.
Большинство людей можно отнести к амбивертам (диавертам)– личностям, со средними показателями по этой шкале интроверсии–экстраверсии.

 

К. Юнг продолжение К. Юнгвыделил 4 типа личности, которые могут быть как интро-, так и экстравертированными: 1. мыслительный (интеллектуальный) – создает формулы, схемы, склонен к властности, авторитарности; в основном присущ мужчинам; 2. чувствительный (сентиментальный, эмоциональный) – отзывчив, способен к сопереживанию, более женский тип; 3. сенсорный – довольствуется ощущениями без глубокие переживаний, хорошо адаптируется к внешнему миру; 4. интуитивный – находится в творческом поиске, новые идеи приходят в результате озарения, но они не всегда продук­тивны и требуют доработки.   К. Юнг ввел понятие «индивидуа­лизации», т.е. развитие человека как индивидуума, отли­чающегося от общности.
2.4(7). Неопсихоаналитическа теория Карен Хорни (США норвежско-датского происхожд., 1885-1952) (Направление в психологии– неопсихоанализ, неофрейдизм) К. Хорни настаивала на том, что решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства: - стремления к удовлетворению своих желаний, - стремления к безопасности. Удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности. Если родители препятствуют формированию чувства безопасности у ребенка (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), то у него развивается базальная тревога – ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Человек стремиться к безопасности и поэтому самореализуется. Невротическая личность развивается, в основном, из-за неправильных взаимоотношений с родителями в детстве. Ребенок изначально беспомощен, зависим от взрослых и его «базальная тревога» при неправильном воспитании (запугивание, недостаток любви или, наоборот, чрезмерные восхваления) приводит к возникновению стойких черт невротического характера (неуверенность в себе, враждебно-боязливое отношение к миру и др.), которые очень сложно изменить впоследствии. Противоречия во взаимоотношениях людей порождают у индивида чувство «базальной тревоги», которое запускает невротический процесс и поддерживает его течение. Выделила 2 признака неврозов: - определенная ригидность (неспособность и неготовность индивида к изменению заранее намеченного плана действий в ситуации, когда это необходимо) реагирования невротической личности, - разрыв между потенциальными возможностями человека и их реализацией. Защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» (невротические потребности (тенденции) – избыточные потребности:
  1. в любви и одобрении;
  2. в руководстве партнера;
  3. в четких ограничениях;
  4. во власти;
  5. в эксплуатировании других;
  6. в общественном признании;
  7. в восхищении собой;
  8. в честолюбии;
  9. в самодостаточности и независимости;
  10. в безупречности и неопровержимости.
  К. Хорни объединила защитные стратегии ребенка от «базальной тревоги» в 3 основные стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми, которой соответствует тип невротической личности: 1) ориентация на людей соответственно тип невротической личности – уступчивый; 2) ориентация от людей соответственно тип невротической личности – обособленный; 3) ориентация против людей соответственно тип невротической личности – агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.   Критиковала фрейдовскую теорию либидо и тезис З. Фрейда о том, что возникновение неврозов зависит от инстинктивных и генетических факторов.
2.5(8). интерперсональный психоанализ (межличностная, межперсональная теория) Гарри Стек Салливана (Салливена)(США, 1892-1949) (Направление в психологии– неопсихоанализ, неофрейдизм) Г. Салливан основал интерперсональный психоанализ, в основе которого лежат 3 принципа, заимствованные из биологии: - 1 принцип коммунального (общественного) существования, - 2 принцип функциональной активности, - 3 принцип организации. Соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм.   Не отрицал роли наследственности, но подчеркивает, что специфические черты человека – это продукт социального взаимодействия. Все психические и физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой. Человек живет в социальном поле и ориентирован других людей. Субъектом взаимодействия может быть как реальный собеседник, так и воображаемое лицо, историческая личность или литературный герой. Личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений; качество, сформированное в процессе общения младенца с окружающими; динамический центр в серии межчеловеческих полей; точка, через которую протекают различные процессы.   Персонификация – целостный образ другого человека или самого себя, сложившийся в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация будет негативной, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительная персонификация. Функции персонификаций: - снижение тревоги, - помощь в ориентации в межличностных отношениях, - стереотипизации восприятия и поведения.   Г. Салливан рассматривал человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение-удовлетворение. Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности. Потребность создает напряженность и формирует способы ее преодоления. Главные потребности: 1. Потребность в нежности, 2. потребность в избегании тревоги. Основные потребности носят бессознательный, но не врожденный характер, а формируются в первые дни жизни ребенка. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.   Г. Салливан выделил 3 структуры «Я-системы»: 1. хорошее Я, 2. плохое Я, 3. не-Я. Человек стремиться к персонификации себя как хорошего Я и избегает мнение о себе как о плохом Я, что является источником постоянной тревоги. В результате он формирует механизм избирательного внимания, отсеивающий все раздражители, несущие тревогу и могущие привести к изменению мнения человека о себе, корректирует образы других людей и общение с ними.   Динамизм – любая форма преобразования энергии – движение, поступок, мысль, чувство, образ, обычно связанный с определенной частью тела. Звенья динамизма, связанные с удовлетворением основных потребностей: - рецепторное, - эффекторное, - соединительное. В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы поведения и реагирования, привычные для индивида. динамизм системы Эго носит защитный характер и служит снижению тревоги. в динамизме системы Эго формируется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном обществе поведение. Человек бессознательно исключает информацию и собственные потребности, несовместимые с системой Эго. Система Эго изолируется от др. частей личности и препятствует ее развитию.
2.6(9). Гуманистического психоана­лиза Эрика Фромма(еврей, XX в.) – родоначальник. (Направление в психологии– неопсихоанализ, неофрейдизм) Задачи гуманистического психоанализа: 1. раскрытие человеком правды о самом себе, 2. выявление психологических ориентаций формирования социального характера человека – промежуточное звено между психикой индивида и социальной структурой общества, 3. осмыс ление нравственных проблем, способствующих пониманию того, что - человек – это единственное существо, наделенное совестью, -любовь – творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.   Э. Фромм считал, что на формирование личности влияют следующие основные факторы: 1. Социальные условия (психика и поведение человека со­циально обусловлены). 2. Экзистенциальные потребности, присущие только человеку, выявившиеся в ходе эволюции человеческой культуры, вырасшие из наших попыток раскрыть смысл своего существования, важный источник активности:
Таблица. экзистенциальные потребности и их составляющие по Э. Фромму
Потребность Негативные составляющие Позитивные составляющие
в установлении связей – стремление к объединению с другими людьми, в заботе о ком-то, в продуктивной любви. 3 основных направления взаимоотношений человека с миром: - подчинение, - власть, - любовь.   – Подчинение, – власть   Любовь – «союз с кем-то или с чем-то находящимся вне человека при условии сохранения последним обособленности и целостности своего Я». Подлинная любовь – единственный путь единения с миром и формирования своей индивидуальности и целостности.
в преодолении себя (пассивной природы)– желание подняться над пассивным и случайным существованием в «царство целеустремленности и свободы». Этой потребности нет у животных.   Разрушение – - разрушение жизни; - превращение другого в жертву; - проявление злонамеренной агрессии – способность убивать не только ради выживания, но и по другим причинам Созидание – - созидание жизни, - творчество – деятельность и забота об уже сделанном человечеством  
в укоренении в мире (в корнях) – в чувстве стабильности и прочности.   Фиксация   Целостность – оторвавшись от материнской груди, человек рождается по-настоящему; активно и творчески взаимодействуя с миром, он приспосабливается к нему и достигает целостности
в самоотождествлении (в идентичности, самоидентичности) – в тождестве с самим собой и непохожести на других; в осознании себя отдельной сущностью. Будучи оторваны от природы, мы вынуждены самостоятельно формировать концепцию своего Я, воспитывать в себе способность ответственно заявить: «Я — это я» или «Я отвечаю за свои действия».   Принадлежность группе – невротики пытаются находиться возле сильных людей либо стараются закрепиться в социальных или политических институтах Индивидуальность – психологически здоровые люди имеют меньшую потребность соответствовать толпе и отказываться от ощущения своего Я  
в системе ценностей (в системе взглядов и преданности) –в своей философии,внутренне согласованной системе взглядов на мир;в системе взглядов и ценностей, помогающей нам ориентироваться в этом мире, организовать огромное количество стимулов и раздражителей, с которыми мы сталкиваемся;в объективном и рациональном взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то. Иррациональные цели   Рациональные цели  

Личностьэто целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным.

Приобретенные свойства, прежде всего, – различия в характере.

 

Социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая):

- считает, что источник всех благ лежит вовне;

- зависим от авторитетов и тех, кто способен оказать любую поддержку,

- пассивен,

- доверчив,

- сентиментален;

- стремится «быть любимым», а не любить;

- всегда ищет помощника,

- помогает другим только для того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая):

- считает, что источник благ – вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью;

- не способен к творчеству,

- заимствует у других любовь, идеи, эмоции;

- агрессивен,

- надменен,

- самонадеян,

- эгоцентричен,

- уверен в себе,

- импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая):

- не верит, что может что-то получить из внешнего мира;

- экономный, траты воспринимаются как угроза;

- скуп в вещах, деньгах, мыслях и чувствах;

- тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое;

- маниакально чистоплотен,

- ригиден (упрям, жесток),

- подозрителен,

- предусмотрителен,

- сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая):

- личность – это товар, выставляемый на продажу,

- успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей,

- в самооценке зависит от мнения других, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация – идеал гуманистической этики:

- человек – воплощение своих сил, способностей, которые свободно реализуются,

- понимает сущность явлений силой разума;

- может силой любви разрушить стену, отделяющую одного человека от другого;

- может силой воображения – творить.

Позже выделил:

6. некрофильный тип характера, воплощающий направленность на мертвое.

7. биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Характер любого человека – смешение пяти основных ориентации, хотя 1-2 могут выделяться из остальных.

 

Полагал, что патология (мазохизм, садизм, отшельни­чество, конформизм, склонность к разрушению) появляется при подавлении свободы личности.

человеческая натура – его страсти человека и тревоги – продукт культуры.

В вел понятие «общество потребления» – совокупность современных общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления, характеризующаяся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок.

Черты общества потребления:

- бурное экономическое и техническое развитие,

- рост доходов,

- существенное изменение структуры потребления,

- снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени,

- размывание классовой структуры,

- индивидуализация потребления.

 

Э. Фромм говорил о том, что основная моральная проблема современности – это безразличие человека к самому себе.

 

Э. Фромм видел смысл существования человека в решении проблемы противоречия между свободой (вызывающей утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости) и безопасностью.

В поисках безопасности люди порой добровольно «бегут» от свободы.

Механизмы «бегства»:

1. Авторитаризм:

- отказ от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения недостающей силы, недостающей самому индивиду,

- стремление к подчинению и господству,

- мазохистские (чувство неполноценности) и садистские (стремление обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать) тенденции.

2. Разрушительность, деструктивность:

- преодоление чувства неполноценности и бессилия через уничтожение, покорение других, а также устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать,

- реакция на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам,

- преодоление скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм:

- стремление перестать быть собой, усвоение общепринятого шаблона,

- исчезновение различий между собственным «Я» и окружающим миром,

- осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

 

Существует противовес механизмам «бегства от свободы» – опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с другими людьми.

Э. Фромм оказал влияние на развитие гуманистической психологии.

 

3. Бихевиоральные (поведенческие, наученческие) теории личности (бихевиоризм – в психологии, бихевиорализм – в политологии) Главный фактор развития личности – социальный. Основные тезисы:
  1. Личность – продукт научения (процесса приобретения знаний, умений и навыков), а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. В личности ничего нет от генетическо­го или психологического наследования.
  2. Главный источник в развитии личности – среда (в широком смысле слова). можно по заказу сформировать любой тип личности – труже­ника или бандита, поэта или торговца. Внутренний мир человека полностью сформирован средой.
  3. Личность – это совокупность системы социальных навыков и условных рефлексов, а также системы внутренних факторов (самоэффективности, субъективной значимости и доступности). Личность – совокупность упроченных реакций, сформированных в процессе обучения с по­мощью механизмов подкрепления.
  4. Структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внут­ренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Элементы личностирефлексы или социальные навыки (т.е. свойства, характеристики, черты личности), присущие конкретному человеку, опре­деляются его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования со­циального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокой­ной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека.
  1. личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако основа любых знаний, способностей за­кладывается в детстве. Формирование личн. рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других.
Основные типы научения: - классическое (И. П. Павлов) (при одновременном действии условного и безусловного стимулов), - оперантное (Б. Скиннер) (при подкреплении спонтанного поведения, признаваемого желательным), - угашение (И. П. Павлов), - имитация (А. Бандура) (происходит в результате буквального копирования поведения объекта–образца).
  1. В личности рациональные и ир­рациональные процессы представлены в равной мере. Данные процессы не противопоставляются, просто в одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и поведение, в других – нет.
  2. Человек практически полностью лишен свободы воли. Его поведение определено внешними обстоятельствами. Он не осознает последствий своего поведения, поскольку выученные им социальные навыки и рефлексы уже автоматизированы.
  3. Иерархия подкреплений для ребенка:
а) Пищевое, б) активностное (посмотреть телевизор, видео), в) манипулятивное (поиграть, порисовать), г) поссессиальное (от англ. possess – владеть; т.е. посидеть на папи­ном стуле, надеть мамину юбку), д) социальное (похвалить, обнять, ободрить и т.д.). Существует 2 направления бихевиоральной теории личности: 1. рефлекторное, согласно которому в основе всего лежат рефлексы. 2. социаль­ное, согласно которому в основе всего лежат, в первую очередь, внутренние факторы (ожидание, цель, значимость), а во вторую – внешние.   Бихевиоральная теория личности широко распространена, в первую очередь, в США.
3.1.рефлекторное направление бихевиоральной теории личности
3.1.1(10). Бихевиоральная теория личности Джеймса Дьюи Уотсона(США, р.1928, биолог, лауреат Нобелевской премии по физиол. и мед. (в соавт.) за открытие структуры молекулы ДНК (1962).   (Направление в психологии– бихевиоризм) Дж. Уотсон – основоположник бихевиоризма. Отрицал фактически существование определенных блоков личности. Дж. Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного ре­флекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных ре­флексов.
3.1.2(11). Бихевиоральная теория личности Бе́рреса Фре́дерика Скиннера(1904–1990, США)   (Направление в психологии– бихевиоризм и необихевиоризм) Б. Скиннер, утверждал, что личность – это совокупность социальных навы­ков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Он сформулировал теорию оперантной (инструментальной) причинности. Оперант – любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Оперантное подкрепление означает, что спонтанное поведение, признанное желательным, получает подкрепление (поощрение). Соответственно человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание, негативные последствия. Таким образом, в результате определенной си­стемы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм. Поведение является инструментом изменения элементов внешнего окружения.
3.2.1.социаль­ное направление бихевиоральной теории личности
3.2.1(12). Бихевиоральная теория личности Кларка Леонарда Халла(1884–1952, США, разработал гипотетико-дедуктивный метод научного познания)   (Направление в психологии–необихевиоризм) К. Халл разработал теорию научения, в основе которой лежит применение всевозможных наказаний и подкреплений при формировании необходимых реакций. Он изучал модель поведения, основанную на реак­циях на разнообразные стимулы. Пришел к выводу, что организм реагирует на стимулы с помощью врожденных и приобретенных способов, которые связаны с системой «проме­жуточных переменных», опосредующих это взаимодействие.  
3.2.2(13). Бихевиоральная теория личности Альберта Бандуры(канадский психолог (украинец по происхождению), р. 1925) (Направление в психологии– бихевиоризм и необихевиоризм) А. Бандура основоположник социального направления в бихевиоризме. Сформулировал теорию социального научения, согласно которой доказал, что научение может происходить не только при воздействии на организм определённых стимулов (реактивное и оперантное научение), но и при осознании и когнитивной оценке личностью внешних событий. Личность буквально имитирует, копирует поведение объекта–образца, в результате формирует свое поведение.   Считал, что поведение человека, детерминированное внут­ренними факторами – это саморегуляция. Основная задача саморегуляции – обеспечение самоэффективности, т.е. совершение только тех форм поведения, которые чело­век может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание).   Выделяет три блока лично­сти, основной блок – самоэффективность – «могу – не могу». Это вера, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Если человек принимает решение: «Могу», – то он при­ступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», – то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвое­ния и никакая сила не заставит его это сделать. 4 основных условия, определяющих формирование у человека уверенности в возможности выполнения им действия ( в том, что он может и чего не может сделать): 1. прошлый опыт (знания, навыки) (раньше мог, то и сейчас, скорее всего, смогу); 2. самоинструкция («Я могу это сделать!»); 3. повышенное эмоциональное настроение (принятие решения под воздействием алкоголя, музыки, любови); 4. наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и т. д. «Если другие могут, то и я смогу!» (самое главное условие).
3.2.3(14). Бихевиоральная теория личности Джулиан Роттер(США, р.1916) (Направление в психологии– бихевиоризм и необихевиоризм) Д. Роттер был когнитивным бихевиористом.   Д. Роттер выделил 2 компонента поведения и личности.
Таблица. 2 компонента личности и поведения по Д. Роттеру
Компонент (блок) Значение блока личности Значение компонента поведения
  субъективная значимость подкрепления – структура, оценивающая предстоящее подкрепление насколько предстоящее подкрепление ценно, значимо для человека
  доступность подкрепления – структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта насколько пред­стоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано

 

Оба блока личности образуют поведенческий потенциал, (блок когнитивной мотивации) (ввел это понятие) – это мера вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации.

Д. Роттер создал теорию социального научения.

 

Создал теорию локуса контроля (ввел это понятие).

Локус контроль (локализация контроля волевого усилия) – это характеристика свойства личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.

Есть 2 типа личности и 2 вида направленности локуса контроля:

1. Экстерналы имеют внешний (экстернальный) локус контроля.

Характеристика экстерналов:

- не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями),

- не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на «авось», рассуждая «авось повезет»,

- приписывают результаты своей деятельности внешним факторам,

- беспомощны перед обстоятельствами.

Пример: ученик получил неуд., обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы:

- «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания»,

- «задание было плохо написано на доске».

 

2. Интерналы имеют внутренний (интернальный) локус контроля.

Характеристика интерналов:

- видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения,

- управляют ситуацией, контролируют ее,

- приписывают результаты деятельности внутренним факторам: своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличием или отсутствием необходимых знаний, умений и навыков,

- склонны больше испытывать чувства вины за события, которые с ними происходят,

- старательно готовятся к занятиям,

- считают, что успех в жизни достигается упорным трудом,

- составляют план предстоящей деятельности,

- могут научиться почти всему, если этого захотят,

- реально рассчитывают свои силы, ставят только выполнимые задачи,

- имеют высокую самооценку,

- мало подвержены депрессиям.

Пример: ученик получил неуд., обладая внутренней локализацией контроля, он возложит вину на внутренние факторы:

- «я не успел хорошо подготовиться к предмету»,

- «я не смог решить задачу»,

- «этот предмет мне неинтересен».

Люди, считающие себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха.

3.2.4(15). Бихевиоральная теория личности Эдварда Чейса Толмена (1886-1959, США)   (Направление в психологии–необихевиоризм) Э. Толмен – создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. Вел понятие о разумно­сти и целесообразности поведения. Цель – это конечный результат, достигаемый в результате вы­полнения поведенческих актов. Важнейшие психологические феномены: цель, ожидание, гипотеза, когнитивная картина мира, знак и его значение.    
4. Гуманистические теории личности Главные факторы развития личности – социальный и биологический Основные тезисы (2-6 сформулировал Джеймс Бьюдженталь): 1. личность– уникальная целостная система, «открытая возможность» самоактуализации, присущая только человеку. 2. Человек, как целостное существо, превосходит сумму своих составляющих (не может быть объяснен в результате изучения его частичных функций). 3. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (для понимания человека необходимо учитывать его межличностный опыт общения). 4. Человек осознает себя (для его понимания следует учитывать его непрерывное, многоуровневое самосознание). 5. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем процесса своего существования, он творит свой собственный опыт). 6. Человек интенциален (обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). Принципы гуманистических этики и психологии: 1. человек ответственен за свои поступки; 2. каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни, ценит его внутренний субъективный мир; 3. любые эмоции, в том числе негативные, составляют внутренний опыт индивида и должны восприниматься другими доброжелательно; 4. каждый человек живет только в настоящем моменте – «здесь-и-теперь», и именно этот момент существует для бытия.   В практическом плане основная тема Г.П. – использование индивидуального внутреннего опыта для изучения и изменения его личности.   Г.Т. распространена в США.
4.1(16). Гуманистическая теория личности Карла Рэ́нсома Ро́джерса (США, 1902-87)   (Направление в психологии–гуманистическое)   К.Р. Роджерс был одним из создателей гуманистической психологии. Считал, что человек – активное существо, ориентированное на отдаленные цели и способное вести себя к ним. Отмечал, что основная движущая сила функционирования личности – стремление к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения. Выделил 2 подхода к трактовке личности: - 1 подход – феноменологический: основа личности – психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, в соответствии с которым интерпретируется действительность; - 2 подход – холистический: человек – это интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности. Фундаментальным компонентом структуры личности считал Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой, являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения и состоящая из восприятия себя, своих взаимоотношений с другими людьми и ценностей «Я». Я-концепция – это обобщенное описательное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория самого себя». («Я высокий, голубоглазый»; «Я хочу быть умным и сильным».) Не самооценка, не носит оценочный характер, а только описательный. Самооценка – это оценка субъектом себя и своих собственных качеств личности в качестве хороших или плохих и сравнение своих качеств с качествами других людей («лучше» или «хуже» других). («Я лучше других читаю вслух»; «Я медленнее Пети бегаю 100-метровку») Компоненты Я-концепции:1. физическое Я – схема собственного тела;2. реальное Я – представление о себе в настоящем времени;3. динамическое Я – то, каким субъект намерен стать;4. социальное Я – соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;5. экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти;6. идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;7. фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Пришел к выводу, что большое различие между идеальным и реальным «я» мешает здоровью и развитию личности (чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико. В качестве универсальной потребности К.Р. Роджерс выделил – потребность в позитивном отношении (внимании) и в любви. В результате человек подвержен влиянию социального одобрения и неодобрения. Считал, что для развития личности важным является отношение к ней значимых людей, прежде всего родителей. 2 вида позитивного внимания: 1. безусловное позитивное внимание – полное принятие и уважение от значимых других. В результате формируется Я-концепция, соответствующая всем врожденным потенциальным возможностям. 2. обусловленное позитивное внимание – принятие и уважение от значимых других (позитивное внимание) с условием «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим», принятие одних и отклонение других форм поведения. В результате Я-концепция будет не полностью соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами. К.Р. Роджерс выделил 2 типа личности в зависимости от типа позитивного внимания, которое испытывал человек в течение жизни:
Таблица. Типы личности по К.Р. Роджерсу в зависимости от типа позитивного внимания, которое испытывал человек в течение жизни
  1 тип «полноценно функционирующая личность» 2 тип «неприспособленная личность»
общая характеристика идеальный человек человек, имеющий условные ценности; Я-концепцию, не соответствующую его потенциальным возможностям; отягощенное защитными механизмами поведение
Тип позитивного внимания, которое человек получал в жизни от значимых других безусловное позитивное внимание обусловленное позитивное внимание
Открытость к переживаниям открытый к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность) рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека Закрытый или не испытывающий глубинных эмоций
экзистенциальность образа жизни экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление) живет по заранее представленному плану, а не экзистенциально
организмическое доверие–недоверие организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие) игнорирует свой организм, не доверяет ему
эмпирическая свобода – субъективное ощущение свободы воли эмпирическая свобода (есть субъективное ощущение свободы воли) чувствует себя скорее управляемым, чем свободным
Креативность, творчество креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей) чувствует себя скорее заурядным и конформным (приспосабливающимся, зависимым от общественного мнения), чем творческим

 

Выделил 4 базовых элемента основы выгодных и осмысленных отношений:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.