Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория темпераментов У.Г. Шелдона распространена в США. 2 страница




Деятельность – сложная динамическая си­стема взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых формируются свойства личности (Леонтьев А.Н.); это совокупность действий, направленных на достижение целей.   В дальнейшем сформированная личность (внутреннее) становится опосредствующим звеном, через ко­торое среда оказывает влияние на человека (Рубинштейн С.Л.).   Деятельностная теория отличается от поведенческой тем, что средством научения в ней выступает интериоризация, благодаря которой происходит усвоение общественно-исторического опыта, а не рефлекс.   С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев выделили 2 основные характеристики деятельности: 1. предметность – это характеристика человеческой дея­тельности, при которой на субъект воз­действуют только преобразованные в про­цессе самой деятельности объекты внешнего мира (а не непосредственно); и которая проявляется в понятиях языка, социальных ролях, цен­ностях. 2. субъектность – это характеристика человеческой дея­тельности, при которой сам человек является носителем своей активности, соб­ственным источником преобразования внешнего мира, действительности; и которая выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, це­лях, определяющих направленность и избирательность деятельности, значимой для самого человека.   С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев считают, что основное место в личности занима­ет сознание, структуры которого формиру­ются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное проявляется только в автоматизированных операциях. Сознание личности зависит от ее деятельности, общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания.   Человек обладает свободой воли только в рамках усвоенных социальных правил. Свобода – это осознанная необходимость. Внут­ренний мир человека субъективен и объективен одновременно в зависимости от уров­ня включения субъекта в конкретную деятельность.   Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, само­контроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.   С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев в качестве элемен­тов личности выделяют отдельные свойства или черты личности, образу­ющиеся в результате деятельности, осуществляемой в конкретном общественно-историческом контексте. (Леонтьев А.Н.)   В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности: - 1 блок личности – направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустрем­ленностью. - 2 блок личности – способности – индивидуально-психологические свойства, обеспечива­ющие успешность деятельности. 2 типа способностей: - Общие, - специальные (музыкальные, мате­матические и т. д.). Способности между собой взаимосвязаны. Люди отличаются по уровню общих и по сочетанию спе­циальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим матема­тиком, и наоборот. - 3 блок личности – характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Моральные свойства – представления личности об основных норматив­ных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях: - чуткость–черствость в отношениях к людям, - ответственность–безответственность по отношению к общественным обязанностям, - скромность–нескромность. Волевые качества – качества, кото­рые обеспечивающие определенный стиль поведения и способ решения практических задач: - решительность–нерешительность, - настойчивость–ненастойчивость, - мужество–трусость, - самообладание–отсутствие самообладания.   4 разновидности характера (основание – степень выраженности моральных и волевых свойств человека): 1. морально-волевой: - социально активный, - соблюдает социальные нормы, для чего прикладывает волевые уси­лия, - решительный, - настойчивый, - мужественный, - честный, 2. аморально-волевой: - не признает социальных норм, - все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей, 3. морально-абулический (абулия – отсутствие воли): - признает полезность и важность соци­альных норм, - безвольный, - в силу обстоятельств совершает антисоциальные поступки, 4. аморально-абулический: - безразличный к социальным нормам и не старается их выполнять, - безвольный. - 4 блок личности самоконтроль– это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознани­ем личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными бло­ками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.   Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Основное место в структуре личности принадлежит ее экзистенционально-бытийным свойствам. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о пред­назначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целена­правленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
8.2(25). Динамическая структурно-функциональная теория личности Константина Константиновича Платонова (СССР, XX в.)   (Направление в психологии– Теория деятельности) К.К. Платонов выделял 2 структуры (компонента) личности: - 1 структура – статистическая структуры личности – абстрактная структура, модель личности, отвлеченная от реально функционирующей личности, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Составляющие статистической структуры личности: а) всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей: - ощущения, - восприятие, - мышление, - эмоции; б) социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям: - социальные установки, - ценностные ориентации; в) индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности: - темперамент, - характер, - способности.   - 2 структура – динамическая структуры личности – структура, фиксирующая основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности; это личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, отражающем сиюминутное поведение индивида.   Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.   К. К. Платонов выделил 4 основные подструктуры динамической функциональной структуры личности с учетом субординация низ­ших и высших подструктур,обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом: 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства.   В свою очередь, каждая из этих подструктур состоит из ряда компонен­тов, «подструктур подструктур».

 

Таблица. основные подструктуры динамической структуры личности и их иерархия с учетом субординации низ­ших и высших подструктур по К.К. Платонову
Под­струк­туры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Специфические виды формирования необходимые уровни психологического анализа
Направ­ленность личности - Убеждения, - мировоззрение, - идеалы; - стрем­ления, - интере­сы, - желания, - потребности Определяющую роль игра­ет социальное, биологическо­го почти нет Воспитание   Социально- психологиче­ский  
Опыт - Привычки, - умения, - навыки, - знания, - способности Значительно больше социального, чем биологического Обучение Психолого- педагогический
Особенности психических процессов - Внимание, - воля, - чувства, - восприятие, мышле­ние, ощущение, эмоции, память Чаще больше социального (подструктуры перечислены К.К. Платоновым по убыванию социального и возрастанию биологического факторов) Упражнение   Индивидуаль­но- психологи­ческий
Биопсихические свойства - Темперамент, - задатки, - половые, - возрастные, - фарма­кологически обусловленные свойства Социального почти нет   Тренировка   Психофизиологический Нейропсихологический  

 

Таблица. Причины социализации
Причины Комментарии к ним
1. Биологическая причина – биологическая ограниченность человека Человек должен обучиться некоторым способностям и качествам, без которых он не сможет существовать и реализовывать свою жизнедеятельность и которые он постепенно должен перенять от других: - добывать пищу, - одеваться, - строить жилище и др. Сложные формы поведения человека не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усваивая опыт других. Например, в течение первого года жизни человека обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, а, например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 – 6 месяцев после рождения.
2. Социокультурная причина – необходимость формирования у человека определенных качеств, важных именно для данного социума. Культура определяет направленность социализации и ее методы. У американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и разными средствами.

 

Таблица. Классификация агентов социализации
Агенты социализации – люди, группы людей и институты (учреждения), осуществляющие социализацию или способствующие целенаправленному воздействию на ход данного про­цесса.
Критерий для классификации – время, степень и форма влияния агентов на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им.
Разновидность агента и его общая характеристика Подгруппы агентов и их характеристика
Люди Институты (учреждения)
1. Агенты первичной социализации – агенты, связанные с индивидом тесными личными отношениями и оказывающие значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствующие когнитивному (познавательному) обучению и формированию у него обобщенного образа действительности.   Агенты первичной социализации универсальны и выполняют множество разных функций: - мама – добытчик средств существования, опекун, воспитатель, учитель, друг, - сверстники – партнеры по играм, квазиродители (когда старшие заботятся о младших). 1.1) Люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями – родители, друзья, близкие и знакомые, возможно, учителя, врачи, тренеры и т.д.;     1.2) Институты (учреждения) – семья, а также учреждения, представители которых, связанны с индивидом тесными личными отношениями – детсад, школа, спортивная секция, вуз.   Например, между тренером и воспитанником доверительно-личные отношения, значит спортсекция – агент первичной социализации. Эффективность семьи–агента социализации определяется следующими факторами: 1. нравственно-психологический микроклимат в семье; 2. материальный и социальный статус семьи; 3. степень разрешения противоречия между семейными интересами, потребностями и производственной занятостью родителей, особенно матери; 4. роль отца и матери в общении с детьми; 5. структура и состав семьи и т.д.
2. Агенты вторичной социализации – агенты, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияющие на него; а также способствующие приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделени­ем труда.   (про разделение труда – Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927)   Агенты вторичной социализации узконаправленны и выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Но нужно помнить, что в школе, например, на уроке по общественным и гумани­тарным дисциплинам усваива­ются важные социальные знания. Однако ученик также получает информацию о социальных правилах и нормах поведения в виде сопутствующего социального опыта (из взаимодействия учителя и учеников, учеников и учителей между собой). Этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с це­лями процесса воспитания, а может противоречить поставленным це­лям. В процессе деятельности и общения детей спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. 2.1) Люди, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями, т.е. опосредованное, формальное окружение, – представители администрации школы, вуза, предприятия, где работает индивид, армии; священники; работники коммунального хозяйства; сотрудники СМИ, партий, суда и т.д.   Милиционер всегда выступает в роли агента вторичной социализации. Если между тренером и воспитанником нет доверительно-личных отношений, то секция оказывается среди агентов вторичной, а не первичной социализации. 2.2) Институты (учреждения), представители которых связанны с индивидом только формально-деловыми отношениями – армия, полиция, церковь, СМИ; а также школа, спортивная секция, вуз.
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Младенческие годы – агент социализации семья, родители. Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка. Для студентов агент социализации – институт, сокурсники. Для работающих – работа, коллеги. Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.
Типы учреждений-агентов с точки зрения формального признака: - Б-1) Формальные, специально созданные, в которых социализация имеет целенаправленный и стихийный характер. В школе – целенаправленный и стихийный (сопутствующий социальный опыт). - Б-2) неформальные, где социализация носит стихийный и целеноправленный характер. В кружке – стихийный и целенаправленный, если стоят соответствующие педагогические задачи.

 

Таблица. Типы социализации
Основание Типы социализации
  время, степень и форма влияния агентов социализации на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им - 1.1) первичная социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом тесными личными отношениями и оказывают значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствуют когнитивному обучению и формированию у него обобщенного образа действительности. Воспитание – это управляемый и целенаправленный процесс социа­лизации. - 1.2) Вторичная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияют на него; а также способствуют приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделени­ем труда (Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927)
  объем усвоенного материала - 2.1) Полная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым и достаточным объемом и содержанием в разных областях социального знания и культуры. - 2.2) Неполная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только частью необходимого и достаточного объема и содержания в разных областях социального знания и культуры.
  Разнообразие областей усвоенного необходимого и достаточного объема знаний и культуры - 3.1) Всесторонняя социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел всеми сторонами необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. - 3.2) Односторонняя социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только одной стороной необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. (Вундеркинды) Их способности в других областях жизни значительно снижаются.
  Степень значимости, востребованности, актуальности объема знаний и культуры, которыми овладел человек - 4.1) Актуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, востребованным в данной социальной группе. - 4.2) Неактуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, утратившими свое значение для данной социальной группы. Например, человек полностью социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
  Время, необходимое для достижения полной социализации - 5.1) Быстрая социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он быстро и полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Самые высокие темпы социализации в детстве. Дети, как правило, внимательны, напористы в получении знаний, активны в познании мира и быстро достигают успехов. Иногда, но редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. Тогда можно говорить о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы. Вундеркинды – пример быстрой социализации. - 5.2) Медленная социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он медленно полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Процесс социализации замедляется с возрастом. Если ребенок медленно социализируется,то говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

 

 

Таблица. Стадии социализации
1-я периодизация 2-я периодизация 3-я периодизация (с учетом периодизации Э. Эриксона)
1. Дотрудовая   1. Первичная социализация или стадия адаптации к социальному окружению. 0 – 13-14 лет (от рождения до подросткового возраста). Ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.     1. Стадия младенчества. 0-1 года. Главную роль мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Он уверен в том, что мама придет и сделает то, что нужно. Динамика развития доверия зависит от матери. Если она тревожна, невротична, не уверена в своих действиях, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития ребенка. Дефицит эмоционального общения приводит к резкому замедлению психического развития.
2. Стадия раннего детства. 1-2 года Формируется автономия и независимость. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности. Он начинает понимать одобрение и неодобрение. Через социальное неодобрение и чувство возможности наказания формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
3. Дошкольный возраст, позднее детство 3-5 лет Ребенок убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У него проявляется стремление к выделению своего «Я». резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, активно осваивает окружающую социальную действительность. Игра позволяет ребенку развивать инициативность, творческие способности и психические возможности: (волю, память, мышление), осваивать отношения между людьми. При жестком подавлении инициативы ребенка закрепляется пассивность, неуверенность, чувство вины. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
4. Младший школьный возраст 6-11 лет Возможности социализации в семье практически исчерпаны. Ребенок приобщается к знаниям о будущей деятельности. Если он успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен Если есть неудачи в школе, то появляется и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потеря интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью – убежище, если родители пытаются понять и помочь преодолеть трудности в учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, то чувство неполноценности у ребенка может закрепиться на всю жизнь.
2. Стадия индивидуализации подростковый и ранний юношеский возраст Подросток критически (иногда нигилистически) относится к общественным нормам поведения. Он стремится выделиться среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». На этой стадии у подростка неустойчиво мировоззрение и характер.   У юноши (18-25 лет) формируются устойчивые свойства личности, в первую очередь.   5. Юношеский возраст 12–20 лет Формируется центральная форма эгоидентичности. У подростка наблюдается бурный физиологический рост, половое созревание. Он озабочен тем, как он выглядит перед другими, пытается найти свое профессиональное призвание и место в жизни. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, то подросток успешно находит свое «Я» и признание со стороны окружающих. В противном случае подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний. Он «возвращается» к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает для этого. Появляется страх и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей.
3. Стадия интеграции Человек ищет и находит (или нет) свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если человек и его особенности принимаются обществом, группой. Если нет, то возможны следующие варианты: - сохранение своей непохожести и формирование агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; - изменение себя, отказ от своей индивидуальности и неповторимости, попытки «стать как все»; конформизм (конформное поведение) – совокупность действий (поступков) человека, направленных на приспособление к обществу; пассивное, некритичное принятие господствующих в нем идей, ценностей и норм при отсутствии своего мнения, или при его подавлении под воздействием различных сил, условий, обстоятельств, или при нежелании открыто высказывать свое негативное отношениея к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей. 6. Молодость. 20-25 лет Человек ищет спутника жизни, тесно сотрудничает с людьми, укрепляет связи со своей социальной группой, не боится обезличивания. У него появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Но если диффузия идентичности (неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодности; характерна для юношества; термин Э. Эриксона) переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.
2. Трудовая 4. Трудовая стадия социализация Весь период трудовой деятельности Человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его через воздействие на среду и свою деятельность. 7. Зрелость, центральная стадия, взрослый этап развития личности. 25-50 лет Процесс создания эгоидентичности завершается. На человека воздействуют другие люди, особенно дети, они подтверждают его необходимость. Достигается наивысший уровень развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере и в семье и детях. Личность удовлетворена собой и жизнью. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то человек стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.
3. Послетрудовая 5. Послетрудовая стадия социализации, стадия пожилого возраста Пожилой человек передает свой опыт новым поколениям.   8. Старость. После 50 лет Завершен процесс создания эгоидентичности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я». Наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Необходимо понять, что прошедшая жизнь неповторима, ее не надо переделывать, следует «принять» себя и свою жизнь. Проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

 

 

Таблица. Особенности социализации детей и взрослых   2 подхода в определении преемственности социализации взрослых и детей: – 1 подход – наличие преемственности, взрослая социализация – это продолжение и развитие детской социализации, новая стадия развития; – 2 подход – отсутствие преемственности: - а) жизнь взрослых – это ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые нужно осмыслить и преодолеть, а переход к социализации взрослых называется адаптивным этапом жизни; - б) социализация взрослых – это процесс преодоления психологических особенностей (психических травм), возникших в детстве (США, Роджер Гоулд). Зрелые люди, могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр.
Параметры Особенности социализации детей и подростков Особенности социализации взрослых Особенности социализации пожилых людей
Скорость социализации Быстрая и интенсивная Медленнее, чем в детстве Как правило, медленнее, чем в зрелом возрасте
Основная задача социализации Формирование базовых ценностей и норм поведения. Идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). Изменение внешнего поведения. Изменение внешнего поведения. Может не вести к росту и развитию. Развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать из–за ослабления физических и психологических возможностей человека.
Направленность относительно норм



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.