КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория темпераментов У.Г. Шелдона распространена в США. 2 страница
| ||
8.2(25). Динамическая структурно-функциональная теория личности Константина Константиновича Платонова (СССР, XX в.) (Направление в психологии– Теория деятельности) | К.К. Платонов выделял 2 структуры (компонента) личности: - 1 структура – статистическая структуры личности – абстрактная структура, модель личности, отвлеченная от реально функционирующей личности, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Составляющие статистической структуры личности: а) всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей: - ощущения, - восприятие, - мышление, - эмоции; б) социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям: - социальные установки, - ценностные ориентации; в) индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности: - темперамент, - характер, - способности. - 2 структура – динамическая структуры личности – структура, фиксирующая основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности; это личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, отражающем сиюминутное поведение индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. К. К. Платонов выделил 4 основные подструктуры динамической функциональной структуры личности с учетом субординация низших и высших подструктур,обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом: 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь, каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, «подструктур подструктур». |
Таблица. основные подструктуры динамической структуры личности и их иерархия с учетом субординации низших и высших подструктур по К.К. Платонову | ||||
Подструктуры | Подструктуры подструктур | Соотношение социального и биологического | Специфические виды формирования | необходимые уровни психологического анализа |
Направленность личности | - Убеждения, - мировоззрение, - идеалы; - стремления, - интересы, - желания, - потребности | Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет | Воспитание | Социально- психологический |
Опыт | - Привычки, - умения, - навыки, - знания, - способности | Значительно больше социального, чем биологического | Обучение | Психолого- педагогический |
Особенности психических процессов | - Внимание, - воля, - чувства, - восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память | Чаще больше социального (подструктуры перечислены К.К. Платоновым по убыванию социального и возрастанию биологического факторов) | Упражнение | Индивидуально- психологический |
Биопсихические свойства | - Темперамент, - задатки, - половые, - возрастные, - фармакологически обусловленные свойства | Социального почти нет | Тренировка | Психофизиологический Нейропсихологический |
Таблица. Причины социализации | |
Причины | Комментарии к ним |
1. Биологическая причина – биологическая ограниченность человека | Человек должен обучиться некоторым способностям и качествам, без которых он не сможет существовать и реализовывать свою жизнедеятельность и которые он постепенно должен перенять от других: - добывать пищу, - одеваться, - строить жилище и др. Сложные формы поведения человека не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усваивая опыт других. Например, в течение первого года жизни человека обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, а, например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 – 6 месяцев после рождения. |
2. Социокультурная причина – необходимость формирования у человека определенных качеств, важных именно для данного социума. | Культура определяет направленность социализации и ее методы. У американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и разными средствами. |
Таблица. Классификация агентов социализации | ||
Агенты социализации – люди, группы людей и институты (учреждения), осуществляющие социализацию или способствующие целенаправленному воздействию на ход данного процесса. | ||
Критерий для классификации – время, степень и форма влияния агентов на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им. | ||
Разновидность агента и его общая характеристика | Подгруппы агентов и их характеристика | |
Люди | Институты (учреждения) | |
1. Агенты первичной социализации – агенты, связанные с индивидом тесными личными отношениями и оказывающие значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствующие когнитивному (познавательному) обучению и формированию у него обобщенного образа действительности. Агенты первичной социализации универсальны и выполняют множество разных функций: - мама – добытчик средств существования, опекун, воспитатель, учитель, друг, - сверстники – партнеры по играм, квазиродители (когда старшие заботятся о младших). | 1.1) Люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями – родители, друзья, близкие и знакомые, возможно, учителя, врачи, тренеры и т.д.; | 1.2) Институты (учреждения) – семья, а также учреждения, представители которых, связанны с индивидом тесными личными отношениями – детсад, школа, спортивная секция, вуз. Например, между тренером и воспитанником доверительно-личные отношения, значит спортсекция – агент первичной социализации. Эффективность семьи–агента социализации определяется следующими факторами: 1. нравственно-психологический микроклимат в семье; 2. материальный и социальный статус семьи; 3. степень разрешения противоречия между семейными интересами, потребностями и производственной занятостью родителей, особенно матери; 4. роль отца и матери в общении с детьми; 5. структура и состав семьи и т.д. |
2. Агенты вторичной социализации – агенты, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияющие на него; а также способствующие приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделением труда. (про разделение труда – Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927) Агенты вторичной социализации узконаправленны и выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Но нужно помнить, что в школе, например, на уроке по общественным и гуманитарным дисциплинам усваиваются важные социальные знания. Однако ученик также получает информацию о социальных правилах и нормах поведения в виде сопутствующего социального опыта (из взаимодействия учителя и учеников, учеников и учителей между собой). Этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с целями процесса воспитания, а может противоречить поставленным целям. В процессе деятельности и общения детей спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. | 2.1) Люди, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями, т.е. опосредованное, формальное окружение, – представители администрации школы, вуза, предприятия, где работает индивид, армии; священники; работники коммунального хозяйства; сотрудники СМИ, партий, суда и т.д. Милиционер всегда выступает в роли агента вторичной социализации. Если между тренером и воспитанником нет доверительно-личных отношений, то секция оказывается среди агентов вторичной, а не первичной социализации. | 2.2) Институты (учреждения), представители которых связанны с индивидом только формально-деловыми отношениями – армия, полиция, церковь, СМИ; а также школа, спортивная секция, вуз. |
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Младенческие годы – агент социализации семья, родители. Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка. Для студентов агент социализации – институт, сокурсники. Для работающих – работа, коллеги. Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит. | ||
Типы учреждений-агентов с точки зрения формального признака: - Б-1) Формальные, специально созданные, в которых социализация имеет целенаправленный и стихийный характер. В школе – целенаправленный и стихийный (сопутствующий социальный опыт). - Б-2) неформальные, где социализация носит стихийный и целеноправленный характер. В кружке – стихийный и целенаправленный, если стоят соответствующие педагогические задачи. |
Таблица. Типы социализации | ||
№ | Основание | Типы социализации |
время, степень и форма влияния агентов социализации на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им | - 1.1) первичная социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом тесными личными отношениями и оказывают значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствуют когнитивному обучению и формированию у него обобщенного образа действительности. Воспитание – это управляемый и целенаправленный процесс социализации. - 1.2) Вторичная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияют на него; а также способствуют приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделением труда (Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927) | |
объем усвоенного материала | - 2.1) Полная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым и достаточным объемом и содержанием в разных областях социального знания и культуры. - 2.2) Неполная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только частью необходимого и достаточного объема и содержания в разных областях социального знания и культуры. | |
Разнообразие областей усвоенного необходимого и достаточного объема знаний и культуры | - 3.1) Всесторонняя социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел всеми сторонами необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. - 3.2) Односторонняя социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только одной стороной необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. (Вундеркинды) Их способности в других областях жизни значительно снижаются. | |
Степень значимости, востребованности, актуальности объема знаний и культуры, которыми овладел человек | - 4.1) Актуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, востребованным в данной социальной группе. - 4.2) Неактуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, утратившими свое значение для данной социальной группы. Например, человек полностью социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной. | |
Время, необходимое для достижения полной социализации | - 5.1) Быстрая социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он быстро и полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Самые высокие темпы социализации в детстве. Дети, как правило, внимательны, напористы в получении знаний, активны в познании мира и быстро достигают успехов. Иногда, но редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. Тогда можно говорить о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы. Вундеркинды – пример быстрой социализации. - 5.2) Медленная социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он медленно полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Процесс социализации замедляется с возрастом. Если ребенок медленно социализируется,то говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека. |
Таблица. Стадии социализации | ||
1-я периодизация | 2-я периодизация | 3-я периодизация (с учетом периодизации Э. Эриксона) |
1. Дотрудовая | 1. Первичная социализация или стадия адаптации к социальному окружению. 0 – 13-14 лет (от рождения до подросткового возраста). Ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает. | 1. Стадия младенчества. 0-1 года. Главную роль мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Он уверен в том, что мама придет и сделает то, что нужно. Динамика развития доверия зависит от матери. Если она тревожна, невротична, не уверена в своих действиях, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития ребенка. Дефицит эмоционального общения приводит к резкому замедлению психического развития. |
2. Стадия раннего детства. 1-2 года Формируется автономия и независимость. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности. Он начинает понимать одобрение и неодобрение. Через социальное неодобрение и чувство возможности наказания формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств. | ||
3. Дошкольный возраст, позднее детство 3-5 лет Ребенок убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У него проявляется стремление к выделению своего «Я». резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, активно осваивает окружающую социальную действительность. Игра позволяет ребенку развивать инициативность, творческие способности и психические возможности: (волю, память, мышление), осваивать отношения между людьми. При жестком подавлении инициативы ребенка закрепляется пассивность, неуверенность, чувство вины. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка. | ||
4. Младший школьный возраст 6-11 лет Возможности социализации в семье практически исчерпаны. Ребенок приобщается к знаниям о будущей деятельности. Если он успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен Если есть неудачи в школе, то появляется и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потеря интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью – убежище, если родители пытаются понять и помочь преодолеть трудности в учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, то чувство неполноценности у ребенка может закрепиться на всю жизнь. | ||
2. Стадия индивидуализации подростковый и ранний юношеский возраст Подросток критически (иногда нигилистически) относится к общественным нормам поведения. Он стремится выделиться среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я». На этой стадии у подростка неустойчиво мировоззрение и характер. У юноши (18-25 лет) формируются устойчивые свойства личности, в первую очередь. | 5. Юношеский возраст 12–20 лет Формируется центральная форма эгоидентичности. У подростка наблюдается бурный физиологический рост, половое созревание. Он озабочен тем, как он выглядит перед другими, пытается найти свое профессиональное призвание и место в жизни. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, то подросток успешно находит свое «Я» и признание со стороны окружающих. В противном случае подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний. Он «возвращается» к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает для этого. Появляется страх и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. | |
3. Стадия интеграции Человек ищет и находит (или нет) свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если человек и его особенности принимаются обществом, группой. Если нет, то возможны следующие варианты: - сохранение своей непохожести и формирование агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; - изменение себя, отказ от своей индивидуальности и неповторимости, попытки «стать как все»; конформизм (конформное поведение) – совокупность действий (поступков) человека, направленных на приспособление к обществу; пассивное, некритичное принятие господствующих в нем идей, ценностей и норм при отсутствии своего мнения, или при его подавлении под воздействием различных сил, условий, обстоятельств, или при нежелании открыто высказывать свое негативное отношениея к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей. | 6. Молодость. 20-25 лет Человек ищет спутника жизни, тесно сотрудничает с людьми, укрепляет связи со своей социальной группой, не боится обезличивания. У него появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Но если диффузия идентичности (неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодности; характерна для юношества; термин Э. Эриксона) переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. | |
2. Трудовая | 4. Трудовая стадия социализация Весь период трудовой деятельности Человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его через воздействие на среду и свою деятельность. | 7. Зрелость, центральная стадия, взрослый этап развития личности. 25-50 лет Процесс создания эгоидентичности завершается. На человека воздействуют другие люди, особенно дети, они подтверждают его необходимость. Достигается наивысший уровень развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере и в семье и детях. Личность удовлетворена собой и жизнью. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то человек стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. |
3. Послетрудовая | 5. Послетрудовая стадия социализации, стадия пожилого возраста Пожилой человек передает свой опыт новым поколениям. | 8. Старость. После 50 лет Завершен процесс создания эгоидентичности. Человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я». Наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Необходимо понять, что прошедшая жизнь неповторима, ее не надо переделывать, следует «принять» себя и свою жизнь. Проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. |
Таблица. Особенности социализации детей и взрослых 2 подхода в определении преемственности социализации взрослых и детей: – 1 подход – наличие преемственности, взрослая социализация – это продолжение и развитие детской социализации, новая стадия развития; – 2 подход – отсутствие преемственности: - а) жизнь взрослых – это ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые нужно осмыслить и преодолеть, а переход к социализации взрослых называется адаптивным этапом жизни; - б) социализация взрослых – это процесс преодоления психологических особенностей (психических травм), возникших в детстве (США, Роджер Гоулд). Зрелые люди, могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр. | ||||
Параметры | Особенности социализации детей и подростков | Особенности социализации взрослых | Особенности социализации пожилых людей | |
Скорость социализации | Быстрая и интенсивная | Медленнее, чем в детстве | Как правило, медленнее, чем в зрелом возрасте | |
Основная задача социализации | Формирование базовых ценностей и норм поведения. Идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). | Изменение внешнего поведения. | Изменение внешнего поведения. Может не вести к росту и развитию. Развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать из–за ослабления физических и психологических возможностей человека. | |
Направленность относительно норм
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |