Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиент – это человек, обеспокоенный проблемами и понимающий их, которые, в принципе, он мог бы разрешить сам, но решивший обратиться к услугам психотерапевта




Пациент – это больной человек, обратившийся за помощью к профессионалу – психотерапевту.

Ввел в научный оборот понятие «клиент», пересмотрев всю стратегию психотерапии.

Способность соучаствовать во внутренней жизни другого.

Отсутствие специфических ролей,

Выражение чувств,

В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

4.2(17). Теория самоактуализации Абрахама Маслоу (Авраама Масло́ва) (США, 1908–1970)   (Направление в психологии–гуманистическое) А. Маслоу один из основоположников гуманистической психологии. Гносеологические (теоретико-познавательные) установки гуманистической психологии, сформулированные А. Маслоу: 1. человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое; 2. позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывает внутреннюю природу человека. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования; 3. признание творчества, универсальной и неотъемлемой функцией человека, основным объяснительным принципом гуманистической природы человека. Все люди от рождения обладают творческими задатками, которые у большинства угасают и разрушаются в результате «окультуривания» и неудовлетворения базисных потребностей; 4. изучение психически здорового человека – условие понимания человеческой природы в его норме и патологии; 5. невозможность в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных, т.к. поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. В основе теории личности А. Маслоу – теории самоактуализации – лежит позитивная теория мотивации. А. Маслоу предложил в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. А. Маслоу составил пирамиду (иерархию) 5 базовых потребностей, в которой на высшей ступени располагаются высшие потребности, а в основании пирамиды – низшие, физиологические. Позднее А. Маслоу выделил 2 потребности, статус которых не определен. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности (чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее), чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Исключения бывают дух типов: - во-первых, это творческие личности, которые могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней; - во-вторых, это люди, которые, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. Обычно мотивируется потребностями нескольких уровней. Все потребности человека врожденные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения.

 

Таблица. Иерархия (пирамида) потребностей Абрахама Маслоу
Уровень (сверху вниз) и название потребности Характеристика потребности
1 (высший) – потребность в самоактуализации: реализация потенциала Самоактуализация – это стремление к самовоплощению человека, к актуа­лизации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремле­нием к идентичности, т.е. человек обязан быть тем, кем он может быть. Потребность в самоактуализации у разных людей выражается по-разному: - один человек хочет быть идеальным родителем, - другой – выдающимся спортсменом, - третий – гениальным ученым, - четвертый – художником и т.д.
1-2 (дополнит.) – потребность в познании и понимании потребность в познании и понимании – это когнитивная (познавательная) потребность человека, связанная со стремлени­ем к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному; стремление к приобретению новой информации, пониманию, к систематизации, к ана­лизу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упо­рядоченной системы ценностей.
2 (дополнит.) – эстетические потребности Эстетические потребности четко не были описаны А. Маслоу. Они есть практически у любого здорового ребенка и взрослого человека; в любой культуре, на любой стадии развития человечества.
2 – потребность в признании: значение, компетентность Потребность в признании – это желание и стремление, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), и достижение уважения со стороны других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворе­ние этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. Фрустрация этой потребности – однин из механизмов запуска асоциального и делинквентного поведения. Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
3 – потребность в принадлежности и любви: присоединение и принятие Потребность в принад­лежности, любви, привязанности – это стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви. Человек стремится к ис­креннему, открытому общению, хочет преодолеть чувство одиночества и изоляции.
4 – потребность в безопасности: долговременное выживание и стабильность Потребность в безопасности – это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в ста­бильности и защите; в структуре, порядке, законе. Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуа­циях (войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности). В нормальной ситуации потребность в безопасности проявляется в мягких форма (желание устроиться на работу в солидную, стабиль­ную фирму; откладывание денег на «черный день»).
5 – физиологические потребности   Физиологические потребности (голод, жажда и т.д.) выделены в рамках концепции гомеостаза. Гомеостаз – саморегуляция, способность открытой системы сохранять динамическое равновесие и восстанавливать его, воспроизводить себя, преодолевать сопротивление внешней среды. Организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства (например, поддержание солевого, белкового, кислотно-щелочного балан­сов, определенной температуры тела). Физиологические потребности самые мощные. Пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня (социальные) не будут актуализированы.
С иерархией потребностей А. Маслоу хорошо стыкуется теория «бесшумной революции» американского социолога Рональда Инглхарта, согласно которой с течением времени в странах Запада число «материалистов» (для которых важны безопасность и материальное благополучие) сокращается, а «постматериалистов» (кто ратует за качество жизни, индивидуальные свободы) – растет. Это следствие экономического роста и отсутствия крупных вооруженных конфликтов. Т.о. современное общество – это эпоха постмодерна, где преобладают «ценности постмодерна.
продолжение теории А. Маслоу Выделил 2 глобальные категории мотивов человека: 1. дефицитарные (Д-мотивы) – стойкие детерминанты (факторы) поведения, способствующие удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Д-мотивы расположены в соответствии с иерархией. 2. мотивы роста (метапотребности, бытийные, Б-мотивы,) – мотивы роста, имеющие отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Эти мотивы обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примеры: - потребность в целостности, - потребность в совершенстве, - потребность в активности, - потребность в красоте, - потребность в доброте, - потребность в истине, - потребность в уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, т.к. отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.   Мотивационный статус здорового человека состоит в стремлении к самоактуализации – реализации скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальному функционированию». А. Маслоу считал, что самоактуализации достигают менее 1% людей. Причины низкой распространенности самоактуализации: - отсутствие знаний о собственном потенциале, - наличие Ионов комплекса (страх успеха, сомнения в себе, боязнь своих способностей), - недостаток доброжелательности внешнего окружения, - сильное негативное влияние потребности в безопасности (в процессе роста необходимо постоянно рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек, человек должен быть мужественным и открытым новому опыту, на это не все готовы).
5. Когнитивная теория личности Главный фактор развития личности – социальный Основная задачаизучение фор­м познавательных процессов и способы получения знаний, лежащих в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности.
5.1(18). Когнитивная теория личности Джоржа Келли(США, 1905-67) (Направление в психологии– когнитивное) Дж. Келли – основоположник когнитивной психологии, возникшей на основе развития информа­тики и кибернетики. Считается, что когнетивная теория личности близка к гуманистической. С точки зрения Дж. Келли, личность – это система организованных личност­ных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретирует­ся) личный опыт человек а. конструкт (от англ. construct – строить) – своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя, включающий в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи); способ познания мира и установления межличностных отношений. Личностные конструкты – конструкты, лежащие в основе личностных отношений.   Настаивал на том, что главный источник развития личности – среда, со­циальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интел­лектуальных процессов на поведение человека. Любой человек – это ученый, проверяющий гипотезы о природе вещей и делающий прогноз будущих событий.   Дж. Келли открыл главные механизмы функцио­нирования личностных конструктов и сформулиро­вал основополагающий постулат и его следствия в данном вопросе. Главный постулат: психологическая ка­нализация личностных процессов обеспечивает человеку максимальное предсказание событий. Механизмы функционирования личностных конструктов Дж. Келли: 1. Каждый человек пользуется необходимыми кон­структами (классификаторами), строя и прове­ряя гипотезы, решая проблему относительно характеристик конкретного человека (себя или другого) или предмета, события, явления. Например, является ли он спортивным или неспортивным, музы­кальным или немузыкальным, интеллигентным или неин­теллигентным. 2. Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса). Например, «спортивный–неспортив­ный», «музыкальный–немузыкальный». 3. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. 4. Конструкты (классификаторы) бывают 2 типов, характеризующих диапазон описываемых явлений: - узкий («умный–глупый»), - широкий («хороший–плохой»). 5. Люди различаются количеством используемых конструктов и скоростью их актуализации. 6. 2 типа конструктов с точки зрения скорости их актуализации: - Суперординатные – конструкты, быстро актуализирующиеся в сознании, - Субординатные – конструкты, медленнее актуализирующиеся в сознании. Например, если, встретив ка­кого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения умный–глупый, а потом – добрый–злой, то ваш конструкт «умный–глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый–злой» – субординатным. 7. Нормальные взаимоотношения, дружба и любовь между людьми возмож­ны только тогда, когда они имеют сходные конструкты. Например, сложно успешно общаться двум людям, один из которых ориентирован на конструкт «порядочный–непорядочный», а у второго такого конструкта нет вообще. 8. Конструктная система – это явление динамичное, по­стоянно меняющееся под влиянием опыта.   Дж. Келли считал, что личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное», «бес­сознательное» может относиться только к отдаленным (субординантным) конструк­там, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.   Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли из-за конструктной системы человека. Но нужно иметь в виду, что в любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпрети­рует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.   Выделил 2 блока (уровня) системы личностных конструктов: 1. Блок «ядерных» конструктов – это около 50 основных наиболее часто используемых конструктов, находящихся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе опера­тивного сознания. 2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты (от сотен до не­скольких тысяч).   Целостные свойства личности выступают как результат совместного функциони­рования обоих блоков, всех конструктов. Выделил 2 типа целостной личности: 1. когнитивно сложная личность, имеющая большое количество кон­структов. Характеристика когнитивно сложной личности, по сравнению с когнитивно простой: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет более высокий уровень самооценки; 4) более адаптивна к новым ситуациям. 2. когнитивно простая личность, обладающая небольшим набором конструк­тов.   Структура личности в рамках когнитивного подхода – это индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
6. Диспозициональная теория личности Главный фактор развития личности – биологический и социальный 3 направления диспозициональной (от англ. disposition – предрасположенность) теории личности: 1. жесткое направление устанавливает строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека (свойствами телосложения, нервной системой или мозгом) и определенными личностными свойствами. Жесткие биологические структуры и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов; 2. формально-динамическое направление выделяет в личности человека 2 уровня личностных свойств: а) формально-динамический уровень – обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека, б) содержательный уровень – продукт воспитания, научения, деятельности; охватывает знания, умения, навыки, внутренний мир человека (интеллект, характер, смыслы, установки, цели); 3. мягкое направление утверждает, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, но не изучает от каких именно и насколько. Основные идеи: 1. Главный источником развития личности – факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния генетики, другие – среды. 2. Личность развивается в течение всей жизни, но ранние годы жизни, включая период полового созревания, являются наиболее важными. 3. Люди обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). 4. Личность состоит из: а) сознательного (рациональные процессы характерны для высших структур личности – проприума,), б) бессознательного (иррациональные – для низших – темперамента). 5. Основной блок личности – темперамент. Подходы к соотнесению личности и темперамента в рамках диспозициональной теории личности: а) Представители жесткого направления отождествляют темперамент с личностью (Г. Айзенк); б) Представители мягкого направления не относят темперамент к компонентам личности: - темперамент – самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности, существенно отличающийся от личности (В.С. Мерлин), - темперамент не входит в структуру личности, не является первичным материалом, из которого строится личность. Темперамент является генетически наследственной структурой и влияет на развитие черт личности (Г. Оллпорт); в) Представители формально-динамического направления полагают, что формально-динамическиесвойства личности являются темпераментом в узком смысле слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.). В.Д. Небылицын считает, что темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: § активность – мера энергодинамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя - эргичность, - пластичность, - скорость поведения че­ловека, § эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента.   6. У человека ограничена свобода воли. 7. Поведение человека детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. 8. Внутренний мир человека (в частности темперамент и черты) объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления (электроэнцефалограмма, речевые реакции) свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. В результате возникло специальное научное направление – дифференциальная психофизиология, изучающая биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., Небылицын В.Д.).
6.1(19). Конституциональная теория личности Эрнеста Кречмера(немец, 1888-1964) Э. Кречмер – представитель «жесткого» направления диспозициональной теории личности. Он установил связь между конституцией тела и типом характера, создал типологию темпераментов, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.  
Таблица. Типы характера по Э. кречмеру
тип телосложения (конституция) тип характера здоровых людей Заболевания, встречающиеся несколько чаще, чем у других
астеник (астенический тип): - худой, хрупкое телосложение, - длинные конечности, - средний или высокий (за счет длинных ног) рост, - впалая грудь, - длинная и узкая грудная клетка, - узкие плечи, - тонкие руки и кисти, - лишенный жира живот шизотим (шизотимик) «шизоидный» характер: - замкнут, - необщителен, - склонен к абстрактным рассуждениям, - плохо приспособлен к социальному окружению - шизофрения, - эпилепсия
пикник (пикнический тип): - средний рост, - плотная фигура, обильное жироотложение, тучный, - глубокая грудная клетка, - массивный, склонный к ожирению выпуклый живот циклотим (циклотимик), «циклотимический» характер: - эмоциональный, - резкие перепады настроения – от возвышенного до печального, - умеет устанавливать контакты, - склонный к практической деятельности Маниакально-депрессивный психоз
атлетик (атлетический тип): - развитая мускулатура, - крепкое телосложение, - широкие плечи, - узкие бедра Иксотим (иксотимик), «вязкий характер»: - трудно переключается, - сдержанный, но склонный к аффективным вспышкам, - ригидный (негибкий, упрямый, жесткий), - мелочный Эпилепсия
Диспластик (диспластический тип)   Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию нет определенного типа  

 

Э. кречмер считал, что поведение человека определяется не только особенностями конституции, но и системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др. факторами.

Теория Э. Кречмера была распространена в Европе.

6.2(20). Конституциональная теория личности Уильяма Герберта Шелдона(США, р.1898-?) У.Г. Шелдон – представитель «жесткого» направления диспозициональной теории личности. Он доказывал, что поведение личности обусловлено биологическими, в частности, конституционными особенностями (организмом человека, врожденными физиологическими характеристиками). Для У.Г. Шелдона исходным является понятие компонента, а не типа (как совокупности физических и психологических черт). Он выделил 3 типа телосложения: (Согласно преобладавшей в то время в биологии точке зрения: 1. из эндодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы, 2. из мезодермы (среднего зародышевого листка) развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды, 3. из эктодермы (внешний зародышевый листок) – волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг.) 1. эндоморфный – установка «пищеварительная», 2. мезоморфный – «мускульная», 3. эктоморфный – «мозговая». Типы характеровпо Э. Кречмеру итипы темпераментов по У.Г. Шелдонуочень похожи.

 

Таблица. Соотнесение типов телосложения, темперамента/характера по Э. Кречмеру и У. Г. Шелдону
Тип телосложения и характера по Э. Кречмеру Тип телосложения по У.Г. Шелдону тип и шкала темперамента по У.Г. Шелдону тип характера в максимальном выражении по У.Г. Шелдону
Пикник – циклотим (циклотимик Эндоморф (пищеварительный тип): - округлый, - пухлый, - большой живот, - жир на плечах и бедрах, - круглая голова, - неразвитые мышцы висцеротония (функциональное преобладание органов пищеварения) 1. Расслабленность в осанке и движениях 2. Любовь к комфорту 3. Замедленные реакции 4. Любовь к пище 5. Социализация пищевой потребности 6. Удовольствие от пищеварения 7. Любовь к вежливому обхождению 8. Социофилия 9. Приветливость со всеми 10. Жажда похвалы и одобрения 11. Ориентация на других людей 12. Стабильность эмоциональных проявлений 13. Терпимость 14. Безмятежная удовлетворенность 15. Глубокий сон 16. Бесхарактерность 17. Легкость в общении и выражении чувств; висцеротоническая экстраверсия 18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения 19. Потребность в людях в тяжелую минуту 20. Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям маниакально-депрессивный тип
Атлетик – иксотим (иксотимик) Мезоморф (мышечный тип): - широкие плечи, - широкая грудная клетка, - крепкие руки и ноги, - массивная голова соматотония (функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата) 1. Уверенность в осанке и движениях 2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям 3. Энергичность 4. Потребность в движениях и удовольствие от них 5. Стремление к господству, жажда власти 6. Склонность к риску 7. Решительные манеры 8. Храбрость в бою 9. Агрессивность в соревновании 10. Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость 11. Клаустрофобия 12.0тсутствие жалости и такта 13. Громкий голос 14. Спартанское безразличие к боли 15. Общая шумливость 16. Внешний вид соответствует более - пожилому возрасту 17. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях, соматотоническая экстраверсия 18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения 19. Тяга к действию в тяжелую минуту 20. Ориентация на юношеские цели и занятия психопатический тип
Астеник – шизотим (шизотимик)   Эктоморф (мозговой тип) - вытянутое с высоким лбом лицо, - длинные конечности, - узкая грудная клетка и живот, - отсутствие подкожного жира церебротония (преобладание деятельности высших нервных центров) 1. Сдержанность манер и движений, скованность в осанке 2. Чрезмерная физиологическая реактивность 3. Повышенная скорость реакций 4. Склонность к интимности 5. Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность 6. Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность 7. Беспокойные движения глаз и лица 8. Социофобия (боязнь исполнения каких-либо общественных действий (публичных выступлений), действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц) 9. Затруднения в установлении социальных контактов 10. Трудность приобретения новых привычек, слабый автоматизм 11. Агорафобия (боязнь открытых дверей, открытого пространств) 12. Неумение предвидеть отношение к себе других людей 13. Тихий голос, боязнь вызвать шум 14. Чрезмерная чувствительность к боли 15. Недостаточный сон, хроническая усталость 16. Юношеская живость манер и внешнего облика 17. Церебротоническая интроверсия 18. Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов 19. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту 20. 0риентация к поздним периодам жизни шизоидный тип

 

 

Продолжение теории личности У.Г. Шелдона !!! не посылать и не проговаривать!!!
Таблица. Соотнесение типов темперамента/характера по Гиппократу, Галену, Э. Кречмеру, У. Г. Шелдону и И.П. Павлову
Автор Типы темперамента
Гиппократ – Гален сангвиник флегматик холерик меланхолик
Э. Кречмер циклотимик иксотимик   шизотимик
У. Г. Шелдон висцеротоник   соматотоник церебротоник
И.П. Павлов сильный, уравновешенный, подвижный сильный, уравновешенный, инертный сильный, неуравновешенный слабый

(Стреляу, 1982)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.