КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Клиент – это человек, обеспокоенный проблемами и понимающий их, которые, в принципе, он мог бы разрешить сам, но решивший обратиться к услугам психотерапевта
Пациент – это больной человек, обратившийся за помощью к профессионалу – психотерапевту. Ввел в научный оборот понятие «клиент», пересмотрев всю стратегию психотерапии. Способность соучаствовать во внутренней жизни другого. Отсутствие специфических ролей, Выражение чувств, В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента. | ||
4.2(17). Теория самоактуализации Абрахама Маслоу (Авраама Масло́ва) (США, 1908–1970) (Направление в психологии–гуманистическое) | А. Маслоу один из основоположников гуманистической психологии. Гносеологические (теоретико-познавательные) установки гуманистической психологии, сформулированные А. Маслоу: 1. человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое; 2. позитивный личностный рост и самосовершенствование раскрывает внутреннюю природу человека. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования; 3. признание творчества, универсальной и неотъемлемой функцией человека, основным объяснительным принципом гуманистической природы человека. Все люди от рождения обладают творческими задатками, которые у большинства угасают и разрушаются в результате «окультуривания» и неудовлетворения базисных потребностей; 4. изучение психически здорового человека – условие понимания человеческой природы в его норме и патологии; 5. невозможность в изучении поведения человека полагаться на исследования поведения животных, т.к. поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. В основе теории личности А. Маслоу – теории самоактуализации – лежит позитивная теория мотивации. А. Маслоу предложил в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. А. Маслоу составил пирамиду (иерархию) 5 базовых потребностей, в которой на высшей ступени располагаются высшие потребности, а в основании пирамиды – низшие, физиологические. Позднее А. Маслоу выделил 2 потребности, статус которых не определен. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности (чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее), чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Исключения бывают дух типов: - во-первых, это творческие личности, которые могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней; - во-вторых, это люди, которые, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей. Обычно мотивируется потребностями нескольких уровней. Все потребности человека врожденные. У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения. |
Таблица. Иерархия (пирамида) потребностей Абрахама Маслоу | |
Уровень (сверху вниз) и название потребности | Характеристика потребности |
1 (высший) – потребность в самоактуализации: реализация потенциала | Самоактуализация – это стремление к самовоплощению человека, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идентичности, т.е. человек обязан быть тем, кем он может быть. Потребность в самоактуализации у разных людей выражается по-разному: - один человек хочет быть идеальным родителем, - другой – выдающимся спортсменом, - третий – гениальным ученым, - четвертый – художником и т.д. |
1-2 (дополнит.) – потребность в познании и понимании | потребность в познании и понимании – это когнитивная (познавательная) потребность человека, связанная со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному; стремление к приобретению новой информации, пониманию, к систематизации, к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой упорядоченной системы ценностей. |
2 (дополнит.) – эстетические потребности | Эстетические потребности четко не были описаны А. Маслоу. Они есть практически у любого здорового ребенка и взрослого человека; в любой культуре, на любой стадии развития человечества. |
2 – потребность в признании: значение, компетентность | Потребность в признании – это желание и стремление, связанные с понятием «достижение» (рост личностной значимости, уверенности, самоуважения), и достижение уважения со стороны других (завоевание статуса, признания, престижа). Удовлетворение этой потребности порождает у личности чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, чувство собственной необходимости и полезности в этом мире. Неудовлетворение этой потребности вызывает чувство слабости, униженности, беспомощности. Фрустрация этой потребности – однин из механизмов запуска асоциального и делинквентного поведения. Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности, достижения цели или решения задачи. Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. |
3 – потребность в принадлежности и любви: присоединение и принятие | Потребность в принадлежности, любви, привязанности – это стремление к общению, принадлежности к социальной группе, желание дружеских отношений и любви. Человек стремится к искреннему, открытому общению, хочет преодолеть чувство одиночества и изоляции. |
4 – потребность в безопасности: долговременное выживание и стабильность | Потребность в безопасности – это свобода от страха, тревоги и хаоса; это потребность в стабильности и защите; в структуре, порядке, законе. Эта потребность доминирует лишь в критических, экстремальных ситуациях (войны, стихийные бедствия, социальные кризисы, вспышки преступности). В нормальной ситуации потребность в безопасности проявляется в мягких форма (желание устроиться на работу в солидную, стабильную фирму; откладывание денег на «черный день»). |
5 – физиологические потребности | Физиологические потребности (голод, жажда и т.д.) выделены в рамках концепции гомеостаза. Гомеостаз – саморегуляция, способность открытой системы сохранять динамическое равновесие и восстанавливать его, воспроизводить себя, преодолевать сопротивление внешней среды. Организм совершает определенные действия, направленные на поддержание определенного внутреннего постоянства (например, поддержание солевого, белкового, кислотно-щелочного балансов, определенной температуры тела). Физиологические потребности самые мощные. Пока они не удовлетворены, потребности более высокого уровня (социальные) не будут актуализированы. |
С иерархией потребностей А. Маслоу хорошо стыкуется теория «бесшумной революции» американского социолога Рональда Инглхарта, согласно которой с течением времени в странах Запада число «материалистов» (для которых важны безопасность и материальное благополучие) сокращается, а «постматериалистов» (кто ратует за качество жизни, индивидуальные свободы) – растет. Это следствие экономического роста и отсутствия крупных вооруженных конфликтов. Т.о. современное общество – это эпоха постмодерна, где преобладают «ценности постмодерна. |
продолжение теории А. Маслоу | Выделил 2 глобальные категории мотивов человека: 1. дефицитарные (Д-мотивы) – стойкие детерминанты (факторы) поведения, способствующие удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Д-мотивы расположены в соответствии с иерархией. 2. мотивы роста (метапотребности, бытийные, Б-мотивы,) – мотивы роста, имеющие отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Эти мотивы обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примеры: - потребность в целостности, - потребность в совершенстве, - потребность в активности, - потребность в красоте, - потребность в доброте, - потребность в истине, - потребность в уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, т.к. отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост. Мотивационный статус здорового человека состоит в стремлении к самоактуализации – реализации скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальному функционированию». А. Маслоу считал, что самоактуализации достигают менее 1% людей. Причины низкой распространенности самоактуализации: - отсутствие знаний о собственном потенциале, - наличие Ионов комплекса (страх успеха, сомнения в себе, боязнь своих способностей), - недостаток доброжелательности внешнего окружения, - сильное негативное влияние потребности в безопасности (в процессе роста необходимо постоянно рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек, человек должен быть мужественным и открытым новому опыту, на это не все готовы). | ||||||||||||||||
5. Когнитивная теория личности Главный фактор развития личности – социальный Основная задача – изучение форм познавательных процессов и способы получения знаний, лежащих в основе построения чувственных и умственных образов реальной действительности. | |||||||||||||||||
5.1(18). Когнитивная теория личности Джоржа Келли(США, 1905-67) (Направление в психологии– когнитивное) | Дж. Келли – основоположник когнитивной психологии, возникшей на основе развития информатики и кибернетики. Считается, что когнетивная теория личности близка к гуманистической. С точки зрения Дж. Келли, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человек а. конструкт (от англ. construct – строить) – своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя, включающий в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи); способ познания мира и установления межличностных отношений. Личностные конструкты – конструкты, лежащие в основе личностных отношений. Настаивал на том, что главный источник развития личности – среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Любой человек – это ученый, проверяющий гипотезы о природе вещей и делающий прогноз будущих событий. Дж. Келли открыл главные механизмы функционирования личностных конструктов и сформулировал основополагающий постулат и его следствия в данном вопросе. Главный постулат: психологическая канализация личностных процессов обеспечивает человеку максимальное предсказание событий. Механизмы функционирования личностных конструктов Дж. Келли: 1. Каждый человек пользуется необходимыми конструктами (классификаторами), строя и проверяя гипотезы, решая проблему относительно характеристик конкретного человека (себя или другого) или предмета, события, явления. Например, является ли он спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным. 2. Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса). Например, «спортивный–неспортивный», «музыкальный–немузыкальный». 3. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. 4. Конструкты (классификаторы) бывают 2 типов, характеризующих диапазон описываемых явлений: - узкий («умный–глупый»), - широкий («хороший–плохой»). 5. Люди различаются количеством используемых конструктов и скоростью их актуализации. 6. 2 типа конструктов с точки зрения скорости их актуализации: - Суперординатные – конструкты, быстро актуализирующиеся в сознании, - Субординатные – конструкты, медленнее актуализирующиеся в сознании. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения умный–глупый, а потом – добрый–злой, то ваш конструкт «умный–глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый–злой» – субординатным. 7. Нормальные взаимоотношения, дружба и любовь между людьми возможны только тогда, когда они имеют сходные конструкты. Например, сложно успешно общаться двум людям, один из которых ориентирован на конструкт «порядочный–непорядочный», а у второго такого конструкта нет вообще. 8. Конструктная система – это явление динамичное, постоянно меняющееся под влиянием опыта. Дж. Келли считал, что личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное», «бессознательное» может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко. Дж. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли из-за конструктной системы человека. Но нужно иметь в виду, что в любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Выделил 2 блока (уровня) системы личностных конструктов: 1. Блок «ядерных» конструктов – это около 50 основных наиболее часто используемых конструктов, находящихся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. 2. Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты (от сотен до нескольких тысяч). Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделил 2 типа целостной личности: 1. когнитивно сложная личность, имеющая большое количество конструктов. Характеристика когнитивно сложной личности, по сравнению с когнитивно простой: 1) имеет лучшее психическое здоровье; 2) лучше справляется со стрессом; 3) имеет более высокий уровень самооценки; 4) более адаптивна к новым ситуациям. 2. когнитивно простая личность, обладающая небольшим набором конструктов. Структура личности в рамках когнитивного подхода – это индивидуально своеобразная иерархия конструктов. | ||||||||||||||||
6. Диспозициональная теория личности Главный фактор развития личности – биологический и социальный 3 направления диспозициональной (от англ. disposition – предрасположенность) теории личности: 1. жесткое направление устанавливает строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека (свойствами телосложения, нервной системой или мозгом) и определенными личностными свойствами. Жесткие биологические структуры и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов; 2. формально-динамическое направление выделяет в личности человека 2 уровня личностных свойств: а) формально-динамический уровень – обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека, б) содержательный уровень – продукт воспитания, научения, деятельности; охватывает знания, умения, навыки, внутренний мир человека (интеллект, характер, смыслы, установки, цели); 3. мягкое направление утверждает, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, но не изучает от каких именно и насколько. Основные идеи: 1. Главный источником развития личности – факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния генетики, другие – среды. 2. Личность развивается в течение всей жизни, но ранние годы жизни, включая период полового созревания, являются наиболее важными. 3. Люди обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). 4. Личность состоит из: а) сознательного (рациональные процессы характерны для высших структур личности – проприума,), б) бессознательного (иррациональные – для низших – темперамента). 5. Основной блок личности – темперамент. Подходы к соотнесению личности и темперамента в рамках диспозициональной теории личности: а) Представители жесткого направления отождествляют темперамент с личностью (Г. Айзенк); б) Представители мягкого направления не относят темперамент к компонентам личности: - темперамент – самостоятельный психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности, существенно отличающийся от личности (В.С. Мерлин), - темперамент не входит в структуру личности, не является первичным материалом, из которого строится личность. Темперамент является генетически наследственной структурой и влияет на развитие черт личности (Г. Оллпорт); в) Представители формально-динамического направления полагают, что формально-динамическиесвойства личности являются темпераментом в узком смысле слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека (Русалов В.). В.Д. Небылицын считает, что темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: § активность – мера энергодинамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя - эргичность, - пластичность, - скорость поведения человека, § эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам. Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. 6. У человека ограничена свобода воли. 7. Поведение человека детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. 8. Внутренний мир человека (в частности темперамент и черты) объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления (электроэнцефалограмма, речевые реакции) свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт. В результате возникло специальное научное направление – дифференциальная психофизиология, изучающая биологические основы личности и индивидуально-психологические различия (Теплов Б.М., Небылицын В.Д.). | |||||||||||||||||
6.1(19). Конституциональная теория личности Эрнеста Кречмера(немец, 1888-1964) | Э. Кречмер – представитель «жесткого» направления диспозициональной теории личности.
Он установил связь между конституцией тела и типом характера, создал типологию темпераментов, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.
Э. кречмер считал, что поведение человека определяется не только особенностями конституции, но и системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др. факторами. Теория Э. Кречмера была распространена в Европе. | ||||||||||||||||
6.2(20). Конституциональная теория личности Уильяма Герберта Шелдона(США, р.1898-?) | У.Г. Шелдон – представитель «жесткого» направления диспозициональной теории личности. Он доказывал, что поведение личности обусловлено биологическими, в частности, конституционными особенностями (организмом человека, врожденными физиологическими характеристиками). Для У.Г. Шелдона исходным является понятие компонента, а не типа (как совокупности физических и психологических черт). Он выделил 3 типа телосложения: (Согласно преобладавшей в то время в биологии точке зрения: 1. из эндодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы, 2. из мезодермы (среднего зародышевого листка) развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды, 3. из эктодермы (внешний зародышевый листок) – волосы, ногти, рецепторный аппарат, нервная система и мозг.) 1. эндоморфный – установка «пищеварительная», 2. мезоморфный – «мускульная», 3. эктоморфный – «мозговая». Типы характеровпо Э. Кречмеру итипы темпераментов по У.Г. Шелдонуочень похожи. |
Таблица. Соотнесение типов телосложения, темперамента/характера по Э. Кречмеру и У. Г. Шелдону | |||
Тип телосложения и характера по Э. Кречмеру | Тип телосложения по У.Г. Шелдону | тип и шкала темперамента по У.Г. Шелдону | тип характера в максимальном выражении по У.Г. Шелдону |
Пикник – циклотим (циклотимик | Эндоморф (пищеварительный тип): - округлый, - пухлый, - большой живот, - жир на плечах и бедрах, - круглая голова, - неразвитые мышцы | висцеротония (функциональное преобладание органов пищеварения) 1. Расслабленность в осанке и движениях 2. Любовь к комфорту 3. Замедленные реакции 4. Любовь к пище 5. Социализация пищевой потребности 6. Удовольствие от пищеварения 7. Любовь к вежливому обхождению 8. Социофилия 9. Приветливость со всеми 10. Жажда похвалы и одобрения 11. Ориентация на других людей 12. Стабильность эмоциональных проявлений 13. Терпимость 14. Безмятежная удовлетворенность 15. Глубокий сон 16. Бесхарактерность 17. Легкость в общении и выражении чувств; висцеротоническая экстраверсия 18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения 19. Потребность в людях в тяжелую минуту 20. Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям | маниакально-депрессивный тип |
Атлетик – иксотим (иксотимик) | Мезоморф (мышечный тип): - широкие плечи, - широкая грудная клетка, - крепкие руки и ноги, - массивная голова | соматотония (функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата) 1. Уверенность в осанке и движениях 2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям 3. Энергичность 4. Потребность в движениях и удовольствие от них 5. Стремление к господству, жажда власти 6. Склонность к риску 7. Решительные манеры 8. Храбрость в бою 9. Агрессивность в соревновании 10. Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость 11. Клаустрофобия 12.0тсутствие жалости и такта 13. Громкий голос 14. Спартанское безразличие к боли 15. Общая шумливость 16. Внешний вид соответствует более - пожилому возрасту 17. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях, соматотоническая экстраверсия 18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения 19. Тяга к действию в тяжелую минуту 20. Ориентация на юношеские цели и занятия | психопатический тип |
Астеник – шизотим (шизотимик) | Эктоморф (мозговой тип) - вытянутое с высоким лбом лицо, - длинные конечности, - узкая грудная клетка и живот, - отсутствие подкожного жира | церебротония (преобладание деятельности высших нервных центров) 1. Сдержанность манер и движений, скованность в осанке 2. Чрезмерная физиологическая реактивность 3. Повышенная скорость реакций 4. Склонность к интимности 5. Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность 6. Скрытность чувств, эмоциональная сдержанность 7. Беспокойные движения глаз и лица 8. Социофобия (боязнь исполнения каких-либо общественных действий (публичных выступлений), действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц) 9. Затруднения в установлении социальных контактов 10. Трудность приобретения новых привычек, слабый автоматизм 11. Агорафобия (боязнь открытых дверей, открытого пространств) 12. Неумение предвидеть отношение к себе других людей 13. Тихий голос, боязнь вызвать шум 14. Чрезмерная чувствительность к боли 15. Недостаточный сон, хроническая усталость 16. Юношеская живость манер и внешнего облика 17. Церебротоническая интроверсия 18. Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов 19. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту 20. 0риентация к поздним периодам жизни | шизоидный тип |
Продолжение теории личности У.Г. Шелдона | !!! не посылать и не проговаривать!!!
(Стреляу, 1982)
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |