Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная зрелость личности




Таблица. Социальная зрелость личности Акмеоло́гия (от др.-греч. вершина и учение) – раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития Предмет акмеологиифеномен зрелости человека.
Компоненты зрелости Их характеристика
1. ответственность Д. Роттер создал теорию локуса контроля(ввел это понятие). См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Д. Роттер. и концепцию 2-х типов ответственности. Локус контроль (локализация контроля волевого усилия) – это характеристика свойства личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам. Есть 2 типа личности, 2 вида направленности локуса контроляи2 типа ответственности: 1. Экстерналы имеют внешний (экстернальный) локус контроля. 1-й тип ответственности, безответственность – когда человек считает ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В детстве: «а это он первый на­чал». Характеристика экстерналов, людей с 1-м типом ответственности, безответственных: - не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), - не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на «авось», рассуждая «авось повезет», - приписывают результаты своей деятельности внешним факторам, - беспомощны перед обстоятельствами. - среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%. Пример: ученик получил неуд., обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы: - «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», - «задание было плохо написано на доске».   2. Интерналы имеют внутренний (интернальный) локус контроля. 2-й тип ответственности, когда личность считает от­ветственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать». Это герои «американской мечты» (Скарлетт О'Хара из романа М. Мит­челл «Унесенные ветром».) Характеристика интерналов, людей со 2-м типом ответственности: - видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, - управляют ситуацией, контролируют ее, - приписывают результаты деятельности внутренним факторам: своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличием или отсутствием необходимых знаний, умений и навыков, - склонны больше испытывать чувства вины за события, которые с ними происходят, - старательно готовятся к занятиям, - считают, что успех в жизни достигается упорным трудом, - составляют план предстоящей деятельности, - могут научиться почти всему, если этого захотят, - реально рассчитывают свои силы, ставят только выполнимые задачи, - имеют высокую самооценку, - мало подвержены депрессиям. - среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля – 16%. Пример: ученик получил неуд., обладая внутренней локализацией контроля, он возложит вину на внутренние факторы: - «я не успел хорошо подготовиться к предмету», - «я не смог решить задачу», - «этот предмет мне неинтересен». Люди, считающие себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха.   Ответственность формируется в условиях в адекватной деятельности при предоставлении личности свободыв принятии решений и развитии автономности. Человек не может стать ответственным при сверхопеке, которая наблюдается и в семье, и в школе.
2.терпимость 2 вида терпимости (Артур Александрович Реан (СССР, РФ, р.1957): 1. сенсуальная терпи­мость личности; 2. диспозиционная терпимость личности. 1 вид терпимости личности – сенсуальная терпимость – это устойчивость к воздействию социаль­ной среды, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога чувствительности к различным воздей­ствиям социальной среды, в т.ч. воздействиям субъектов межличностно­го взаимодействия. Сенсуальная терпимость – терпимость-черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена. Сенсуальная терпимость связана с психофизиологической толерантностью. То­лерантность – повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.   2 вид терпимости – диспозиционная терпимость– это предрасположенность, готовность к определенной «терпимой» реакции личности при социальных взаимодействиях. Именно этот вид терпимости является компонентом зрелости. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: - «все люди когда-нибудь ошибают­ся», - «каждый имеет право на свое мнение», - «агрессия и раздражительность часто провоцируют­ся особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», Диспозиционная терпимость – терпимость-по­зиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение. Диспозиционная терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. человек сохра­няет чувствительность и эмпатийность (способность к сопереживанию и сочув­ствию).   Спонтанная агрессия – это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом. Согласно исследованиям начала и конца 1990-х гг. (Реан А.А., 1992, 1999) среди школьников обоего пола в возрасте 15-17 лет есть спонтанная агрессия у 53% обследованных, а низкие значения спонтанной агрессии – только у 9%. Реактивная агрессия – это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве ти­пичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая аг­рессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность лич­ности. Реактивная агрессия – у 47% обследованных, а низкие – только у 4%. Раздражи­тельность – это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая поте­ря самообладания. У раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих. Раздражительно­сть – у 56% – высокие значения и у 4% – низкие. К концу 1990-х гг. в подростково-молодежной уровень агрессив­ных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12–13-летние подростки (Т.Н. Курбатова). Все это вместе взятое позволяет говорить о несформированности социальной терпимости лич­ности.
3.саморазвитие Мы все должны стремиться к саморазвитию, к самоактуализации. Идея саморазви­тия и самоактуализации связана с феноменом самотрансценденции. Согласно Ви́ктору Эми́лю Франклу (австриец, XX в., узник концлагеря): Самотрансценденция – это выход за пределы своего «Я», направленность на других людей, на какое-то дело, в целом, на что-то вне самого челове­ка.   «Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл). В. Франкл считал, что основной человеческой потребностью является поиск смысла, а не поиск своего «Я». В Освенциме и Дахау он понял, что, если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Это и есть самотрансцендентное качество человеческой жизни. По мнению В. Франкла, человек осуществляет сам себя в служении делу или в любви к дру­гому. Один из моментов самотрансценденции – самоактуализация. Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой, считал Абрахам Маслоу (американец, еврей, XX в.)). Фромм Эрик (еврей, XX в.) видит в самоактуализации утверждение собственной жизни, счастья, развития, свободы. Самоактуализация человека коренится в его способ­ности любить; причем любовь неделима между «объектами» (другими) и соб­ственным «Я». Возможно, целью человеческого существования является одно­временно собственное совершенство и счастье окружающих. Если стремиться достичь только «личного счастья», то это приведет к эгоцентризму; а если стремиться только к «со­вершенствованию других», то, как заметил Иммануил Кант (немецк. философ, XVIII – нач. XIX вв.), это не может принес­ти ничего, кроме неудовлетворенности.
4.положительное мышление, положи­тельное отношение к миру. Этот компонент присутствует во всех предыдущих. В диспозиционной терпимости (предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности при социальных взаимодействиях) проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.  
Таблица. Самосоциализация
Самосоциализация – это выбор индивидом (ребенком) определенного способа поведения из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, исходя из своего жизненного опыта.   Попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети на своем опыте осознают, какие формы поведения вызывают одобрение или неодобрение других. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», ребенок формирует свою концепцию Я. Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принять на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности и его умственных способностях.   В личности есть биологические основы, социальное развитие и активное саморазвитие.
Особенность социализации – субъективность. Разные личности по-разному восприни­мают и переживают одни и те же социальные ситуации и могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность. Субъективность социализации становится источником индивидуализации личности, которая субъективно усваивает социальный опыт и активно его перерабатывает.
Таблица. конформизм
Определение конформизма Конформное поведение (конформизм)(от лат. conformis – подобный, сходный) – совокупность действий (поступков) человека, направленных на приспособление к обществу; пассивное, некритичное принятие господствующих в нем идей, ценностей и норм при отсутствии своего мнения, или при его подавлении под воздействием различных сил, условий, обстоятельств, или при нежелании открыто высказывать свое негативное отношение к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей.
Причины конформизма 1. Отсутствие своего мнения, готовность принять общепринятое мнение. 2. Подавление своего мнения под воздействием различных сил, условий, обстоятельств: - выгоды, - нежелания ссориться с родными и близкими людьми, - нежелание привлекать к себе внимание. 3. Нежелание открыто высказывать свое негативное отношение к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей. Таким образом, особенностью конформного поведения является то, что человек может осознанно расходится в своих мнениях с окружающими людь­ми, но, тем не менее, вынужден внешне соглашаться с ними, чтобы не создавать лишние трудности в общении и взаимодействии. Конформизм проявляется, прежде всего, тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в кото­рой оказываются непригодными или малопригодными прежние образ­цы, нормы и ценности. Например: группа эмигрантов оказывается в чу­жой стране с другой культурой и социальной организаци­ей; выпускник школы устраивается на работу; житель сельской местности переезжает в город и т. д.
3 уровня конформизма по С. Ашу Уровень Его характеристика
1. подчинение на уровне восприятия когда под воздействием «подставной группы» искажается восприятие испытуемого и он начинает видеть объекты такими, как их считают другие;
2. подчинение на уровне оценки при которой испытуемый присоединяется к мнению группы, считая его правильным, а свою точку зрения ошибочной;
3. подчинение на уровне действия когда испытуемый осознает, что группа не права, но, не желая вступать с ней в конфликт, присваивает ее оценки.
Виды конформизма 1) Внешний – демонстративное подчинение навязываемому группой мнению с целью заслужить ободрение или избежать отрицания. При этом у личности может возникнуть или не возникнуть внутренний конфликт между позицией социума и его собственной.
2) Внутренний – действительное преобразование индивидуальных установок в результате принятия позиции окружающих как более объективной и правильной. Внутреннее подчинение бывает: - бездумным (по принципу «большинство всегда право»), - осознанным (путем выработки собственной логики объяснения сделанного выбора).
Роль конформизма в обществе Конформное поведение играет двоякую роль в обществе: - 1. положительную роль, поскольку оно способствует исправлению ошибочного мнения и поведения инди­вида, если более правильным оказывается поведение и мнение большинства; - 2. отрицательную роль, поскольку, оно мешает утверждению собст­венного, независимого поведения и мнения.
Половозростные особенности конформизма Исследования показали, что: - с возрастом конформность уменьшается, - у женщин она чуть выше, чем у мужчин.

 

Таблица. Девиация и ее виды
Девиа­нтное поведение (девиация) (от лат. deviato – отклонение) – совокупность действий (поступков) человека, отклоняющихся от общепринятых в обществе или общности норм и образцов.
2 подхода к пониманию термина «девиация»: 1) В широком смысле слова – любое отклонение от установленного в обществе «стандарта»: - как положительное (сверхинтеллектуальность, геройство, альтруизм), - так и отрицательное (наркомания, алкоголизм, преступления, подхалимство). 2) В узком смысле слова – только отрицательное отклонение от установленного в обществе «стандарта». Как правило, девиантное поведение понимается именно во втором, узком, значении слова.
Основание для выделения типологии Виды девиаций
1 типология. Основание для типологизации – в зависимости от формы совершения - 1.1. открытые девиации (хищение, хулиганство или убийство); - 1.2. скрытые (латентные) девиации (бюрокра­тизм или карьеризм).
2 типология Основание для типологизации –в зависимости от степени отклонения - 2.1. первичные девиации – чудачества или ошибки индивида, не наносящие в целом серьезного вреда общности, и потому вполне терпимые обществом; - 2.2. вторичные девиации – серьезные отклонения от существующих в социуме норм – преступления, алкоголизм, наркомания.
3 типология Основание для типологизации – в зависимости от субъекта, совершающего отклонение - 3.1. индивидуальные девиации, заключающиеся в отвержении отдельной личностью общественных норм (превращение человека из благополучной семьи в преступника); - 3.2. коллективные девиации, суть которых в совершении индивидом, входящим в антисоциальную группу, действий, негативно воспринимаемые обществом (действия члена банды, которая совершает дерзкие ограбления и т.п.).
4 типология Основание для типологизации – в зависимости от того, кому причиняется вред - 4.1. деструктивные девиации – поведение, причиняющее вред только самой личности (накопительство, мазохизм и др.); - 4.2. асоциальные девиации, причиняющее вред личности и социальным общностям (алкоголизм, наркомания); - 4.3. противоправные девиации, представляющие собой нарушение моральных и правовых норм всего общества (грабеж, убийство).
По мнению французского социолога Э. Дюркгейма небольшое число девиантов (например, преступников) в обществе является нормой. В случае же когда девиантов становится выше нормы, говорят об аномии. Аномия (от франц. anomie – беззаконие) – кризисное состояние общественной жизни, при ко­тором большинство или значительная часть ее субъектов нарушает установленные в обществе правила или отно­сится к ним безразлично, а социальное ре­гулирование оказывается резко ослабленным. Аномия является ярким показателем кризиса и грядущего распада общества.

 

 

Таблица. Некоторые трактовки понятия «характер»
Психолог Его трактовка понятия
1. Альфредо Адлера(австриец, XIX-XX вв.), неопсихоаналист, индивидуальная теория личности См. Таблицу «Основные теории личности», раздел А.Адлер. А. Адлер считал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Жизненный стиль – это уникальная совокупность черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину суще­ствования индивида.
2. Эрик Фромм(еврей, XX в.), неопсихоаналист, гуманистический психоанализ См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Э. Фромм. Э. Фромм считал, что личность– это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. А приобретенные свойства, прежде всего, различия в характере.
3. Гордон Уиллард Олпорт(США, 1897-1967), представитель «мягкое» направление диспозициональной теории личности, теория черт личности См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Г.У. Олпорт. в целом, в рамках диспозиционального подхода понятие «характер» рассматривается отождествляется с общим понятием «личности», а не как самостоятельная структура внутри личности.   Г.У. Олпорт считал, что характер – это социальная оценка личности. Г.У. Олпорт является основоположник теории черт личности, согласно которой люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека.
4. Борис Михайлович теплов(СССР, 1896-1965) и Владимир Дмитриевич Небылицын(СССР, 1930-72), представители формально-динамического направления диспозициональной теории личности См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Б.П. Теплов и В.Д. Небылицин. С точки зрения Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, характер – это элемент содержательного уровня личности наряду с интеллектом, смыслами, установками и целями, т.е. продукт воспитания, научения, деятельности; знания, умения, навыки, внутренний мир человека.
5. Сергей Леонидович Рубинштейн (СССР, 1889-1960) и Александр Николаевич Леонтьев (СССР, 1903-1979), представители деятельностной теории личности См. Таблицу «Основные теории личности», раздел С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев в качестве одного из блоков личности выделяют характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Другие блоки – направленность, спонтанность, самоконтроль.
6. Константин Константинович Платонов (СССР, XX в.), представитель теории деятельности, динамическая структурно-функциональная теория личности См. Таблицу «Основные теории личности», раздел К.К. Платонов. К.К. Платонов в рамках статистической структуры личности выделил индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности: - темперамент, - характер, - способности

 

Таблица. Некоторые подходы к соотношению понятий «характер» и «темперамент», «личность», «индивидуальность»
Характер и личность личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества (социальные свойства человека). Варианты соотнесения характера и личности: - характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы; - характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; - личность понимается как специфическая часть характера; - личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Характер и темперамент В. Кречмер, сын известного психиатра Э. Кречмера писал: Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе. А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы: 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера. Отечественная психология разделяет последнюю позицию: темперамент является основой характера. Темперамент устойчив и тотален, а характер проявляется не во всем и не всегда. Типы темперамента, как правило, наследуются ребенком от одного из родителей. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты. Темперамент – это база для воспитания различных черт характера. Например, можно воспитать настойчивость и у холерика, и у флегматика, но проявляться он будет в кипучей активности у одного и методичной работе у другого. Характер не является врожденным и неизменяемым свойством, он формируется под влиянием жизненного опыта, воспитания, окружающей среды.
Характер и индивидуальность Индивидуальность – совокупность биологических, психических и социальных характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, а также неповторимость и уникальность личности. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. «Сколько людей – столько и характеров». Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе.

 

Характер – это подструктура личности, образуемая иерархизированной, упорядоченной совокупностью устойчивых индивидуально-психологических личностных особенностей, формирующихся в процессе жизнедеятельности и проявляющихся в способах типичного реагирования личности в деятельности, пове­дении и общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.