Таблица. Социальная зрелость личности
Акмеоло́гия (от др.-греч. вершина и учение) – раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развитияПредмет акмеологии – феномен зрелости человека.
Компоненты зрелости
Их характеристика
1.
ответственность
Д. Роттер создал теорию локуса контроля(ввел это понятие). См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Д. Роттер. и концепцию 2-х типов ответственности.
Локус контроль (локализация контроля волевого усилия) – это характеристика свойства личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.
Есть 2 типа личности, 2 вида направленности локуса контроляи2 типа ответственности:
1. Экстерналы имеют внешний (экстернальный) локус контроля. 1-й тип ответственности, безответственность – когда человек считает ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию.
В детстве: «а это он первый начал».
Характеристика экстерналов, людей с 1-м типом ответственности, безответственных:
- не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями),
- не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на «авось», рассуждая «авось повезет»,
- приписывают результаты своей деятельности внешним факторам,
- беспомощны перед обстоятельствами.
- среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля экстерналов составляет 84%.
Пример: ученик получил неуд., обладая внешней локализацией контроля, он возложит вину на внешние факторы:
- «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания»,
- «задание было плохо написано на доске».
2. Интерналы имеют внутренний (интернальный) локус контроля. 2-й тип ответственности, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя.
«Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать». Это герои «американской мечты» (Скарлетт О'Хара из романа М. Митчелл «Унесенные ветром».)
Характеристика интерналов, людей со 2-м типом ответственности:
- видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения,
- управляют ситуацией, контролируют ее,
- приписывают результаты деятельности внутренним факторам: своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличием или отсутствием необходимых знаний, умений и навыков,
- склонны больше испытывать чувства вины за события, которые с ними происходят,
- старательно готовятся к занятиям,
- считают, что успех в жизни достигается упорным трудом,
- составляют план предстоящей деятельности,
- могут научиться почти всему, если этого захотят,
- реально рассчитывают свои силы, ставят только выполнимые задачи,
- имеют высокую самооценку,
- мало подвержены депрессиям.
- среди делинквентных подростков (правонарушителей) доля – 16%.
Пример: ученик получил неуд., обладая внутренней локализацией контроля, он возложит вину на внутренние факторы:
- «я не успел хорошо подготовиться к предмету»,
- «я не смог решить задачу»,
- «этот предмет мне неинтересен».
Люди, считающие себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха.
Ответственность формируется в условиях в адекватной деятельности при предоставлении личности свободыв принятии решений и развитии автономности. Человек не может стать ответственным при сверхопеке, которая наблюдается и в семье, и в школе.
2.терпимость
2 вида терпимости (Артур Александрович Реан (СССР, РФ, р.1957):
1. сенсуальная терпимость личности;
2. диспозиционная терпимость личности.
1 вид терпимости личности – сенсуальная терпимость – это устойчивость к воздействию социальной среды, ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию; повышение порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в т.ч. воздействиям субъектов межличностного взаимодействия.
Сенсуальная терпимость – терпимость-черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена.
Сенсуальная терпимость связана с психофизиологической толерантностью.
Толерантность – повышение терпимости к каким-либо воздействиям среды за счет снижения чувствительности.
2 вид терпимости – диспозиционная терпимость– это предрасположенность, готовность к определенной «терпимой» реакции личности при социальных взаимодействиях.
Именно этот вид терпимости является компонентом зрелости.
За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности:
- «все люди когда-нибудь ошибаются»,
- «каждый имеет право на свое мнение»,
- «агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью»,
Диспозиционная терпимость – терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение.
Диспозиционная терпимость не связана с психофизиологической толерантностью. человек сохраняет чувствительность и эмпатийность (способность к сопереживанию и сочувствию).
Спонтанная агрессия – это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других.
Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом.
Согласно исследованиям начала и конца 1990-х гг. (Реан А.А., 1992, 1999) среди школьников обоего пола в возрасте 15-17 лет есть спонтанная агрессия у 53% обследованных, а низкие значения спонтанной агрессии – только у 9%.
Реактивная агрессия – это проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции.
Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.
Реактивная агрессия – у 47% обследованных, а низкие – только у 4%.
Раздражительность – это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания.
У раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Для них характерна еще и поспешность в оценке окружающих.
Раздражительность – у 56% – высокие значения и у 4% – низкие.
К концу 1990-х гг. в подростково-молодежной уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, училищ, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12–13-летние подростки (Т.Н. Курбатова).
Все это вместе взятое позволяет говорить о несформированности социальной терпимости личности.
3.саморазвитие
Мы все должны стремиться к саморазвитию, к самоактуализации. Идея саморазвития и самоактуализации связана с феноменом самотрансценденции.
Согласно Ви́ктору Эми́лю Франклу (австриец, XX в., узник концлагеря):
Самотрансценденция – это выход за пределы своего «Я», направленность на других людей, на какое-то дело, в целом, на что-то вне самого человека.
«Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл).
В. Франкл считал, что основной человеческой потребностью является поиск смысла, а не поиск своего «Я». В Освенциме и Дахау он понял, что, если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Это и есть самотрансцендентное качество человеческой жизни. По мнению В. Франкла, человек осуществляет сам себя в служении делу или в любви к другому.
Один из моментов самотрансценденции – самоактуализация.
Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой, считал Абрахам Маслоу (американец, еврей, XX в.)).
Фромм Эрик (еврей, XX в.) видит в самоактуализации утверждение собственной жизни, счастья, развития, свободы. Самоактуализация человека коренится в его способности любить; причем любовь неделима между «объектами» (другими) и собственным «Я».
Возможно, целью человеческого существования является одновременно собственное совершенство и счастье окружающих. Если стремиться достичь только «личного счастья», то это приведет к эгоцентризму; а если стремиться только к «совершенствованию других», то, как заметил Иммануил Кант (немецк. философ, XVIII – нач. XIX вв.), это не может принести ничего, кроме неудовлетворенности.
4.положительное мышление, положительное отношение к миру.
Этот компонент присутствует во всех предыдущих.
В диспозиционной терпимости (предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности при социальных взаимодействиях) проявляется позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.
Таблица. Самосоциализация
Самосоциализация – это выбор индивидом (ребенком) определенного способа поведения из предлагаемых ему разными агентами социализации (родителями, сверстниками и т.д.) разных образцов поведения, исходя из своего жизненного опыта.
Попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети на своем опыте осознают, какие формы поведения вызывают одобрение или неодобрение других. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», ребенок формирует свою концепцию Я.
Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принять на себя роли других индивидов может отрицательно сказаться на развитии личности и его умственных способностях.
В личности есть биологические основы, социальное развитие и активное саморазвитие.
Особенность социализации– субъективность.
Разные личности по-разному воспринимают и переживают одни и те же социальные ситуации и могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт.
В процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность.
Субъективность социализации становится источником индивидуализации личности, которая субъективно усваивает социальный опыт и активно его перерабатывает.
Таблица. конформизм
Определение конформизма
Конформное поведение (конформизм)(от лат. conformis – подобный, сходный) – совокупность действий (поступков) человека, направленных на приспособление к обществу; пассивное, некритичное принятие господствующих в нем идей, ценностей и нормпри отсутствии своего мнения,или при его подавлении под воздействием различных сил, условий, обстоятельств,или при нежелании открыто высказывать свое негативное отношение к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей.
Причины конформизма
1. Отсутствие своего мнения, готовность принять общепринятое мнение.
2. Подавление своего мнения под воздействием различных сил, условий, обстоятельств:
- выгоды,
- нежелания ссориться с родными и близкими людьми,
- нежелание привлекать к себе внимание.
3. Нежелание открыто высказывать свое негативное отношение к правилам социума, внешнее соглашательство и самоустранение от критики существующего порядка вещей.
Таким образом, особенностью конформного поведения является то, что человек может осознанно расходится в своих мнениях с окружающими людьми, но, тем не менее, вынужден внешне соглашаться с ними, чтобы не создавать лишние трудности в общении и взаимодействии.
Конформизм проявляется, прежде всего, тогда, когда индивид или группа оказываются в новой среде, в которой оказываются непригодными или малопригодными прежние образцы, нормы и ценности.
Например: группа эмигрантов оказывается в чужой стране с другой культурой и социальной организацией; выпускник школы устраивается на работу; житель сельской местности переезжает в город и т. д.
3 уровня конформизма по С. Ашу
Уровень
Его характеристика
1. подчинение на уровне восприятия
когда под воздействием «подставной группы» искажается восприятие испытуемого и он начинает видеть объекты такими, как их считают другие;
2. подчинение на уровне оценки
при которой испытуемый присоединяется к мнению группы, считая его правильным, а свою точку зрения ошибочной;
3. подчинение на уровне действия
когда испытуемый осознает, что группа не права, но, не желая вступать с ней в конфликт, присваивает ее оценки.
Виды конформизма
1) Внешний – демонстративное подчинение навязываемому группой мнению с целью заслужить ободрение или избежать отрицания.
При этом у личности может возникнуть или не возникнуть внутренний конфликт между позицией социума и его собственной.
2) Внутренний – действительное преобразование индивидуальных установок в результате принятия позиции окружающих как более объективной и правильной.
Внутреннее подчинение бывает:
- бездумным (по принципу «большинство всегда право»),
- осознанным (путем выработки собственной логики объяснения сделанного выбора).
Роль конформизма в обществе
Конформное поведение играет двоякую роль в обществе:
- 1. положительную роль, поскольку оно способствует исправлению ошибочного мнения и поведения индивида, если более правильным оказывается поведение и мнение большинства;
- 2. отрицательную роль, поскольку, оно мешает утверждению собственного, независимого поведения и мнения.
Половозростные особенности конформизма
Исследования показали, что:
- с возрастом конформность уменьшается,
- у женщин она чуть выше, чем у мужчин.
Таблица. Девиация и ее виды
Девиантное поведение (девиация) (от лат. deviato – отклонение) – совокупность действий (поступков) человека, отклоняющихся от общепринятых в обществе или общности норм и образцов.
2 подхода к пониманию термина «девиация»:
1) В широком смысле слова – любое отклонение от установленного в обществе «стандарта»:
- как положительное (сверхинтеллектуальность, геройство, альтруизм),
- так и отрицательное (наркомания, алкоголизм, преступления, подхалимство).
2) В узком смысле слова – только отрицательное отклонение от установленного в обществе «стандарта».
Как правило, девиантное поведение понимается именно во втором, узком, значении слова.
Основание для выделения типологии
Виды девиаций
1 типология.
Основание для типологизации – в зависимости от формы совершения
- 1.1. открытые девиации (хищение, хулиганство или убийство);
- 1.2. скрытые (латентные) девиации (бюрократизм или карьеризм).
2 типология
Основание для типологизации –в зависимости от степени отклонения
- 2.1. первичные девиации – чудачества или ошибки индивида, не наносящие в целом серьезного вреда общности, и потому вполне терпимые обществом;
- 2.2. вторичные девиации – серьезные отклонения от существующих в социуме норм – преступления, алкоголизм, наркомания.
3 типология
Основание для типологизации – в зависимости от субъекта, совершающего отклонение
- 3.1. индивидуальные девиации, заключающиеся в отвержении отдельной личностью общественных норм (превращение человека из благополучной семьи в преступника);
- 3.2. коллективные девиации, суть которых в совершении индивидом, входящим в антисоциальную группу, действий, негативно воспринимаемые обществом (действия члена банды, которая совершает дерзкие ограбления и т.п.).
4 типология
Основание для типологизации – в зависимости от того, кому причиняется вред
- 4.1. деструктивные девиации – поведение, причиняющее вред только самой личности (накопительство, мазохизм и др.);
- 4.2. асоциальные девиации, причиняющее вред личности и социальным общностям (алкоголизм, наркомания);
- 4.3. противоправные девиации, представляющие собой нарушение моральных и правовых норм всего общества (грабеж, убийство).
По мнению французского социолога Э. Дюркгейма небольшое число девиантов (например, преступников) в обществе является нормой.
В случае же когда девиантов становится выше нормы, говорят об аномии.
Аномия (от франц. anomie – беззаконие) – кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть ее субъектов нарушает установленные в обществе правила или относится к ним безразлично, а социальное регулирование оказывается резко ослабленным.
Аномия является ярким показателем кризиса и грядущего распада общества.
Таблица. Некоторые трактовки понятия «характер»
Психолог
Его трактовка понятия
1.
Альфредо Адлера(австриец, XIX-XX вв.), неопсихоаналист, индивидуальная теория личности
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел А.Адлер.
А. Адлер считал, что характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Жизненный стиль – это уникальная совокупность черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования индивида.
2.
Эрик Фромм(еврей, XX в.), неопсихоаналист, гуманистический психоанализ
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Э. Фромм.
Э. Фромм считал, что личность– это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. А приобретенные свойства, прежде всего, различия в характере.
3.
Гордон Уиллард Олпорт(США, 1897-1967), представитель «мягкое» направление диспозициональной теории личности, теория черт личности
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Г.У. Олпорт.
в целом, в рамках диспозиционального подхода понятие «характер» рассматривается отождествляется с общим понятием «личности», а не как самостоятельная структура внутри личности.
Г.У. Олпорт считал, что характер – это социальная оценка личности.
Г.У. Олпорт является основоположник теории черт личности, согласно которой люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека.
4.
Борис Михайлович теплов(СССР, 1896-1965) и
Владимир Дмитриевич Небылицын(СССР, 1930-72), представители формально-динамического направления диспозициональной теории личности
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел Б.П. Теплов и В.Д. Небылицин.
С точки зрения Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина, характер – это элемент содержательного уровня личности наряду с интеллектом, смыслами, установками и целями, т.е. продукт воспитания, научения, деятельности; знания, умения, навыки, внутренний мир человека.
5.
Сергей Леонидович Рубинштейн (СССР, 1889-1960) и Александр Николаевич Леонтьев (СССР, 1903-1979), представители деятельностной теории личности
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев.
С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев в качестве одного из блоков личности выделяют характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Другие блоки – направленность, спонтанность, самоконтроль.
6.
Константин Константинович Платонов (СССР, XX в.), представитель теории деятельности, динамическая структурно-функциональная теория личности
См. Таблицу «Основные теории личности», раздел К.К. Платонов.
К.К. Платонов в рамках статистической структуры личности выделил индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности:
- темперамент,
- характер,
- способности
Таблица. Некоторые подходы к соотношению понятий «характер» и «темперамент», «личность», «индивидуальность»
Характер и личность
личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества (социальные свойства человека).
Варианты соотнесения характера и личности:
- характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;
- характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;
- личность понимается как специфическая часть характера;
- личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Характер и темперамент
В. Кречмер, сын известного психиатра Э. Кречмера писал:
Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.).
Характер – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе.
А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы:
1. Характер и темперамент отождествляются.
2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения.
3. Темперамент является элементом характера.
4. Темперамент признается основной природой характера.
Отечественная психология разделяет последнюю позицию: темперамент является основой характера.
Темперамент устойчив и тотален, а характер проявляется не во всем и не всегда.
Типы темперамента, как правило, наследуются ребенком от одного из родителей. Тип темперамента изменить нельзя, но человек с сильной волей может контролировать и корректировать его отрицательные черты.
Темперамент – это база для воспитания различных черт характера. Например, можно воспитать настойчивость и у холерика, и у флегматика, но проявляться он будет в кипучей активности у одного и методичной работе у другого. Характер не является врожденным и неизменяемым свойством, он формируется под влиянием жизненного опыта, воспитания, окружающей среды.
Характер и индивидуальность
Индивидуальность – совокупность биологических, психических и социальных характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, а также неповторимость и уникальность личности.
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.
«Сколько людей – столько и характеров».
Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе.
Характер– это подструктура личности, образуемая иерархизированной, упорядоченной совокупностью устойчивых индивидуально-психологических личностных особенностей, формирующихся в процессе жизнедеятельности и проявляющихся в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление