Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория темпераментов У.Г. Шелдона распространена в США. 1 страница




6.3(21). 3-х факторная концепция личности Ганса Юргена Айзенка(немец,британский учёный-психолог, XX в.)   (Направление в психологии– биологическое) Г.Ю. Айзенк – представитель «жесткого» направления диспозициональной теории личности. Он считал, что психодинамические свойства личности обусловленны генетически и детерминированы биохимическими процессами. В целом, Г.Ю. Айзенк отмечал, что человек – продукт эволюции, который сохраняет черты, унаследованные от ранних форм жизни миллионы лет назад. Поэтому критиковал односторонние подходы, акцентирующие внимание на биологических или социальных факторах.   Г.Ю. Айзенк переосмыслил термины экстраверт–интроверт К.Г. Юнга. К.Г. Юнг выделил 2 типа лично­сти относительно ориентации на внешнюю среду или себя: - интроверты, ищущие источники жиз­ненной энергии и причины происходящего в себе, - экстраверты, ищущие источники жиз­ненной энергии и причины происходящего во внешней среде.

 

Термины экстраверсия-интроверсия впервые ввел К. Юнг, широко использовал К. Айзенк.

Таблица. Трактовки экстраверсии-интроверсии у К. Юнга, Г. Айзенка, К. Леонгарда
По Карлу Густаву Юнгу По Гансу Айзенку По Карлу Леонгарду (переосмыслил К. Юнга) (это типология психиатрическая, а не психологическая и относится, прежде всего, к патологиям)
Экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир. Экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами. Он растрачивает собственную энергию, движущуюся к окружающим объектам. Экстраверт общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Экстраверт – личность безвольная, подверженная влиянию со стороны.
Интроверсия проявляется в направленности на внутренний мир. Интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Он накапливает энергию, движущуюся во внутренний мир. Интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Интроверт – личность волевая.
Понимание экстраверсии–итроверсии по К. Леонгарду близки к понятию локус контроля (внутренний (склонность видеть причину неудач в себе) и внешний (склонность видеть причину неуач в других) Джулиана Роттера.
Большинство людей можно отнести к амбивертам (диавертам)– личностям, со средними показателями по этой шкале интроверсии–экстраверсии.

 

Г.Ю. Айзенк. Продоление   Г.Ю. Айзенк пришел к выводу, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга – ретикулярной формации: - У интровертов ретикулярная формация обеспечивает высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. - У экстравертов пониженный тонус коры, поэтому они тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т. д.).   Г.Ю. Айзенк выделил 3 измерения (фактора) личности: 1. экстра­версия –интроверсия, 2. нейротизм –стабильность, 3. психотизм (измерение выделено позже).   Каждый из полюсов этих измерений личности представляет собой некую суперчерту (тип), в основе которой лежит совокупность нескольких составных черт. Суперчерта (тип) – это континуум (непрерывное, сплошное) определенной протяженности.   В зависимости от сочетания параметров экстраверсия–интроверсия и нейротизм–стабильность, всех людей можно разделить на четыре группы: - интроверт стабильный, - интроверт невратичный, - экстраверт стабильный, - экстраверт невротичный. Это крайние варианты типа. При ме­нее выраженных особенностях (экстраверсии, интроверсии или нейротизма) описания будут «мягче».

 

 

Категории людей, выделенные на основе комбинации суперчерт интроверсия–экстра­версия, нейротизм–стабильность Гансу Айзенку
Типы Стабильный Невротичный
Интроверт – Спокойный, уравнове­шенный, – надежный, – контролируемый, – миро­любивый, – внимательный, заботливый, – пассивный – Переменчив в настроении, – тревожный, – ригидный (негибкий, упрямый, жесткий), – рассудительный, – пессимистичный, – замкнутый, необщительный, – тихий
– направлен на себя, на явления собственного мира, – с низкой степенью общитель­ности, замкнут, – склонен к самоанализу, рефлексии (деятельности самопознания, раскрывающей специфику духовного мира человека), – анализирует условия, ситуацию, задачу прежде, чем взяться за что-либо, – планирует свои действия, – контролирует внешнее проявление эмоций, – обладает высокой эмоциональной чувствительностью Экспериментально установлено, что интроверты: - плохо терпят боль; - редко отдыхают во время работы (болтают, ­пьют кофе); - предпочитают теоретические и научные виды деятельности; - чувствуют себя более бодрыми и работоспособнее по утрам.
Экстраверт – Лидер, – беззаботный, – веселый, – покладистый, – отзывчивый, – разговор­чивый, общительный, – дружелюбный – Ранимый, – беспокойный, – агрессивный, – возбудимый, – непостоянный, – импульсивный, – оптимистичный, – активный
– обращен к окружающему миру, – импульсивен (импульсивность – скорость, с которой эмоция становится по­будительной силой поступков и действий без их предварительного обдумыва­ния), – инициативен, – гибок, – общителен, – стремится к контактам, – тяготеет к новым впечатлениям, – раскован, – обладает высокой двигатель­ной и речевой активностью, – легко «загорается» новыми предложениями, но также легко бросает нача­тое, берясь за новое дело Экспериментально установлено, что экстраверты: - терпимее относятся к боли; - чаще отдыхают во время работы (поболтать, по­пить кофе); - предпочитают работу, связан­ную с людьми; - чувствуют себя более бодрыми и работоспособнее по вечерам.

 

Характеристика людей с ярко выраженной суперчертой – психотизмом по Г. Айзенку
–эгоцентричны, Эгоцентри́зм – неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения; восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин Жана Пиаже. Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте 8-10 лет и, как правило, преодолевается к 12-14 гг., также наблюдается тенденция к усилению в старости. Эгоизм – принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. – импульсивны (импульсивномсть – скорость, с которой эмоция становится по­будительной силой поступков и действий без их предварительного обдумыва­ния), – негибки, – равнодушны к другим, отсутствие эмпатии (способности к сопереживанию и сочув­ствию), – склонны к асоциальному поведению, – мало контактны, – конфликтны, – неадекватны в эмоциональных реакция, – с богатой фантазией, воображением, – оригинальны, – доброжелательны и добросовестны (обе черты – нижние уровни психотизма) – повышенно предрасположены к психозу, подобно шизофрении.

 

 

продолжение теории Г.Ю. Айзенка Г.Ю. Айзенк отождествлял темперамент с личностью и выделил 4 типа темперамента (на основании соотношения свойств темперамента):  
Таблица. Типы темперамента по Г.Ю. Айзенку
Тип темперамента Экстравертивность–интровертивность Характеристика типа темперамента
Холерик эмоционально неустойчивый экстраверт - Раздражительный, - беспокойный, - агрессивный, - возбудимый, - изменчивый, - импульсивный, - оптимистичный, - активный
Меланхолик эмоционально неустойчивый интроверт - Изменчив по настроению, - ригидный (негибкий), - трезвомыслящий, - пессимистичный, - молчаливый, - неконтактный, - спокойный
Сангвиник эмоционально стабильный экстраверт - Беззаботный, - живой, легок на подъем, - разговорчивый, - общительный
Флегматик эмоционально стабильный интроверт - Безмятежный, - уравновешенный, - надежный, - самоуправляемый, - мирный, - задумчивый, - заботливый, - пассивный

 

   
6.4(22). Теория черт личности Гордона Уилларда Олпорта(США, 1897-1967) Г.У. Олпорт представляет «мягкое» направление диспозициональной теории личности.   «Личность – это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление».   в рамках диспозиционального подхода понятие «характер» рассматривается не как самостоятельная структура внутри личности, а отождествляется с общим понятием «личности». Г.У. Олпорт считал, что характер – это социальная оценка личности.   Г.У. Олпорт является основоположник теории черт личности, согласно которой люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Постоянство черты обусловлено определенным набором психофизиологических характеристик человека. Г.У. Оллпорт выделил 2 разновидности черт: 1. Личностная диспозиция – уникальная индивидуальная особенность поведения, устойчиво повторяющаяся у данной личности и отсутствующая у подавляющего большинства других людей, не допускающая сравнений данного человека с другими людьми. Типы диспозиций: а) кардинальная диспозиция – всепроникающая черта, влияющая практически на все поведение человека. Например, авторитарность. Не все люди обладают кардинальными чертами; б) центральные диспозиции наиболее типичные для индивида черты, проявляющиеся в ограниченном спектре ситуаций. По ним легко можем определить личность. Например, доброта, приветливость, напористость. Таких черт бывает 5-10; в) вторичные диспозиции – менее важные, наименее заметные, обобщенные и согласованные, но регулярно проявляющиеся черты, ограниченные в проявлении. Например, клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), агорафобия (боязнь открытых дверей, открытого пространства). Или – предпочтения в еде и одежде. 2. Общие черты личности – универсальные признаки, присущие в разной степени большинству людей одной культуры, по которым людей можно сравнивать друг с другом. (Например, пунктуальность, общительность, добросовестность и т.д.) Таких черт у человека не более десяти.   Также Г.У. Олпорт выделил у человека особую надличностную структуру – проприум (от лат. proprium – собственно, «я сам»). Понятие «проприум» близко к понятию самость, «Я», «эго». Проприум – это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство; это высшие цели, смыслы, моральные установки человека. Г.У. Олпорт считал, что на развитие проприума приоритетно влияет общество. Черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Зрелая личность – это человек, имеющий развитый проприум. Свойства зрелой личности: 1) имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны; 2) способна к теплым, сердечным, дружеским отношениям; 3) имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам; 4) адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности, имеет конкретную цель деятельности; 5) способна к самопознанию, имеет четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях; 6) обладает цельной жизненной философией. Проприативные функции:
  1. Ощущение тела – телесное Я.
Развивается в раннем детстве. Телесные ощущения начинают осознаваться человеком только после появления болезненных ощущений. Это фундамент для ощущения себя. Все свое мы воспринимаем как теплое и приятное, все отдельное от нашего тела является холодным и чужим.
  1. Самотождественность, ощущение себя самим.
Развивается в раннем детстве, растет постепенно. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. Сначала ребенок узнает свое имя среди потока других звуков, а затем понимает, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на внешние (в процессе роста) и внутренние (мысли) изменения.
  1. Возвеличивание эго – эгоцентризм.
Эгоцентризм развивается в раннем детстве, присущ человеку от природы. Каждый человек хочет выжить и самоутвердиться. Он стремится испытывать чувство гордости за себя, быть удовлетворенным собой.
  1. Расширение эго – отождествление ребенком себя со своими родителями, принадлежащими ему игрушками, предметами, позднее с группами людей, абстрактными идеями и моральными ценностями.
  2. Рациональный субъект – «адекватное приспособление», «относительно безупречное решение жизненных уравнений».
Данная функция непосредственно связана с развитием мышления.
  1. Образ себя – это реальное Я (каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и идеальное Я (каким он хочет стать).
Образ себя как проприативная функция задает направление движения человека, его развития. Позволяет согласовать наше видение настоящего с видением будущего.
  1. Личное стремление – мотивация.
Как только личность начинает расширять эго, выбирать образ себя, связанный с образом Я идеального, так можно говорить не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, отражающем его внутреннюю сущность, самость, проприум. Личное стремление, интерес, тенденция, предрасположенность, ожидание, планирование, решение проблем, направленность связаны с временной категорией будущего.
  1. Субъект познания – познание как объектов материи, так и самопознание, и самоосознанию.
Данная функция возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их.   Г.У. Олпорт в качестве основного элемента личности выделял 4 основных формально-динамических свойства личности: 1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость; 2) пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие; 3) скорость – индивидуальный темп поведения; 4) эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения. Каждое из этих свойств может быть выделено в 3 сферах поведения человека: - 1 сфера поведения человека – психомоторная, - 2 сфера поведения человека – интеллектуальная, - 3 сфера поведения человека – коммуникативная. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.
6.5(22). Теории личности Бориса Михайловича теплова(СССР, 1896-1965) и Владимира Дмитриевича Небылицына(СССР, 1930-72) Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин (ученик и последователь Б.М. Теплова) – представители формально-динамического направления диспозициональной теории личности. Они выделяли в личности 2 уровня (аспекта) личностных свойств: - 1 уровень – формально-дина­мический уровень– обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека,, - 2 уровень – содержательный уровень –продукт воспитания, научения, деятельности; охватывает знания, умения, навыки, внутренний мир человека (интеллект, характер, смыслы, установки, цели). Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин считают, что основной блок личности – темперамент. Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. (В.Д. Небылицин) В.Д. Небылицын выделяет в темпераменте с формально-динамической точки зрения 3 взаимосвязанных подструктуры (компонента): 1. активность – мера энергодинамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя - эргичность, - пластичность, - скорость поведения че­ловека, Сущность активности заключается главным образом в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степени активности: - от вялости, инертности и пассивного созерцательства - до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема. 2. моторика (отдельный компонент или составная часть активности) – совокупность особенностей мышечного, в частности речевого, двигательного аппарата. Спомощью моторики актуализируется внутренняя динамика психических состояний со всеми ее индивидуальными градациями. Примеры динамических качеств двигательного компонента: - быстрота, - сила, - резкость, - ритм, - амплитуда мышечных движений, 3. эмоциональность – обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений; характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам. Этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основные характеристики эмоциональности: - впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, - импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их, - эмоциональная л абильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.   Определенные соотношения подструктур (компонентов) темперамента образуют его формально-динамические типы.   Ученые полагают, что поведение человека детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин являются основателями дифференциальной психофизиологии, изучающей биологические основы личности и индивидуально-психологические различия. Б.М. Теплов разработал теорию о врожденности анатомо-физиологических предпосылках способностей, которые развиваются в процессе деятельности. Так он считал, что можно воспитать музыкальный слух (при нормальном состоянии слухового аппарата). В.Д. Небылицин активно полемизировал с А.Н. Леонтьевым, отрицавшим наличие врожденных способностей и индивидуальных различий и подчеркивавшим влияние среды на человека.   Также Б.М. Теплов сформулировал, а В.Д. Небылицин доказал гипотезу об обратной зависимости силы нервной системы и чувствительности.
7. Культурно-историческая теория личности Главный фактор развития личности – социальный
7.1(23). Культурно-историческая теория личности Льва Семеновича Выготского(СССР, XX в.) и Александра Романовича лурия(СССР, XX в.)   (Направление в психологии– культурно-историческон) Л.С. Выготский – создатель культурно-исторической теории личности. А.Р. Лурия – ученик и последователь Л.С. Выготского, основатель отечественной нейропсихологии, участвовал в создании теории деятельности. А.Н. Леонтьев также разделял идеи данной теории. Культурно-историческая теория личности основана на марксизме. С точки зрения Л.С. Выготского,суть теории культурно-исторического развития высших психических функций человека в том, что главные исторические достижения человечества (язык, орудия труда, знаковые системы и пр.), стали мощным фактором, значительно продвинувшим вперед фило– и онтогенетическое развитие людей. Филогенез – процесс развития биологического рода, вида в историческом времени. Онтогенез – процесс развития индивидуального организма, индивида; в частности, формирование основных структур психики индивида в детстве (в отечественной психологи – в ходе предметной деятельности и общения ребенка).   Личность (в частности, его мотивационная и познавательная сфера) – это человек, который активно и де­ятельно участвует в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни. Личность – это понятие социальное, историческое.   Л.С. Выготский и А.Р. Лурия считали, что личность нужно изучать непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Л.С. Выготский считает, что социальная среда – это источник развития личности, а не фактор. В развитии ребенка он выделяет естественное созревание и овладение культурой, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, созданными человечеством в процессе исторического развития, являются системы знаков-символов (язык, письмо, система счета). Учась применять знак, каждый ребенок проходит процесс интериоризации(процесс превращения интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). В последствии становится возможным процесс экстериоризации – процесс вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Так реализуется принцип «внешнее через внутреннее» в культурно-исторической теории.   Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев полагали, что общество предъявляет к человеку особые требования, влияющие на его поведение. Примером культурного влияния на поведение человека является язык или речь, определяющие развитие мысли. Также они обращали внимание на то, что психологию необходимо рассматривать в социально-историческом контексте. Люди, принадлежащие к разным социальным классам и этническим группам, думают по-разному. Устная и письменная речь является продуктом эволюции, а потому ее следует изучать в контексте ее социально-исторического развития, исследуя ее влияние на развитие мышления человека. Исторический аспект тесно связан с культурным. Люди, живущие в различные исторические эпохи, обладают различными способами мышления, соответствующими различным социальным условиям.   Л.С. Выготский ввел понятия зона «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития» («уровень актуального развития»). Зона актуального развития(ЗАР) («уровень актуального развития», УАР)– уровень развития, проявляемый ребенком в индивидуальной деятельности. ЗАР – это то, что ребенок может сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый и реализуемый ребенком в процессе взаимодействия со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР – это то, что ребенок не может сделать самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. После совместной деятельности ребенка и взрослого по решению каких-либо задач, ребенок становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.  
Таблица. Подходы к соотношению обучения и развития
Подходы Основная идея подхода Сторонники подхода
  Обучение не связано с развитием Мышление ребенка развивается независимо от того, обучается он или нет. Чтобы обучение стало возможным, детская психика должна находиться на определенном уровне развития. Таким образом, развитие опережает обучение, обучение как бы надстраивается над развитием. Ж. Пиаже
  Обучение тождественно развитию Обучение и развитие – тождественны. Ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения – это шаг развития ученика. Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. У. Джемс, Э. Торндайк
  обучение тесно связано с развитием Развитие – это двойственный процесс: - развитие как созревание, - развитие как обучение. Созревание влияет на обучение, а обучение влияет на созревание. Обучение – процесс возникновения новых психических структур и усовершенствования старых. Таким образом, обучение может идти вслед за развитием, а может и опережать его, вызывая в нем новообразования. Развитие – процесс, независимый от обучения, которое тождественно развитию, т.к. в процессе обучения приобретает новые формы поведения, т.е. развивается. Развитие (созревание) готовит и делает возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает вперед развитие (созревание). ЗБР – это психические функции, находящиеся в процессе созревания. Л.С. Выготский считал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. К. Коффка, Л.С. Выготский

 

 

схему не посылать

 

А.Р. Лурия развивал теорию культурно-исторического развития высших психических функций человека.

Он исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Показал, что соматические (телесные) признаки в основном наследуются, элементарные психические функции (зрительная память) – редко наследуется, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие) решающее значение имеют условия воспитания.

8. Деятельностная теория личности Главный фактор развития личности – социальный Основные идеи: 1. Т.Д. подчеркивает активную природу психики. 2. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социаль­но полезную общественную роль. 3. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, само­контроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности. 4. Деятельность – сложная динамическая си­стема взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых формируются свойства личности; это совокупность действий, направленных на достижение целей. 5. Основной принцип – принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Деятельность и сознание образуют органическое единство и взаимосвязаны. 6. Базовый тезис Т.Д. – деятельность определяет сознание. 7. Внешняя и внутренняя деятельность имеет общее строение. (А.Н. Леонтьев) Выделяют 4 разновидности характера: 1. морально-волевой, 2. аморально-волевой, 3. морально-абулический (абулия – отсутствие воли), 4. аморально-абулический.
8.1(24). Деятельностная теория личности Сергея Леонидовича Рубинштейна (СССР, 1889-1960) и Александра Николаевича Леонтьева (СССР, 1903-1979)   (Направление в психологии– Теория деятельности) С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев – основоположники Теории деятельности.   Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социаль­но полезную общественную роль.   С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев используют системный культурно-историческийподход к описанию личности, согласно которому личность человека, его мотивационная и познавательная сфера являются продуктом его активного, де­ятельного участия в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни; т.е. личность формируется и развивается в течение всей жизни в рамках социальной деятельности человека. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.   А.Н. Леонтьев подчеркивает, что «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Ученые считают, что главным источником развития личности является деятельность, отрицая биологическое и психологическое наследова­ние личностных свойств.   Они выделили 2 подхода к трактовке деятельности личности: - 1 подход – трактовка А.Н. Леонтьева: деятельность личности – это особая разновидность психической активности. - 2 подход – трактовка С.Л. Рубинштейна: деятельность личности (и сама личность) – это реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность кон­кретного человека.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.