Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические музеи – СМ. Музеи исторические




ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМНОЕ – См. Рекламное исследование.

ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГО­ВЫЕ В ТУРИЗМЕ \ объективный сбор, учет и научный анализ всех дан­ных, касающихся проблем продажи и перемещения туристской продукции от продуцента к потребителю, а также анализ факторов, влияющих на мар­кетинг товаров и услуг. К И.м. в т. от­носятся следующие компоненты: ис­следование потребительских свойств туристской продукции, исследование туристского рынка, исследование тор­говых и распределительных операций, изучение свойства информации, исследования социально-экономических проблем, влияющих на туризм, исследование дея­тельности фирмы, выработка и реали­зация стратегии маркетинга. И.м. в т. проводятся следующими методами: систематический сбор, накопление, анализ и предоставление руководству фирмы данных и выводов, имеющих отношение к специфической ситуации на туристском рынке.

ИСТОРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА – раздел истории туризма, который изу­чает развитие и становление индуст­рии гостеприимства и ее основные эта­пы развития. Появление первых про­образов гостиниц и самой профессии по обслуживанию людей, останавли­вающихся на ночлег, связано с ран­ними периодами человеческой исто­рии и отражает особенности и тради­ции бытовой культуры народов Древнего мира. Таверны, постоялые и гостиные дворы, возникшие в антич­ных государствах, достигли особого расцвета во времена Римской импе­рии, когда их услугами пользовались путешественники, чиновники, курь­еры и другие правительственные слу­жащие. С упадком империи в I в. н.э. происходит разорение большинства предприятий размещения. Только че­рез четыре столетия, с возобновлени­ем торговых связей и путешествий, начинается формирование средневеко­вой системы гостеприимства. Особую роль в этом процессе сыграла также христианская церковь, которая с це­лью обеспечения ночлегом большого числа паломников, священников, пу­тешествующих по святым местам, со­здавала странноприимные домагоспиции». Становление гостеприим­ства проходило и в странах Ближнего и Среднего Востока, в Азии и др. ре­гионах, где путешественники, паломники и купцы могли воспользоваться услугами своеобразных гостиничных комплексов – караван-сараев. На Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляются в XII-XIII вв. В средневе­ковой Японии начиная с XVII в. идет бурное развитие гостиничного дела, появляются гостиницы «хондзин» для богатых и знатных путешественников и «хатаго» для простых людей. Эти сред­ства размещения считаются прароди­телями современных японских гости­ниц – «рёканов». В эпоху Ренессанса постоялые дворы начинают приобре­тать черты коммерческих мероприя­тий, хотя они остаются еще довольно примитивными из-за низкого санитар­ного уровня, отсутствия элементарных удобств и т.д. Бурное развитие гости­ничных предприятий происходит в XVIII в., когда резко повышается мо­бильность населения и растет комфор­табельность гостиничных предприя­тий, особенно в европейских странах. Постепенно гостеприимство превра­щается в отрасль, приносящую боль­шую прибыль. Начиная с XIX в. разви­тие гостеприимства тесно связано с развитием туризма. Появляются первые объединения, общества и корпорации, которые устанавливали цены на номе­ра, готовили кадры гостиничных работ­ников и т.д. Так, в Лондоне возникает синдикат гостиниц, во Франции – «Союз хозяев гостиниц». В это же время формируются первые гостиничные цепи, в частности, в Европе в 1870 г. начинается формирование цепи оте­лей «Ритц». В начале XX в. был создан «Международный союз владельцев го­стиниц», насчитывавший в своих ря­дах владельцев 1700 гостиниц из раз­ных стран мира. Основным направле­нием развития системы гостеприимства в этот период является возникновение предприятий, обладающих все большей комфортабельностью и расширением спектра предлагаемых услуг. В России в 1910г. насчитывалось более 4600 гости­ниц, являющихся частными чисто ком­мерческими предприятиями. В годы со­ветской власти декретом советского правительства гостиницы были наци­онализированы, началась реорганиза­ция гостиничного хозяйства страны. Всплеск развития пришелся на 80-е годы XX в., когда в канун Московс­кой олимпиады было построено нема­ло комфортабельных по тем временам гостиниц, в том числе и крупнейший гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 тыс. мест. Эконо­мический кризис 90-х годов оказал неблагоприятное влияние на всю ин­дустрию гостеприимства в стране и при­вел к резкому сокращению спроса на гостиничные услуги. За последние годы в стране начаты реконструкция суще­ствующих гостиниц и строительство но­вых, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Система гостеп­риимства приводится в соответствие с современными требованиями к уровню и качеству сервисного обслуживания с целью приоритетного развития внут­реннего и въездного туризма, получив­шего государственную поддержку.

ИСТОРИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА – раздел курортологии, изучающий ис­торию становления мировых курортов. История курортного дела начинается с античных времен, когда стали появ­ляться первые курорты Древнего мира. С тех пор курортное дело претерпело заметные изменения и превратилось в один из самых популярных видов от­дыха. В России первые курорты возник­ли в первой половине XVIII в. благо­даря указам Петра Первого о поиске «в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от раз­личных болезней». В 1919г. В.И. Ленин подписал декрет «О лечебных местно­стях общегосударственного значения», который провозгласил национализа­цию курортов и передачу их в руки трудящихся и направил усилия на организацию лечебного туризма и вос­создание системы курортно-санатор-ного обслуживания. После освобожде­ния Крыма от белогвардейцев в декаб­ре 1920 г. В. И. Ленин подписывает декрет Совета Народных Комиссаров «Об использовании Крыма для лече­ния трудящихся», по которому все благоустроенные дачи и особняки пе­редаются для использования в качестве санаториев и здравниц для.рабочих и крестьян. В 1921 г. с этой же целью под­писывается декрет «Об организации домов отдыха». Все принятые докумен­ты и законодательные акты регламен­тировали деятельность различных орга­низаций, занимавшихся этой работой. Таким образом, материальной базой для создания первых здравниц для представителей рабочего класса и тру­довой интеллигенции и крестьянства стали национализированные частные гостиницы, пансионаты, санатории; бывшие поместья, дачи, монастыри. Для улучшения питания больных в ве­дение санаториев передавались молоч­ные фермы, виноградники, в том чис­ле и дворцовые виноградники в Лива­дии. В 1919 г. в стране функционировало 5 курортов – Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные Воды, Эль­тон и Кашин, затем к ним присоеди­нились курорты Черноморского побе­режья Кавказа: Анапа, Сочи, Гагра, Сухуми; началось восстановление ку­рортов Боржоми, Абастумани, а так­же курортов Забайкалья и Дальнего Востока. К 1921 г. здравницы Крыма могли уже принять около 25 тыс. отды­хающих. С 1925 г. в бывшем царском дворце в Ливадии начал функциони­ровать первый санаторий для кресть­ян, а в Гурзуфе создан Всероссийский санаторный пионерлагерь Артек. Вос­становление курортных зон Крыма и Кавказа, строительство новых санато­риев и домов отдыха продолжалось на протяжении всех первых пятилеток. Активное развитие курортов и их ис­пользование началось после Второй мировой войны, когда в мире сложи­лась география популярных курортов.

ИСТОРИЯ ТУРИЗМА – научная дис­циплина, изучающая исторический процесс развития путешествий и ту­ризма, а также различные типы куль­тур с целью выявления характерных для них моделей «человека путешеству­ющего». В ней также анализируется вли­яние материальной и бытовой культу­ры на развитие традиций путешествий и туризма, а также раскрываются об­щемировые тенденции и культурно-национальные особенности развития туризма. В современной литературе по туризму можно найти различные под­ходы к вопросу о периодизации исто­рии путешествий и туризма. Один из вариантов периодизации связывает И.т. с развитием средств транспорта, ко­торые используются во время путеше­ствий, при этом историю туризма ус­ловно делят на пять периодов (или эпох). Самым первым периодом счи­тается предындустриалъный, когда люди использовали крайне примитивные средства передвижения. Последующие четыре эпохи связаны с изобретением новых транспортных средств. Это век железных дорог, далее следует век ав­томобиля, век реактивных авиалайне­ров и, наконец, век круизов на морских лайнерах. Существуют и другие вари­анты периодизации истории европей­ского туризма. Предлагается разделить его на четыре этапа. Период до начала XIX в. принято считать предысторией туризма. На протяжении всего XIX сто­летия происходили процессы, которые способствовали становлению и разви­тию элитарного туризма, сопровож­давшегося зарождением специализированных предприятий по производ­ству туристских и гостиничных услуг. Первая половина XX в. ознаменована становлением социального туризма. Пос­ле Второй мировой войны по настоя­щее время идет развитие массового ту­ризма, формирование туристской ин­дустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. В основу данной периодиза­ции положены в качестве критериев технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функ­ции туризма на разных этапах его раз­вития. История развития туризма в Рос­сии, по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет. Весь этот период делится на пять этапов. Первый, просветительский этап длился до 1890 г. Начало второго, предпринимательского этапа было связано с развитием капи­тализма в России. В это время идет со­здание туристских фирм и контор, ко­торые занимаются частной предприни­мательской деятельностью в сфере туризма. После социалистической рево­люции в России начинается третий - организационно-централизованный этап. Он продолжался с 20-х до 60-х годов XX в. и характеризуется формировани­ем советского туризма и характерных для него государственных и обществен­ных организаций. Четвертый этап - административно-нормативный ( 1970-1990). Начало пятого, переходного эта­па совпадает с началом процессов «пе­рестройки» и реформирования эконо­мики в стране, когда возрождаются традиции предпринимательства, в том числе и в сфере туризма.

ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА – научная дисциплина, изуча­ющая процесс развития экскурсионно­го дела в России. Ее возникновение от­носится ко второй половине XIX и на­чалу XX в. Исследователи выделяют три этапа развития экскурсионного дела:

дореволюционный – возникновение экс­курсионного дела; советский – станов­ление советского экскурсионного дела; современный. Первый этап характеризу­ется зарождением экскурсионного дела в России и появлением первых экскурси­онных организаций, началом научной разработки теории экскурсионного дела. В начале XX в. в России появляются пер­вые экскурсионные организации, идет работа по разработке теории экскурси­онного дела. Одним из первых методи­стов экскурсионного дела в России был И. М. Гревс. В 1907 г. при Российском об­ществе туристов была создана комис­сия «Образовательные экскурсии по России». При комиссии впервые были открыты курсы по подготовке руково­дителей экскурсий. Комиссия объеди­няла педагогов-энтузиастов, имеющих опыт экскурсионной работы: В. И. Ко-марнинского, В. Ю. Ульянинского, И. Г. Тарасова, которые заложили осно­вы разработки вопросов теории и ме­тодики экскурсионного дела. Вопросы методики проведения экскурсий ста­новятся предметом обсуждения на Все­российских учительских съездах (1906-1916), освещаются в журналах «Экс­курсионный вестник» (Москва), «Русский экскурсант» (Ярославль). Большой вклад в развитие советского экскурсионного дела и его пропаган­ду внесли выдающиеся педагоги и ме­тодисты первых десятилетий существо­вания советской власти: Н. К. Крупская, В. А. Герд, Н. П. Анциферов, А. Ф. Ро­дин, а также Б. Е. Райков, автор книги «Школьные экскурсии, их значение и организация» (1910), в которой впер­вые были четко сформулированы основ­ные принципы методики проведения школьных экскурсий и многие другие. В советский период активно развивалась теория экскурсионного дела. В 1920 г. при Наркомпросе создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро с целью пропаганды пролетарского туриз­ма. Руководство туристско-экскурсион-ной практикой в этом же году было возложено на Главный политико-про-светительскый комитет Наркомпроса (Главполитпросвет), по рекомендации которого стала разрабатываться «науч­но-революционная» и «производствен­ная» тематика для экскурсий с целью повышения идейного содержания всех мероприятий в области туризма и экс­курсий. В конце 20-х годов продолжает­ся совершенствование организацион­ной системы туризма. Все попытки слить воедино интересы планового и самоде­ятельного туризма в итоге приводят к возникновению организаций при раз­личных ведомствах – секции туризма при Всесоюзном совете физической культуры, туристско-экскурсионного управления при ВЦСПС и т.п. Созда­ние в 1930г. Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экс­курсий положило начало новому перио­ду в истории экскурсионной деятель­ности в стране, который характеризует­ся расширением географии туристских маршрутов и тематики экскурсий. Экс­курсии проводились дифференцирован­ные, с учетом возрастного состава, об­разовательного уровня, профессии, культурных запросов экскурсантов.

В 1936 г. были учреждены Центральные туристско-экскурсионные управления (ЦТЭУ) и (ТЭУ), перед которыми были поставлены задачи расширения, со­вершенствования организации и методи­ки культурно-просветительской работы. Современный период развития экскур­сионной деятельности связан с дина­мичным развитием индустрии туризма и проявляется в создании разнообразных экскурсионных программ, удовлетворя­ющих разнообразные культурно-позна­вательные запросы туристов и экскур­сантов, включение в маршруты новых объектов. Одной из отличительных черт современного этапа является разверну­тая программа подготовки профессио­нальных кадров – экскурсоводов и орга­низаторов, менеджеров в сфере турис­тско-экскурсионного бизнеса.

ИСТОЧНИКИ ПОДЗЕМНЫХ ВОД – естественные выходы подзем­ных вод на земную поверхность. И.п.в. разделяют на холодные и горячие (тер­мы). И.п.в. также характеризуются раз­личным химическим и газовым соста­вом. Издревле на местах выхода горя­чих источников создавались лечебные комплексы, курорты, которые привле­кали многочисленных путешественни­ков и туристов.

К

КААБА (араб. букв, к) – важнейшее святилище ислама, расположенное в центре главной мечети Мекки. Имеет форму куба, в котором находится свя­щенный «мерный камень», основной ритуальный предмет поклонения. В сто­рону Каабы во время молитвы обра­щаются все мусульмане; к нему совер­шаются ежегодные паломничества.

КАБАК – (устар.) питейный дом для простого люда; место продажи водки, а иногда также пива и медовухи. Пер­вые К. на Руси возникли при Иване IV, который, под нажимом церкви запретив продажу хмельных напитков, открыл особый дом на Балчуге для опричников и служивых людей. Созда­ние К. было обусловлено экономическими причинами. Поскольку доходы от продажи хмельных напитков были зна­чительными, царь принимает решение запретить крестьянам и посадским людям приготовление домашних хмельных напитков, реализация кото­рых начинает осуществляться только через царские К.

КАБАРЕ (фр. cabaret – артистический кабачок) – кафе или ресторан с эст­радной программой. Первые К. возник­ли во Франции в 1880-е годы. Здесь да­вались импровизированные представле­ния с участием музыкантов, актеров, поэтов. Постепенно К. превратились в рестораны, культурная программа ко­торых стала включать эстрадные про­граммы или камерные театральные спектакли. Современные крупные го­стиничные комплексы создают К. для организации вечернего отдыха и раз­влечения своих посетителей. В России в начале XX в. получили известность К. «Летучая мышь» и «Бродячая собака».

КАБИНА (от фр. cabine) – 1) отдель­ный домик; 2) небольшая постройка или коттедж в приморской гостини­це; 3) кабинка для переодевания или душа на пляже или при плавательном бассейне.

КАДАСТР (от греч. katastichon – лист, реестр) – систематизированный свод сведений об оценке доходности объек­тов (земли, домов, промыслов, курор­тов и т.д.), которые используются для исчисления прямых реальных доходов. К. как свод сведений о запасах, разме­рах, качестве, стоимости земли и дру­гих национальных ресурсов составляется периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.