КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции света
Свет и тепло — излучения нашей звезды, Солнца, — основа жизни на Земле. Но операторское искусство интересуется и другими его функциями. Первая функция. Есть свет — есть изобразительная информация, нет света — нет изображения. Если мы входим в темную комнату с горящей свечой в руке, то комната освещается, и становятся видны предметы, находящиеся в ней. Мы можем уверенно сказать: это шкаф, это стол, это диван, это портьеры на окнах... Но вот мы гасим свечу, и все как бы исчезает. Факт «появления» и «исчезновения» предметов при зажигании и гашении свечи — проявление первой функции света. Вторая функция. Свет выявляет цвет предметов. При горящей свече мы различаем в комнате все предметы, но не можем с уверенностью назвать ЦВЕТ каждого предмета или поверхности: стола, шкафа, обоев, портьер и т.д. Для этого просто не хватает света. Пословица «Ночью все кошки серы» возникла не на пустом месте.
Точное определение цвета, того или иного объекта возможно только при наличии необходимого и достаточного количества света.
Необходимое — это тот минимум освещения, ниже которого мы ошибаемся в достоверном определении цвета. Достаточное — это максимум освещения, выше которого также происходит цветоискажение. Вспомним вспышки молнии, когда цвета всех предметов выбеливаются из-за переосвещения. При достаточном освещении наш глаз различает до 300 оттенков ахроматического ряда и десятки тысяч хроматических цветов и оттенков. Цветочувствительность глаза имеет свои «взлеты» и «падения» в течение суток. Максимальное цветоразличение приходится на интервал от 13 до 15 часов, минимальное — от 23 до 3 часов ночи. Третья функция. Свет выявляет форму, объем, рельеф и фактуру предметов, усиливает ощущение пространства и движения. Освещенный предмет обретает светлую и теневую стороны («собственную» тень), на нем появляются блики и отражения, помогающие подчеркнуть объем и выявить фактуру предмета. Кроме того, предмет отбрасывает «падающую» тень. «Падающие» тени, пятна и полосы света наряду с материальными предметами являются полноправными композиционными элементами кадра. Динамика света — мигание, включение и выключение световых потоков, перемещение и изменение световых пятен, а также падающих теней — усиливает иллюзию движения в кадре. Представим себе купе железнодорожного вагона. На маленьком столике возле занавешенного темной шторой окна стоит стакан чая и лежит яблоко. Этот нехитрый дорожный натюрморт освещен слабой лампочкой, вмонтированной в плафон на потолке купе. Стакан густо заваренного чая и яблоко отбрасывают темные тени на скатерть. Поезд медленно трогается. Движение ощущается по покачиванию вагона и колебанию чая в стакане. Но вот пассажир поднял темную штору, закрывавшую окно. Потоки яркого дневного света преобразили натюрморт. Чай в стакане оказался насыщенного темно-оранжевого цвета, на подстаканнике появился выразительный рельеф, на стекле стакана и на ложечке заиграли веселые блики, от стакана и яблока легли длинные двигающиеся и постоянно меняющиеся тени. Наряду с движением пейзажа за окном, с перестуком колес, покачиванием яблока на столике, колебанием чая в стакане и позвякиванием ложечки эти движущиеся тени также подчеркнули и усилили ощущение движения.
Четвертая функция. Эмоциональное воздействие света. Сумрачный пасмурный день... Темное свинцовое небо будто тяжелым одеялом придавило всю землю до горизонта. Только что закончился дождь. Колея проселочной дороги превратилась в смесь непролазной грязи и сплошных луж. Не поют птицы. Стоит гнетущая тишина, и только слышно, как с листьев березок у дороги, в лужи падают последние капли. Тихо, тоскливо, грустно... Но вот в тучах произошло какое-то движение, образовался небольшой разрыв, и в него прорвался луч солнца, один только луч. Но как все изменилось вокруг! Луч упал на кроны березок, и они засверкали мириадами капель. Кроны деревьев отразились в лужах, отразились изломанно, будто двигаясь, так как вода в лужах «рябит» от набежавшего ветерка. Дорога теперь не кажется такой унылой. Она стала какой-то веселой и даже манящей. Лужи превратились в светлые оконца, в которых видны бегущие тучи. Да и сами тучи неузнаваемо преобразились: одни, более темные, стали ближе, другие, постоянно двигающиеся и меняющие форму, — дальше... Но главное — лучи солнца. Они будто оплавили края мрачных туч, заставляя их светиться и придавая им причудливую форму и неотразимую красоту. В образовавшийся в тучах разрыв лучи солнца хлынули на землю яркими столбами света, озарив поля, долину реки, деревеньку вдали... Преобразилось все. Зазвенели птичьи голоса. Засверкала, запела природа...
Мы неразрывно связаны с природой. Вполне естественно, что пасмурная погода вызывает у нас грустное, печальное настроение. Не случайно слова «пасмурно» (о погоде) и «смурное» (о настроении) — однокоренные. Разумеется, и в пасмурной погоде есть определенная прелесть — влажная воздушная дымка, создающая хорошо ощущаемую перспективу. Но если присмотреться, например, к березе, в пасмурную погоду листья ее — почти бесцветные, блекло-темно-зеленые, а на фоне неба — просто силуэтные. Ствол — черно-белый. В солнечную погоду листья переливаются всеми оттенками ярко-зеленого, желто-зеленого, сине-зеленого, а осенью — всеми оттенками теплых тонов: желто-оранжево-красно-бурого. От движения листьев на стволе прихотливо играют тени. Сам ствол кроме светотени получает то розоватый, то голубоватый, то фиолетовый оттенки. Ясная солнечная погода, веселые легкие облака, яркие блики на воде почти всегда создают в нашей душе необыкновенно радостное настроение. Но в своих произведениях режиссеры, сознательно усиливая контраст, нередко противопоставляют ясной, солнечной, радостной погоде горькую, трагичную судьбу героя. Это противопоставление усиливает драматизм ситуации. Как бы там ни было, бесспорно одно: свет обладает необыкновенно сильным эмоциональным воздействием на наши чувства.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 4371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |