Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отсюда понятна необходимость постоянного творческого контак­та между режиссером и оператором




Практика показывает, что любой операторский прием — будь то выбор точки съемки, симметрия или асимметрия, определение темпоритма и того или иного контраста — всегда является и для режиссера инструмен­том эмоционального воздействия на чувства зрителей.

Ракурс — сильное средство в арсенале оператора. Необычная точ­ка съемки усиливает выразительность кадра, но легко может иска­зить, изуродовать объект съемки, будь то архитектурное сооружение, фигура человека или его лицо.

Ритм

Ритм — повторяемость какого-либо предмета, мотива, действия че­рез определенные интервалы — временные или пространственные. Ритму свойственны и статика, и движение.

Ритм вообще оказывает сильнейшее влияние на человека. Напри­мер, в музыке — удары ли это барабана на марше или повторы музы­кальных фраз в танцевальных ритмах — они легко передаются человеку. В поэзии — периодическое чередование ударных и безударных слогов.

В живописи и графике — ритмические повторы элементов компо­зиции. Александр Бенуа в одной из иллюстраций к поэме А.С. Пушки­на «Медный всадник» изобразил бегущего Евгения и скачущего за ним медного всадника. В поэме это звучит так:

Куда бы бедный наш Евгений

Свои стопы ни направлял,

За ним повсюду Всадник медный

С тяжелым грохотом скакал.

 

В последних двух строчках отчетливо слышится ритмичный стук медных подков. Чтобы изобразительно подчеркнуть этот стихотвор­ный строй, художник расположил темные тучи над домами ритмично вертикально.

В статике мы прекрасно ощущаем ритмы колоннад. Ритмичны ко­лонны, вернее, их повторы на фасаде Михайловского замка (Русско­го музея) К. Росси, ритмичны бесконечно повторяемые арки венеци­анского палаццо дожей, ритмичны колоннада Казан­ского собора в Санкт-Петербурге и колоннада Бернини у собора св. Петра в Риме. В жизни мы наблюдаем факты аритмичного движения. Например, набегающие на берег волны. Они хотя и имеют некоторый разный интервал в своем движении, однако по форме всегда различны.

Аритмичны бегущие облака, аритмичен горящий огонь. На вол­ны, облака и огонь мы можем смотреть очень долго именно потому, что здесь все меняется каждое мгновение.

Ритм — очень мощный инструмент воздействия на зрителя, осо­бенно ритм в динамике. Приведем некоторые примеры:

♦ Представим марширующий на параде батальон солдат — 20 рядов
по 20 человек в шеренге. Ритмично печатая шаг, они проходят по брусчатке Красной площади. Впечатление мощи передается зрителям, и гордость
за армию наполняет наше сердце. А теперь представим, что по площади,
также четко печатая шаг, шагает один солдат...

♦ Балет «Лебединое озеро», танец маленьких лебедей. Четыре бале­рины как одна, в такт, исполняют прекрасный танец. А если бы этот
танец исполняла одна танцовщица?

Вообще кино и ТВ имеют много общего с музыкой. Ритмы музыки и изображения легко поддаются синхронизации. Поэтому изображение так легко «ложится» на музыку и монтиру­ется под музыкальный ритм.

 

 

 


Оператору необходимо знать и чувствовать музыку. Музыкальный ритм в длинных съемочных планах и ритм движения камеры должны совпадать. Используя прием «субъективной» камеры, нужно точно чув­ствовать ритм музыки и передавать его в динамике камеры.

Еще несколько примеров использования ритма (ритмических по­второв) в динамике.

♦ Под темными сводами храма облаченный в черную сутану с капю­шоном, согбенный, со свечкой в руках медленно шествует монах. Созда­ется определенное впечатление. Там же движется длинный ряд монахов.
Все они в сутанах с капюшонами, все они согбенны и у всех в руках
свечки. Впечатление многократно усиливается.

♦ Человек пилит бревно. Ритмично — вверх-вниз — движется его рука
с ножовкой. Это однообразное движение нам быстро надоедает. Оно монотонно, оно усыпляет.

 

 

♦ Так же ритмично — вверх-вниз — движется рука палача. Он точит
нож. У его жертвы, обреченного на смерть человека, мысли, какими бы
они ни были, весьма далеки от монотонности.

♦ Так же ритмично — вверх-вниз — движется рука кассира. Он выдает
нам зарплату. Эта монотонность могла бы длиться бесконечно. Она бы нам
не надоела.

Как видим, даже одинаковые по ритму и направлению движения вызывают самые противоречивые чувства. Еще более наглядно это можно наблюдать в эпизоде психической атаки.

Ритм атаки — барабанный бой — производит двоякое воздействие
на наступающих и обороняющихся. С одной стороны, этот ритм внушает
наступающим абсолютную уверенность в их неизбежной победе. С другой
стороны, тот же самый ритм (подчиняясь которому шагают строем войс­ка, смыкаясь при замене погибших) сильнейшим образом воздействует
на психику обороняющихся, вызывая панику и ощущение неотвратимо­сти поражения.

Ракурс

В операторском обиходе мы обозначаем словом «ракурс» точку съемки. Мы говорим: «верхний ракурс», «нижний ракурс», «в ракур­се». Термин «ракурс» переводится как сокращение. Сокращение объекта действительно зависит от точки съемки.

Высокая точка съемки поднимает линию горизонта, «прижимает» героя к земле, как бы принижает его и сокращает его размеры. Низкая точка съемки опускает линию горизонта, «приподнимает», монументализирует героя и тоже сокращает его размеры.

 

Часто при съемке интервью встречается такая ошибка: камера находится выше сидящего героя и видит его несколько сверху. При этом журналист, беседующий с героем, сидит на стуле рядом с каме­рой и на одном уровне с интервьюируемым. В результате камера, на­ходящаяся выше беседующих, «прижимает» героя к полу, кроме того, зритель не видит его глаз.

 

 
 

 

 


При выборе объекта съемки оператор определяет три координат­ные точки для установки камеры:

       
 
 
   

 


Рис. 6

 

1) расстояние до объекта съемки;

2) положение камеры по горизонтали — фронтально, справа или
слева от объекта;

3) положение камеры по вертикали: нормальная, верхняя или
нижняя точка съемки, т.е. ракурс.

 

На рис.6 мы видим изображения фигуры и улицы при нормаль­ной — а, верхней (высокой) — б и нижней — в точках съемки (ЛГ — линия горизонта).

 

 

 
 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.