КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Композиции
Оператор должен осуществить в изображении логическую, оптическую, тональную и колористическую связь между кадрами, ибо отсутствие такого единства заставляет зрителя чрезмерно напрягать свое воображение, утомляет его, ослабляет его внимание. В результате операторской работы на плоском экране создается полное впечатление о форме и фактуре предметов, о глубине пространства. Значение и содержание каждого кадра не зависит напрямую от места, занимаемого им в монтажном ряду. От соединения кадров в той или иной комбинации могут возникнуть совершенно разные ощущения. Всеволод Пудовкин использовал один и тот же кадр (портрет спокойно сидящего мужчины) в эпизодах свадьбы и похорон. И в ту, и в другую сцену этот кадр входил органично. Так писатель, добиваясь наиболее выразительного звучания фразы, многократно меняет местами слова. Так из одних и тех же букв мы получаем самые разные слова, порой противоположные по смыслу.
Изображение на экране — это, прежде всего, источник информации. Но, выстраивая композицию кадра, оператор заботится не только о том, чтобы информация, заключенная в нем, дошла до зрителя. Основной закон его творчества — это выразительность каждого кадра. Качество экранного изображения предъявляет оператору ряд требований: ♦ Ясность формы. Неразборчивость предметной формы на экране тормозит восприятие содержания кадра или происходящего в нем действия, сводит на нет выразительность образов. Излишняя, неоправданная усложненность формы, композиционная перегруженность, пестрота тонов и цвета порождает чрезмерное количество яркостных раздражителей и сильно затрудняет восприятие. ♦ Читаемость содержания кадра. Неверно считать, что зритель сам должен выбирать объект внимания на экране. Рассматривая картину живописца, зритель сам определяет, на что ему обратить внимание сначала, на какой объект — потом, а что на картине вообще оставить без внимания. Оператор в кадре компонует объекты таким образом, чтобы зритель мог легко разобраться в содержании. Авторы произведения (режиссер и оператор) ставят перед собой задачу — завладеть внимание зрителя. Быстрая узнаваемость на экране героев, предметов, фактур совершенно необходима в кино и на ТВ по той причине, что каждый кадр демонстрируется на экране определенное, ограниченное время, в отличие от живописи, скульптуры, графики, фотографии, которые мы можем рассматривать сколь угодно долго. Схожесть восприятия музыкального фрагмента, созданного композитором, и изобразительного эпизода, смонтированного режиссером, здесь очевидна. Не случайно многие эпизоды монтируются «под музыку», т.е. в создании монтажных фраз используется темпоритм и тональность музыкального произведения.
Кадр не должен быть загроможден второстепенными деталями. Композиционный и светотональный центр кадра должен совпадать с сюжетно-смысловым. Внимание зрителя должно быть сосредоточено именно на нем. Для организации внимания зрителя и выделений существенного в кадре служит светотональный акцент, т.е. повышение яркости главного объекта в кадре. Кроме того, необходимо, чтобы световые эффекты не мешали читать формы фигур и предметов, и чтобы кадр не был монотонным, скучным. Часто приходится сталкиваться с небрежно скомпонованными кадрами, сценами. Неряшливость композиции наносит немалый вред эпизоду, фильму в целом. Бесконечное множество жизненных ситуаций, которые становятся предметом творческого отображения, порождает огромное разнообразие композиционных решений.
Устойчивая (уравновешенная) и неустойчивая (неуравновешенная) Устойчивая композиция предполагает в своей конструкции превращение кадра в подобие весов, при этом правая и левая части изображения должны быть уравновешены. В уравновешенной композиции обычно горизонтальные и вертикальные линии изображения повторяют рамки кадра. Самый простой пример уравновешенной композиции — горизонтальное построение статичного плана, когда горизонтали, повторяющие рамки кадра, не пересечены вертикалями, что усиливает впечатление широты пространства, продолжающегося за пределами кадра. Такое построение кадра используется, например, при съемке пейзажей, чтобы показать бескрайние просторы. В кадре могут находиться статичные предметы, может развиваться некое движение, но в любом случае это спокойное, уравновешенное изображение, лишенное ярких динамических показателей. Мы знаем, что темная масса на экране по сравнению с серой воспринимается как более тяжелая. Самая светлая деталь кадра будет ощущаться как наиболее легкая. Из этого следует, что, например, тяжелую темную массу в левой части кадра необходимо уравновесить либо большей по размеру серой массой, либо равновеликой темной массой (рис. 1). Но оказывается, в действительности все значительно сложнее. Рис. 1 Рис. 2 Человек сидит у окна в вагоне движущегося поезда (рис. 2). Его фигура — темная, полусилуэтная — явно «перевешивает» правую часть кадра — окно, где мелькают деревья, поля, строения. Окно светлое, легкое и не может соперничать по весу с левой частью кадра. Формально не может. А в действительности само движение в окне — проносящийся пейзаж — отлично уравновешивает этот кадр.
Следующий пример. На берегу моря стоит человек. Море пустынно. Человек смотрит вдаль, ожидая появления лодки. По композиции видно, что правая часть кадра, где расположился герой, явно перегружена и кадр как будто неустойчив, неуравновешен (рис.3). Рис. 3 Однако напряженное ожидание, передающееся зрителю (ведь зритель знает героя и сопереживает ему), и является фактором, вполне заменяющим недостающую уравновешивающую массу в левой части кадра. Определить время этого ожидания — задача режиссера. Если лодка появится слишком быстро, то напряжение у зрителя будет недостаточным. Если ожидание продлится слишком долго, то напряжение спадет совсем — зритель просто устанет ждать.
Рис. 4 Еще пример. В левой части кадра (рис. 4) находится женщина, взгляд которой направлен вправо — на бескрайнее поле колосящейся пшеницы. Вначале кажется, что равновесие в кадре отсутствует, потому что фигура человека перевешивает правую часть картины. На самомделе помимо правильного тонального сопоставления — темной массы человека и большей по объему светлой массы поля — взгляд зрителя следует за взглядом героя и воспринимает огромное поле как бы глазами героя. Этот взгляд и будет уравновешивающим фактором. «Равновесие — это не только и не столько устойчивость, образованная равномерным распределением на картинной плоскости предметов и тональных пятен, сколько смысловая завершенность и единство впечатления. Из этого следует, что равновесие в прямом смысле может быть и неустойчивым, а изображение будет завершенным и целостным» (Ю. Екельчик).
Иногда композиционная уравновешенность достигается сопоставлением двух рядом стоящих кадров. Равновесие осуществляется соединением неустойчивых и устойчивых кадров. Нарушение уравновешенности композиции воздействует на зрителя как факт беспокойства за судьбу героя, факт его неустроенности.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |