Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи




Подоготовка "внезапного" появления вербализованного продукта выражается в осуществлении активных исследовательских действий и формировании невербализованных неоперациональных смысловых элементов. Общееправило может быть сформировано так: вербализованные продукты, в том числе те, которые которые выступают как принцип решения данной задачи, являются результатом сложной исследовательской деятельности (установление взаимодействий между элементами и тем самым выявление их свойств), которая предшествует возникновению этих образований и создает опосредующие продукты в виде невербализованных смыслов.

Итогами изучения неосознаваемых компонентов компонентов мыслительной деятельности и их взаимотношений с осознаваемыми могут служить следующие выводы:

1. Общий объем невербальной активности (бессознательной работы) значительно превышает то, что отражено в словесном отчете и даже в раасуждении в слух.

2. Невербализованная исследовательская деятельность ности избирательный характер, ее объем и состав зависят от ряда факторов.

3. На основе этой ориентировочно-исследовательской деятельности формируется неосознанные психические отражения (невербализованные смыслы) условий задачи и ее отдельных элементов, целых групп ситуаций, которые, как правило, шире их вербализованных эквивалентов.

4. Неосознаваемые психические компоненты имеют разную структуру, они развиваются в ходе решения одной задачи взаимодействуют друг с другом.

5. Имеет место перенос (использование) результатов ориентировочно-исследовательской деятельности из одной ситуации в другую (без их вербализации). В результате конкретное действие может оказаться предориентировочным, исследовательская деятельность развертывается применительно к целой группе ситуаций, которые для субъекта выступают как единое целое.

6. В невербализованной активности имеет место предвосхищение возможных изменений ситуации и результатов собственных действий по преобразованию ситуации. Эти невербализованные предвосхищения различаются по параметрам субъективной вероятности, объему, структуре, по последовательности.

7.Невербализованные предвосхищения связаны с невербализованным отражением ситуации и составляют важный механизм регуляции степеи развернутости поиска.

8. В игровых ситуациях развертывается процесс прогнозирования невербализованных смыслов действия для противника, а не только его целей, которые осуществляются через раскрытие их объективного значения.

9. Выявлено различие в организации практической и исследовательской деятельности в одной и той же ситуации. Новизна ситукации для испытуемого и формальная новизна не совпадают.

10. Выделяют особый класс познавательных потребностей, которые возникают по ходу исследовательской деятельности и опредмечиваются в продуктахневербализованной исследовательской деятельности (в теории проблемных ситуаций, разрабатываемой чаще всего в контексте учебной деятельности, в качестве педмета познавательной потребности раасматривается знание). В структуру задачи, реально решаемую субъектом, входят не только словесно сформированные требования, но ите потребности (требования), которые не опредмечены в словесно сформированных знаниях.

11. Структура и механизмы неосознаваемого психического отражения меняются при переходе к более высокому уровню владения данным видом деятельности.

12. Доказано, что в невербализованной активности может происходить подготовка вербализованного отражения свойств элементов ситуации. За переосмыслением стоят невербализованные переориентировки в ходе решения задач.

13. Вербализованное отражение может быть обобщением невербализованных отражений.

14. Существуют определенные критерии, определяющие вербализацию. К их числу относятся, например, субъективная вероятность невербализованных смыслов. Труднее всего поисходит вербализация смысла отдельных отдельных попыток.

15. Вербализованное и невербализованное психическое отражение оказывает разное влияние на организацию поиска решения задачи, они в разной степени переносимы из одной ситуаци в другую.

16. Имеет место превращение результатов зрительного поиска в цель.

17. Период невербализованного поиска решения задачи неоднороден, в нем должны быть выделены, по крайней мере, следующие стадии: формирование поисковой потребности, формирование невербализованного предвосхищения решения, формирование самого решения в невербализованной форме.

18. Были открыты новые формы неосознанного психического отражения и новые структурные единицы деятельности.

Исследование деятельности мышления показало, что: 1) они состоят не только из процессов, подчиненных сознательной цели, но и из процессов, подчиненных невербализованному предвосхищению будущих результатов, и процессам формирования этих предвосхищений, которые нельзя, естественно сводить к операциям; 2) в составе деятельности процесс этого второго рода может занимать больше места, чем собственно целенаправленные действия.(см. лекции по общей психолгоии)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.