Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы и методы психолингвистики




Теория порождения и восприятия речи.

Анализируя мозговые механизмы, лежащие в основе порождения речевого высказывания, можно сказать, что этот процесс распадается на два больших этапа. К первому отностится процесс првращения исходного замысла или исходной "семантической записи" в схему развернутого речевого высказывания. В этом процессе решающую роль играет внутренняя речь, свернутая по своему строению и предикативная по своей функции. С помощью внутренней речи происходит перекодирование исходной семантической записи в схему дальнейшего развернутого речевого высказывания. Этио этап порождения речевого высказывания обеспечивается передними отделами мозга.

Вторым этапом речевого высказывания является этап включения высказывания в коды языка. Этот процесс обеспечивается в основном гностическими зонами коры.

Процесс понимания речи с психологической точки зрения является обратным процессом порождения речевого высказывания. Он состоит из этапа восприятия готовой системы языковых кодов, имеющих определенное фонематическое, лексико-морфологическое и логико-грамматическое стоение этапа расшифровки этих кодов, этапа понимания общей мысли высказывания и выделение основного "подтекста", или смысла, который лежит за развернутым речевым сообщением

Можно видеть, что процесс декодирования речевого сообщения распадается на две большие фазы, первая из которых связана с процессами, обеспечивающими расшифровку воспринемаемых языковых кодов, а вторая - с процессами расшифровки того глубинного смысла, который таится за воспринемаемым сообщением.

Психолингвистика - дисциплина изучающая обусловленность процессов речи и ее восприятия структурой соответствующего языка. Как таковая возникла сравнительно недавно (1950 - 1960-е гг.). Вызвана к жизни прежде всего потребностями практики (обучение языку, восстановление речи при ее нарушении, исследования в области инженерной психологии).

Термин психолингвистика был введен Ч.Осгудом.

Основные прблемы:

1) Проблема порождения и восприятия речи - ядро предмета психолингвистики. Процессы порождения речи и связанные с ними процессы формирования так тесно переплетены с процессами мышления, что часто отождествляются.

2) Проблемы значения, в частности слова: формирование адекватных представлений о речевом мышлениии зависимость от нашего понимания значения. Для продвижения по пути решения проблемы речевого мышления важны наши представления о роли знаков в мыслительных процессах. Наибольшее значение имеют сформировавшиеся в середине 20 века представления о множественности знаковых опосредователей мышления, т.е. о не единственности речевого опосредования мышления (исследования Пиаже).

3) Проблема отображения реальной ситуации в речевом высказывании. Наиболее четко она сформулирована в гипотезе языковой относительности Сепира - Уорда; в теории речевой деятельности в виде проблемного соотношения речи и деятельности, в структуре которой развертывается речь; в теории речевой коммуникации - это зависимость высказывания от ситуации. Ситуация общения и ситуация, отображаемая в высказывании, может не совпадать, но принцип отображения остается идентичным: отображение каждого предмета и ситуации в целом в высказывани опосредованно нашим мышлением, представлениями о нем, его образом.

Понятийный аппарат психолингвистики состоит из двух частей: 1 - понятия лингвистики, при помощи которых описываются и анализируются речевые продукты общающихся; 2 - понятия психологии, которыми исследователь пользуется для объяснения процесса речевого общения и механизмов порождения и восприятия речи.

Методы ориентированы на изучение передачи смыслов. В конкретных исследованиях широко распространены методики, восходящие к самым разным научным традициям. Со стороны психологии - это гештальпсихология, когнитивная психология, генетическая психология Пиаже. Со стороны лингвистики - порождающая грамматика, порождающая семантика, этнолингвистика, компонентный анализ. Со стороны кибернетики - искусственный интеллект, алгоритмы семантической репрезентации и трансляции смыслов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 6373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.