Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи опыта




Цель опыта

Технология описания опыта

Характеристика условий

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в обоснованном комбинировании отдельных приемов технологии интерактивного обучения соответствующей реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и позволяющей создать наиболее эффективные условия для формирования и развития социальных навыков обучающихся.

 

Применение данного опыта возможно для учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по разным учебно-методическим комплектам, включая и обучение на профильном уровне.

Цель опыта - создание комфортных условий обучения, при которых школьник не только получает первоначальные навыки социального взаимодействия, формирует социальный опыт, но и чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

 

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Ø систематизировать и проанализировать современные технологии, позволяющие сформировать основные компетенции ученика;

Ø определить роль интерактивного обучения в курсе изучения обществоведческих дисциплин;

Ø применить интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.

Ø формировать умения самостоятельного поиска учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

Ø установить взаимодействия между учениками, обучить работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

Ø формировать у обучающихся жизненные и профессиональные навыки, необходимые для успешной социальной адаптации.

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач из многообразия интерактивных форм обучения преподавателем были выбраны и использовались следующие формы интерактивного обучения:

Ø Круглый стол (дискуссия, дебаты)

Ø Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

Ø Деловые и ролевые игры

Ø Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

Ø Работа в группах

Ø Метод проекта

 

Ø Круглый стол (дискуссия, дебаты)

В современном значении выражение «круглый стол» употребляется как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Этот способ характеризуется тем, что:

· цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы;

· все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

· все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Чаще всего круглый стол играет скорее информационную роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.
Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности:

ü стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

ü в стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии.

ü стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

Например, проведение круглых столов, возможно по следующим темам:

9 класс- Человек и закон; Права несовершеннолетних.

10 класс- Свобода в деятельности человека; Антисоциальные криминальные молодежные группы; Проблемы семьи в РФ.

11 класс-Социальное развитие, социальные отношения; Глобализация и ее последствия; Молодежь в современном обществе.

Приложение 3

В процессе дискуссии старшеклассники учатся:

· моделировать реальные жизненные проблемы;

· у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;

· продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

· анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

 

Ø Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)

Метод и термин «мозговой штурм», «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф.Осборном как улучшенный вариант диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций, одновременным созданием психоэвристического микроклимата в малых группах для повышения эффективности решения творческих, особенно изобретательских задач. При его проведении учащиеся высказывают как можно больше вариантов ответа на поставленный вопрос, из которых выделяются основные темы для дальнейшего обсуждения. Также быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера позволяют осуществить текущий контроль усвоения предыдущей темы, и подвести учащихся к новой теме урока.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе дается определенная проблема для обсуждения; участники высказывают по очереди любые предложения, в точной и краткой форме; ведущий записывает все предложения (на доске, плакате) без критики их практической применимости.

На втором этапе проведения «мозгового штурма» высказанные предложения обсуждаются. Группе необходимо найти возможность применения любого из высказанных предложений или наметить путь его усовершенствования. На данном этапе возможно использование различных форм дискуссии.

На третьем этапе проведения «мозгового штурма» группа представляет презентацию результатов по заранее оговоренному принципу:

· самое оптимальное решение;

· несколько наиболее удачных предложений;

· самое необычное решение и т.п.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

· генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;

· критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;

· аналитики, которые будут привязывать выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний, и др.

К преимуществам «мозгового штурма» можно отнести:

ü Правила мозгового штурма учащимся легко понять, легко освоить и использовать.

ü Множество идей может быть создано в короткое время

ü Стимулирует творческое мышление и мышление "вне рамок"

ü Каждая из идей может породить другие идеи.

ü Предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения в работу каждого ученика. Создается дух сотрудничества.

ü Каждый ученик равноправен во время урока и каждая идея принимается

ü Развивает творческие способности и творческое мышление старшеклассников

ü Универсальность метода и возможность комбинировать его с другими методами.

 

 

Предполагаются следующие вопросы для «Мозгового штурма» на уроке обществознания в 11 классе по теме «Роль государства в экономике».

 

1.Что такое государство?

2.Что такое экономика?

3.Что такое собственность?

4.Назовите признаки рыночной экономики?

5.Почему, по вашему мнению, важно с детства воспитывать уважение к чужой собственности? Как, на ваш взгляд, это можно осуществить?

6.В России постепенно осуществляется налоговая реформа, начавшаяся в 1998 году, когда был принял Налоговый Кодекс РФ. Что мешает законодательной и исполнительной власти быстро решить задачу упорядочения налогов и сборов в нашей стране?

7.Объясните, что означает фраза: «Живи по доходам, даже если для этого тебе нужно занимать деньги?»

Ø Деловые и ролевые игры

Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Цели использования:

· формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

· воспитание системного мышления

· передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

· обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

· воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;

· обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

 

Например, проводятся уроки в форме деловой игры по следующим темам:

9 класс- Закон на страже прав человека.

10 класс – Конфликты в межличностных отношениях; Рыночная экономика.

11 класс- Гражданское общество – это пространство свободного выбора, ответственности и участия; Молодежь за выборы.

Приложения 4, 5

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. С помощью деловых игр можно определить:

· наличие тактического и (или) стратегического мышления;

· способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

· способность прогнозировать развитие процессов;

· способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

· ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

Ø Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

 

На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая создание “фокус-групп”, проектные технологии, тренинги и др. Одна из таких технологий получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Метод кейсов представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий, реальных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Таким образом, различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Например, данный метод используется при изучении следующих тем:

9 класс- Право на образование.

10 класс- Общение как обмен информацией.

11 класс- Демография в современной России; Социальная структура современного российского общества.

Приложение 6

Преимущества метода:

ü развивает аналитическое мышление старшеклассников;

ü обеспечивает системный подход к решению проблемы4

ü позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения;

ü учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией;

ü вносит в обучение элемент загадки, тайны;

ü разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Ø Работа в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
На первом этапе группового обсуждения перед школьниками ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого учащиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.
Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

ü задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 10 ошибок);

ü ввести алгоритм выработки общего мнения;

ü назначить лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

На этапе изучения нового материала возможно продолжить работу в группах (малых или крупных).

Как правило, групповая работа позволяет:

· за короткий срок изучить и обсудить объемный и порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;

· решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока;

· продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;

· оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

Главным в данном случае является общая установка педагога на обучение каждого учащегося умениям работать над выполнением учебных заданий не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с товарищами.

Приступая к работе с детьми в интерактивном режиме, важно нацелить их на соблюдение правил «трех нельзя»:

- нельзя ссылаться на то, что «Уже все сказали»;

- нельзя отказываться сообщать свое мнение группе;

- нельзя демонстрировать свое плохое настроение.

Вопросы и задания, предлагаемы учащимся для изучения и обсуждения в группах, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.

Например, данную форму целесообразно использовать при изучении следующих тем:

9 класс- Межличностные отношения.

10 класс- Малые группы; Типы экономических систем.

11 класс- Межэтнические отношения; Духовное развитие общества.

Приложение 7

Работа в группах позволяет:

ü повысить интерес к предмету;

ü облегчить формирование у школьников основных понятий по изучаемой теме;

ü подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

ü овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

ü интеллектуально развивать старшеклассников;

ü расширить виды совместной работы, повысить коммуникативный опыт.

ü моделировать реальные жизненные проблемы;

ü вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;

ü продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

ü обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Ø Метод проекта

Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы классного кабинета и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.
Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.
Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению школьниками обществоведческого материала. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

· занятие – не лекция, а общая работа.

· все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.

· каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

· нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

· все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Например, данную форму работать целесообразно применять при изучении следующих тем:

9 класс- Многообразие деятельности.

10 класс- Истина и ее критерии; Групповая дифференциация и лидерство.

11 класс- Выборы в демократическом обществе; Религия в жизни общества.

Приложение 8

Были созданы проекты «Река детства» об экологической политике нашей области, проект «Школьная пасека», «Молодежь и глобализация», «Я-будущий предприниматель», «Защити экологию родного края».

Проектная деятельность распространяется на учебные практики в классе социально-гуманитарного профиля. Были созданы проекты и представлены в форме видеороликов «Моя малая родина - Томаровка», «Внимание, туберкулёз!», «Мамино сердце» и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.