Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Помещение и оборудование мест для голосования




Оборудование мест проведения голосования является одним из необходимых атрибутов организации процедуры голосования, обеспечивающей свободу и тайну волеизъявления избирателей (участников референдума).

 

 

Помещение для голосования, как правило, предоставляйся в распоряжение участковой избирательной комиссии (комиссии референдума) главой соответствующего муниципального образования (органом местного самоуправления, местным органом власти). При подборе помещения для голосования обычно используются школы, клубы, иные общественные или муниципальные здания. При этом принимаются во внимание, в частности, следующие критерии: удобство подхода избирателей (участников референдума) и подъезда транспорта, возможность доступа для инвалидов и т.д. Информация о месте нахождения помещения для голосования должна быть заблаговременно доведена до сведения граждан.

Помещение для голосования должно быть пригодным для организации процесса голосования и подсчета голосов, обустроенным, безопасным, в том числе в противопожарном отношении. Технологическое оборудование должно быть размещено таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и урны (ящики) для голосования, вход и выход из помещения одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), наблюдателей, международных наблюдателей, других лиц, имеющих право присутствовать на избирательном участке (в помещении для голосования) согласно закону.

Международный наблюдатель должен установить, в частности:

- имеются ли указатели подхода к помещению для голосования;

- затруднен ли доступ избирателей (участников референдума) к помещению для голосования, подъезд транспортных средств, принадлежащих избирателям;

- возможен ли доступ избирателей-инвалидов к помещению для голосования;

- в каком помещении (приспособленном или малоприспособленном) находится избирательный участок (помещение для голосования), т.е. определить слепень пригодности помещения и размещенного в нем оборудования для создания максимальных удобств для проведения голосования;

- достаточно ли техническое оснащение помещения для голосования, в частности, средствами связи, пожарной безопасности;

- достаточны ли размеры помещения для голосования для того, чтобы в нем находились национальные наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации и другие участники избирательного процесса (процесса референдума), предусмотренные законодательством о выборах и референдумах, обеспечивается ли одновременный обзор стола регистрации избирателей (участников референдума) и выдачи бюллетеней, кабин и урн (ящиков) для голосования, входа и выхода из помещения для голосования.

Государство может разрабатывать, внедрять и (или) использовать новые информационные и компьютерные технологии, а также технические и технологические стандарты, содействующие обеспечению открытости и гласности выборов (референдума), осуществлению процедуры регистрации избирателей (участников референдума), быстрое и точное определение итогов голосования и установление результатов выборов (референдума), начиная с уровня избирательных участков (участков референдума), возможность их верификации, способствующие повышению степени доверия избирателей, кандидатов, политических партий (коалиций), иных участников выборов и референдума к избирательным процедурам, выборам и референдуму в целом.

Помещение для голосования должно быть обеспечено необходимым технологическим оборудованием для организации голосования, в том числе стационарными и переносными избирательными урнами (ящиками).

Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы была обеспечена тайна голосования. Тайна волеизъявления граждан обеспечивается с помощью кабин или специально оборудованных мест для тайного голосования. Для размещения кабин в помещении для голосования должен быть зал. Кабины для тайного голосования имеют рабочий вход-выход для избирателя (участника референдума). В каждой из них должны находиться стол и стул, при отсутствии других источников освещения - настольная лампа. Кабины для тайного голосования должны находиться в поле зрения как членов участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), так и присутствующих на избирательном участке (участке референдума) национальных и международных наблюдателей.

Стационарные урны (ящики) предназначены для голосования в помещении для голосования, и их количество может быть определено в законе. Переносные урны (ящики) предназначены для досрочного голосования и для голосования вне помещения для голосования. Стационарные и переносные урны (ящики) для голосования должны быть достаточно вместительными, удобными для избирателей (участников референдума) по высоте и размещению прорези для бюллетеней, чтобы не нарушалась целостность опускаемых в урну (ящик) для голосования или уже находящихся в ней бюллетеней. Нарушение целостности или существенное повреждение бюллетеня является основанием для признания его недействительным.

Использование переносных избирательных урн (ящиков) расширяет возможности участия избирателей (участников референдума) в выборах (референдуме). В то же время эти возможности могут открыть дорогу злоупотреблениям и подорвать доверие к избирательному процессу (процессу референдума). Количество переносных урн (ящиков) должно быть законодательно определено либо установлено решением соответствующей избирательной комиссии (комиссии референдума), а процедура их использования должна находиться под особым контролем международных наблюдателей.

Если это предусмотрено законодательством о выборах и референдумах, непосредственно перед входом в помещение для голосования (либо в помещении для голосования) может быть оборудован стенд, на котором участковая избирательная комиссия (комиссия референдума) размещает информационные материалы обо всех кандидатах, списках кандидатов, образец заполнения избирательного бюллетеня (бюллетеня референдума), увеличенную форму протокола об итогах голосования, иную информацию, предусмотренную законодательством или решениями вышестоящих избирательных комиссий.

Находясь на избирательном участке (участке референдума), международный наблюдатель должен установить, в частности:

- состав и качественное состояние технологического оборудования избирательного участка (помещения для голосования, помещения для подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования);

- наличие оборудования для хранения бюллетеней для голосования, списков избирателей (участников референдума), другой избирательной документации;

- наличие информации об избирательной кампании (кампании референдума), предусмотренной законодательством о выборах и референдумах.

Международный наблюдатель должен знать правила голосования в особых случаях, то есть досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям, вне помещения для голосования при помощи переносных избирательных урн (ящиков) или в воинских частях, больницах, по почте. Это специально предусмотренные законом случаи голосования, и они должны находиться под особым наблюдением.

В случаях, когда законодательством о выборах предусмотрена процедура досрочного голосования, международные наблюдатели должны обращать внимание, в частности, на следующее:

- законодательные и фактические (для конкретных избирателей) причины досрочного голосования;

- общая организация процесса досрочного голосования, в том числе возможность осуществления контроля со стороны наблюдателей, дни и время, место проведения досрочного голосования;

 

- готовность помещений и технологического оборудования (ящики (урны) для голосования, технические средства голосования и т.д.) для проведения досрочного голосования;

- обеспечение тайны голосования;

- использование для целей досрочного голосования отдельных переносных урн (ящиков) для голосования;

- условия хранения переносных урн (ящиков) для голосования и избирательных документов;

- соотношение досрочно проголосовавших и общего числа избирателей, включенных в список избирателей;

- наличие жалоб и принятые по ним решения избирательного органа, иных органов, в том числе судов.

Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, может в соответствии с законом о выборах получить открепительное удостоверение и по нему проголосовать на том избирательном участке, где он фактически будет находиться в день голосования. Необходимо при этом иметь в виду, что законодательство о выборах может предусматривать возможность голосования по открепительному удостоверению как за кандидата по избирательному округу, так и за кандидатов по партийным спискам, либо только за кандидатов по партийным спискам, либо в ином соотношении. При голосовании по открепительным удостоверениям в первую очередь следует учитывать причины и порядок выдачи открепительных удостоверений, внесения в список избирателей сведений об избирателях, получивших и (или) проголосовавших на основе открепительных удостоверений, соотношение проголосовавших по открепительному удостоверению с числом включенных в основной список избирателей, а также установить, насколько данная процедура обеспечивает реализацию избирательных прав граждан. Необходимо также ознакомиться с жалобами на организацию работы по выдаче открепительных удостоверений и процедуре голосования, принятым по ним решениям.

Процедура голосования вне помещения для голосования призвана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке для голосования и не могут по уважительным причинам (состояние здоровья, инвалидность, семейные обстоятельства и т.д.) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Законодательство о выборах не всегда обязывает избирателя документально подтверждать причину невозможности его прибытия в помещение для голосования. При наблюдении за голосованием вне помещения для голосования международные наблюдатели должны принимать во внимание, в частности, следующее:

- ведение списка (реестра) устных или письменных обращений избирателей с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, иных лиц по их просьбе (с указанием причины невозможности личного прибытия избирателя в помещение для голосования);

- наличие письменных заявлений или записей устных заявлений от граждан, которые не могут прибыть в помещение для голосования;

- организацию выездов к данной категории избирателей, в частности, участие в таких выездах не менее двух членов избирательной комиссии, национальных и (или) международных наблюдателей;

- порядок использования переносных урн (ящиков) для голосования;

- обеспечение тайны голосования;

- внесение сведений о проголосовавших избирателях вне помещения для голосования в основные избирательные документы (список избирателей);

- порядок подсчета бюллетеней избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования;

- наличие жалоб и принятые по ним решения избирательного органа, иных органов, в том числе судов.

При наблюдении за голосованием в лечебных учреждениях, санаториях и домах отдыха, иных стационарных учреждениях и местах временного пребывания избирателей международный наблюдатель должен ознакомиться, в частности, с порядком составления списка избирателей, количеством избирателей, имеющих открепительные удостоверения, организацией голосования в плане предварительного обеспечения избирателей необходимой информацией о выборах, баллотирующихся кандидатах, списках кандидатов политических партий (коалиций), создания условий для обеспечения тайны голосования.

Необходимо также ознакомиться с жалобами на организацию голосования в указанных учреждениях и принятыми по ним решениями.

Международный наблюдатель, планирующий наблюдать за голосованием в воинских частях, военных учреждениях и организациях, должен предварительно ознакомиться с существующими порядком и правилами допуска на территорию этих объектов, закрепленными в законах о выборах, иных законах.

В случаях, когда голосование разрешено в воинских частях, военных учреждениях и организациях, необходимо принимать во внимание, в частности, следующее:

- будут ли необходимые материалы для голосования заблаговременно доставлены в распоряжение военнослужащих для того, чтобы дать им возможность сделать свободный, информированный выбор в день голосования;

- обеспечена ли возможность регистрации;

- как продуман вопрос предотвращения повторной регистрации и многократного голосования;

- будет ли в этих случаях использована особая организация голосования или оно будет проходить в соответствии с общим порядком;

- будут ли созданы соответствующие условия для обеспечения тайного голосования и свободы от принуждения;

- каков порядок передачи избирательной документации в вышестоящий избирательный орган или ее хранения в случаях, предусмотренных законодательством о выборах.

Необходимо ознакомиться с жалобами на организацию голосования в воинских частях, военных учреждениях и организациях, а также принятыми по ним решениями.

Международный наблюдатель, планирующий наблюдать за голосованием в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в случаях, если такое голосование предусмотрено конституцией и (или) национальным законодательством, должен предварительно ознакомиться с существующим порядком и правилами допуска на территорию этих объектов.

При наблюдении за голосованием в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых международный наблюдатель должен обращать внимание на следующее:

- будут ли необходимые материалы для голосования заблаговременно доставлены в распоряжение содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых для того, чтобы дать им возможность сделать выбор в день голосования;

- обеспечена ли возможность регистрации; как продуман вопрос предотвращения повторной регистрации и многократного голосования;

- будет ли в этих случаях использована особая организация голосования или оно будет проходить в соответствии с общим порядком;

- будут ли созданы соответствующие условия для обеспечения тайного голосования и свободы от принуждения.

Необходимо ознакомиться с жалобами на организацию голосования и принятыми по ним решениями.

В случаях, когда законодательством о выборах предусмотрена процедура голосования по почте, международный наблюдатель должен предварительно ознакомиться, в частности, с порядком и правилами поступления заявок (просьб) от избирателей для участия в указанной форме голосования, процедурой изготовления и хранения бланков избирательных бюллетеней для голосования по почте (если они отличаются от обычных бланков), порядком выдачи бюллетеней и регистрации избирателей, изъявивших желание проголосовать по почте.

В день голосования на избирательном участке международный наблюдатель должен обратить внимание на следующее:

- сколько бюллетеней для голосования по почте выдано избирательным органом;

- сколько конвертов с бюллетенями для голосования по почте поступило в участковый избирательный орган;

- каков порядок хранения таких конвертов;

- имеются ли на конвертах штампы (штемпели) отделений связи (почтовых органов);

- как вскрываются конверты, учитываются бюллетени для голосования и определяется волеизъявление избирателя, проголосовавшего по почте.

Необходимо выяснить, как избирательные органы поступают с конвертами с бюллетенями для голосования по почте в случае, когда почтовые органы доставляют их после закрытия избирательного участка или после окончания голосования (если дата отправки конверта предшествует дню голосования).

В целях повышения доверия избирателей (участников референдума) к итогам голосования и результатам выборов (референдума), ускорения обработки бюллетеней законы о выборах и референдумах или специальные законы и иные нормативные правовые акты могут предусматривать возможность проведения голосования на избирательных участках (в целом или на ряде участков) при помощи технических средств голосования и подсчета голосов. В соответствии с национальным законодательством о выборах и референдумах полученные при помощи технических средств подсчета голосов данные или результаты голосования могут являться предварительной, не имеющей юридического значения информацией либо иметь юридическое значение после их подписания членами избирательной комиссии.

Выводимые с помощью технических средств данные протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов (референдума) после их подписания членами избирательной комиссии (комиссии референдума) могут передаваться по техническим каналам связи в электронном виде в вышестоящую избирательную комиссию, а компьютерные распечатки указанных протоколов - передаваться для ознакомления всем лицам, имеющим в соответствии с законом право на получение копий документов избирательной комиссии (комиссии референдума), а также направляться в средства массовой информации и телекоммуникаций.

В случае использования избирательными комиссиями (комиссиями референдума), проводящими выборы (референдум), технических средств голосования и подсчета голосов, они должны ознакомить международных наблюдателей с принципами их работы и использования в избирательной кампании (кампании референдума).

Перед выборами (референдумом) центральная избирательная комиссия должна разъяснить избирателям, участникам референдума, политическим партиям и средствам массовой информации процедуру подсчета голосов, отчетности и транспортировки бюллетеней. Процесс подсчета голосов осуществляется открыто и гласно, обеспечивая прозрачность системы. Представление предварительных результатов должно осуществляться в соответствии с определенным графиком. Международные наблюдатели должны оценить этот процесс и убедиться, что он воспринимается как открытый и гласный.

Процесс подсчета голосов должен начинаться сразу после истечения времени голосования и закрытия избирательного участка (участка референдума). Он должен быть открытым и поддающимся проверке. Представители кандидатов, средств массовой информации и телекоммуникаций, национальные и международные наблюдатели должны иметь право и возможность наблюдать за всем процессом, включая и подсчет голосов, получить заверенные копии официальных результатов (или протоколов) каждого избирательного участка (участка референдума). Результаты должны быть вывешены и доступны населению.

Процесс суммирования результатов должен быть открыт для ознакомления, начиная от уровня участковых избирательных комиссий и заканчивая центральной избирательной комиссией, и это должно предусматриваться в соответствующих законах. Транспортировка бюллетеней, иной избирательной документации должна быть прозрачной и безопасной. Если избирательные комиссии (комиссии референдума) передают предварительные или окончательные итоги голосования и (или) результаты выборов (референдума) с использованием компьютера, международные наблюдатели должны иметь доступ к этому процессу и отслеживать его.

Международные наблюдатели имеют право наблюдать за подсчетом голосов и составлением протокола об итогах голосования. Это очень важная стадия выборов (референдума), которая должна контролироваться до конца, что позволяет проверить, насколько аккуратно и в соответствии ли с волеизъявлением избирателей (участников референдума) подсчитываются бюллетени.

Первая стадия подсчета голосов должна проводиться на избирательном участке (участке референдума). Любая система подсчета голосов, при которой бюллетени не подсчитываются непосредственно в помещении для голосования, а переносятся (перевозятся) в места подсчета, может вызвать проблемы с открытостью и проверкой. Международные наблюдатели могут сопровождать такое перемещение избирательных урн (ящиков) в соответствии с законом либо, если данное право не предоставлено им законом, - с согласия председателя избирательной комиссии.

Таким образом, референдум Санкт-Петербурга - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, осуществляемая посредством голосования граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Санкт-Петербурга, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного значения.

2. Референдум Санкт-Петербурга проводится на всей территории Санкт-Петербурга.

Референдум Санкт-Петербурга (далее - референдум) проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, поскольку им не оговорено иное, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Граждане участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Гражданин голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Референдум организуют и проводят комиссии референдума. В соответствии с федеральным законом вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Каждый гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории Санкт-Петербурга и который достиг возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства, которое расположено на территории Санкт-Петербурга, во время проведения на территории Санкт-Петербурга референдума не может служить основанием для лишения его права на участие референдуме.

Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.

Не имеют права участвовать в референдуме граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

На референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Санкт-Петербурга или в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга либо об отсрочке указанных выборов;

о персональном составе органов государственной власти Санкт-Петербурга;

об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

о принятии или об изменении бюджета Санкт-Петербурга, исполнении и изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в данном Федеральном законе и настоящей статье.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Санкт-Петербурга, либо на части территории Санкт-Петербурга, а также в течение трех месяцев после отмены указанного военного или чрезвычайного положения.

Повторно референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

В соответствии с Федеральным законом не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в данном Федеральном законе и настоящей статье.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, уполномоченное в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума требований действующего законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.