КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монтаж на стадии замысла фильма
Общеизвестна истина, что в любом искусстве присутствует понятие монтажа, т.е. сборки представлений об объекте. Если обратиться к исходному значению термина, то монтаж (франц.) относится к области техники: «сборка и установка сооружений, конструкций, технологического оборудования, агрегатов, машин, аппаратов, приборов, радиоэлектронных устройств и т.д. из готовых частей (узлов) и элементов». Действительно, рассматривая, допустим, древний керамический сосуд, мы как бы собираем воедино отдельные узлы и элементы: окидываем взглядом отдельные детали лепки и росписи, сопоставляем их друг с другом, с общей формой, чтобы получить цельное представление об объекте… Мы не осознаем движения взгляда поп предмету, а между тем эта «сборка» впечатлений и есть самый настоящий монтаж изображения, сродни тому монтажу, который применяется в сфере экранных искусств: «Монтаж (кино), творческий и технический процесс в создании кинофильма, следующий, как правило, после проведения киносъемок. Включает отбор отснятых фрагментов в соответствии со сценарием и режиссерским замыслом, склейку отдельных фрагментов в единое целое, перезапись фонограмм и др.». Монтаж – «термин, пришедший из кинематографа, используется для обозначения драматургической формы, где фрагменты текста и сценические фрагменты смонтированы в виде последовательности самостоятельных единиц, - пишет французский теоретик театра П.Пави. – Монтаж был «изобретен» кинематографистами (Гриффит, Эйзенштейн, Пудовкин). Пленку с предварительно заснятым планом-эпизодом режут на куски, а затем эти куски склеивают снова, и эта новая последовательность определяет окончательный вид фильма. Его ритм и повествовательная структура в большой степени зависят от окончательного этапа работы за монтажным столом». Между тем монтаж начинается задолго до съемочного периода – еще в период замысла. Будущий образ фильма чаще всего рождается из одного кадра, точнее сказать, из «мизанкадра» (термин предложен С.Эйзенштейном), «зрелища, приведенного к композиции на вертикальной плоскости экрана и включенного в монтажную цепь кадров». В воображаемом мизанкадре достаточно ясно просматриваются и основные персонажи, и подразумевается драматургический конфликт, и ощущается атмосфера будущего фильма. Самое сложное для начинающего кинодраматурга – удержать в памяти этот мизанкадр и зафиксировать его на бумаге, с тем чтобы в дальнейшем приступить к его расшифровке, т.е. к написанию полноценного сценария. Фиксация замысла и «расшифровка» мизанкадра одинаково подходят как для оригинального, т.е. авторского сценария, так и для экранизации. Безусловно, работа над экранизацией проходит легче, поскольку есть готовая литературная канва, однако монтаж в этом случае оказывается более сложной задачей, чем при написании оригинального кинопроизведения, т.к. проза не ограничивает себя рамками временной последовательности изложения событий, и часто даже в одной фразе позволяет соединять несколько временных пластов действия. Но сценарий не пишется, как проза – с «первой фразы». Работа над сценарием может начинаться с любого фрагмента, с любой сцены, поскольку литературный стиль, красота слога, что так важно для прозы, для киносценария не суть важны: сценарий требует ясности изложения материала, его задача – зримо передать происходящее на экране. В сценарии диалоги дополняются полноценными, развернутыми ремарками, и это отличает его от пьесы, где диалоги и монологи несут на себе всю полноту информации. Современный кинопроцесс требует не столько готового, абсолютно законченного сценария, сколько «проекта», т.е. такого полуфабриката, который легко и быстро можно было бы довести доя необходимой готовности по требованию продюсера или режиссера. При этом сценарий не должен потерять своих отличительных авторских черт. Зритель с удовольствием смотрит фильмы, в которых содержится новая информация – новые знания об окружающем мире, даже если этот мир населен инопланетянами, зомби или роботами. Как уберечь себя при встрече с неизвестным, как себя обезопасить - вот основная информация, которую зритель ищет в фильмах в первую очередь. Поскольку работа над сценарием не требует «первой фразы», то начинать работу следует с той сцены, которая наиболее ясно рисуется в воображении. Важным подспорьем в работе служат экспозиционные листы, в которых подробно описывается содержание сцены, обозначаются ее основные элементы. В общем виде экспозиционный лист имеет следующую схему:
Для примера – как заполняется экспозиционный лист сценария – возьмем небольшое по объему произведение – «Гора Бор-Тастаган» из сборника «В стране сказок» (Алма-Ата, «Мектеп», 1983 г.): «Когда-то в Тарбагатайских горах великанша пасла коз и пряла пряжу. Обычно она сидела на больших Тарбагатаях, а ноги ее лежали на Тарбагатаях малых. Однажды на ее стадо напал волк. Схватила великанша веретено и бросила в волка. Веретено упало в Сары-Далу и осталось там навсегда. Отсюда произошло и название горы Бор-Тастаган, что значит – брошенное в волка». (Примеч.составит.: «Между северными отрогами Тарбагатайских и южными Калбинских гор лежит равнина Сары-Дала (Желтая степь). В середине этой равнины одиноко возвышается довольно высокая гора Бор-Тастаган»). При работе с экспозиционными листами заполняются все сегменты, и если в каком-то сегменте происходит наложение информации, следовательно, там размещаются две сцены, которые требуют разделения. На примере приведенной легенды попробуем заполнить некоторые экспозиционные листы. Начнем с достаточно ясной сцены – на стадо Великанши нападает волк, а затем продолжим работу – по мере знакомства с материалом, решая экранизацию в ключе анимационного фильма.
Фраза первоисточника «Отсюда произошло и название горы Бор-Тастаган, что значит – «брошенное в волка» позволяет предположить и наличие людей, которые были свидетелями происшедшего, а затем передавали эту легенду из поколения в поколение. Поэтому необходимо создать экспозиционный лист, в котором действуют люди.
Приведенные примеры показывают, что количество сцен не может ограничиваться первоисточником. Экран требует иного рассказа, часто расширяя границы литературы. При этом монтаж сцен зависит от индивидуального подхода режиссера к композиции будущего фильма – вполне возможно, что падение веретена Великанши станет своеобразным прологом, решенным в любой стилевой манере – вплоть до кинохроники. Экспозиционные листы – это некий «консервант» идеи будущего фильма. Заметки, которые рождаются по ходу расшифровки литературного текста (собственной ли заявки на фильм, произведения ли другого автора), позволяют даже через долгий промежуток времени восстановить логику работы над сценарием, включиться в процесс написания, объяснить режиссеру свой замысел и принять его рекомендации. Полностью же готовый сценарий чаще всего отвергается режиссером, поскольку именно режиссер вкладывает в будущий фильм собственный взгляд на мир, лишь опираясь на драматургическую конструкцию. По поводу сценария теоретик кино С.Фрейлих писал: «По одним утверждениям, сценарий – основа фильма, по другим, сценарий – полуфабрикат… В конце концов, оба определения малоудачны. Основа дает лишь смутное представление о целом, полуфабрикат несъедобен сам по себе. Сценарий же «съедобен». По аналогии с предложенными С.Фрейлихом определениями, экспозиционные листы сценария – это вообще отдельные «продукты», из которых можно приготовить блюдо по вкусу режиссера. Экспозиционные листы и являются тем самым проектом, который позволяет достаточно быстро сделать сценарий, и монтаж сцен при этом носит чисто кинематографический характер – сцены автономны, и в то же время создают общее информационное поле, без лишних литературных красивостей.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |