Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока. Заключительная часть урока




Заключительная часть урока.

Практическая часть урока.

Вопрос: Какие способы украшения берестяных изделий вы знаете?

Рассказ учителя.

Мало того, ее очень ценят и в медицине как общеукрепляющее, тонизирующее и противовоспалительное средство. Во флоре России встречается около 40 видов березы.

Береза на Руси – это и символ, и поэтический образ страны.

Она и грела, и лечила, и поила, и душу человека питала.

1. Гравировка и теснение.

2. Прорезная резьба.

3. Роспись морилкой, красками.

4. Аппликация или интарсия.

5. Отделка народных костюмов и игрушек.

- А теперь прошу вашего внимания, т.к. мы переходим ко II части нашего урока – декоративное оформление кукол-берегинь, изготовленных из бересты (тип - конусная кукла).

Наша задача – завершить работу по изготовлению кукол.

Работа будет проводиться в мини-группах. В целях экономии времени мы оставляем без внимания технологический процесс, т.к. вы им владеете достаточно (инструкционная карта).

У каждой группы на столе заготовки кукол и все необходимое (раздаточный материал образцов, материал, инструменты для выполнения оформления).

- Каждая группа уже определилась, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

- Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини и монтажу всех деталей в группах.

Внимание! Внимание!
Веселое гуляние!
Люди добрые! Наш русский народ
Веки вечные водил хоровод!
И чтоб было нам веселей,
Не забудем таких мы корней!
Заведем хоровод, как в старину,
Пеню русскую споем, да не одну!

Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце урока создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь.

9. Организация домашнего задания: Подобрать колыбельные песни.

Литература:

1) В.С. Горичева “Куклы”, Ярославль, “Академия, Ко”, 1999 г.

2) “Русские обряды и традиции. Народная кукла” Санкт-Петербург, “Паритет”, 2003 г.

3) В.В. Финягин “Изделия из бересты”, АСТ “Астрель”, Москва, 2001 г.

4) О.В. Фликова, М.В. Макарова, Е.Н. Чайковская и др. “Конспекты уроков по народной культуре” Гуманитарный издат. Центр “Владос”, Москва, 2003 г.

Тема урока в 6-м классе: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Козлов Василий Владимирович, преподаватель изобразительного искусства, черчения, трудового обучения

Статья отнесена к разделам: Преподавание литературы | Преподавание информатики | Преподавание технологии | Преподавание МХК и ИЗО

Цели:

· Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

· Возрождение утерянных традиций русской культуры.

· Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.

· Развитие художественных склонностей и задатков.

Оборудование:

Наглядные пособия: праздничная народная одежда, глиняные птички, выставка книг, журналов с изображением праздничной женской одежды и головных уборов. На доске плакат с изображением девушки в русском народном костюме, эскизы кокошников, музыкальное сопровождение: исполняются русские народные песни (диск), показ отрывка из мультфильма: “Аленький цветочек”, отрывки из сказок: “Варвара краса – длинная коса, Марья – искусница” -DVD, мультимедиа проектор.

Предварительная подготовка:

На кружке: “Народные промыслы России” ребятами были изготовлены: птички – вестники весны и расписаны, на уроке труда изготовлены кокошники; дети одеты в русские народные костюмы; с ребятами разучен русский народный танец и хоровод; в помощь (для исполнения танца) приглашена ученица 11 класса.

Эпиграф к уроку:

“В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

(А.П.Чехов)

I. Организационный момент:

Под звуковое сопровождение: “Во поле берёзка стояла” учащиеся кружат хоровод, представляя при этом праздничную одежду русской женщины.

После представления костюма преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.

ІІ. Новый материал:

Учитель: - Ребята, мы продолжаем наши встречи на тему: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.

Весна-красна, на чём пришла?
На сохе, бороне, на кобыле – вороне.
Летите в поле, несите здоровье.
Первое коровье, второе – овечье,
Третье – человечье.

Беседа:

Учитель: - А теперь, глядя на Кристину, я хотел бы услышать тот вид искусства, который играл огромную эстетическую роль в жизни русского человека.

Дети: - Прикладное искусство: одежда, посуда, домашняя утварь…

Учитель: - Чуть подробнее остановимся на одежде.

Лекция:

Учитель: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.

Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.

Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.

Беседа:

Учитель: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?

Дети: Да.

Учитель: - Правильно ребята.

Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь.

Учитель: - Какие песни и стишки вы слышали от мам, когда были маленькими? (ребята приводят свои примеры)

После ответов детей, учитель дополняет их познания следующими:

Учитель: Часто мамы кладут детей на спинку, поглаживают, делая своеобразную гимнастику, при этом говоря:

Потягушечки, потягушечки,
Поперёк себя мишушечки,
Ручки похватушечки,
Ножки побегушечки,
Роток – говорок,
В головушку – разумок.

Так ласково, нежно обращаются они с младенцами, физически развивая их при этом. Эти стишки называют пестушками от слова пестовать, т.е. ухаживать, нянчить, носить на руках.

Чуть позже, когда ребёнок начинает немного понимать, в ход развития включаются потешки, от слова тешить, развлекать, а наряду с этим и учить ребёнка ходить, делать элементарные движения.

Топы, топы – по лавочке.
Цапы, цапы – за лапочки.

А также:

Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
- Этому дала (4 раза)
- А этому не дала.
- Ты дров не рубил,
Воды не носил
Тебе и нет ничего.

И ещё:

Пальчик – мальчик – где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил,
- С этим братцем – щи варил,
- С этим братцем – кашу ел,
- С этим братцем – песни пел!

Вот такие стишки – пестушки и потешки, а также колыбельные песни выдумывали для детей взрослые, все они собраны в разделе народного творчества под названием “Поэзия пестования”. Теперь ваши примеры (примеры ребят).

Но не только взрослые, но и сами ребята сочиняли для себя, для забавы.

Учитель: - Как вы думаете что?

Дети: - Считалки, загадки, дразнилки, игры…

Учитель:

- Рыжий, рыжий, конопатый.
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил

Учитель: - Как вы думаете, что это?

(Дразнилка)

Учитель: - Зимой и летом, одним цветом?

(Загадка)

Лекция:

Учитель: Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы.

Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду.

Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.

Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.

В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.

Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр (для примера показываются репродукции картин А.Г. Васнецова с изображением русских женщин в сарафанах).

Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.

В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами (просмотр отрывков из мультфильма и кинофильмов).

Беседа:

Учитель: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами фильмов (ребята отвечают).

Учитель: Их называли венцы, пчелки, перевязки, ширинки, кокошники (учитель обращает внимание ребят на репродукцию картины Н. Аргунова “Портрет девушки в кокошнике”), коруны (М. Врубель “Царевна Лебедь”).

Лекция:

Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.

Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)

К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.

Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.

Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” - петух.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.