КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступительное слово учителя
Организационный момент. ХОД УРОКА Образовательные Итог урока Тема нашего урока: “История русского костюма” Главной героиней стала бабушка Катя. Она познакомила нас с содержанием своего сундука, рассказала об одежде, в которой ходила в молодости, рассказала о тканях, из которых шили одежду, об отделочных тканях, о вышивках и кружевах.
Тема урока: "Кукла-берегиня" Вялых Светлана Юрьевна, учитель технологии Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии Тема урока: “Кукла-берегиня”. Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны. Задачи: 1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма. 2. Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой. Воспитательные 1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда. 2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте. Развивающие 1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол. 2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда. Основные понятия: сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла. Форма организации деятельности обучающихся: групповая. Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол. Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица). “Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица). План урока: 1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. 2. Вступительная часть. Тема, цель. 3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма. 4. Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально. 5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися. 6. Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание. 7. Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока. - Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”. “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но… Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”. В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь. Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл. Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1). Рис. 1 Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали. Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).
Мужской костюм состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали поясом (рисунок 4). Рис. 4 Художник воплощает эту красоту в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры. - А ваша задача – воплотить услышанное и увиденное в создании куклы – берегини. 3. Звучит музыка. Рассказ о берёзе, о природном памятнике родного города – берёзовой роще (выступление ученицы). Береза считает символом России. В старинных верованиях береза, как священное дерево, связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свернутой в трубочку из берестяной коры изготавливали незатейливых куколок. Березовых рощ на свете много, особенно на Урале, особенно в Красноуфимском районе. Рощи, как рощи: грибы да ягоды. Но все-таки одной Березовой роще удалось прославиться. Расположена она в Красноуфимске, в районе Горняка и Нового поселка. А прославили ее жители города еще в начале прошлого века, когда собирались там на маёвки, чтобы решить важные вопросы, касающиеся свержения старого (царского) режима и установления нового светлого будущего под названием коммунизм. А ведь мало кто знает, что эта, всем известная, Березовая роща – памятник природы. Об этом свидетельствует камень, установленный на постаменте при входе в лес. 4. Конкурс пословиц и примет о берёзе (опережающее домашнее задание). Тесно связан образ березы в народных приметах о сельском хозяйстве: · Из березы течет много сока – к дождливому лету. · Когда береза перед ольхой лист пустит – лето будет сухое. · Когда береза станет распускаться, сей овес. Бесчисленны песни, пословицы, поговорки, загадки, связанные с березой: · Береза – не угроза, где она стоит, там и шумит. · Бела береста – да деготь черен. · Для врага и береза – угроза. · Зелена, а не луч, бела, а не снег, кудрява, а не голова. 5. Стихотворение о березе (читает ученица).
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |