Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И ценообразования в здравоохранении




Стоимость определяется как количество общественно необхо­димого труда, затраченного на производство товара (услуги) и ове­ществленного в этом товаре.

Денежное выражение стоимости товара - цена. Цены и ценооб­разование составляют ценовой механизм, который чрезвычайно важен для управления экономикой. Цена есть денежное выраже­ние стоимости предмета, объекта, товара (услуги). Для покупателя цена - это количество денег, которые приходится платить за товар (услугу).

В ценообразовании наиболее распространено определение цены по затратам производителя (издержкам). Эта модель ценообразо­вания используется и в здравоохранении современной России.

Формула расчета цен по этой модели имеет следующий вид:

Цена = Себестоимость продукции (товаров, услуг) + Норматив­ная или расчетная прибыль + Надбавки (скидки) к цене.

В себестоимость обычно включают различные виды затрат. В сложившейся экономической практике затраты сводят к двум обоб­щающим позициям: материальные и приравненные к ним затраты и зарплата с начислениями на социальное страхование и наклад­ными расходами (командировки, оплата труда вспомогательного персонала, расходы по содержанию и оснащению помещений и др.).

17. Заказ №2105.

470 <> ЧАСТЬ II 4- Раздел 13

Состав затрат, включаемых в себестоимость и относимых к прибы­ли, устанавливается правительством в нормативных документах. Это необходимо, в частности, для функционирования налоговой системы.

Когда цена прогнозируется (до продажи), прибыль еще не изве­стна, так как товар не реализован. В связи с этим для определения нормативно-расчетной прибыли используется категория рентабель­ности, или относительной прибыли. Основные категории рыноч­ных отношений указаны на рис. 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТОИМОСТЬ   ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ  
Цена  
Экономический эффект (результат)  
Себестоимость  
Прибыль Экономический ущерб  
Предотвращенный экономический ущерб  
Рентабельность  
II i  
| ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)  

Рис. 17. Основные понятия экономики, используемые в здравоохранении

При расчете цен чаще пользуются величиной рентабельности в виде отношения прибыли к себестоимости.

В отечественной экономике рентабельность выражают в процен­тах.

Рентабельность, равная 10%, считается приемлемой, 20% -удов­летворительной, 30% - высокой.

Цены могут быть предельными, равновесными, свободными, фиксированными, прейскурантными.

При оплате медицинских услуг и для финансирования учрежде­ний здравоохранения в современной России используются бюджет­ные оценки медицинских работ, прейскурантные (тарифные) цены на платные медицинские услуги, тарифы на медицинские услуги по программам ОМС, договорные цены. Законом пока не предус­мотрено использование свободных цен на легитимном рынке ме­дицинских услуг. Наиболее близки к свободным, рыночным ценам договорные цены в коммерческой медицине и в добровольном ме­дицинском страховании.

•Ф- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 471

До перехода на рыночные отношения финансирование учреж­дений здравоохранения из государственного бюджета осуществля­лось по смете расходов. Смета представляла собой финансовый план учреждения, где были зафиксированы расходы учреждения по утвержденным статьям. Расходы по статьям сметы определялись на основании жестких нормативов, средства использовались исклю­чительно по назначению, неиспользованные в течение года деньги возвращались в бюджет.

Первоначально в смете было 18 статей, затем отдельные статьи были исключены, и смета медицинских учреждений включала сле­дующие статьи:

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату (на социальное стра­хование работающих).

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных средств.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы,

При таком порядке действует распределительная система, фи­нансирование осуществляется не по потребности, а по остаточно­му принципу. Государство, являясь единственным покупателем и не имея достаточных средств, само назначало и регулировало ус­ловную цену работ, товаров и услуг в здравоохранении, обеспечи­вая населению по возможности бесплатную, доступную, квалифи­цированную медицинскую помощь в условиях жесткой экономии, устанавливая низкую оплату труда и низкие цены на все товары, необходимые системе здравоохранения.

Истинно рыночной является свободная цена, устанавливаемая и регулируемая спросом и предложением. При переходе к рыночной экономике подходы к ценообразованию меняются и используются различные виды цен. В настоящее время в здравоохранении Рос­сии используется так называемая затратная модель ценообразо-

17*

 

472 ^ ЧАСТЬ II <S> Раздел 13

вания. Зарубежный аналог этого метода носит название «издер­жки плюс прибыль».

Сформированная с учетом затрат ресурсов (рабочей силы, ле­карств, материалов, оборудования и т.д.) цена согласно финансо­вому законодательству разбивается на не облагаемую налогом при­быль (себестоимость) и облагаемую налогом прибыль (собственно прибыль).

При расчете себестоимости медицинских услуг учитывают струк­туру затрат, входивших в сохраняющуюся, но сокращенную смету медицинских учреждений, использующих бюджетные цены.

Одним из видов цен на медицинские услуги являются бюджет­ные. Они использовались в здравоохранении и в условиях нового хозяйственного механизма для обоснования финансирования ме­дицинских учреждений, работающих на принципах коллективно­го (бригадного) или арендного подряда, для взаиморасчетов между медицинскими учреждениями, для взаиморасчетов между подраз­делениями внутри одного медицинского учреждения.

Величина бюджетных цен не зависела от реальных издержек ме­дицинского учреждения. Они разрабатывались, исходя из расхо­дов по смете:

Цена единицы продукции = Сумма расходов по смете / Сумма еди­ниц продукции

За единицу продукции могли приниматься отдельные медицин­ские услуги, законченный случай лечения, койко-день, пролечен­ный больной, прикрепленный к поликлинике пациент и т.д.

Классическая формула ценообразования по затратной модели при расчете бюджетных цен не использовалась, себестоимость и прибыль не выделялись.

В настоящее время в условиях бюджетно-страховой системы здравоохранения бюджетные цены продолжают использовать при прямом государственном, бюджетном финансировании работ, вы­полняемых медицинскими учреждениями.

Так как возможности бюджета по финансированию здравоохра­нения из-за экономических трудностей, переживаемых страной, уменьшились, то бюджетные цены, основанные на смете медицин­ских учреждений, сейчас включают только часть прежних статей, заработную плату и начисления на заработную плату. При наличии возможностей в бюджетные цены, по которым оплачивается рабо-

•Ф- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга

та медицинских учреждений, включаются расходы на питание боль­ных, приобретение медикаментов и перевязочных средств, а также частично хозяйственные расходы. Критическая ситуация в эконо­мике не позволяла регулярно финансировать оплату медицинских услуг по бюджетным ценам, включавшим даже только две статьи сметы, непосредственно связанные с оплатой труда работников ме­дицинских учреждений. Недостаточность бюджетного финансиро­вания при отсутствии реального рынка медицинских услуг лишала некоторые медицинские учреждения возможности не только раз­вития, но и выживания, а пациентов — доступной и квалифициро­ванной медицинской помощи. Это приводило к росту платных ме­дицинских услуг в системе здравоохранения России при отсутствии достаточных доходов у населения, к социальной и экономической незащищенности пациентов и ухудшению экономического поло­жения учреждений здравоохранения, к снижению доступности и качества медицинской помощи.

Цены на платные медицинские услуги населению в нашей стране привлекли к себе внимание в середине 80-х годов в связи с введе­нием нового хозяйственного механизма и ухудшением бюджетно­го финансирования здравоохранения из-за экономического спада в начале реформ. В этот период разрабатывались государственные цены на платные медицинские услуги. Они оформлялись террито­риальными прейскурантами, реже прейскурантами отдельных уч­реждений.

Цены рассчитывались по классической формуле и представля­ли собой сумму себестоимости (типичные фактические затраты на производство медицинских услуг, рассчитанные на основе утверж­денных трудовых и материальных норм и нормативов) и прибыли в размере отраслевого или территориального коэффициента (процент себестоимости услуги). По разным территориям этот коэффици­ент колебался от 15 до 30%.

Аналогично формируются цены на платные медицинские услу­ги в государственных и муниципальных учреждениях здравоохра­нения и в настоящее время.

Прейскурантные цены, т.е. с указанием прейскуранта (списка) цен на медицинские услуги не освобождают исполнителей меди­цинских услуг (медицинские учреждения) от проведения собствен­ных расчетов. Такие расчеты и их сопоставление с прейскурантам-

474 -О- ЧАСТЬ II -О- Раздел 13

ми ценами необходимы для коррекции деятельности медицинских учреждений при несоответствии цен учреждения, учитывающих реальные затраты, прейскурантным государственным ценам. Кон­кретному медицинскому учреждению, как правило, выгоднее ра­ботать по собственным ценам за платные медицинские услуги. Это, возможно при условии утверждения цен территориальными орга­нами управления. Для управления здравоохранением важно исполь­зовать единую методику расчета цен, при этом цены отдельных уч­реждений могут различаться, как различаются сами учреждения, их ресурсы и используемые методы.

Договорные цены на медицинские услуги являются третьей груп­пой цен, используемых в здравоохранении России. Эти цены ут­верждаются прямым договором исполнителя медицинских работ (медицинского учреждения) и юридического лица (предприятия, организации, фирмы и т.д.) - заказчика работ. Договорные цены наиболее близки к свободным, они учитывают спрос и предложе­ние, информацию о ценах конкурентов. Эти цены устанавливают­ся на дополнительные виды работ и стимулируют развитие новых видов обслуживания, создают новые экономические возможности для тех, кто хочет и умеет работать. Предоставляемая государствен­ным и муниципальным учреждениям здравоохранения возмож­ность оказывать дополнительные платные медицинские услуги по договорным ценам в ряде случаев позволяет поправить их эконо­мическое положение и сохранить для населения необходимое ме­дицинское обслуживание. •

Договорные цены включают полные затраты на медицинские ус­луги и сопутствующие работы, а также прибыль в размере, соот­ветствующем интересам договаривающихся сторон. Договорные цены на медицинские услуги являются на рынке медицинских ус­луг прообразом равновесных цен, которые определяются соотно­шением спроса и предложения.

В настоящее время сфера использования договорных цен — доб­ровольное медицинское страхование и частная медицина.

Тарифы на медицинские услуги в ОМС условно можно считать четвертым видом цен в системе современного здравоохранения Рос­сийской Федерации. Подробнее вопросы формирования и исполь­зования тарифов на медицинские услуги в ОМС рассмотрены в раз­деле, посвященном медицинскому страхованию.

•О- Проблемы экономики, финансирования, маркетинга -О- 475




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.