Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные, характерологические и социологические особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в ВК




Преступления

Социальное положение несовершеннолетних, совершивших

Социальное положение 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
рабочие          
служащие          
работники с/хоз.          
учащиеся          
студенты          

 

В то же время, значительная их часть относительно легко пошла на совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, участвовала в грабеже, разбое, наносила тяжкие телесные повреждения, совершила убийство, проявила готовность к подражанию криминальной субкультуре, с легкостью восприняла ее элементы, смещающие систему нравственных человеческих ценностей.

Рисунок 35

 


Большинство подростков, поступивших в ВК, сожалеют о случившемся, однако не считают содеянное тяжким преступлением, не испытывают чувство вины, с легкостью усваивают неформальные тюремные нормы, нарушают режимные требования, имеют негативные установки относительно персонала. Поведение нередко носит показной, демонстративно-приспособительный, характер, что не позволяет говорить о происходящих положительных личностных изменениях, меняющих криминальные установки, мотивацию, ценности, отношение к социуму.

Это подтверждается повторностью преступлений, причем часто с возрастанием их тяжести, даже после условно-досрочного освобождения, когда, казалось бы, имелись все признаки исправления. Все это лишний раз свидетельствует о сложности задач, стоящих перед воспитателями, психологами и социальными работниками ВК, а также необходимости эффективного и преемственного постпенитенциарного сопровождения.

В период пребывания в ВК подростки проходят психологическое обследование в карантинных отделениях, где происходит первое знакомство с ними, изучаются их личные дела, выявляются группы, требующие особого учета, как представляющие основные трудности в воспитательной работе персонала.

Это, в первую очередь, лица с психическими аномалиями (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психопатия, олигофрения и другие психические отклонения). Так, по данным В.А. Гурьевой[75] среди контингента воспитательных колоний более 60% составляют несовершеннолетние с психическими нарушениями или с задержкой психического развития, включая своевременно нераспознанные психические заболевания.

Другую категорию, требующую особого внимания, составляют подростки, активно противопоставляющие себя режимным требованиям и персоналу ВК (лидеры с отрицательной направленностью, лица с повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы).

Третью категорию составляют несовершеннолетние с трудностями адаптации к условиям лишения свободы (тревожные, мнительные, неуверенные, замкнутые, с низким уровнем притязаний, социально несмелые, инфантильные, жертвы преступных посягательств, склонные либо принуждаемые к гомосексуальным отношениям).

При психологическом обследовании несовершеннолетних осужденных в период поступления в карантинные отделения ВК наиболее частыми состояниями являются настороженность, ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Повседневное их поведение отличается повышенной внушаемостью, нередко инфантильностью и избирательным конформизмом (высокой зависимостью от мнения значимой для них неформальной группы).

Повышенная восприимчивость и впечатлительность, характерная для подростков вообще, усугубляется влиянием разнонаправленных, часто противоречивых факторов ближайшего социального, в том числе, явно криминального окружения («… эти ребята были независимыми, «крутыми», не давали помыкать собой, заставляли воспитателей уважать себя…»), а также психолого-педагогическим воздействия со стороны персонала ВК и семьи (письма, посылки, свидания).

У несовершеннолетнего осужденного зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению: обидчивость, враждебность, агрессивность, попытки обвинить друзей или родственников в совершенном им преступлении (или, значительно реже, искреннее раскаяние в содеянном) и, напротив, желание высказаться, получить сочувствие, моральную поддержку.

Часто проявляется отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, оправдывающее собственное поведение, в том числе криминальное.

Эмоциональное отвержение со стороны лиц, значимых для несовершеннолетнего осужденного, а также отсутствие близких родственников, которых он, будучи на свободе, нередко презирал и игнорировал («Не могу понять, почему мама сюда не приходит и не пишет..»), существенное рассогласование привычных образцов поведения, неожиданные поручения, противоречащие текущему психоэмоциональному состоянию, предъявление необоснованных претензий со стороны окружающих нередко являются пусковым механизмом для проявления агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения.

Среди несовершеннолетних осужденных также нередко встречаются подростки, для которых агрессивность, бравада, неповиновение нередко выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности окружающим, но, в первую очередь, самому себе.

Осужденные подростки часто проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность.

Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надежное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами неформальных групп.

Большая часть осужденных подвержена периодическим депрессивным состояниям. Отмечаются снижение активности, перепады настроения, особенно на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы. Внешне это проявляется в повышенной раздражительности, придирчивости, часто демонстрируется недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. На самом деле преобладает пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям, боязнь неудач.

Характерен достаточно высокий уровень осознания имеющихся проблем, который выражается в чувстве тревоги, неудовлетворенности и пессимистической оценке своих перспектив и убеждения, что их жизнь в ближайшем будущем будет только ухудшаться: «… потом я совершала еще очень много ошибок, за которые должна расплатиться. Чувствую, что ужасно устала. Слишком тяжкое бремя – эта жизнь». Ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят свое выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.

При недостаточном уровне выраженности мотивационно-волевых качеств, прямолинейность и демонстративность поведения часто являются скрытыми формами протеста против «вечно придирающихся» взрослых, социального отвержения и неуспехов в жизни.

Одними из важных составляющих противоправного поведения в условиях лишения свободы являются дефекты социализации личности, а также мощное негативное влияние на личность со стороны неформальных групп сверстников.

Повседневное внутригрупповое общение подростков весьма часто происходит ради самого процесса общения («коммуникативно-информационное хобби» [76]). Оно ограничивается обсуждением сюжетов просмотренных когда-то фильмов, рассказами о развлечениях на свободе, нередко вымышленных и преувеличенных. Отмечаются устойчивые установки и социальные ожидания по типу «сегодня пожить для себя и одним днем»: «Стоит жить недолго, но так, как хочется …».

Основные усилия воспитателей и психологов по коррекции поведения несовершеннолетних осужденных должны быть сосредоточены на повышении их самооценки, формировании навыков адекватного поведения в различных ситуациях, а также оказании адресной социальной и психологической помощи, особенно в начальный период отбывания наказания и непосредственно перед освобождением из мест лишения свободы. Однако есть основания полагать, что успешная реализация программ исправительного воздействия на них в значительной степени сдерживается:

· недостаточным пониманием должностных лиц, осуществляющих исправительный процесс, психологических и физиологических процессов, происходящих в растущем организме несовершеннолетнего;

· недостаточным уровнем изучения индивидуально-психологических, социально-психологических, уголовно-правовых, пенитенциарных характеристик личности несовершеннолетних преступников и влияния на воспитательный процесс микросреды;

· слабой разработанностью научно обоснованных моделей психопрофилактики, психокоррекции нежелательного поведения;

· отсутствием комплексных социальных и медико-психологических программ, направленных на смягчение процесса включения (постпенитенциарной ресоциализации) несовершеннолетних преступников в общество по окончании срока отбывания наказания;

· практически отсутствием эффективной преемственности между специалистами ВК и службами, осуществляющими работу с молодежью на свободе.

Реализация в пенитенциарной практике основополагающих нормативно-правовых актов[77], предусматривающих последовательную гуманизацию социальной среды исправительных учреждений, а также ориентацию на психолого-педагогические методы обращения с осужденными предполагает активное внедрение современных психотехнологий при проведении психологических исследований и индивидуальных бесед с несовершеннолетними преступниками.

Приоритетное место должны занимать:

· изучение и превенция негативных факторов и явлений, способствующих тем или иным видам аддиктивного, делинквентного и деструктивного (разрушительного) поведения личности;

· развитие уровня доверия между персоналом и несовершеннолетними осужденными;

· оказание психологической помощи и поддержки различным категориям несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания, а также реадаптации к условиям жизни на свободе;

· включение в процесс ресоциализации более широкого круга государственных учреждений, общественных, в том числе благотворительных, конфессиональных и других образований;

· расширение гуманистических принципов исправительного воздействия в отношении несовершеннолетних осужденных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 19346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.